4 апреля 2021 4.04.21 3 14K

Saviors of Sapphire Wings / Stranger of Sword City Revisited: Обзор

Японские «подземельные» RPG в духе серии Wizardry (обожаемой, кстати, в Стране восходящего солнца) — это отдельный жанр. И последние годы заметную роль в нём играет студия Experience Inc. В 2016 году на Западе вышла её  Stranger of Sword City, а через год на PS Vita случился международный релиз её дополненной и улучшенной версии — Revisited. В 2019 году студия выпустила ещё одну примечательную игру в том же стиле — Blue-Winged Chevalier (международное название — Saviors of Sapphire Wings), но исключительно опять же на «вите» и в Японии. И вот недавно на PC впервые вышли обе — в составе сборника  Saviors of Sapphire Wings / Stranger of Sword City Revisited.

Рыцари круглого стола по-японски

Сразу скажу, что меня интересовала именно Saviors of Sapphire Wings. Потому что Stranger of Sword City вышла в Steam ещё в 2016 году, а её улучшенная версия Revisited включает три новых класса и три новых подземелья, расширенную систему создания персонажа, доработанную «боёвку» плюс что-то ещё по мелочи. В общем, обычная история. А вот бывшая Blue-Winged Chevalier, ныне известная как Saviors of Sapphire Wings (не удивляйтесь, японцы любят всё усложнять — вы ещё не видели названия некоторых аниме-фильмов и сериалов!), на персональных компьютерах, да и в принципе за пределами своей родины, вышла впервые.

В Stranger of Sword City были масштабные сражения.
В Stranger of Sword City были масштабные сражения.

Чем же может заинтересовать Saviors of Sapphire Wings? Вы удивитесь, но сюжетом и геймплеем, а точнее, теми интересными механиками, которые тут реализованы.

Итак, тематика тут вроде бы тривиальная — опять борьба «бобра с ослом», но подаётся она не совсем стандартно. Главгерой, оказывается, однажды уже сражался с не менее главным злодеем, «оверлордом тьмы» по кличке Ol=Ohma. И проиграл, погиб. А вместе с ним — и его товарищи из местного общества Рыцарей Круглого стола.

И вот спустя 100 лет он возродился в новом теле, но, естественно, поначалу мало что помнит. И теперь приходится вспоминать былые события и своих друзей, которые также прошли процесс реинкарнации и возродились в новых обликах. Ну и, конечно, приходится искать способы всё же одолеть злыдня.

Бой с главным боссом тут идёт уже в самом начале. Но это не последняя встреча с ним.
Бой с главным боссом тут идёт уже в самом начале. Но это не последняя встреча с ним.

Понятно, что это занимает много времени — сюжет в Saviors of Sapphire Wings масштабный, предполагающий многочасовые путешествия по лесам, полям, руинам, замкам, подземельям, крепостям, городам и деревням. Шутка ли — если поначалу с главным героем путешествуют три напарника, то потом их число вырастет до десяти. А взять с собой разрешают только пятерых. Со всеми ними общаться на базе, что находится на спине огромного летающего кита. В общем, как и положено в JRPG, всё эпично и слегка безумно.

Вот уж точно — чудо-юдо рыба-кит. Только летающая.
Вот уж точно — чудо-юдо рыба-кит. Только летающая.

Базовый набор

Масштабным, солидным можно назвать и игровой процесс — в том смысле, что здесь много нюансов. Основа, естественно, стандартная для проектов в жанре «японский dungeon crawler» — исследуем локации, выполняем квесты и сражаемся с видом от первого лица. Бои пошаговые, в классическом Wizardry-стиле, а победы в них дают предметы и опыт, позволяя прокачивать наших подопечных. Естественно, в драках можно использовать классовые умения и заклинания. А новые мы разучиваем по мере прокачки персонажей.

На базе рыцарей всем заведует вот такая симпатичная «горничная», чем-то напоминающая Рем из Re: Zero.
На базе рыцарей всем заведует вот такая симпатичная «горничная», чем-то напоминающая Рем из Re: Zero.

Последние различаются классом и «душой» — это фактически аналог рас, который даёт бонусы к различным базовым характеристикам. Например, душа чемпиона включает энергию гномов и даёт много силы, а душа мудреца — это уже наследие эльфов, и она ориентирована на интеллект и магию. Можно выбрать и души других рас, включая даже фей. По мере развития появится возможность взять и главному герою, и напарникам подклассы. Основные и дополнительные классы за редким исключением все привычные — «хилер», боец, друид, паладин, волшебник и так далее.

А вот протагонисту основную специализацию сменить нельзя — она изначально задана самой игрой.
А вот протагонисту основную специализацию сменить нельзя — она изначально задана самой игрой.

