Новые Company of Heroes выходят реже, чем наступает високосный год и публикуется очередной роман Донны Тартт (Donna Tartt). Первая часть военной стратегии от студии Relic появилась на свет ещё в 2006-м, вторая — в 2013-м, а «преальфу» третьей выкатили только сейчас. Но долгие перерывы связаны вовсе не с кардинальным пересмотром геймплея. Просто у канадских разработчиков есть и другие заботы: то они краснеют от неудач Warhammer 40,000: Dawn of War III, то бледнеют от тёплых, дружественных взглядов русских геймеров, оценивших по достоинству сюжет второй «Роты героев». Каких эмоций добавит третий выпуск серии и стоит ли ждать от него откровений?
Театр войны
Действие игры разворачивается на берегах Средиземного моря во время Второй мировой. Точнее, в период между операцией «Хаски» летом 1943-го, когда англо-американские войска высадились на острове Сицилия и освободили его от фашистов, и осенью того же года — с боями на самом Апеннинском «сапоге». Обстановка там складывалась драматическая: потерпев неудачу в Африке и потеряв значительные силы в сражениях за Сталинград, диктатор Бенито Муссолини (Benito Mussolini) лишился поддержки собственной партии и был отстранён от власти. Но Германия строила другие планы. Немцы вторглись в Италию, оккупировали её и формально вернули Муссолини бразды правления, учредив марионеточную Республику Сало. А между югом страны, где развернули свою деятельность союзники, и севером, подконтрольным вермахту, возникли укреплённые линии обороны. Эту преграду и надо было преодолеть солдатам США, Канады и Британской империи, чтобы добраться до Рима.
В сценарии «преальфы» Company of Heroes 3 как раз показан разгар Итальянской кампании. Союзники уже владеют Сицилией и заняли родину детских погремушек — город Таранто на «каблуке» Апеннинского полуострова. Теперь им предстоит освободить Неаполь, выбить немцев из окрестных провинций и двигаться на север — к Монтекассино, откуда открывается прямая дорога на Рим. Именно этим нам и предлагает заняться игра. Известно, что в финальной версии появится ещё и Африка, где отличился генерал Эрвин Роммель (Erwin Rommel) по прозвищу Лис Пустыни. Но сейчас на эти события намекает разве что трейлер — битвы за Тобрук и Эль-Аламейн поклонникам стратегий придётся подождать.
Разработчики выбрали не самый заезженный период в истории войны. Это не Тихий океан с возмездием за Пёрл-Харбор, не высадка в Нормандии со спасением рядового Райана и не Восточный фронт с инфернальными комиссарами и заградотрядами. Сама по себе Итальянская кампания в стратегиях встречается — достаточно вспомнить Hearts of Iron IV. Но пострелять во фрицев на фоне пыхтящего Везувия удаётся и впрямь нечасто. Столь оригинальную идею сотрудникам Relic Entertainment подкинули фанаты их творчества. Студия воспользовалась платформой Games2Gether, чтобы перенять опыт коллег из Amplitude и попробовать что-то сделать совместно с обычными геймерами. Учитывая не лучший период в творчестве канадцев, шаг вполне оправданный, тем более что Relic и Amplitude сейчас под крылом Sega — им проще вести обмен технологиями. А основателю Amplitude Ромену де Воберу (Romain de Waubert) не зазорно лично представить новинку на G2G.
Стратегия и тактика
В отличие от предыдущей игры серии, Company of Heroes 3 состоит из двух равновесных аспектов, стратегического и тактического. Есть глобальная карта, где можно планировать операции, выполнять задачи командования, захватывать территории, получать пополнения, бомбить врага с моря и воздуха, а заодно тратить накопленный опыт на улучшение войск. Нечто подобное предлагало ещё дополнение Ardennes Assault для CoH2, но там были простенькие контурные карты со стрелочками в духе творчества Paradox, а здесь всё ярче, нагляднее, динамичнее — чем-то напоминает Total War. Фигурки отрядов перемещаются по местности с домиками, горами, лесами, дорогами, реками и мостами, тратя очки действий. Точно такими же солдатиками обозначены противники — они действуют по велению искусственного интеллекта, когда настаёт их ход. При этом объекты подвержены изменениям. Например, по сюжету нацисты разрушают мосты, ведущие на север страны, что нам и показывают со всеми положенными в таких случаях эффектами.
