В России визуальные новеллы с привкусом аниме любят – и играть в них любят, и делать. Помимо легендарного уже «Бесконечного лета» можно вспомнить, например, «Красный космос», One Day in London, «Левиафан: последний день Декады» и гениальный в своей наглости аниме-капустник «Евгений Онегин». Сейчас таких проектов тоже достаточно. В начале января вышел второй эпизод примечательной российской новеллы Guilty Parade (когда выпустят финальный, пятый, тогда, надеюсь, будет и обзор), а в конце месяца стартовала The Shadow You. Причём детище небольшой отечественной студии Topchan Games получилось не только интересным, но и необычным.
Гильдия их связала
Необычной прежде всего можно назвать подачу истории. С одной стороны, приём, когда рассказывают две параллельные истории, потом на экране появляются какие-то люди, не имеющие вроде бы никакого отношения к тому, что мы видели ранее, а в конце все персонажи и линии наконец сходятся, известен давно (вспомните хотя бы «Суку-любовь» Алехандро Гонсалеса Иньярриту).
С другой стороны, это всё равно не назовёшь стандартом или клише (особенно для русских визуальных новелл), поэтому такой приём, как правило, затягивает крепкий узел интриги. Вот и в The Shadow You история сразу захватывает. Начинается она с того, что главную героиню, девушку по имени Офелия, убивают. Потом хронология отматывается назад, и нам рассказывают о том, как она пошла работать горничной в особняк, а там влюбилась в Киеля, сына хозяина.
Они – геймеры, фанаты ММОRPG, в которой, как оказалось, не просто вместе играют, а состоят в одной гильдии. Этот распространённый в аниме геймерский мотив в The Shadow You очень активно и достаточно весело, с выдумкой обыгрывается.
В какой-то момент мы, естественно, оказываемся внутри той игры, где даже участвуем в пошаговых сражениях.
Свет и тьма
Но The Shadow You – не о геймерских разборках. Параллельно идёт история о странной испуганной девушке в лохмотьях, которая живёт в заброшенном доме и безуспешно пытается выбраться из окрестного мрачного леса. Тут уже линия геймерской любви сменяется ужастиком.
Каждый день девушке приносят коробки с едой, на которых сначала нарисована цифра 7, потом 6, 5… То есть идёт обратный отсчёт. Но до чего? Кто приносит еду и что всё это значит? Вместо ответов девушка получает очередную порцию глюков-кошмаров – то видит орущего слепого парня, то он и его копии начинают гоняться за ней…
Истории чередуются, вопросы накапливаются. В одном рассказе – романтика, понятные всем нам словечки и шуточки, не менее понятные проблемы отцов и детей, богатых и бедных. Подано это, конечно, простенько и наивно, одним мазком, но ведь тут русская визуальная новелла с аниме-картинками, а не документальное кино.
В другом рассказе – сюр, жуткая атмосфера и ни черта не понятно. Потом на сцену выходят развесёлый панк-рокер и алкоголик (это один человек, но не Чача Иванов) и заикающаяся девушка из кафешки, между которыми тоже вроде бы что-то намечается.
Поучайте своих паучат
В итоге если в ключевой момент сделать неправильный выбор, то игра может закончиться очень быстро – вопросы так и останутся висеть в воздухе, а вы не увидите огромный пласт контента. Если же пробовать другие варианты, то всё равно есть шанс получить не самую, прямо скажем, хорошую концовку.
Что же касается «правильного» финала, который полноценно раскрывает историю и хоть как-то оправдывает присутствие панка с его девушкой, то тут у меня сложилось двоякое впечатление. Казалось бы, всё в итоге достаточно логично, интересно, светло и с позитивом. Легкочитаемые диалоги и описания с допустимым градусом романтической графомании, красивые арты, удачно подобранная музыка – всё это только усиливает положительный эффект.
Однако в развязке слишком уж много наивного, прямолинейного морализаторства в голливудском стиле. А сочетание подростковой беззаботности, гиковской темы и романтики с серьёзными сдвигами про беременность, аборты и необходимость в играх соблюдать меру местами вызывает чувство неловкости – словно не в ВН играешь, а читаешь поверхностные блоги «правильных» девушек. Из-за этого некоторые персонажи кажутся лишь ходячими – и достаточно очевидными – идеями, а не людьми.
К слову, один из персонажей The Shadow You признаётся, что сменил пол. Конечно, в русской визуальной новелле с красивыми аниме-девочками можно было бы обойтись и без этого, но в целом я ничего против не имею. Проблема в другом: этот эпизод откровенно притянут за уши и вырван из общего повествования – ситуация выглядит максимально неорганично и, скажем так, режет слух.
Некогда скучать
В любом случае сам геймплей увлекает. В основном за счёт того, что тут постоянно чередуются механики. То мы собираем и применяем предметы, то убегаем от монстров, то решаем загадки, где нужно подобрать код или, например, верно расставить вещи на постаментах, то пытаемся выбраться из сюрреалистичного лабиринта.
Есть и стелс-эпизоды, и местность с ловушками. В конце друг за другом идут несколько пошаговых битв с боссами, причём достаточно напряжённых. А ещё тут есть мордобой в виде мини-игры.
Ничего особо сложного. Но такое жонглирование механиками вкупе с динамичной подачей истории и висящей в воздухе интригой постоянно держит в напряжении – игра проходится на одном дыхании.
Жаль, конечно, что глубину авторы в итоге подменили скучным морализаторством, но спишем это на моё субъективное восприятие. А в целом The Shadow You – игра хорошая и увлекательная, с нетривиальным подходом к геймплею и подаче сюжета. У создателей явно есть потенциал. Надеюсь, он ещё больше раскроется в их следующем проекте – визуальной новелле «Архэ», где тоже есть интересные «фишки». Демо уже можно оценить.
Плюсы: сюжет; диалоги; некоторые персонажи; геймплей; арт и музыка.
Минусы: местами авторы перегнули с морализаторством; некоторые герои слишком уж трафаретные.
Лучшие комментарии
Довольно интересная игрулька, атмосферненькая, прошел не без удовольствия. Чем-то напоминает игру the Coma, только с меньшим количеством хоррора и большим кол-вом повествования.