Внимание, квестолюбы и квестоведы! Свершилось долгожданное: адвенчура Still Life обзавелась сиквелом.
У этой игры сложная судьба, достойная пера романиста. В 2002-м компания Microids выпустила интересный детектив под названием Post Mortem с Гасом Макферсоном в «главной роли». Получилось очень неплохо. Три года спустя разработчики продолжили начатое, написав новую главу. На этот раз расследованием занялась юная Вик Макферсон – внучка.
Новой истории – новый бренд. Вместе со сменой главного сыщика авторы изменили и название. Их следующая адвенчура именовалась Still Life. И все бы в ней было ничего, если бы не «обкусанный» финал основной сюжетной линии. После длительной погони за преступником игрока ждал неожиданный «финт ушами» и, прошу прощения, кукиш в кармане.
Сиквел напрашивался. Его ждали. А Microids взяла, да и умерла безвременно.
Сейчас перед нами некий компромиссный вариант. Разработчики Post Mortem приложили руку к появлению Still Life 2 только в качестве издателей. Непосредственным созданием игрушки занималась малоизвестная GameCo Studios.
Где мы могли встречаться?
Адвенчура еще раз подтверждает: мир квестов захватывают шатенки и рыжие! Что? Вы говорите, Вик была брюнеткой? Все правильно, агент ФБР осталась черноволосой и пухлогубой. Но альтернативный вариант тоже в наличии. Палома Эрнандез – пронырливая журналистка с каштановыми волосами – станет нашей второй подопечной.
И по совместительству – жертвой маньяка. Если помните, в первой Still Life речь шла о местном аналоге Джека-потрошителя. Парень в маске кромсал чикагских девиц легкого поведения, а мисс Макферсон рыскала по его следу, подобно гончей собаке. Поймать преступника так и не удалось. Дело закрыли за недостатком улик.
Между тем, в штате Мэн объявился очень похожий злодей. Вульгарными убийствами втихомолку он свою фантазию не ограничивал. «Процедуру» снимал на камеру и отправлял DVD с жуткой записью местным административным органам. Не кто иной, как Палома Эрнандез прилепила извергу кличку «Палач с Восточного побережья». Предприимчивая девушка, прилюдно обвиняя Вик Макферсон в некомпетентности, в то же время сама предложила сыщице встретиться для обсуждения некоей новой информации. Тут-то репортершу и настиг маньяк.
Сюжет развивается в лучших традициях голливудских ужастиков. Вопреки своей обычной манере, изверг не режет Палому ножичком на мелкие кусочки, а запирает в заброшенном доме, гнусно хихикая при этом. На протяжении всей игры мы будем пытаться вывести девушку из заточения под злорадные закадровые комментарии маньяка. Сцены с журналисткой перемежаются «следовательскими» эпизодами при непосредственном участии Вик.
Агент ФБР с мисс Эрнандез в напряженных отношениях. Наверное, поэтому она так медленно изучает улики и, кажется, совсем не торопится спасать свою давнюю знакомую.
Ты измельчал, Джек
Маньяк на то и ненормальный, чтобы вести себя непредсказуемо. Но взаимоотношения убийцы и его последней жертвы – Паломы – выглядят очень уж странно на фоне предыдущих подвигов «потрошителя». Казалось бы, есть уже добрая традиция, стабильное реноме, так нет – надо все испортить! Если до сих пор преступник стабильно делал из девушек окрошку, то в этом случае он играет с репортершей в кошки-мышки: устраивает для нее нечто вроде полосы препятствий. И каждый раз обещает свободу в конце смертельного забега.
В результате мы имеем дело с двумя предельно стандартизированными видами геймплея. В игру вступила Эрнандез? Здравствуй, хоррор. Эстафета перешла к Вик? Привет, детектив. Ощущение «где-то мы такое уже видели» при прохождении преследует постоянно, впрочем, как и пиксельхантинг во всей своей красе. Разработчики заботливо выложили перед нами джентльменский набор шаблонных задач. Смешивание реактивов, подбор противоядий и кодов доступа – трудно даже вспомнить, в какой адвенчуре этого не было. Головоломки щедро присыпаны набором совершенно случайных чисел и еще более случайных взаимосвязей. Поэтому решать их можно только одним способом: интеллектуальным и вдумчивым перебором всех попавшихся по дороге цифр, надписей и букв. Проще говоря – методом тыка.
