Saviors of Sapphire Wings / Stranger of Sword City Revisited: Обзор
Японские
«подземельные» RPG в духе серии Wizardry (обожаемой, кстати, в
Стране восходящего солнца) — это отдельный жанр. И последние годы заметную роль
в нём играет студия Experience Inc. В 2016 году на Западе вышла её Stranger of Sword City, а через год на PS Vita случился международный релиз её
дополненной и улучшенной версии — Revisited. В 2019 году студия
выпустила ещё одну примечательную игру в том же стиле — Blue-Winged Chevalier (международное название — Saviors of Sapphire Wings), но исключительно опять же на «вите» и в Японии. И вот недавно
на PC впервые вышли обе — в составе
сборника Saviors of Sapphire Wings /
Stranger of Sword City Revisited.
Рыцари круглого стола по-японски
Сразу скажу, что меня интересовала именно Saviors of Sapphire Wings. Потому что Stranger of Sword City вышла в Steam ещё в 2016 году, а её улучшенная версия Revisited включает три новых класса и три новых подземелья, расширенную систему создания персонажа, доработанную «боёвку» плюс что-то ещё по мелочи. В общем, обычная история. А вот бывшая Blue-Winged Chevalier, ныне известная как Saviors of Sapphire Wings (не удивляйтесь, японцы любят всё усложнять — вы ещё не видели названия некоторых аниме-фильмов и сериалов!), на персональных компьютерах, да и в принципе за пределами своей родины, вышла впервые.
Чем же может заинтересовать Saviors of Sapphire Wings? Вы удивитесь, но сюжетом и геймплеем, а точнее, теми интересными механиками, которые тут реализованы.
Итак, тематика тут вроде бы тривиальная — опять борьба «бобра с ослом», но подаётся она не совсем стандартно. Главгерой, оказывается, однажды уже сражался с не менее главным злодеем, «оверлордом тьмы» по кличке Ol=Ohma. И проиграл, погиб. А вместе с ним — и его товарищи из местного общества Рыцарей Круглого стола.
И вот спустя 100 лет он возродился в новом теле, но, естественно, поначалу мало что помнит. И теперь приходится вспоминать былые события и своих друзей, которые также прошли процесс реинкарнации и возродились в новых обликах. Ну и, конечно, приходится искать способы всё же одолеть злыдня.
Понятно, что это занимает много времени — сюжет в Saviors of Sapphire Wings масштабный, предполагающий многочасовые путешествия по лесам, полям, руинам, замкам, подземельям, крепостям, городам и деревням. Шутка ли — если поначалу с главным героем путешествуют три напарника, то потом их число вырастет до десяти. А взять с собой разрешают только пятерых. Со всеми ними общаться на базе, что находится на спине огромного летающего кита. В общем, как и положено в JRPG, всё эпично и слегка безумно.
Базовый набор
Масштабным, солидным можно назвать и игровой процесс — в том смысле, что здесь много нюансов. Основа, естественно, стандартная для проектов в жанре «японский dungeon crawler» — исследуем локации, выполняем квесты и сражаемся с видом от первого лица. Бои пошаговые, в классическом Wizardry-стиле, а победы в них дают предметы и опыт, позволяя прокачивать наших подопечных. Естественно, в драках можно использовать классовые умения и заклинания. А новые мы разучиваем по мере прокачки персонажей.
Последние различаются классом и «душой» — это фактически аналог рас, который даёт бонусы к различным базовым характеристикам. Например, душа чемпиона включает энергию гномов и даёт много силы, а душа мудреца — это уже наследие эльфов, и она ориентирована на интеллект и магию. Можно выбрать и души других рас, включая даже фей. По мере развития появится возможность взять и главному герою, и напарникам подклассы. Основные и дополнительные классы за редким исключением все привычные — «хилер», боец, друид, паладин, волшебник и так далее.
На месте в Saviors of Sapphire Wings также алхимия, и традиционная для JRPG готовка еды, и улучшение экипировки.
А поговорить?
Есть детали. Та же еда частенько используется в качестве приманки для монстров в специальных ловушках. На разных локациях и для разных врагов нужны разные приманки: кому-то нравятся овощи и фрукты, а кто-то предпочитает мясо. А нужно это для того, чтобы установить контроль над ловушками, привлечь и уничтожить самых опасных монстров и захватить регион.
Хватает и других интересных подробностей — например, и сундуки, и большинство снаряжения в них изначально прокляты, поэтому сразу надеть всё не получится. Нужно снимать проклятия или дожидаться возвращения на базу, когда проклятия исчезают автоматически.
Но, пожалуй, главная «фишка» — это необходимость плотно взаимодействовать и общаться с напарниками. Это происходит во время сюжетных сценок и когда герой специально вызывает персонажа в свою комнату для разговора. Общаясь, расспрашивая об их прошлом, о том, что их беспокоит, и правильно отвечая на их вопросы («А для тебя, мастер, убийство — это обычное дело?»), мы улучшаем отношения. Можно даже устраивать совместные трапезы.
Всё это заряжает специальную шкалу Soul Gauge, а потом позволяет повышать Soul Rank — чем он выше, тем больше возможностей для напарника открывается. В частности, только на пятом уровне Soul Rank ему разрешат выбрать подкласс.
Также хорошие отношения дают бонусы к опыту, а с получением новых уровней Soul Rank повышается и количество так называемых Union Skill Points — это очки, необходимые для применения мощных совместных атак.
Поддерживать хорошие отношения важно ещё и потому, что сильные враги умеют творить особую магию, которая берёт наших персонажей под контроль, и те даже начинают атаковать своих. Только совместные атаки и высокий уровень Soul Rank позволяют быстрее избавиться от этих чар.
Не всё сразу
Естественно, как и почти во всех японских RPG, в Saviors of Sapphire Wings также много гринда. Да и вообще игра достаточно сложная и длинная. Ну, как сложная… Многие драки тут, конечно, проходные и выглядят примерно так:
Но при этом даже на нормальной сложности обязательно найдутся враги, с которыми нахрапом не справиться. А учитывая, что зелий и специальных камней для телепортации на нашу летучую базу, как правило, не хватает, приходится частенько возвращаться через всю локацию к точке входа — только так получится выйти с карты и добраться до своей крепости, чтобы восстановить здоровье и запасы маны.
Хорошо хоть, тут реализована функция автоматического перемещения — достаточно выбрать точку на карте, и партия сама отправится туда.
Saviors of Sapphire Wings / Stranger of Sword City Revisited — игры неидеальные, но в своих новых версиях они оставляют в целом отличное впечатление. Кто-то жалуется на сложности с поддержкой контроллеров на PC и ещё какие-то шероховатости в портировании, но я спокойно играл на клавиатуре и особых проблем не заметил. Так что с чистой совестью могу рекомендовать эти игры всем поклонникам жанра.
Плюсы: эпичный сюжет; множество событий и разномастных напарников, с которыми нужно поддерживать хорошие отношения; богатый на интересные механики и события геймплей; приятный арт-дизайн и атмосферная музыка.
Минусы: много гринда; не всё ладно с балансом сложности.
Лучшие комментарии
Удивительно, как они умудряются такие примитивные данжн кроулеры делать. Вот бы данжн кроулер на уровне визардри 8 или меч и магия 6.
Один из героев переродился в принни? Очевидно, не очень хороший человек был, dood.
Основная проблема подобных игр — отсутствие перевода.