ArmA II: Operation Arrowhead: Обзор
«Видя бой со стороны, каждый мнит себя стратегом»
Козьма Прутков
Около года назад стартовали продажи широко известного среди любителей хардкора тактического шутера ArmA 2, который мы авансом высоко оценили и, как выяснилось в дальнейшем, не зря, поскольку к нынешнему моменту после череды патчей игра лишилась очевидных недостатков, были исправлены многочисленные баги. Следующим шагом к успеху товарищей из Bohemia Interactive Studio, что базируется в красивом чешском городе Прага, стала разработка объемного дополнения к ArmA 2 под названием Operation Arrowhead («Операция Стрела»), превратившегося к релизу в самодостаточный проект на слегка доработанном движке Real Virtuality 3. Вас ждут новые нелинейные военные действия, восточная история, подобно зеркалу отражающая реалии геополитики современных стран, мощная боевая техника и высокотехнологичные примочки для солдат. Удалось ли девелоперам воплотить в жизнь все свои задумки, или «Стреле» суждено потонуть в многочисленных багах — вы узнаете из нашего обзора.
Этот жестокий, но прекрасный мир
Прежде чем новичок окунется в тонкости военной тактики, его необходимо предупредить: здесь свой особый мир, в котором нет прощения ошибкам и поспешным решениям, здесь нет фантастики и нет романтики, есть лишь команда солдат с сержантом во главе, поставленная командованием цель и миллион способов ее достижения. Неважно, кто вам противостоит — группировки террористов, русские, американцы или арабы — все ваши политические соображения о правильности приказа откладываются на потом. А сейчас, руководствуясь здравым смыслом и вовремя оценивая окружающую обстановку, вы решительно идете в атаку при поддержке минометов с захваченной днем ранее высоты или ползком по кустам, прямо под ногами вражеских солдат, разведываете обстановку и закладываете бомбу. Так и проходила большая часть времени в ArmA 2.Operation Arrowhead предлагает нам нечто большее.
Сюжет завязывается в вымышленной стране Такистан, которая находится где-то в горах и пустынях Средней Азии. В исламском государстве нестабильная политика приводит к вооруженному конфликту. Под секретным названием «Операция Стрела» американские военные спланировали силовое вмешательство, дабы навести демократический порядок в этих диких местах. «Сингл» является калькой истории войны в Афганистане, запомнившейся своей неоднозначностью. В связи с этим от вас будет полностью зависеть исход всей миссии. Постоянный прессинг со стороны средств массовой информации и командования будет сковывать движения: нельзя убивать партизан, нельзя ссориться с местными, нельзя допускать террористических актов и так далее. Если где-то облажаетесь, то в Вашингтоне операцию назовут самым большим провалом в истории вооруженных сил Америки, а всю ответственность свалят на вас.
Собственно с этого и начинается череда долгожданных нововведений, коих разработчики предложили очень много. Изъяв со своего официального форума массу замечаний от фанатов, Bohemia Interactive организовала полную свободу действий, влияющую на концовку. Вы можете провалить задание — тогда вы не проиграете, нет, просто начнется новое, совсем другое. Можно провалить и его, но в том случае будет третье — еще более сложное, чем предыдущее. Причем в каждой миссии есть ряд дополнительных поручений, от которых будет зависеть сложность всего прохождения. Это отличная находка — переигрывать можно снова и снова. Конечно, ArmA 2 предлагала что-то подобное, но здесь нелинейность наконец-то доведена до ума.
Когда на дворе 2010 год, игнорировать современные системы ведения боя было бы глупо. Так, была смоделирована работа американской системы FLIR (тепловизор), которая позволяет видеть излучаемое объектами тепло: человеческое тело, нагретые от стрельбы стволы оружия, работающий двигатель, свежие следы от машины. Благодаря этому ночные заварушки стали проще, но в то же время и интереснее. Такистанские солдаты тоже имеют похожую систему — TSW. Но если США тепловизорами оборудовали почти все, в том числе «Абрамсы» и БПЛА, то у азиатов с массовым внедрением перспективных технологий существуют некоторые проблемы — тепловизор встречается только на редком станковом оружии и у самых опытных солдат. Это, конечно же, дает преимущество американской армии, однако баланс отлажен — оснащение и мощь строевых пехотинцев уравновешивает умение такистанцев хорошо прятаться и устраивать засады в своей родной местности.
Еще одним заметным нововведением стал рюкзак, в который помещается не только запасной пистолет и обоймы для винтовки, но и, например, пульт управления беспилотником. Теперь с FGM-148 Javelin и снарядами для него в рюкзаке, расположившись на вершине какой-нибудь горы, вы сможете легко раскидать вражескую танковую колонну. Сумки с собой таскают и ваши напарники — их тоже можно нагрузить чем-нибудь полезным для облегчения выполнения задания. Кстати, о танках — различным переделкам подверглись и транспортные средства. Была подкорректирована физика движения, добавлена система повреждений, улучшено устройство вертолетов, разработаны новые прицелы. В совокупности список изменений в геймплее уместится на добром десятке печатных страниц.
