21 мая 2022 21.05.22 16 20K

Arma Reforger: Превью

Первый шаг к Arma 4

У каждого из нас, наверное, есть та самая, единственная любовь в мире видеоигр, которой остаёшься верным, несмотря на годы, прошедшие с первого знакомства; та, которая всегда найдёт чем порадовать, несмотря на то что ты изучил её наизусть; та, к которой всегда возвращаешься после бурных встреч с модными новинками. У меня такой игрой (точнее, серией игр) стала Arma.

 Operation Flashpoint очаровывала с первого взгляда: в то время, больше 20 лет назад, используемые разработчиками технологии казались чем-то неземным — одни размеры карт чего стоили, не говоря уже о редакторе, превращавшем игру в песочницу с почти бесконечными возможностями. Потом Bohemia Interactive рассталась с издателем Codemasters и отправилась в самостоятельное плавание, создав трилогию Arma. С первой частью мне удалось ознакомиться лишь вскользь, зато второй и третьей я отдал солидный кусок жизни: тратил (и продолжаю этим заниматься) на неё как минимум несколько часов каждую неделю на протяжении последнего десятка с лишним лет.

 

Но из  Arma III, при всём уважении, выжать что-то большее, чем смогли разработчики, вряд ли уже получится: движок исчерпал свои возможности, а разрастающаяся функциональность песочницы радует настолько, насколько огорчают вечные спутники серии — баги, плохая оптимизация и не самые удобные инструменты для творчества. Нужна была революция.

Эту революцию ждали вместе с четвертой частью, а дождались чего-то совсем непонятного: BIS неожиданно выпустила в ранний доступ  Arma Reforger. Что это такое, где моя Arma 4 и как дальше жить? Сохраняйте спокойствие — сейчас разберёмся.

 

Это не Arma 4

Строго говоря, анонс четвёртой части всё-таки состоялся — в презентации Arma Reforger сразу сообщили, что это лишь промежуточный шаг на пути к Arma 4. Сама следующая часть серии обязательно будет… когда-нибудь потом. Сейчас же можно попробовать новый движок, познакомиться с инструментами для разработки модификаций и всячески помогать разработчикам исправлять ошибки, которых в творениях чехов традиционно много.

По словам Марека Спанела (Marek Španěl), ведущего гейм-дизайнера и директора Bohemia Interactive, новинка для того и нужна, чтобы сразу выпустить Arma 4 в готовом виде без детских болезней и сопутствующих любому крупному релизу проблем. Однако следует понимать, что в плане модели распространения Reforger — самостоятельный проект: это не бета-версия четвёртой части и обладание игрой не даёт никаких преференций при покупке Arma 4. С другой стороны, все наработки и исправления, полученные за время нахождения Reforger в раннем доступе, будут использованы в следующей игре: проекты полностью совместимы, а доступный создателям модификаций инструментарий точно такой же, каким пользуются сами разработчики.

На этом моменте трейлера так и хочется сказать: «Дождались!» «Подождёте ещё», — наверняка где-то за кадром добавляет Марек.

Уточнение насчёт модов очень важно: со времён OFP львиную долю контента создавали сами игроки, пользуясь возможностями движка и преодолевая при этом значительные трудности, связанные с «костыльными» решениями и ограничениями. Теперь эти неудобства должны остаться в прошлом.

В прошлом останется и тот самый движок — Real Virtuality, используемый в предыдущих частях серии, отправляется на заслуженный отдых, а на смену ему приходит Enfusion, частично уже знакомый нам по  DayZ. У новинки много плюсов по сравнению с предшественником, но не буду повторяться: о возможностях движка мы рассказывали в новостях.

Освещение на новом движке должно быть заметно лучше.

Ещё одно из важных нововведений — Arma становится кросс-платформенной. Reforger вышла и на Xbox; скорее всего, не избежит этой участи и четвёртая часть. Скептически настроенных к такому решению разработчики успокаивают тем, что переход на консоли никак не скажется на традиционной для франшизы хардкорности. Звучит хорошо, а вот верится с трудом: признаки типичного консольного интерфейса на фоне, мягко говоря, скудного контента несколько пугают.

