Так уж получилось, что этой зимой, в декабре и январе, на небольшом расстоянии друг от друга вышли сразу четыре игры, которые можно назвать странными. Это ещё мягко сказано — они сюрреалистичные, пугающие, местами сумасшедшие или препарирующие душевные болезни. И в любом случае крайне необычные, этакие игры с шизой. Вот я и решил рассказать обо всех четырёх проектах в одном материале.
At Home Alone Final
Эта бесплатная игра отсылает к традициям маленьких, но удаленьких ужастиков, сделанных на RPG Maker, — речь про культовые ib и Mad Father. Кроме того, есть даже что-то общее с Doki Doki Literature Club!
В At Home Alone Final мы тоже играем за девочку. Мама куда-то уходит, девочка остаётся одна, смешно прыгает на кроватке в своей розовой спальне, потом слышит звонок в дверь, встречает незнакомого мальчика и приглашает его к себе поиграть. Приносит ему вкусные печеньки, потом слышит ещё звонок — это приходит брат мальчика. Вместе они идут в дом, но малого и след простыл. Они идут его искать, и тут слышат выстрелы и крики. После этого начинается лютая жесть. И жести будет много.
Девочка попадает в этакий кошмарный День сурка — раз за разом уходит мама, она прыгает на кроватке, слышит звонки и так далее. В какой-то момент нам предлагают принять другое решение в той или иной ситуации, но неизменно следуют кровища, детские трупы и что ещё похуже. Ещё тут есть путешествие по загробному миру, контракт с дьяволом, призраки, маньяки и кровавые ритуалы.
На самом деле, понять, что происходит, не так-то просто. Особенно учитывая, что всё то и дело снова и снова начинается заново. И даже когда вы подумаете, что вот он, финал, — будьте уверены, девочка снова останется одна, мама уйдёт, и вы опять погрузитесь в этот кошмар, выискивая, что же изменилось и как добраться до идеального финала. Да, концовок несколько.
При этом разработчики, видимо чтобы еще больше запутать нас, то и дело пробивают «четвёртую стену», от чего сразу приходят на ум сравнения с Doki Doki Literature Club! и недавней Inscryption. В какой-то момент на экране может появиться рука с пультом, которая без нашего спроса проматывает некоторые сцены. Или покажется, что возникли графические глюки. Или игра вылетит на ровном месте, и вы подумаете, что это технические ошибки, а на самом деле так и было задумано, о чём, впрочем, авторы честно предупреждают на своей странице в Steam.
Наконец, как и Inscryption, At Home Alone Final только прикидывается, что это игра в определённом жанре — в данном случае речь про адвенчуру с хождением по локациям, поиском активных точек и диалогами. Потом начинается совсем другая игра, точнее игры — появляются аркада с побегом от врагов по коридорам, квест с загадками и рисованное приключение опять же с пазлами, где в главной роли вообще выступает… лиса и действие разворачивается на полях альбома для рисования.
Конечно, в чём-то At Home Alone Final может показаться примитивной — в геймплее и пазлах, в графике, что, впрочем, неудивительно для бесплатного проекта, созданного по образу и подобию работ на RPG Maker. Но вот эта многогранность и наличие второго дна заставляют всё равно втягиваться и играть вплоть до финальных титров, чтобы узнать, чем же всё закончится и что это вообще было — отличный пример маленькой игры, способной подарить большие эмоции.
You Will (Not) Remain
Такая игра просто обязана была выйти в разгар пандемии, когда многие вынуждены сидеть на самоизоляции. Герой You Will (Not) Remain оказался в схожей ситуации: он безвылазно сидит дома, а где-то там, в городе, происходит нечто страшное — по радио постоянно предупреждают, что выходить опасно и что никому нельзя открывать двери. Вскоре он слышит лай и в соседской, незапертой квартире находит странную собаку, которая становится его единственным другом.
