FIFA 07: Прохождение
Руководство к игре FIFA 07:
Танец на пальцах
Введение
Еще одно руководство по FIFA не-помню-порядковый-номер? Зачем оно нужно — все уже жевано-пережевано в статьях о прошлых версиях игры? Или это перепечатка прошлогоднего материала?
Нет, статья новая. Да, разработчики огорчают нас устаревшей графикой — зато в геймплее появились изменения, достойные обсуждения! Неужели вы уверены, что графика важнее? Кроме того, невооруженному глазу видна ориентация игры на новых игроков — тех, кто ранее запутывался в пальцах и считал симуляторы слишком непохожими на реальность. Не без причин, если говорить честно.
Electronic Arts удивили поклонников игры новой раскладкой клавиш: коренных изменений не произошло, но время на привыкание придется потратить. Интересно, что в демо-версии новой раскладки не было — неужели ее вставили в последний момент? К счастью, старая («классическая») раскладка сохранена — но и новая достойна внимания.
Изменения коснулись не каких-то глобальных принципов, а соответствия клавиш при защите и нападении. Раньше за отбор мяча отвечала клавиша D — она же отвечала и за удар по воротам. Футболисты нередко били что есть силы по чужим воротам сразу после отбора: раскладка переключалась из защитного режима в наступательный, а человек попросту не успевал это оценить. Теперь же отбору мяча соответствует клавиша S — и в случае успеха защитник пасует мяч своему партнеру.
Любая бочка меда достойна своей ложки дегтя: новая раскладка привела к проблемам в защите — перепасовка в непосредственной близости от своих ворот время от времени приводит к печальным последствиям. Впрочем, проблема не так сильна, а выбить мяч клавишей A после отбора — дело ловкости пальцев.
Оборона
Рассмотрим новую раскладку подробно: целесообразно сделать это отдельно для режимов атаки и защиты, точнее, для режимов, когда мячом владеем мы или, наоборот, соперник.
Если мы защищаемся, то основная клавиша — S: она означает постоянные попытки отобрать мяч, но без нарушения правил. В борьбе старайтесь как бы «выдавить» соперника подальше от ворот: он может испугаться и бежать в удобном нам направлении.
Подкаты теперь выполняются с помощью клавиши D: применять их следует осторожно, только если противник отпустил мяч далеко от себя — иначе прозвучит свисток судьи, и вы гарантированно получите опасную ситуацию у своих ворот. Удачный момент для броска легко подобрать, когда два игрока бегут навстречу друг другу.
На заметку: подкаты сзади чреваты удалением, а потому категорически не рекомендуются.
Если ваш футболист борется за летящий мяч, клавиша A заставит его ударить головой, а когда мяч на земле, эта же клавиша вызывает на помощь другого защитника. Вызов партнера полезен, если противник зажат на фланге и не может сделать передачу: иначе этот прием обнажает зону в защите, куда может ворваться форвард.
Клавиша W заставляет выйти вперед голкипера. Это полезно, если нападающий соперника выходит один на один или неожиданно попадает в штрафную площадку. Опасность заключается в том, что мяч могут перебросить через вратаря.
Клавиша C помогает противодействовать финтам нападающего: это полезно, если защитник находится между противником и воротами.
Чтобы переключить активного игрока, теперь необходима клавиша Q: немного непривычно, но достаточно удобно. Советую установить автоматическое переключение игроков на минимум: если вы будете сами выбирать футболиста для управления, то сможете задавать действия с упреждением. Чтобы установить уровень переключения, необходимо вызвать меню управления, выбрав My FIFA 07: Controls.
На заметку: опыт показывает, что удобно перенастроить действие клавиши Q на пробел.
Наконец, стрелки отвечают за движения футболиста: тут дополнительные комментарии не нужны.
Атака
При атаке на чужие ворота действие основных клавиш меняется. Если мяч ничей, то клавиша Q по-прежнему отвечает за переключение игроков, в ином случае становится модификатором для основных действий: «активным» делается игрок, владеющий мячом.
Чтобы точно передать мяч в ноги партнеру, необходима клавиша S. Сочетание Q+S заставит передать мяч верхом: это полезно, если пути перекрыты, но так противнику легче перехватить пас. Родственная клавиша — W, позволяющая дать пас на ход. Передача получается слабой, поэтому она удобна для быстрого развития атаки при отсутствии поблизости защитников. Комбинация Q+W дает возможность сделать навесной пас на ход, что позволяет быстро перейти от защитника к атаке.
Одновременное нажатие клавиш паса и стрелок указывает направление мяча. Если стрелки не нажаты, пас будет направлен в сторону, куда смотрит футболист. Длительность же нажатия клавиши S указывает, дать пас ближайшему партнеру или тому, что дальше.
