Warhammer: Mark of Chaos - Battle March: Прохождение
Один орк хорошо! Что лучше один орк? Два орк! Два орк больше, чем один... это куда веселее! Аарргх!
Чомпо, философ из Dung Heap
Орки — очень обаятельная раса. Там, где можно выбрать орков, особенно если присутствует отыгрыш роли, ваш покорный слуга обязательно становится большим, зеленым и клыкастым. Поэтому когда в «Марше разрушения» орков объявили главной игровой расой, я обрадовался, но и насторожился. С одной стороны, мы наконец-то сможем повести в бой орды симпатичных зеленокожих вояк, но с другой — не станет ли и без того довольно простая игра еще легче? В Heroes of Might and Magic V орки усилили игру и сделали игровой процесс более разнообразным и продуманным. А что же внесут они в Warhammer? Смогут ли приблизить игру к Dark Omen и увеличить значение тактики?
Тур на вепре
«Марш разрушения» не вносит изменения в основы игры. Есть по-прежнему два режима: глобальный и тактический. В первом мы идем по карте от миссии к миссии, пополняем отряды, улучшаем их. Этот режим нельзя сравнивать с тем, что имеется в серии Total War. У нас нет своих городов и территорий. Мы просто идем вперед по не нами спланированному маршруту. Свободы на глобальной карте практически нет. Все точки выстроены в ряд, и мы способны лишь выполнять дополнительные задания или отказываться от них. Если помните, они были еще в Dark Omen, но там награда за необязательные миссии оказывалась существеннее. Например, отряд гномов... А здесь мы получаем только золото. Это можно смело отнести к недостаткам игры, поскольку сражаться за деньги, которых и так хватает, не очень-то и хочется.
Второй режим, в котором мы и проводим практически все игровое время, — тактический. Его мы видели в Imperial Glory, серии Total War, в Dark Omen. Под нашим руководством не отдельные бойцы, а отряды, и у них свои общие показатели — такие как боевой дух, броня, здоровье и т.п. Но, в отличие от перечисленных игр, в Warhammer: Mark of Chaos есть герой, который способен сражаться самостоятельно. И один такой боец может легко уничтожить несколько отрядов неприятеля.
Герои условно делятся на магов и бойцов. Первые хилые и хрупкие, но колдуют мощные заклинания, а вторые очень крепки и всегда сражаются на передовой. Их основная задача — поддерживать войска.
Хотя тактические битвы с виду напоминают битвы в Rome: Total War, на самом деле различия значительны. Разработчики из Black Hole Entertainment берут за основу правила настольного Warhammer Fantasy Battles, где есть свои определенные правила. Например, арбалетчик темных эльфов имеет показатель защиты, равный нулю, хотя внешне это не так — на нем такой же доспех, как и на алебардщиках. У многих бойцов есть определенные умения, а у целых рас — обычаи.
Куда вы дели мой молот?!
Однако знатоки Warhammer Fantasy Battles будут весьма и весьма огорчены невниманием, которое авторы игры проявили к их любимому миру, а в особенности к правилам и характерным свойствам рас и отрядов.
Что делают два отряда орков в Warhammer Fantasy Battles, если поблизости нет врага? С немалой долей вероятности — решают провести время с пользой, то есть начистить друг другу физиономии. Это называется «вражда» (animosity), укротить которую умели лишь черные орки... Но в «Марше разрушения» вы этого не найдете.
А ночные гоблины? Ах, как они радовали глаз за игровым столом! Отряд самых обычных бессмысленных гоблинов подползал к вражеской стоянке — и из него ракетами в разные стороны, на кого пошлют Горк и Морк, вылетали фанатики с громадными цепами, предварительно откушавшие ядовитых грибов! И уж тут спасайся кто может, под действием мухоморов различия между своими и чужими как-то скрадываются...
К несчастью, бедолаги пали, умерщвленные руками разработчиков. Из них сделали плюшевый отдельный отряд, который отличается от обычных гоблинов только более высоким боевым духом. Моргенштерн остался, но лишь у одного фанатика, да и то — по своим не бьет, чужих практически не калечит. К тому же ложные фанатики — да поразит Морк гнетущей почесухой эти жалкие подделки! — ходят... строем.
