С Total War такое дело: если играли хотя бы в одну часть, то считайте, что знакомы со всеми. Ведь основа стратегии не меняется уже 20 лет – кстати, почувствуйте себя старыми. У вас есть глобальная карта, где можно в пошаговом режиме развивать города и перемещать армии, а также тактические локации на время битв, чтобы самостоятельно управлять солдатами и смотреть вблизи, как они дубасят друг друга. Тогда в чём оригинальность Troy и стоит ли новое творение Creative Assembly внимания? Берём в руки щит, копьё и разбираемся в самой пафосной войне древнего мира.
Теория большого врыва
В чём суть конфликта, знает каждый, кто хоть раз открывал книжку про греков или смотрел фильм с Брэдом Питтом (William Bradley Pitt). По сюжету игры троянский царевич Парис похищает Елену – супругу правителя Спарты Менелая. Тот, конечно, приходит от такой наглости в ярость и призывает своего брата Агамемнона из Микен собирать войско для возмездия. К армии присоединяются величайшие герои древности, такие как Ахиллес и Одиссей. Тем временем на другом берегу Эгейского моря похититель чужих жён наслаждается упоительными вечерами и хрустом троянской булки. Вам же предлагается взять под управление одного из восьми легендарных персонажей, чтобы изменить историю либо, наоборот, повторить её по учебнику.
Впрочем, окажись стратегия повторением гомеровского сюжета, это выглядело бы странно. На старте действительно доступны две стороны – данайцы, обитающие на землях Греции, и троянцы, чьи владения охватывают западную часть современной Турции. Но такое разделение не означает однозначной вражды двух народов между собой и согласия внутри каждого из них. Так что вместо эпического врыва на сияющей колеснице в лагерь врага надо сперва уладить проблемы с соседями.
Неприятностей хватает у каждой из восьми доступных фракций. Троянские царевичи Парис и Гектор соревнуются между собой за право возглавить союзную армию. Мифический предок римлян Эней увяз в разборках с эолийцами, а лидер ликийцев Сарпедон ведёт затяжную войну с Родосом. По другую сторону моря тоже не мёдом намазано. Враги есть и у Ахиллеса, и у Одиссея, и у братьев-вождей Менелая с Агамемноном – оба спят и видят, как бы захватить Тиринф и склонить на свою сторону остальной Пелопоннес. В общем, кого ни выбери, попадаешь в банку с пауками, где порой выгоднее объявить другом вчерашнего врага, чем договариваться с амбициозными родичами.
Двое дерутся, а третий побеждает
Creative Assembly – редкий пример студии, не только нашедшей, но и сохранившей свой неповторимый стиль. Разработчики прекрасно это понимают, так что революции от «Трои» не ждите. Как и в других играх серии, вы со старта получаете некую область с укреплённой столицей и парой деревень попроще. А дальше действуете военным либо дипломатическим путём, лишь бы прибрать к рукам всё, что плохо на карте лежит.
Возведение построек в городах даёт разные бонусы, от прибавки к ресурсам до более сильных войск, а ещё позволяет нанимать шпионов, жрецов и посланников – агентов, способных так или иначе ослабить противника. Гвоздём программы стала религия: можно выбрать бога-покровителя, чтобы строить в его честь храмы, молиться и приносить жертвы. Взамен небожитель даёт усиления – Аполлон, например, благословляет лучников, а Посейдон умножает трофеи. Общение с богами сродни магии: помолился Аресу перед битвой – укрепил войско. Только вместо маны на это колдовство уходят вполне материальные блага.
Немалую роль в развитии империи теперь играет обновлённая система ресурсов: пища, бронза и золото нужны для найма и содержания юнитов, а дерево с камнем – для строительства. То есть чем круче отряд или здание, тем сильнее опустошаются закрома. Чтобы не разориться на грандиозных многоходовочках, надо захватывать и грамотно застраивать специальные селения – в одном из таких люди заняты лишь добычей продовольствия, в другом народ вкалывает на каменоломнях. Разжиться позволяет и дипломатия. Торговля в A Total War Saga: Troy существует не для галочки – от неё можно получать больше, чем от собственных полей, лесопилок и рудников.
Вообще глобальная часть организована очень доступно. Не нужно быть фанатом жанра, чтобы разобраться, что здесь к чему. Не хватает ресурсов – торгуй, нужна армия покрупнее – найми героев в придачу к основному вождю, надо вдохновить своих солдат и расстроить вражеских – молитва и агенты в помощь. Если разложить игру на составные части, они действительно оказываются просты до безобразия. Вот вам система царских указов – аналог древа технологий, постепенное открытие которого даёт экономические и военные бонусы. А вот окно дипломатии, где видно, сколько и чего следует добавить, чтобы прямо сейчас заключить мир, создать оборонительный союз или устроить совместный поход против общего противника.