Возвращение на Эверон

В текущем виде, даже по меркам раннего доступа, выглядит работа BIS более чем скромно. Судите сами: один остров, три фракции, десяток видов стрелкового оружия, пять основных моделей колёсной техники (плюс модификации, различающиеся типом кузова), три режима и… всё. Самое большое разочарование — нет редактора миссий. Режимы игры тоже не особо впечатляют: Conflict, масштабное противостояние с захватом полевых лагерей по всему острову, и ориентированный на ближний бой Capture & Hold, посвящённый штурму и удержанию ключевых точек.

Почти весь парк техники. Негусто.
Почти весь парк техники. Негусто.

Что-то отдалённо похожее на редактор можно найти в последнем режиме — Game Master, представляющем собой сильно урезанный аналог Zeus из  Arma III: один из игроков берёт на себя роль сценариста миссии, получая возможность на ходу менять предметы окружения, время, погодные условия, добавлять и убирать противников, развлекая подобным образом себя и товарищей. Режим доступен и для одиночного прохождения: можно устроить перестрелку с ботами (или стравить их между собой) либо просто изучать остров и вооружение, лишний раз сокрушаясь по поводу бедного арсенала.

Game Master — слабое подобие Zeus. Ждём полноценного редактора.
Game Master — слабое подобие Zeus. Ждём полноценного редактора.

Судите сами: из тяжёлого ручного оружия доступны только два гранатомёта (РПГ-7 и M72A3 LAW), а из тяжёлой техники (если это можно так назвать) — одинокий советский БТР-70. Важное уточнение: бронетранспортёр именно советский, а не российский — серия вновь возвращается к истокам, и Reforger посвящена событиям времён холодной войны, переросшей в настоящий конфликт с участием СССР и США.

OFP многие полюбили не только за разнообразие возможностей песочницы, но и за сеттинг — где-то клюквенно-карикатурный, где-то серьёзный, но запоминающийся надолго. Генерал Губа, капрал Армстронг, партизан Виктор Трошка — героев оригинальных кампаний помнят и любят в Arma-сообществе по сей день. Логично, что BIS решила эксплуатировать эти ностальгические чувства, отойдя от футуристического сеттинга третьей части и возвратившись в 80-е. Сюжета как такового, кроме масштабного противостояния Советского Союза и Соединённых Штатов, в Reforger пока незаметно, но нам обещают развитие истории оригинальной OFP, а единственный доступный пока остров — тот самый Эверон, вдоль и поперёк исхоженный ветеранами серии.

Ремейк острова получился что надо — давно знакомые места смотрятся узнаваемо, но вместе с тем современно, технологично и красиво. То, что 20 лет назад дорисовывало воображение, теперь показывает игра во всём своём великолепии. Спасибо Мареку за наше счастливое детство — и не меньшее спасибо ему же за то, что позволил к кусочку этого счастья вернуться.

Наконец-то не тормозит

По сравнению с третьей частью графика в новой Arma похорошела. Есть вопросы к отображению объектов на дальних расстояниях, но если не придираться, то в целом Эверон выглядит просто великолепно. Новый движок показывает себя замечательно: не верится, но при достойной картинке нам подарили не менее достойную оптимизацию — для серии это внове. Игра больше не упирается в возможности одного из процессорных ядер, а использует мощности железа на полную. И не сказать, что системные требования завышены — мой компьютер на околомаксимальных настройках графики выдавал стабильные 60 fps в Full HD, забирая смешные 10 % ресурса процесса. Конечно, в масштабных перестрелках частота кадров падала, но это скорее вина старенькой видеокарты, да и о том, что перед нами лишь первая версия «беты», забывать не стоит.

В ливень одежда намокает, а капли дождя могут попасть в дом сквозь разбитое окно или открытую дверь.
В ливень одежда намокает, а капли дождя могут попасть в дом сквозь разбитое окно или открытую дверь.

Отдельного упоминания заслуживают анимации персонажей. Их теперь много, и выглядят они довольно реалистично, а динамика и инерция движений стали более тягучими и за счёт этого ближе ко второй части, чем к третьей, что лично меня радует. Есть полноценная анимация посадки в технику и высадки из неё, в том числе такая сложная, как с использованием бокового люка БТР, а скорость ходьбы и положение тела во время приседания можно плавно регулировать с помощью колёсика мыши.