У него, как и у героини At Home Alone Final, постоянный День сурка: каждый день мы повторяем одни и те же действия — встаём, поливаем цветок (если этого не делать, тот погибнет), пьём кофе, кормим пса, готовим себе еду и играем с собачкой на крыше. Причём периодически кажется, что с этой крыши герой либо сам сиганёт, либо кинет мячик так, чтобы полетел его четвероногий друг.
А всё потому, что наш герой в изоляции постепенно сходит с ума. Он говорит про клаустрофобию, сомневается, реально ли всё вокруг. Ситуация усугубляется тем, что по ночам он видит странные сны и кошмары, в которых вспоминает «её», сожалея, что забывает, как она выглядит и как пахнет. В какой-то момент девушка начинает ломиться к нему в дверь, говорит, что ей страшно, и просит пустить. Но радио призывает никому не открывать двери… Впечатления жутковатые — примерно как от похожей сцены с Банионисом из «Соляриса» Тарковского.
Геймплея в You Will (Not) Remain, сделанной за двое суток для Women Game Jam 2021, фактически нет, а длится игра минут 40 максимум. И многие считают, что только зря потратили на неё время, — дескать, нет никакого смысла. Но, во-первых, в этом и есть парадоксальный смысл описания бессмысленного сидения в изоляции и постепенного падения в глубины безумия. Да и неожиданные повороты в сюжете присутствуют. Во-вторых, тут присутствует второе дно — над городом мы видим странные облака, которые напоминают очертания… Ктулху. И авторы явно намекают, что являются его поклонниками. Понимайте как хотите, но в этом сравнении нынешней нашей ситуации в мире с безумными фантазиями Лавкрафта (Howard Lovecraft) действительно что-то есть…
Lily’s Well
Несмотря на простенький, похожий на детские рисунки внешний вид, отсылающий к играм на DOS, Lily’s Well можно назвать симулятором смерти 9-летней девочки. Главная героиня дождливой ночью остаётся в доме одна (папа ушёл куда-то по делам), но уснуть толком не может — она слышит доносящиеся из колодца во дворе еле разборчивые крики о помощи. И решает спуститься туда, проверить и помочь — в общем, поступает как смелая девочка.
И вот тут начинается самая суть этого необычного проекта. Сначала нам нужно из подручных материалов собрать крепкую и длинную верёвку. Если есть хоть один ненадёжный элемент или если чего-то не хватает, то девочка будет раз за разом падать и разбиваться, после чего всё начинается заново. Или она будет попадать в те места в колодце, где утонет и провалится в компанию к каким-то страшным чудищам. Это далеко не все варианты страшной гибели девочки по имени Лили. Если она, спускаясь, попробует взять лампу — погибнет, если ухватится за крепкие на вид лианы — они её тоже убьют. Ну и так далее — в игре более десяти концовок. Причём картинки изуродованного трупа девочки, несмотря на примитивную графику, кажутся вполне реалистичными и потому крайне неприятными — а значит, показывать их тут мы не будем.
Главное, что понять, какие из собранных материалов ненадёжные и сколько их в принципе нужно, не так-то просто. Ясно, что туалетную бумагу для верёвки лучше не использовать. А вот, например, чтобы выяснить, какая из срезанных лиан и веток более крепкая, нужно найти и прочитать дома книгу. В целом геймплей напоминает квест — ищем, собираем и применяем местах предметы. При этом после каждой смерти и начала нового прохождения могут появляться новые детали и предметы. Хотя повторять одни и те же действия тоже придётся, и часто, но это объясняется самой концепцией.
В итоге всё, конечно, не ограничивается верёвкой и колодцем — Лили придётся посещать ещё и какие-то офисы, где нужно искать ID-карты. И в процессе девочке придётся убивать. Да и папа окажется, скажем так, не самым простым на свете. Центральная же тема закручена вокруг переселения душ, клонирования и связанных с этим экспериментов. Добавьте сюда внезапные графические эффекты, когда, например, экран вдруг заливается кровавым маревом — и поймёте, что это реально страшная и не совсем здоровая с психической точки зрения сказка, в которой, впрочем, возможен и более-менее светлый финал.
