В 2004 году произошло маленькое чудо. Без шума и пыли, без традиционной маркетинговой свистопляски в торговых точках нашей необъятной Родины появилась стратегическая игрушка "В тылу врага" от небольшой студии Best Way. И это, друзья, был продукт, обладающий помимо огромного потенциала еще и какой-то решительно непонятной, но несомненно явственной харизматичностью. За игрой просто приятно было проводить время, в нее было интересно играть, а попытки конкурентов отвоевать кусочек симпатий долгое время вызывали презрительное сплевывание: "Остань, доходяга, не мешай наслаждаться". Я думаю, что ларчик открывается очень просто: "В тылу врага" оказалась первой за много лет стратегией с большой буквы "С" отечественной выделки, и эйфория по сему поводу закономерна.
Умом понимая, что постсоветский разработчик, как ни прискорбно, подвержен болезнетворному влиянию поп-культуры, денег и прочей бренной мишуры, но сердцем надеясь на благополучное рождение наследника, мы, признаться, с дрожью в коленях ожидали выхода второй части. Сохранить очарование первой игры, добавить кучу всяких вкусностей, усладить всеми доступными способами зрительные и слуховые рецепторы игроков - это только на словах звучит легко и просто. Практически же, перед Best Way встала труднейшая задача: не посрамиться, продемонстрировав всему свету, что отточенная до бритвенной остроты "В тылу врага" - свидетельство их таланта, а не сиюминутное озарение, стукнувшее по темени. Давайте смотреть, что у разработчиков получилось.
Килька в томате.
Помнится, геймплей первой части был прост, как три копейки, но увлекателен, как преферанс. Достаточно маленькая для того, чтобы не привлекать внимания значительных сил противника, группа солдат, диверсантов и разведчиков, забрасывается в тыл вражеских коммуникаций и, посредством выполнения разнородных стратегических задач, обеспечивает, фактически, успех исторических сражений и операций. Так вот, спешу порадовать верных адептов концепции оригинальной игры: кардинальных изменений нет. Группа существует по-прежнему, она столь же мала и способна успешно выполнять тайные миссии.
И сразу же необходимо отметить, что steath, хоть и играет важную роль, не стоит во главе угла. Собственно говоря, геймеру вообще не предлагается сколько-нибудь четкий вариант контроля своих подчиненных, каждый выбирает стиль самостоятельно, и от этого выбора здорово меняется игровой процесс. Вы можете, конечно, тихо и незаметно прокрадываться на немецкие базы, снимать часовых одного за другим, не забывать отстегивать парашюты после приземления и лосиные копыта после пересечения границы, стрелять только тогда, когда твердо уверены в собственной неприкосновенности. Но... "В тылу врага 2" - более динамичная игра. Свою порцию удовольствия от игры с собственной тенью словить можно, но вы рискуете проспать самый сок действа - баталии.
Вторая часть возводит сражения в абсолют, здесь на них построено все. Озверелые, сумасшедшие схватки на линии обороны противника, когда в неосмотрительно высунувшегося из траншеи противника разряжается пол-обоймы. Ножи и кулаки, мелькающие в злой рукопашной, разгоревшейся в одном из блиндажей. Долгие, изматывающие перестрелки с вражескими снайперами и покрасневшие глаза, напряженно осматривающие каждый сантиметр простреливаемой зоны - не появится ли рыцарь оптического прицела на потребу пуле из винтовки Мосина. Пороховой дым, грохот взрывов, расчерчивающие небо трассеры, лязг гусениц тяжелого танка, методично пропалывающего окопы и противотанковая граната, отправляющая бронированное чудовище к такой-то матери. Только вот не стоит забывать о том, что под нашим чутким руководством очень небольшая группа воинов, задача которым состоит зачастую не в дефолтном kill the'm all'e, а гораздо более тонком уколе фехтовальной рапирой. Оторваться на полную можно при штурмовых операциях, где наш маленький отряд лишь одна из атакующих единиц. Вокруг бегут союзники, неторопливо ползут танки, на месте соседнего взвода в считанные минуты остается лишь густая клякса разорвавшейся бомбы, окаймленная воронками от снарядов, а группа продвигается вперед, вместе со многими другими солдатами прорывая оборону противника. Это стоит увидеть - посредством слов, увы, не передать эмоций.
Меж тем мы не строим предположений относительно результатов своих деяний: после каждой миссии аккуратно сообщается, какой именно породы свинья оказалась успешно подложена Третьему Рейху, и сколько раз она успела хрюкнуть, пока не пристрелили. Пяти с плюсом баллов заслуживают отдельные скорбные описания наших неудач. Вы удивлены и не находите ничего достойного почтения? Тогда представьте, насколько интереснее лицезреть констатацию факта полного разгрома союзных войск с подробным и детальным описанием физической, интеллектуальной и прочей несостоятельности подотчетного подразделения, чем, в случае провала задания, взирать на ползунок "Loading, please wait".
А мы монтажники, высотники...
Сражаться приходится обязательно, даже если вы ярый противник насилия (э-э... позвольте осведомиться, зачем тогда читать обзор этой, без дураков, очень жестокой игры?). В нелегком деле приходится вовсю использовать мощь стрелкового оружия, вспомогательных боекомплектов и техники, коих много.