Основной сценарий начинается с захвата аэродрома Помильяно, откуда немцы совершают налёты на Неаполь, и развивается севернее, где надо подготовить штурм Монтекассино и одолеть коварного генерала Таубе. Чтобы достичь цели, необходимо выбрать одну из трёх армий — британскую, американскую или смешанную. У каждого варианта свои преимущества. Скажем, англичане получают в своё распоряжение неплохую индийскую артиллерию и сразу два корабля, тогда как при выборе США у вас будет один. А помимо основных миссий партизаны предлагают вам время от времени браться за второстепенные: то устранить вражеского офицера, то захватить госпиталь, то помочь партизанам вырваться из окружения, то освободить Авеллино — родину семьи Сопрано из одноимённого телесериала. Такие поручения приносят опыт и позволяют укрепить роты перед серьёзными испытаниями.
Но как обстоят дела с обычными для Company of Heroes боями в реальном времени? Они никуда не делись, только к ним приводит отнюдь не каждая операция на глобальной карте. Порой штурм населённого пункта завершается просто, как в «Цивилизации»: подвели роту, отбомбились, заняли город — вот и все дела. Тем не менее столкновения в ключевых пунктах запускают тактический режим. Открывается локация, где надо по отдельности управлять каждым отрядом и образцом техники, использовать укрытия и развивать базу по классическим правилам жанра — со строительством зданий и наймом новых юнитов. Подготовить атаку помогают ресурсы вроде топлива и патронов, которые можно добыть, захватив контрольные точки на локации. Есть ещё баллы, начисляемые за успешные действия и позволяющие усилить армию. Иначе говоря, на месте не усидишь — необходимо постоянно двигаться вперёд, захватывать территорию, использовать сильные стороны бойцов, чтобы наносить врагу больше урона, а самому обходиться малой кровью.
Вдобавок режим RTS предлагает пару нововведений. Во-первых, это тактическая пауза, запускаемая нажатием на пробел. Во время передышки можно спланировать действия, раздать приказы, заказать пополнения на базе — словом, сделать то, на что не очень-то хочешь отвлекаться во время активного боя. Конечно, у паузы есть смысл только при прохождении сюжетной кампании — в мультиплеере финальной версии её не будет.
Второе новшество — штурм и оборона зданий. Company of Heroes 3 изобилует городскими сражениями, так что здесь солдаты получили возможность не просто выжигать укрывшихся врагов огнемётами, а захватывать здание без разрушения стен. С другой стороны, то же самое с вашими бравыми пехотинцами могут проделать и противники, которым надо занять облюбованную вами постройку. Впрочем, многие вещи работают по-прежнему: например, бал всё так же правит бронетехника — даже на улицах, где машины по идее особенно уязвимы.
Несмотря на стадию «преальфы», игра генерирует интересные ситуации. В первой же миссии по захвату аэродрома Помильяно я сумел отчасти повторить сюжет фильма «Ярость»: ценой нескольких танков уничтожил миномётные и артиллерийские расчёты немцев, а затем на последней бронемашине, отчаянно маневрируя за заборами, принялся расстреливать вражескую пехоту. Надо было продержаться до прихода подкрепления с базы, но оказалось, что я продержался практически до финала задания. Когда к еле живому танку подоспела подмога, осталось лишь занять диспетчерскую вышку, подбить пару «тигров» и получить награду за успех — основные силы врага были уже ликвидированы. Будет здорово, если на момент релиза третьей «Роты героев» таких моментов станет больше.