Но уймем рвущийся из груди вопль, тем более что в игре есть упущения и посерьезнее. Например, со времен Mark of Chaos осталось право стрелять в отряд, бьющийся с вашим союзником в рукопашную, не нанося при этом своим никаких потерь. Боевая система по-прежнему кажется незаконченной. Заимствованное из Warhammer Fantasy Battles взято кусками, а собственной детальной проработки нет. Результату удивится не только игрок, который никогда не слышал о настольной стратегии, но и тот, кто провел за ней много часов.
Бей-руби, руби-бей!
Главным недостатком оригинальной игры были куцые сражения. Мы играли за Империю, под нашим командованием была небольшая армия, враги нападали с разных сторон, а битвы выигрывались банально — напускаем поочередно все наши отряды на противника и давим числом. Уровни сложности мало что меняли. В одном случае приходилось покупать бойцов на две тысячи, в другом — на четыре с половиной. Вот только в казне всегда было около пяти тысяч золотых.
Если уж имперская (и даже эльфийская!) армия выигрывала количеством, то что насчет орков? Они-то и вовсе не любители хитроумных тактик. Главное — подойти на длину тесака, остальное как-нибудь само получится.
Увы, что бы ни говорили разработчики об усложнении тактики, самый верный способ победить — навалиться десятью своими отрядами на три чужих, после чего повторять до победного. Что ж... для орков это хотя бы в духе расы. На любую сложную тактику они отвечают ударом в лоб. Враг заходит с разных сторон, а зеленокожие бегут сразу ко всем и — правильно! — бьют в лоб. Вопль «Аарргх!» и плоская острота от командира (точнее, заправилы) прилагаются. Что резало глаз в Mark of Chaos, вполне к месту в «Марше разрушения».
И все-таки мы действительно надеялись, что разработчики сделают достойные бои. Тем не менее мы скорее путешествуем по карте, круша все на своем пути, чем думаем о грамотной расстановке войск. Противник превосходит нас десятикратно, но нападает двумя-тремя отрядами. Что они против двух сотен орков? И как бы это ни было забавно вначале, ближе к концу становится скучно.
Игру несколько разнообразит вторая раса — темные эльфы. У них другие бойцы, другая тактика, но выигрываем мы все равно за счет числа и мощного лобового удара. Хотя, будем честны, темным эльфам сложнее. У них меньше отрядов участвует в бою, да и карты другие. И все равно ближе к финалу устаешь от путешествий...
Маленькие сюрпризы для большого босса
Однако не будем недооценивать разработчиков из Black Hole Entertainment — они, как оказалось, горазды на выдумки. И после «Марша разрушения» я начинаю опасаться сюрпризов...
Перед нами вражеский замок. В нем — сотни меченосцев, на стенах расположились лучники и пушки, и любое движение в сторону замка означает гибель солдат. В распоряжении заправилы одна катапульта, которую ломают при первом же появлении на поле боя, и несколько отрядов с осадными лестницами. Наша задача достаточно тривиальна — захватить замок. Все бы ничего, но врагов гораздо больше, чем орков, и они имеют наглость обороняться! В бою на стенах мы несем большие потери, в бою на земле — тоже, даже простое движение в сторону замка резко сокращает численность войска. По завершении миссии под нашим руководством остается один герой.
Миссия действительно сложна, как и обещали разработчики, хотя замок взять вполне возможно. Но подход странен — чтобы захватить крепость, приходится просто прорываться вперед. Тактика? Как бы не так... Скорость! Главное — быстро двигаться, не обращать внимания на противников, а если и ввязываться в бой, то с троекратным преимуществом. Выходит это не всегда, поэтому Горбаша убивают, и миссия начинается заново.
И когда мы наконец-то ее пройдем, купим множество новобранцев и отправимся выполнять следующую миссию, нас вновь будет ждать очень сложный бой. Только теперь под нашим управлением будут не бывалые бойцы, а новички. Придется либо менять уровень сложности, либо раз за разом пробовать победить. Не сказать, чтобы это было хоть немного увлекательно...
В конце кампании за орков мы сначала лишаемся отрядов, которые с трудом развили до третьего уровня, а потом начинаем миссию, где нужны именно ветераны. И добро бы можно было побеждать с помощью военной хитрости — так нет же! Приходится вновь атаковать в лоб, только слабыми отрядами.
Но даже на это можно закрыть глаза. Пусть необходимо несколько раз переигрывать миссию, наконец-то разработать тактику (самые изощренные бои происходили как раз после того, как все ветераны гибли)... Но что, если проигрыш в миссии от нас практически не зависит?