Правда, тут проявляется один узкий момент: если с огнестрельным оружием, гранатами, минами и прочими средствами уничтожения все ясно, техника не так проста. Во-первых, она очень быстро ломается, во-вторых, сломаться могут разные агрегаты, а чинить позволяют далеко не всё. Опытный инженер способен восстановить взорванную гусеницу, а двигатель, башни, пулеметы ему не по плечу. Вот так и получается, что две конечности, поставляемые в комплекте с бойцом от самого рождения, надежнее "Королевского Тигра", которого так удобно расстреливать с тыла, предварительно обездвижив.
Время от времени подразделение демонстрирует зачатки искусственного интеллекта: пресловутый техник под градом пуль несется к парализованному танку и ценой своей жизни таки восстанавливает поврежденную ходовую часть; снайперы самостоятельно занимают оптимальные позиции и зорко следят за подбирающимися недругами; стрелки держат круговую оборону, даже передвигаются таким образом, чтобы максимально обезопасить себя от вражьего огня. Впрочем, поиграть в наблюдателя не выйдет: лишенные руководящей руки болванчики (коими солдаты, с горечью признаем, все же остаются) стремительно гибнут.
Не то происками шайтана, не то проблесками ИИ следует обозвать сомнительное нововведение: движок игры сам формирует группы. Выглядит это приблизительно так: вы выбираете кучку стрелков, отправляете ее во-он к тому ручью - и все. С этой самой поры группа образована: выделенные солдаты вместе воюют, разделяют между собой боеприпасы и передвигаются тоже вместе. На первый взгляд - крайне удобно, на второй - хочется поругаться и что-нибудь сломать: даже тривиальная разведка превращается в светопредставление при условии, что вся развеселая компания вскачь сопровождает шпиона на пути к вражьей территории. Приходится жать на кучу дополнительных кнопок и пиктограмм. Констатирую, что эта возможность приносит больше вреда, чем пользы, хотя, видимо, дело только в кривоватой реализации, ведь сама по себе идея автоматически образовывать небольшие подразделения в составе основного очень жизнеспособна.
Список неприятных открытий продолжает "пьяная" мышь: и за выделение отрядов, и за назначение им пункта следования отвечает одна мышекнопка. Интересно, а как быть, если нужно переместить конкретного бойца в гущу своих с другого конца карты? Молиться, чтобы курсор ткнулся в землю, а не в фигурку очередного молодчика?
Непонятно, с какой радости прилепили "туман войны". В играх по Второй Мировой, тем более, в играх такого плана, как "В тылу врага 2" такое принудительное ограничение дальности восприятия смерти подобно, тем более, что коварный противник, кажется, таких неудобств лишен и спокойно расстреливает беспомощных пехотинцев из-за кромки горизонта. Хорошее настроение способен вернуть отличный баланс. Три раза "ура", но враги промахиваются, так же, как и мы, умирают так же споро, испытывают те же проблемы со средствами передвижения. При некоторой сноровке вы, уверен, будете выходить из самых тяжелых битв без критических потерь.
Разрешите доложить!
А вот баги тут наглющие, хитроумные и подлые, как террористы. Поначалу вообще кажется, что игру основательнейшим образом прошерстили специально обученные команды программистов и тестеров, и ни одного "жука" на все четыре гигабайта не ожидается. Но потом игра вдруг вылетает один раз, другой, третий, в аккурат после прохождения особо трудной миссии, а то - берет, да и зависает прямо посреди непростой наступательной операции. Панацея: сохраняться чаще и ждать заплаток.
Ладно, давайте не будем более о грустном, тем более, что и о хорошем есть, что сказать. В сердце игры работает модифицированный движок "В тылу врага", но модификацией такую переработку назвать язык не поворачивается: моторчик перебран по винтику, прочищен, смазан и собран заново. Результат: картинка превосходного качества, в чем вы можете убедиться, не отходя от кассы, - посмотрите скриншоты.
Хотя, первую скрипку играет, конечно, физика. Без малейших сомнению признаю, что переложение законов Ньютона на законы нулей и единичек в исполнении Best Way прибавляет к итоговой оценке чистый балл. Достоверные взрывы с правдоподобными ударными волнами, переваливающиеся на ухабах танки, кинематографично разлетающаяся в хлам пушка, человечки, летающие, как волейбольные мячи, огонь, мгновенно охватывающий все, что может гореть. Отлично!
Радужное впечатление от визуального исполнения игры убивает прицельным head-shot'ом аудиоряд. Музыкальные треки удручающе скучны, звуки вымученны, а озвучка персонажей вообще требует немедленного отключения с последующим захоронением. Отсюда естественный совет: старайтесь смотреть, а не слушать - огорчений будет на порядок меньше.
Итоговые комментарии.
Геймплей. Чистый, как слеза, понятный, как валенок, и притягательный, как чемодан зеленых купюр, игровой процесс "В тылу врага 2" - вот то, ради чего стоит купить эту игру и окунуться в атмосферу эпического боевика о Второй мировой.
Графика. Шикарная картинка и умопомрачительная физика - приправы к блюду, превратившие просто отличный блокбастер в очередной шедевр.
Звук. Ну что тут скажешь, проклятье большинства современных виртуальных потех задело краем своего выцветшего, рваного плаща и эту игру. WinAmp, как обычно, готов помочь горю.
Вердикт.
С радостью отмечаем, что осенний сезон в игровой индустрии открывает несомненный хит. "В тылу врага 2" - качественный, интересный, зрелищный и красивый боевик. И не обращайте, пожалуйста, внимания на навязчивое слово "стратегия", просто наслаждайтесь.
Лучшие комментарии