Ещё интересно наблюдать, как связаны события на карте и в RTS-битвах. Можно загодя ослабить врагов, обстреляв их позиции с эсминца или сбросив на них авиабомбу. С глобального на локальный уровень вы переноситесь именно с той ротой, которую наняли и подвели к противнику, будь то танковое подразделение, артиллерия или мотопехота, и получаете уникальные преимущества, связанные с этим родом войск. Немалую роль играет поддержка, размещённая поблизости от основных сил, — например, медсанбат. То есть каждая новая битва чем-то отличается от предыдущей. А кому мало разнообразия в сюжетной кампании, тот волен опробовать скирмиш-матчи — отдельные схватки вне сюжета. Пока что настроить их нельзя, но, судя по всему, в релизной версии будет выбор стороны конфликта, карты и условий победы, таких как захват контрольных точек или разрушение вражеской базы.
Революция отменяется?
Учитывая статус «преальфы», игра пока что далека от совершенства. Разрушаемость окружения, на которую упирали разработчики, оформлена кое-как: танк, например, то валит препятствие, то проходит сквозь него, как призрак сквозь могильную плиту. При этом давить врагов бронетехника по-прежнему не умеет — если отдать машине приказ наехать на солдат, она начнёт ёрзать на месте, будто впереди не люди, а стена. Серьёзно, Relic, я ещё в Dune II на «сеге» расплющивал врагов харвестером.
Заметны и другие недоделки. То иконка не нарисована, то вместо юнита отображается розовый куб, то боец смотрит в одну сторону, а стреляет в другую. Не особенно радует и автовыбор маршрута: такое впечатление, что он игнорирует перепады высот — и в итоге отряд закладывает лишний крюк по какой-нибудь канаве, да ещё и на линии огня. Чтобы беречь живую силу, приходится плотно заниматься микроконтролем. При этом нельзя не отметить новые анимации вроде подката при беге к укрытию — выглядят они здорово.
Большинство технических огрехов, конечно, исправят к полноценному релизу в 2022-м, так что останавливаться на них подробнее нет смысла. Проблема в другом: игре в её нынешнем виде нечем удивить. Практически все новшества Company of Heroes 3 уже где-то встречались. Переходы с глобальной карты к локальным сражениям напоминают о серии Total War, если бы из той выбросили дипломатию, политику и развитие городов. Использование кораблей и авиации мало чем отличается от того, что мы видели в пятой и шестой «Цивилизации». А многие интересные решения перекочевали прямиком из второй «Роты героев» — как, например, возможность подобрать на поле боя брошенное оружие. Но это, откровенно говоря, не тянет на революцию и не оправдывает семилетнего затишья перед показом «преальфы».
Тем не менее сотрудники канадской студии проделали отличную работу над улучшением эстетической части стратегии — выглядит и звучит она лучше предшественницы. Если там были сплошь серость и грязь, кое-где разбавленные пятнами снега, то здесь мир куда пестрее. Южное солнце освещает оливковые рощи, виноградники и домики приятных расцветок, в перерывах между канонадами слышны ругательства английских пехотинцев и трели птиц — в такой обстановке и воевать приятно. А разрушения, когда они срабатывают как надо, производят должное впечатление. Так что шансы понравиться игрокам у Company of Heroes 3 есть. Вопрос лишь в том, что именно покорит сердца любителей жанра — красота или всё-таки продуманный и оригинальный геймплей.
Лучшие комментарии
Вторая часть только в кампании плоха в мультиплеер она очень даже годная ртс на сегодняшний день. А по поводу третей части такое чувство что она делается для мобилок азиатам, эта мультяшная графика и яркие цвета ну зачем?(((
Я понял, что скучаю по RTS… Во времена моего детства-отрочества стратегий было очень много (особенно на военную тематику) и на любой вкус, но довольно быстро жанр стал увядать в тени новых трендов.
Первая Company of heroes и её дополнения съели немало моего времени тогда, и я рад, что серия всё-таки смогла оправиться после второй номерной части, которая была НЕ ОЧЕНЬ.
Вот бы ещё продолжение World in conflict кто сделал...
тем не менее, онлайн у неё стабильный.