Milk outside a bag of milk outside a bag of milk
Однако самой нездоровой с психической точки зрения в нашей подборке нужно, конечно, назвать Milk outside a bag of milk outside a bag of milk от нашего соотечественника Никиты Крюкова. Правда, что первую часть, вышедшую 2020 году под названием Milk inside a bag of milk inside a bag of milk, что новую трудно назвать собственно игрой. По сути, это симулятор шизофренического трипа, который творится в голове девочки-подростка. Причём описано всё настолько реалистично (ну, вроде бы) и подробно, что клинические психиатры, познакомившись с этими работами, скорее всего, нашли бы много общего с рассказами реальных пациентов — и у них бы возникла пара вопросов к автору.
Самое печальное, что речь идёт о несчастном ребёнке, у которого папа покончил с собой, выбросившись из окна, — после этого у девочки начались проблемы с психикой, она стала слышать голоса и принимать кучу таблеток. При этом, кажется, возникла куча страхов — перед высотой, перед людьми и перед жизнью в обществе в принципе. Поэтому даже поход в магазин за молоком представляет для неё настоящее испытание.
В первой игре, маленькой, на полчаса, она всё-таки кое-как купила пакет с молоком и вернулась домой. А в новой мы видим продолжение этой «истории» — девочка, оставив пакет на кухне, идёт в свою комнату спать. Тут у неё начинаются жёсткие галлюцинации: она видит какие-то тени и странное, пугающее существо, вонзающее ей коготь в руку.
А оказавшись в своей комнате, героиня начинает общаться с нами, с игроками, а по сути — с выдуманным человеком в своей голове. Общение это местами напоминает поток больного сознания, когда, например, она постоянно повторяет одну и ту же фразу. Потом девочка ложится спать и видит сны, которые фактически представляют собой концовки этой печальной истории.
Несмотря ни на что, во всём этом чувствуется болезненная красота. Вторая часть не только заметно выросла в масштабах (теперь прохождение занимает часа два), здесь не только появились хоть какие-то намёки на геймплей (поиск «предметов») — ещё она заметно лучше, даже красиво нарисована и написана. Да и музыка местами очень атмосферная.
При этом, как и в первой части, периодически происходит слом «четвёртой стены». Там девочка представляла себя героиней визуальной новеллы и обращалась напрямую к игроку. Здесь она хочет быть героиней квеста.
Учитывая крепкую литературную основу, Milk outside a bag of milk outside a bag of milk можно даже сравнить с такими же полубезумными, депрессивными и странными рассказами Кафки. Так что это не просто поток сознания — у проекта есть художественная ценность. Знакомство с игрой, надо предупредить, будет не самым приятным, но, безусловно, одним из самых необычных опытов в вашей геймерской жизни.
Но лично для меня самое главное, что помимо безумия и депрессии тут чувствуются и тихая грусть, надежда, свет. Не зря свои мысли девочка ассоциирует со светлячками, а не с тараканами. То есть это на самом деле светлый, добрый ребёнок, с которым случилось такое несчастье, — её настолько жалко, что я вот сейчас пишу эти строчки, и слёзы наворачиваются. То есть игра добивается главного — вызывает живые чувства. А в финале даже появляется надежда, звучат слова про необходимость ценить каждый новый день. Давайте на этом я и закончу этот тяжёлый для меня материал — не сходите с ума и цените каждый новый день…
Лучшие комментарии
отдельный обзор планирую
Попробовать эти игры залпом пройти — свихнуться можно.
Как ты смог их пройти не поехав кукухой?
Ладно, с перерывами, но всё-таки.
Играть я в это не буду, но обзор читал с интересом. Спасибо.
крипота)
You Will (Not) Remain по описанию слегка напоминает Yume Nikki.
очень интересная подборка, хороший выразительный текст. кроме игры про молоко о других даже не слышал, но появился интерес пройти, люблю такую тематику. спасибо за качественную статью.
At home alone вроде как вышла очень давно, но я так понимаю только сейчас её доделали целиком
А я думал, что это ваше ониме создано наркоманами-шизофрениками...