Комедия – один из старейших жанров искусства. Что в литературе, что в кинематографе хватает достойных произведений, позволяющих посмеяться, наблюдая за приключениями главных героев. С видеоиграми, как водится, всё несколько сложнее – тут границы жанра зачастую размываются, порой юмор встречается совсем не там, где задумано, да и нередки случаи, когда забавные ситуации создаются силами самих игроков.
Rustler, недавно появившаяся в Steam Early Access, позиционировалась именно как юмористический проект. Сама концепция «GTA в Средневековье» забавна, но смогла ли студия Jutsu Games умело распорядиться этой многообещающей идеей?
Из грязи в князи
Самый обычный средневековый парень по имени Гай живёт в самом обычном средневековом пригороде. Не смотрите, что улицы патрулируют конные стражники с мигалками, лошадей оставляют на отмеченных специальным дорожным знаком парковках, а на каждом углу стоят барды, исполняющие бит-бокс, – в остальном тут всё подчиняется привычным законам человеческого общества. Богатые богатеют, бедные беднеют, и вырваться из этого замкнутого круга удаётся не каждому. Но Гаю везёт – ему выпадает шанс вскарабкаться на вершину социальной лестницы с помощью Большого турнира, победа в котором гарантирует не только славу и почёт, но и солидное вознаграждение. Только вот незадача – для того чтобы попасть на соревнования, одного желания мало. Придётся изрядно попотеть, чтобы получить поддельное свидетельство дворянина.
Опасный труд конокрада (игра не зря носит подзаголовок Grand Theft Horse), похищения и заказные убийства, грабёж, выбивание долгов, даже тюрьма – ничто не остановит Гая на пути к мечте.
Сюжет недалеко ушёл от источника вдохновения разработчиков. Нам показывают становление мелкой сошки из уличной банды. Только если Rockstar предпочитала более тонкий подход к сюжету, то здесь повествование сдобрено абсурдом в духе «Монти Пайтона» и более прямолинейным (чаще всего – сортирным) юмором.
Ударить барда, чтобы он сменил мелодию, запустить корову из катапульты, кидаться во врагов и прохожих экскрементами – примерно так игра оправдывает принадлежность к жанру комедии. А ещё здесь выделена отдельная кнопка для, извиняюсь, пердежа. По-настоящему забавных ситуаций крайне мало – разработчики предпочитают либо цитировать тот же «Монти Пайтон» (причём отсылки эти ничем не обоснованы – если незнакомы с первоисточником, так и не поймёте, например, что за рыцарь лишился рук во время встречи с главным героем), либо юморить в лоб. Порой получается забавно, но надолго такого юмора не хватает, поэтому звание комедии игре можно дать с большой натяжкой.
Украл, выпил – в тюрьму… Романтика
Геймплейно игра действительно напоминает GTA, её первые, ещё двумерные части: вид сверху, простейшее управление, возможность угнать любое средство передвижения (лошадь или повозку) и почти ничем не ограниченная свобода действий. Хочешь – бей прохожих и убегай от стражников, хочешь – выполняй побочные и основные квесты, продвигаясь по сюжету.
Квесты эти достаточно разнообразны: задания кампании не всегда сводятся к тому, чтобы убить побольше врагов или бегать по карте в роли курьера, доставляя груз от одной точки к другой. Есть кардинально меняющие историю повороты, вроде попадания на каторгу и последующего бегства.
Тем не менее впечатления от миссий скорее негативные. Любая незаконная деятельность, замеченная стражниками, приводит к погоне, от которой очень сложно оторваться. Конная «полиция» всегда быстрее, стражей больше, а убить всех на месте и затаиться не выйдет – постоянно приходит подкрепление. Вариантов избежать ареста немного – либо искать ближайшее объявление о розыске, уничтожение которого снимает «звёзды» погони, либо скакать в специальную конюшню, которая действует аналогично покрасочному цеху из GTA. Есть вариант выполнить миссию даже с погоней на хвосте, но сразу после её завершения вас точно так же будут атаковать стражники – непонятно, баг это или так и задумано.
Ненужный хардкор
Сражаться или убегать в любом случае непросто – «спасибо» управлению. Камера, то и дело меняющая ракурс из-за домов поблизости, деревья и прочие объекты, в которые так и норовит уткнуться лошадь главного героя (а вражеские наездники действуют безошибочно), узкий угол обзора, особенно сильно мешающий при передвижении верхом на большой скорости, – почти любая миссия требует сильной концентрации и внимания. Проиграл? Начинай с самого начала квеста! Учитывая, что многие из миссий идут довольно долго и нередко заставляют скакать из одной части карты в другую, назвать происходящее развлечением сложно.
У нас тут вроде комедия, по заявлениям разработчиков? Почему тогда приходится потеть едва ли не больше, чем в Dark Souls, десятый раз проходя никак не поддающийся квест из-за того, что лошадь сбрасывает главного героя, едва задев препятствие? Хватает и багов, которые, впрочем, можно списать на «бету». Хотя возникающий в концовке долгого и нудного квеста баг с застывшим персонажем, которого по сюжету надо сопровождать, я разработчикам вряд ли прощу, несмотря на ранний доступ.
Именно технические недоработки, непродуманное управление и странная система сохранений привели к тому, что кампания проходится откровенно через силу. По этой же причине непросто творить хаос и беспорядок, ломая всё подряд и набирая «звёзды» розыска по максимуму. Неудобно, к тому же бои слишком сложны, чтобы позволить игроку расслабиться.
Если качество шуток в Rustler – вопрос дискуссионный (да я и не сказал, что тут совсем нет иных забавных моментов), то сравнение с GTA будет далеко не в пользу новичка. Во всяком случае, на данный момент – возможно, что разработчики ещё смогут это исправить.
Лучшие комментарии
Товарищ Песков, видимо, забыл, что в старых 2D ГТА вообще сохраняться можно было только за деньги! И уж точно не во время миссий. Так что это дань классике
Игра отличная, особенно для раннего доступа! Надеюсь, все же доберется до релиза.
Тот момент, когда больше вспоминаются старенькие части Gangstar, нежели GTA.
Возможно из-за угла камеры, которая прям как в Gangstar 2 поставлена. Концепция у игры забавная, так что подожду до релиза и гляну