Аудио тоже не подкачало. Сами звуки выстрелов и взрывов в модификациях для Arma бывали и лучше (вспомнить хотя бы мод JSRS), но позиционирование работает должным образом — особенно хорошо это заметно, когда в режиме Game Master перемещаешь свободную камеру во время перестрелки. Звучит бой реалистично, на мой взгляд.

Тем не менее если касаться технического аспекта, то на данном этапе разработки Enfusion явно не раскрывает все свои возможности. Например, разрушаемость условная — ломать можно только деревянные заборы и мелкие объекты вроде дорожных знаков. Модель повреждений у машин тоже не поражает: нет деформации кузова (что было ещё в OFP), а при стрельбе по транспорту тот просто взрывается и начинает гореть, причём огонь не причиняет никакого ущерба персонажам.

Анимации внутри транспорта, кроме погружения, добавляют реалистичности: моментально тронуться с места теперь не выйдет — необходимо завести двигатель и переключить передачу.

Зато на машинах стало куда интереснее кататься. Водитель крутит руль и жмёт на педали, переключает передачи, а автомобиль ведёт себя на дороге заметно адекватнее, чем те же сверхбыстрые и сверхманёвренные авто из  Arma III. Соответствующий звук в виде кряхтенья коробки передач, визга тормозов и рокота движка — в наличии. Получаешь удовольствие даже от простых поездок по Эверону, позволяющих вдоволь налюбоваться окрестными красотами. К тому же чего греха таить — кроме этого заняться здесь, по сути, и нечем. Перестрелки с ботами без нормального редактора миссий быстро надоедают, а в мультиплеере пока ещё не побеждены коварные баги первого дня, редко позволяющие оставаться в гуще боя дольше нескольких десятков минут — с сервера может выкинуть без объяснения причин.

Динамические тени от облаков. Красиво, почти как в Red Dead Redemption 2.
Динамические тени от облаков. Красиво, почти как в Red Dead Redemption 2.

Подарок не для всех

И тут мы наконец подошли к главному вопросу: зачем это выпустили в продажу и кто будет покупать недоделанный продукт за немалую цену, который к тому же является лишь прологом для полноценного проекта, чьи перспективы неясны? Ответ простой: это не игра, а лишь платформа для модификаций и полигон для работы над ошибками, а её основная целевая аудитория — фанаты и создатели контента (а эти множества здесь тесно пересекаются). Да и заработать денег на создание Arma 4 таким образом тоже можно — ход рискованный, но при наличии устойчивой фан-базы вполне логичный.

Сеттинг холодной войны прямиком из OFP выбран неспроста. Здесь BIS убивает двух зайцев разом: повышает привлекательность проекта для ветеранов, воротящих нос от фантастики третьей части, и позволяют себе немного схалтурить на старте, добавляя лишь необходимый минимум контента, — всё же в 1989 году ведущие армии мира воюют далеко не таким разномастным набором оружия, техники и снаряжения, как в 2035-м (время действия  Arma III).

Потерянные технологии геймдева прошлого: следы от выстрелов остаются почти на любой поверхности, а каждый материал имеет свои параметры пробития и прочности.

Не стоит удивляться и тому, что разработчики открыто говорят, что путь к четвёртой части им предстоит пройти совместно с сообществом. Так было всегда: фанаты сами создавали контент, превращая базовую версию в нужную для себя игру — начиная от добавления моделей и анимаций, заканчивая созданием собственных миссий, кампаний и мультиплеерных режимов. Напомню, что во многом именно гибкости движка и редактора Arma мы обязаны появлением целых жанров — королевских битв и выживачей типа  DayZ.

Внедрение в официальную игру «фич», изначально созданных мододелами, — ещё одна давняя традиция серии. Заметно это и здесь — например, анимации преодоления препятствий и радиопереговоры (теперь без использования сторонних программ вроде TeamSpeak), появившиеся ранее в модах, доступны «из коробки».

Теперь персонажи умеют прыгать — как через заборы, так и просто так. Серьёзные инновации!