На месте в Saviors of Sapphire Wings также алхимия, и традиционная для JRPG готовка еды, и улучшение экипировки.

А поговорить?

Есть детали. Та же еда частенько используется в качестве приманки для монстров в специальных ловушках. На разных локациях и для разных врагов нужны разные приманки: кому-то нравятся овощи и фрукты, а кто-то предпочитает мясо. А нужно это для того, чтобы установить контроль над ловушками, привлечь и уничтожить самых опасных монстров и захватить регион.

Хватает и других интересных подробностей — например, и сундуки, и большинство снаряжения в них изначально прокляты, поэтому сразу надеть всё не получится. Нужно снимать проклятия или дожидаться возвращения на базу, когда проклятия исчезают автоматически.

Некоторые проклятые сундуки ещё и сбежать могут, поэтому нужно как можно быстрее одолеть охраняющего их «лидера».
Некоторые проклятые сундуки ещё и сбежать могут, поэтому нужно как можно быстрее одолеть охраняющего их «лидера».

Но, пожалуй, главная «фишка» — это необходимость плотно взаимодействовать и общаться с напарниками. Это происходит во время сюжетных сценок и когда герой специально вызывает персонажа в свою комнату для разговора. Общаясь, расспрашивая об их прошлом, о том, что их беспокоит, и правильно отвечая на их вопросы («А для тебя, мастер, убийство — это обычное дело?»), мы улучшаем отношения. Можно даже устраивать совместные трапезы.

Всё это заряжает специальную шкалу Soul Gauge, а потом позволяет повышать Soul Rank — чем он выше, тем больше возможностей для напарника открывается. В частности, только на пятом уровне Soul Rank ему разрешат выбрать подкласс.

По каждому сопартийцу даётся информация — тут и биография, и список того, что ему нравится, и результаты бесед.
По каждому сопартийцу даётся информация — тут и биография, и список того, что ему нравится, и результаты бесед.

Также хорошие отношения дают бонусы к опыту, а с получением новых уровней Soul Rank повышается и количество так называемых Union Skill Points — это очки, необходимые для применения мощных совместных атак.

Выбор реплик в диалогах с компаньонами действительно имеет значение.
Выбор реплик в диалогах с компаньонами действительно имеет значение.

Поддерживать хорошие отношения важно ещё и потому, что сильные враги умеют творить особую магию, которая берёт наших персонажей под контроль, и те даже начинают атаковать своих. Только совместные атаки и высокий уровень Soul Rank позволяют быстрее избавиться от этих чар.

Не всё сразу

Естественно, как и почти во всех японских RPG, в Saviors of Sapphire Wings также много гринда. Да и вообще игра достаточно сложная и длинная. Ну, как сложная… Многие драки тут, конечно, проходные и выглядят примерно так:

От нас требуется просто клацать по одной и той же кнопке.

Но при этом даже на нормальной сложности обязательно найдутся враги, с которыми нахрапом не справиться. А учитывая, что зелий и специальных камней для телепортации на нашу летучую базу, как правило, не хватает, приходится частенько возвращаться через всю локацию к точке входа — только так получится выйти с карты и добраться до своей крепости, чтобы восстановить здоровье и запасы маны.

Хорошо хоть, тут реализована функция автоматического перемещения — достаточно выбрать точку на карте, и партия сама отправится туда.

Даже мерзкие гоблины тут нарисованы со вкусом.
Даже мерзкие гоблины тут нарисованы со вкусом.

 Saviors of Sapphire Wings / Stranger of Sword City Revisited — игры неидеальные, но в своих новых версиях они оставляют в целом отличное впечатление. Кто-то жалуется на сложности с поддержкой контроллеров на PC и ещё какие-то шероховатости в портировании, но я спокойно играл на клавиатуре и особых проблем не заметил. Так что с чистой совестью могу рекомендовать эти игры всем поклонникам жанра.

Плюсы: эпичный сюжет; множество событий и разномастных напарников, с которыми нужно поддерживать хорошие отношения; богатый на интересные механики и события геймплей; приятный арт-дизайн и атмосферная музыка.

Минусы: много гринда; не всё ладно с балансом сложности.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Saviors of Sapphire Wings / Stranger of Sword City Revisited

Платформы
PC | NSW
Жанр
Дата выхода
16 марта 2021
11
4.1
8 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Удивительно, как они умудряются такие примитивные данжн кроулеры делать. Вот бы данжн кроулер на уровне визардри 8 или меч и магия 6.

Один из героев переродился в принни? Очевидно, не очень хороший человек был, dood.

Основная проблема подобных игр — отсутствие перевода.

Читай также