Быстрое последовательное нажатие S-S необходимо, если мяч приближается к вашему игроку после паса: футболист в касание передаст мяч дальше. Конечно, точность страдает...
Если сразу после паса нажать E+Shift+стрелку, то адресат передачи пробросит мяч себе на ход в касание и быстро перейдет в атаку.
Клавиша D поможет сделать навес: если футболист недалеко от ворот противника, то мяч направится в штрафную площадку, иначе просто на свободное пространство в выбранном направлении. Сочетание Q+D поможет сделать дальний, но неточный навес. При фланговом прорыве полезнее сочетание D-D: последует сильный прострел в направлении ворот.
Удар — клавиша A. При ударе необходимо следить за полоской над фамилией игрока: если она будет короткой, то удар будет слабым, если слишком длинной — то мяч попросту не попадет в ворота. Двойное нажатие A-A заставит форварда ударить по воротам сходу, если до цели недалеко, а спокойной обработке мешают защитники. Комбинация Z+A — сильный удар низом, Q+A — перебросить мяч через вратаря, С+A — сильный удар.
Нажатие клавиши С заставляет игрока убрать мяч под себя. Если это происходит во время бега, то футболист резко останавливается — а противник часто пробегает мимо. Если побежать в обратную сторону, то можно на время освободиться от опеки защитника. Если нажатие происходит в статическом положении игрока, то наш подопечный начинает защищать мяч: сразу за этим можно сделать «скрытый», то есть неожиданный пас.
Клавиша Z необходима для финтов, ложных ударов и пасов, обманывающих противника: для их реализации необходимо быстрое нажатие S-Z или A-Z вместе со стрелками. Если к игроку приближается мяч, то комбинация S+Z заставит его пропустить.
Зажатая после паса клавиша Q означает, что давший пас игрок поддержит атаку. Если снова нажать клавишу паса S, то в результате футболисты сыграют в стенку.
В случае, когда перед нами только один защитник, помогут финты. Пример финта — последовательное нажатие стрелок, перпендикулярных ходу движения, при зажатой клавише Shift. Различные последовательности нажатия и дополнительно зажатые C и Z меняют финты. Хитрость в том, чтобы не постоянно держать Shift, а нажимать его лишь в критические моменты.
На заметку: в FIFA 07 количество финтов значительно урезано, а часть стала именными — их смогут выполнить только считанные звезды.
Зажатая клавиша E вместе со стрелками заставляет футболиста бежать. Дополнительное нажатие при этом клавиши Shift заставляет игрока ускориться сильнее: это полезно, если он владеет мячом, а впереди нет защитников. Следует учесть, что при этом значительно расходуется энергия. Кроме того, отобрать у быстро бегущего игрока мяч несложно — приходится следить, чтобы никого из защитников не было рядом.
Стандартные положения
Широко известно, что со стандартных положений в современном футболе забивается большинство голов. В футбольном симуляторе все немного не так — это было бы слишком скучно. Тем не менее забить со стандартного положения вполне реально.
Наиболее распространенное стандартное положение — ввод мяча в поле от собственных ворот вратарем. Об этом виде стандартных положений частенько забывают по простой причине — опасности для противника оно не несет никакой. Однако на этом простейшем примере мы можем рассмотреть важнейшие принципы розыгрыша стандартных положений.
Выбор при вводе мяча в игру обычно основан на двух вариантах: передачи накоротке (клавиша S) и сильные навесные удары (клавиша D). Кроме того, можно подозвать партнера по команде (клавиша C). В первом варианте мал шанс потерять мяч, но и острота остается под вопросом — во втором же случае мяч быстро передается в сторону ворот соперника, но защитники обычно легко выигрывают спорный мяч. Полезно чередовать оба варианта, но основной упор, по моему мнению, следует делать на розыгрыш накоротке.
Похожая структура у розыгрыша угловых ударов: мы можем как подать мяч в штрафную, так и разыграть с подозванным клавишей С партнером. Клавиша D посылает мяч по высокой траектории, клавиша A — по низкой и, следовательно, более опасной для ворот. Комбинация Q+A приводит к сильному прострелу в штрафную площадку.
Кнопка E в сочетании со стрелками необходима, чтобы сменить подающего угловой футболиста. Особенно это полезно, если штатный исполнитель стандартных положений устал.
Подача верхом в штрафную — это своеобразная лотерея, и у защитников в ней есть все шансы. Лучшие варианты достигаются, если навес выполнен в две трети силы. Если на протяжении полета мяча нажимать Shift вместе со стрелками, то игрок в штрафной будет активно толкаться и бороться за хорошую позицию — именно позиция вместе с параметром heading укажет, кто выиграет борьбу «на втором этаже». Вероятность забить гол небольшая.