Ещё один подарок от разработчиков, оценить который смогут все создатели контента, — это обширный инструментарий, облегчающий работу над модификациями. В отдельно скачиваемом приложении Arma Reforger Tools есть всё необходимое для творчества, причём используемые программы идентичны тем, которые используются в самой Bohemia Interactive. Результат не заставил себя долго ждать — уже спустя пару дней после выхода во внутриигровой мастерской появились десятки модов самой разной направленности. Этот контент, кстати, доступен и на Xbox, а вот сами инструменты останутся эксклюзивом ПК.

Если покопаться в инструментарии, то можно обнаружить много интересного. Например, авиации здесь ещё нет, но среди файлов игры прячутся изображения Ми-8МТ и UH-1H — видимо, эти вертолёты появятся в ближайших обновлениях.
Если покопаться в инструментарии, то можно обнаружить много интересного. Например, авиации здесь ещё нет, но среди файлов игры прячутся изображения Ми-8МТ и UH-1H — видимо, эти вертолёты появятся в ближайших обновлениях.

С Xbox связаны основные опасения сообщества по поводу судьбы проекта: чрезмерная ориентация на консоли сильно упростит игру, которая может многое потерять как в своей знаменитой хардкорности, так и в гибкости настройки геймплея. Сложно представить редактор миссий, адекватно работающий на консолях, ведь сейчас в  Arma III это отдельный серьёзный инструмент, требующий навыков программирования для раскрытия всех его возможностей.

Моё отношение к новинке, как вы могли заметить, сильно предвзято и явно отличается от мнения большинства: сейчас у  Arma Reforger «смешанные» отзывы в Steam. Большая часть недовольных — из числа тех, кто совершил покупку для того, чтобы насладиться новым шутером прямо здесь и сейчас, а вместо этого получил небольшой кусочек будущей игры. Обидно, но ничего удивительного — вас предупреждали.

Поэтому не советую тратить деньги тем, кто впервые знакомится с серией: хотите хороший милитари-сим — к вашим услугам третья часть. Пока перед нами совсем не игра, и далеко не факт, что даже через год в раннем доступе её можно будет таковой назвать. Делайте рефанд, пока не поздно!

Всем остальным — добро пожаловать!  Arma Reforger — для фанатов: тех, кто хочет следить за разработкой, держа руку на пульсе; тех, кто сам занимается созданием контента; наконец, тех, кто хочет помочь сделать «игру мечты», тестируя и находя баги или просто проспонсировав любимого разработчика.


Поддержи Стопгейм!

Arma Reforger

Платформы
Жанры
Дата выхода
17 мая 2022
46
3.5
14 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

"следы от выстрелов остаются почти на любой поверхности, а каждый материал имеет свои параметры пробития и прочности."
При этом простреленное колесо не сдувается. Вот это технологии, вот это реализм.  

Я лично считаю такую схему некоторой финансовой помощи в разработке будущей игры очень даже приятной. Хотя бы потому что кормят не обещаниями «сверхудобного инструментария невероятного движка» и тд, а прямо показывают и дают потрогать, что есть и что можно сделать. Прекрасный вариант для контакта с аудиторией и упрощения себе работы в будущем

Ну колёса и в реальной жизни не мгновенно сдуваются

Может это технология автоподкачки шин?

Плюс это бэта. Сейчас работает не всё.

Большая часть недовольных — из числа тех, кто совершил покупку для того, чтобы насладиться новым шутером прямо здесь и сейчас, а вместо этого получил небольшой кусочек будущей игры. Обидно, но ничего удивительного — вас предупреждали.

Когда нибудь люди начнут начнуть читать описание того, что они покупают, но не сегодня и не завтра

Впрочем, ничего нового

_(:3」∠)_

А, да, помню когда уже продавались джевелы с 3 армой, но там контента тоже был минималистичный минимализм и его по ходу доделывали

Потираем руки, скрещиваем пальцы. Надеюсь, в Reforger завезут всё, что было в OFP и аддоне Resistance — 4 острова, кучу оружия и техники и добавят то, чего там не хватало — советские БТР, некоторые вертолеты и самолеты, а также артиллерию.

Ещё бы серваки починили

Читай также