У любой войны есть недостатки
Война есть война. Для многих людей это работа, для кого-то — возможность отдать долг Родине, а кто-то преследует определенную цель, отправляясь в горячие точки. Какая цель у игрового персонажа? Для нас это остается загадкой. Командование просто отправляет группу в определенное место проявлять свои тактические знания и навыки. На протяжении короткой кампании персонажи периодически меняются, сопереживать им не успеваешь. Вспоминается, как в Operation Flashpoint мы получали звания и поощрения, постоянно сопровождали одного и того же протагониста и вживались в его роль. Напарники запоминались, а злодеи действительно вызывали ненависть. Да в той же ArmA: Queen's Gambit было ясно, что ребятам отвалили бабла побольше, и они принялись за свою черную работу. А в Operation Arrowhead мы — лишь винтик в большом геополитическом механизме становления демократии, где главным стимулом победы становится страх за провал операции.
Впрочем, ArmA 2 обрела известность не благодаря своим сценарным изыскам или «богатому» «синглу». Мультиплеер — вот чего жаждут миллионы поклонников серии по всему миру. Многочисленные кланы прямо сейчас заводят новые сервера и устраивают локальные сражения в виртуальных горах и пустыне. В компании с живым противником не приходится «глотать» ошибки поведения врага или гневаться на бездарное отношение виртуальных болванчиков к укрытиям. Микрофон, товарищ по команде и уверенность в победе — главные составляющие получения настоящего удовольствия от Operation Arrowhead. Ведь теперь многопользовательские режимы стали еще разнообразнее, ошибки исправлены, а благодаря хорошей оптимизации островов, игра стала более плавной у большинства пользователей.
Чехия, безусловно, — прекрасная страна для жизни, ритм которой весьма неспешен, а ее столица Прага расположена в очень красивых и чистых местах. Может быть, именно поэтому Bohemia Interactive до сих пор не исправила те баги, что тянутся еще от прародителя серии — Operation Flashpoint. Прошло десять лет, но танки продолжают отскакивать от камней, как игрушечные, виртуальные человечки умирают с заранее смоделированной анимацией, а дождь льет сквозь крыши зданий. Не удивляет наличие недоработок и в аддоне. Разработчики обещали поправить искусственный интеллект при езде конвоями, но на деле ИИ не способен обогнуть по обочине препятствие, расположившееся на проезжей части, — он будет горемычно толкаться, брыкаться и тыкаться, боясь хоть на сантиметр съехать с дороги. Фонарик, просвечивающий сквозь стены, — это тоже в порядке вещей. Проблемы с прокладкой маршрутов так и не были исправлены. Эти слова подтверждает тот факт, что еще до релиза девелоперы выложили патч.
Как мы уже говорили, оптимизация ArmA 2: Operation Arrowhead на этот раз чувствует себя несколько лучше. Правда, этого успеха удалось достичь лишь за счет упрощения локаций: вместо высокополигонального леса раскинулись пустыни и горы, а масштабы карт сократились. Все же графически игра немного «подросла»: в основном, конечно, разработчики постарались привести в порядок движок, что им и удалось. Однако с внешностью у ArmA 2 до сих пор не все в порядке: красивые модели транспортных средств и зданий на фоне медленно подгружающихся текстур местности и топорной анимации людей оставляют двоякое ощущение. На дорогостоящих мощных конфигурациях ситуация несколько лучше, однако для приобретения крутого компьютера придется нескромно раскошелиться, хотя игре до уровня современных высокотехнологичных хитов еще долго топать семимильными шагами.
В любом случае, как ни ругай ArmA 2, ее возможности воистину впечатляют: это огромный конструктор, из которого можно собрать все что угодно. В коммьюнити можно найти аддоны на любой вкус. Тут вам и симулятор фермера, и песочницы в стиле GTA, и гонки на автомобилях. И это лишь малая толика того, что придумывают любители и профессионалы, занимающиеся модмейкерством.
Легендарное внимание чехов к деталям и в игре проявляется в полной мере. Физический движок учитывает скорость ветра и его направление, вес пули и оружия, скорость движения персонажа и так далее. В аддоне добавилось и еще кое-что: например, можно разбирать/собирать станковое оружие, притом для его переноски требуются два и более человек. Подобных мелочей сотни, они приводят в восторг профессиональных вояк, а «казуальщики» лишь гневно пишут на официальном форуме свои недоумения, глядя на все эти сложности.
Плюсы: снова лучший хардкорный тактический шутер; геймплейные элементы были расширены; полная свобода действий и несколько концовок; расширенный мультиплеер и кооперативный режим на трех игроков в кампании; доработанный искусственный интеллект; улучшенная система повреждений; переплетающиеся элементы симулятора, стратегии и боевика; вновь выполнено огромное количество просьб фанатов.
Минусы: короткая кампания; снова недоработки и баги; заслуживающая пересмотра физика взаимодействия объектов; завышенные системные требования.
Лучшие комментарии