Альтернативный вариант — с максимальной силой прострелить низом (Q+A) в направлении скопления игроков. Управлять процессом невозможно, но угловые и так борются за удачу... Не исключен даже вариант, что защитник забьет мяч в собственные ворота.
Существует возможность выполнить «сухой лист», то есть закрутить мяч с углового прямо в ворота. Правда, сделать это непросто: вратарь в большинстве случаев ловит мяч.
Это важно: когда угловой подается компьютером, то он часто пасует на ближайшего игрока, тот смещается к лицевой линии и затем сильно простреливает вдоль ворот. Один из защитников обязательно должен перекрывать эту траекторию: возникающие рикошеты слишком опасны.
Забить со штрафного удара нелегко: сказывается улучшенный интеллект вратарей. По-прежнему можно разыграть стандартное положение (клавиша S) или пробить сразу (клавиша A). Также можно навесить на партнера с помощью клавиши D. Нажимая перед ударом C или Z, вы подзываете второго футболиста на помощь. Удар будет отличаться в зависимости от того, зажата ли клавиша во время удара. Силовой вариант (Q+A) почти наверняка попадет в стенку.
При ударе особенно важно угадать с заполнением силовой полоски. Точного рецепта нет: приходится угадывать значение в зависимости от расстояния. При штрафном ударе личность выполняющего удар футболиста важнее, чем при угловом: смена исполнителя клавишей E может стать ключевой.
При первом знакомстве с FIFA 07 кажется, что закручивать мяч в игре невозможно. На самом деле интерфейс по сравнению с прошлой версией даже упростился! Как и прежде, удар необходимо сочетать с нажатием стрелок управления. Секрет в том, чтобы нажимать на стрелки во время полета мяча. Признаться, подобное решение на время нарушило привычную картину мира в моей голове. Представьте: мы сначала бьем по мячу, а затем закручиваем его в воздухе! Сила мысли, не иначе...
Принципы пробития пенальти похожи: держать стрелки необходимо и после удара («вверх» и «вниз» тоже важны). Если пенальти бьет неопытный игрок, лучше направлять мяч в ту же сторону, откуда он начал разбег.
В подготовке к стандартным ситуациям поможет тренировка (меню Practice Mode): именно тут вы сможете подобрать лучший для себя вариант. Отмечу, что одни и те же действия с разными командами могут давать противоположные результаты: все зависит от подбора футболистов.
Футбология
Встроенные тактики
Дополнительная цифровая часть клавиатуры (справа) отвечает за модификацию командной тактики. Центральная кнопка — 5 — позволяет установить общие принципы действия: обычный, агрессивный или защитный. Агрессивный принцип заставляет всех игроков подключаться к атаке, оставляя защиту: это полезно при необходимости забить гол, но опасно. Защитная тактика, как легко догадаться, помогает удержать счет.
Установка тактик происходит с помощью соседних с пятеркой цифр — 4, 6, а также 8 и 2. Защитные тактики переключаются так же, но при зажатой клавише Q. Следует отметить, что на коротком промежутке времени действие тактик можно и не заметить: они скорее устанавливают тенденцию, чем заставляют игроков что-либо сделать.
Counter Attack (8) — если противник теряет мяч, защитники активно подключаются к быстрой атаке. Это полезно для «растягивания атаки», но чревато проблемами при неточных пасах. Если противник характерен сильной игрой на флангах, то такая тактика может привести к проблемам.
Wing Play (6) — игра через фланги: игроки из центральной зоны оттягиваются в стороны, ослабляя при этом центр. Достоинства и недостатки очевидны.
Third man release (4) — заставляет ближайших игроков помогать футболисту, держащему мяч. Полезно, если вы предпочитаете играть в короткий пас, вредно в противоположном случае.
Box Overload (2) — «навал» на штрафную противника, если ваша команда значительно его превосходит.
Защитные тактики зависят от того, как играет соперник.
Pressing (Q+8) — немедленная атака игрока, владеющего мячом. Позволяет быстрее перехватить пас, но опасно, если противник может быстро распространить атаку. Лучше действует, если защитники быстры.
Offside Trap (Q+6) — офсайдная ловушка полезна, если противник предпочитает передавать мяч длинными пасами вперед.
Flat Back (Q+4) — игра в линию повышает эффективность защиты при опытных защитниках.
Zonal (Q+2) — зональная защита заставляет футболистов «держать позицию»: это полезно, если противник постоянно использует фланги и умеет быстро переводить мяч на другие участки поля.
Зональная защита и прессинг противоположны: в самом деле, невозможно одновременно держать позицию и бегать за владеющим мячом форвардом. Прессинг позволяет быстрее отобрать мяч, но требует высокой квалификации защитников и опасен, если противник умеет хорошо использовать фланги.
Лучшие комментарии