В предпоследней битве за темных эльфов мы сначала долго уничтожаем врагов, обходим всю карту, а после наш герой дерется один на один с противником. Если вы не вкладывали очки в дуэльную ветку и ваш герой не сорокового уровня — проигрыш обеспечен. Враг выше уровнем, сильнее, у него больше здоровья. Проиграли, затем вновь прошли миссию и вновь проиграли в дуэли. Что прикажут делать господа разработчики? Проходить игру с самого начала?
Создателям можно простить простоватые миссии, можно забыть про оставленную без внимания тактику, но такой подход губителен для игры. Честное слово, в конце мне захотелось кодами увеличить уровень героя, чтобы наконец-то убить врага...
Dark Omen’у никто не пишет
Когда еще только готовилась к выходу оригинальная игра, мы надеялись, что она будет похожа на Dark Omen. Что-то от нее и правда перешло в Mark of Chaos (знамя отрядов, дополнительные миссии), но основа осталась за бортом. Увы, «Марш разрушения» тоже не пошел по стопам одной из лучших игр по вселенной Warhammer.
В Dark Omen главными были отлично срежиссированные сражения. Сделайте эту игру исключительно сетевой — и она потеряет львиную долю очарования. В «Марше разрушения» многопользовательский режим, напротив, предпочтительнее, поскольку там противник действует логично.
В миссиях приходится просто путешествовать от одной точки к другой, по пути убивая врагов. Сравните с Dark Omen, где каждая миссия — в некотором роде произведение искусства. Например, ночное нападение на город, где враги лезут со всех сторон и приходится прижиматься к дому в самом центре. Или штурм высот под артиллерийским огнем. Или колесницы Королей Гробниц на стылой реке. Или «добрая охота» норска Рагнара на троллей... А ведь там не было даже двух полноценных рас.
Сейчас возможностей стало гораздо больше, но воспользоваться ими разработчики отчего-то не пожелали, переняли в постановке разве что переговоры главных героев, но и они кажутся не более чем комментариями к происходящему. Если вычесть орочью специфику, смысл их довольно тривиален: «О, случился обвал. Надо обойти его стороной», «Это ловушка, как жаль».
Большой зеленый красавец
Но, несмотря на обилие недостатков, игра все-таки привлекает — и в первую очередь именно из-за орков и их комментариев. Бойцы Империи говорили скучными голосами что-то вроде «да, сэр», «идем, сэр», а орки так просто не могут! Они коверкают слова, несут наивный бред, постоянно жалуются на нехватку драк (даже в пылу сражения). Жаль, друг с другом не спорят, за них это делают шаман и заправила. Они не просто комментируют сражения, а препираются и что-то друг другу рассказывают.
Сюжет неплох, хоть и уступает Dark Omen; орки развлекут вас от души, а вот темные эльфы скучнее. Их коварство уже приелось, а глупость, как и у всех прочих, безгранична. Но, к несчастью, раскрывается история через заставки на движке игры, сделанные из рук вон плохо и показывающиеся всего на треть экрана. Фигуры угловаты, изображение тусклое и мутное. И если оркам это почти не вредит, то эльфы поистине ужасны. Главная героиня Лилаэт — по идее, прекрасная — на практике страшна как смертный грех. Эти ролики не идут ни в какое сравнение с тем, что нам показывают в начале игры.
Впрочем, за пределами роликов графика похорошела, анимация стала разнообразнее, а битвы выглядят намного реалистичнее.
Орк в сети
Что разработчики переработали действительно сильно, так это сетевой режим. В оригинальной игре он был неплох, но баланс там все же хромал. В дополнении разработчики добавили новые войска, а у старых изменили баланс. Ввели и новый, набирающий популярность режим World Domination, в котором мы можем ходить по глобальной карте, а после участвовать в тактических сражениях.
Больше внимания теперь отводится созданию «игровой колоды» — и многое зависит именно от правильно выбранной армии, где все солдаты смогут отлично взаимодействовать. Нечто подобное мы видим в «Демиургах», где необходима идея, а простой набор войск совершенно бесполезен.
Увы, нападение здешних орков мало что привнесло в игру. «Марш разрушения» сильнее оригинала, но почти все свежие идеи отправились в сетевой режим, а игровая кампания никак не смогла приблизиться к Dark Omen. А мы так надеялись...
Лучшие комментарии