Но даже внутри такой простоты время от времени спотыкаешься. Потому что не каждый союзник вступится за вас в случае войны. То и дело задаёшься вопросом, стоит ли прямо сейчас выполнять сюжетное задание, если это тут же поссорит вас со всеми соседями. А что выгоднее – взять штурмом посёлок, где добывается нужный вам ресурс, или устроить набег и решить проблему без потери воинов? Будучи произведением бесхитростным, Troy всё-таки не позволяет переть напролом. И если выбирать на старте разных предводителей, путь к победе не повторяется, ведь личность героя здорово влияет на геймплей.
Успех величайшего воина древности Ахиллеса зависит от перепадов его настроения – то он слетает с катушек и ссорится со всеми подряд, то впадает в уныние из-за жреца в войске. Агамемнон может укреплять свои позиции за счёт назначения в совет полководцев, а при необходимости получает с вассалов единовременную крупную дань – «Львиную долю». Сарпедон тратит ресурсы на вмешательство в чужие сделки, Эней использует бонусы от общения с духами мёртвых предков и так далее. Это лишь малая часть особенностей каждого из лидеров, так что сыграть две одинаковые партии за Гектора и Ахиллеса не получится при всём желании. Зато героев Троянской войны уравнивает поле боя.
Пращники против кентавров
Сражения на тактических локациях – визитная карточка Total War. В отличие от глобальной части, где свыше 90 фракций ходят по очереди, тут всё в реальном времени. Разве что есть пауза, чтобы обдумать действия, замедление и ускорение. Во время боя под вашим управлением сотни и даже тысячи солдат: лёгкая, средняя и тяжёлая пехота, стрелки, мечники и копейщики со щитами и без. А вот коннице уделено мало внимания – верхом ездят кентавры, как здесь назвали обычных всадников, и возницы колесниц. Мифические существа вроде минотавра и циклопа представлены обычными громилами в эпическом тряпье, но подобию магии всё равно нашлось место. Накапливая ярость, герой-командир может врубать особые умения, которые прокачиваются по мере накопления опыта, будто в какой-нибудь RPG.
Что ещё надо знать о сражениях в «Трое»: авторы серии продолжают работать над алгоритмами поведения вражеских солдат. Те научились толково прикрывать фланги и тыл: если зайти сбоку на неприятельских стрелков, искусственный интеллект отведёт как минимум одно подразделение, чтобы обстрелять атакующих, да и при отступлении строя копейщиков им дают эффективное прикрытие. С другой стороны, порой ИИ откровенно тупит и вроде как осторожничает, впустую расходуя живую силу. В связи с такой отнюдь не героической манерой, добивание беглецов превращается в «Шоу Бенни Хилла» с нарезанием кругов по локации. Не обошлось и без жульничества. Враг реагирует даже на перестановку тех отрядов, которые ему не видны, – например, скрытой в лесу засады.
Упадок или прогресс?
Хорошо ли, плохо ли, но от выпуска к выпуску серия становится понятнее широкой аудитории. Возможно, именно с этой целью и создаются стратегии с подзаголовком «Сага». Для проверки своих ощущений я решил запустить какую-нибудь классику Creative Assembly – и знаете что? Shogun 2 девятилетней давности почти наверняка покажется новичку сложнее. Это касается дипломатии, шпионажа, развития городов, сражений – вообще всего. Даже в фэнтезийной дилогии Total War: Warhammer, с которой сравнивают новинку, больше нюансов, режимов и глубины. С другой стороны, как ещё разработчикам и издателям, имеющим дело с не самым популярным жанром, привлекать свежую публику?
A Total War Saga: Troy – стратегия внятная и предельно простая, чтобы не сказать примитивная. Поэтому для знакомства с жанром и серией она подходит идеально. А вот давних поклонников «Тотальной войны» она вряд ли хоть чем-то впечатлит и порадует – для этого в игре слишком мало новизны.
Плюсы: не самый избитый сеттинг; лидеры восьми фракций ощущаются уникальными личностями; красивое оформление; геймплей сделан простенько и со вкусом – в стратегии быстро разберётся любой.
Минусы: слишком мало новизны; русская локализация неполная – если текст переведён полностью, то реплики персонажей дублированы лишь частично.
Лучшие комментарии
Тут еще я хотел накатать долгую простыню, о том как мне франшиза Total War надоела и то, что все её игры имеют одни и те же проблемы, но мне стало лень, поэтому просто скажу что Troy не исправляет никаких проблем предыдущих игр (в отличие от ToB или 3K), а просто ощущается модом на Warhammer 2 в другом сеттинге.
Сравнение с Shogun 2 понравилось, там действительно временами было намного сложнее.
В целом, всё это ответвление Saga — это поле для обкатывания новых механик.
Мы это знаем и радуемся, что игру раздавали бесплатно в день релиза.
Ещё мне кажется, что после Вархаммера Креативы пошли в неправильном направлении, начав добавлять сказочности в реалистичные сеттинги. «Троя» при всей мифологической основе выглядит именно как стандартный антично-греческий сеттинг из того же TW Rome. Если в Вахе сказочность была естественна и смотрелась оригинально, то добавление её в реалистичные исторические сеттинги начинает всё больше раздражать. И вообще, когда Креативы сподобятся на Imperial 2?