Есть и отягчающие обстоятельства. В прямом смысле слова. У героини в инвентаре всего 16 слотов. Каждая вещь занимает определенное количество клеток. Этот принцип авторы явно позаимствовали из RPG. Коронный метод клептомана – собрать все предметы в локации, а потом разбираться, что к чему – здесь не работает. В некоторых случаях нам придется выложить из карманов все для того, чтобы подобрать особенно крупногабаритные штуковины вроде матраса или приставной лестницы. Вытряхнуть лишнее можно по пути – в шкафы или ящики, чтобы вернуться за имуществом позже.
Стремление к реалистичности похвально. Но когда приставная лестница или огнетушитель бесследно исчезают у девушки под одеждой, система слотов кажется, мягко говоря, смешной. И очень неудобной, ведь из-за ограниченной грузоподъемности игрок вынужден постоянно гонять персонажа к единственному шкафу в локации.
Последнее слово техники
В то время как Палома бегает по темным комнатам в поисках выхода, Вик прогуливается по местам преступлений и между делом собирает доказательства. В распоряжении Макферсон все достижения прогресса, включая те, о которых прогресс еще не знает.
Коммуникаторы у детективов в последнее время стали общим местом. Компьютеры тоже. А вот набор ЛАМП, не имеющий ничего общего с лампочками, есть не у всякого. Помимо традиционных палочек для сбора образцов и пинцета в комплект входит 3D-сканер, электронный «нос», микроскоп и мощный анализатор. Вик собирает отпечатки пальцев, прогоняет данные через переносную базу – и вуаля, через пару секунд мы уже знаем, чьи ручки побывали в том или ином месте. Львиная доля игрового процесса посвящена этому чуду технической мысли. Макферсон обнаруживает все новые улики в самых неожиданных местах, причем в половине случаев находки никак не связаны с сюжетом. Каждый след от сапога или женский волос нужно идентифицировать.
Довольно скоро использование ЛАМП основательно надоедает. Злостный анализ всех предметов неожиданно сближает Still Life 2 с малобюджетной CSI: New York, что не есть хорошо.
А самое главное – игра совершенно лишена атмосферы хоррора, ради которой только и стоило огород городить. Маньяк слегка смешон, но уж никак не страшен. Комментарии Паломы по ходу пьесы демонстрируют столь легкомысленное отношение жертвы к своему положению, что и нам как-то не с руки всерьез беспокоиться из-за участи шатенки. Вик, зная, что журналистку в этот момент могут расчленять, мило болтает со своей старой подругой Клэр о последних сплетнях на работе. Спокойная жизнь, да.
Открывает рыба рот…
Графика осталась на уровне первого Still Life, а кое-где – даже потеряла в выразительности. Обещанная «полная трехмерность» на деле оказалась пшиком: задники неподвижны. На переходах между экранами игра подтормаживает. Интерьеры однообразны и унылы. Среднестатистические номера гостиниц, грязные, скверно освещенные помещения в заброшенном доме – этим фантазия GameCo себя исчерпывает.
И, наконец, старинный недостаток анимации – отсутствие мимики у персонажей. Наследники Microids не сделали даже попытки исправить недочет, изрядно подпортивший Still Life номер один. Вместо лиц у героев – маски, которые слегка оживают только в роликах.
***
Вы просмотрели 329-ю часть сериала «Смерть бравого сиквела». Почтим же память Still Life 2 минутой молчания.
Плюсы: старые добрые Макферсоны, старый добрый маньяк.
Минусы: предсказуемость и шаблонность во всем.
Лучшие комментарии
да, она не похожа на still life, но по своему интересна (немного похожа на фильм «пила»). особняк предстаёт в роли кочана капусты, с каждой сценой вскрываются новые факты и, допустим, цифровая маркировка на цистерне в подвале не нужная в начале, внезапно обретает смысл и применяется в середине игры, и это правильный подход! а две героини, параллельно раскрывающие сюжет — продолжение славных традиций still life.