Codename Panzers, Phase One: Прохождение
«Может быть, пробелы в воспитании,
Иль в образованье слабина?
Но не может выиграть кампании
Та или иная сторона.
С совестью проблемы окаянные,
Как перед собой не согрешить?
Тут и там солдаты оловянные,
Как решить, кто должен победить...»
В. Высоцкий
Довольно давно журналисты «Игромании» жаловались Ромеро, что индустрию захлестнул вал игр, посвященных Второй Мировой Войне. Гений отшутился: «Дальше будет сплошной Вьетнам!». Однако я не замечал, чтобы переливчатые флаги немцев, СССР и cоюзников сменились на забытые богом джунгли - побоищу 40-х по-прежнему уделяют внимание.
На этот раз мы встретились с военной игрой от StormRegion - Codename: Panzers. Вы наверняка расшифровали смысл жанра, совместили со спецификой, а поэтому представляете, как именно скоротаете вечера недельку-другую. Не рискую лгать - вы правы. Не особенно оригинально - по крайней мере, не какие-нибудь походовые гонки. Не особенно реалистично. Но интересно.
Игрок - это офицер одной из сторон: Александр Владимиров за русских, Ханс фон Гребель за немцев и Джеффри Вильсон за янки. Я отмечу, что сюжет выдуман великолепный: совещания с подложкой из агитационных плакатов, исписанные ровным почерком дневники героев - выполнено старательно и умело.
Однако... Сюжет - это не синоним атмосферности. Стиль художников не подходит, упорно не желает вырисовывать хорошие, впечатляющие картинки - я бы охарактеризовал его как «западное аниме». Все эти «крестики» и «колесики», портреты и прочая... Я согласен, что несколько великолепных ракурсов проскользнуло, но исключения подтверждают правило, особенно когда они настолько редки.
Оловянные солдатики. Полшага до памятных боев пластиковых фигурок на диванах и кухнях.
Но... Так ли желает пользователь окунуться в атмосферу? Для того издали другие игры. Мы отдыхаем, а постоянно проникаться духом эпох - все равно что постоянно питаться изысканными пирогами и в конце концов заработать язву желудка.
Поэтому просто запустим добротную игру - действительно добротную, орден Почетного Легиона.
Препарируем духовно и физиологически
Видим: шестеро солдат в мундирах, бегают, пригибаются и стреляют. Смотрим на шахматную доску, наблюдаем шашки. Не похоже? Зря вы так считаете, красивые картинки на мониторе - это те же фигурки, только посложнее, а как они выглядят - танком, ротой или самолетом - не суть важно.
Конечно, вам неплохо бы изучить их многочисленные параметры. Главный - здоровье. Ясно, что когда по отряду успешно стреляют, он хиреет, а лекари восстанавливают параметр до максимума.
Однако выберите пехотинцев и приглядитесь к «квадратикам» на нижней панели. Здоровье банально падает-падает, а потом солдат внезапно оседает в луже крови, а одна «фишка» пропадает. Считается, что он убит, - и параметр отныне не восстанавливается полностью, только частично: например, health 300, 2 воина, один погиб - только до 150 и т.п. Однако боевые качества не страдают - как больно стреляли, так и стреляют.
Это важно: игроку показывают суммарное солдатское здоровье. Однако оценить реальную ситуацию легко - взгляните на полоски на карте и быстро оцените, к кому подбегать лекарями. Иначе вы погубите пехоту.
Вторая характеристика - это толщина брони. Она бывает разная: передняя, задняя, левая боковая и правая боковая. Считается, что она выражается в сантиметрах, но на деле танки просто одеты в «кирасы», которые поглощают либо весь, либо часть урона. Конечно, листами обшили еще и пушки - но только спереди.
Заменить пострадавшую сталь заметно дешевле, чем «чинить» здоровье - однако не особенно за этим гонитесь, сырье редко когда дефицитно. Ясно, что снаряд недружелюбного танка повреждает только одну ее сторону, так что совет - поворачивайтесь, подставляйте все борта, так эффективнее и экономичнее.
Это важно: опасайтесь тех, кто кидается high explosives - отдельная атака, крайне неприятная именно потому, что начисто игнорирует современные конструкторские ухищрения. Будьте осторожны и не особенно надейтесь победить с красной полоской здоровья и сильными броневыми листами.
По карте колесят некие автомобили - грузовичики с боеприпасами. Ясно, что не декоративно, однако солдаты, похоже, научились стрелять, не расходуя патроны, поэтому кому, интересно, эта диковинная техника поможет? Танкам. Их боезапас совсем не бесконечен, а чем старше модель - тем он меньше.
Чтобы восстановить запасы снарядов, выберите ammo truck и щелкните правой кнопкой мыши на страдальце, истратившем весь тротил, что ему выдали. Волшебные боеприпасы полетят («пульки») из автомобиля во всепоглощающую утробу танка. Аналогично мы чинимся - только грузовичком не с боеприпасами, а с ремонтниками.
Это важно: не забывайте, что эти магические патроновозки не вечны - просто у них очень-очень много снарядов и всяческих чинительных фенечек, которыми они со всеми делятся. Поэтому повнимательнее, берегите ваших боевых орлов, чтобы не опустели закрома Родины.
Еще умелый игрок выучит назубок типы атак, которыми мутузят поссорившиеся армии друг друга:
• Anti-Tank. Сильно царапает танки - но вынуждена сначала сносить броневые листы начисто и только потом подбирается к сердцевине - здоровью. Но окопавшиеся солдаты рассмеются, когда их недальновидно закидают такими снарядами.
• Anti-Air. Дырявит крылья и корпус самолетов. Между прочим, пехотинцы относительно быстро погибают под градом пулек, поэтому подбираться к зениткам следует осторожно. Танки, как вы понимаете, и не заметят, что кто-то там вокруг копошится.
• Bullet. Этим истребляют сапиенсов солдаты и танки. Но в танки приказывать стрелять не рекомендуется - не подчинятся. А так опытные пулеметчики или броневики обеспечивают гробовщикам работы лет на пять за 15 секунд.
• Highly Explosives. Одинаково хорошо (великолепно!) убивает людей и взрывает танки. Более того, прошивает броню насквозь - что быстрее и удобнее. Практикуется минометчиками и пушками.
Совсем кратко коснусь опыта. Чем больше отряд сражается, тем выше этот параметр. Как положено, четыре «уровня» - отмечаются на обзорной панельке снизу звездочками. И плюсы к параметрам.
Увы, командовать профессиональными вояками, конечно, приятно, но совсем не обязательно - я проверял, салаги справляются, а разница редко замечается. Когда вы играете на высшей сложности, вас заставляют выпестовывать зондер-команды (см. ниже), но, в принципе, и Будапешт покорится юнцам...
Великий Варабука и смиренный Барабайба
Вы - это только маленькое колесико в громадной военной системе. Карта - это крохотный кусочек фронта, а теоретически совсем недалеко ваши товарищи проливают кровь, чтобы победить... Или проиграть. Вами командует штаб. Он безлик и беспристрастен, но по-скриптовому справедлив.
Как только перед вами открывается карта, вы лихорадочно вспоминаете, что вам приказали. Но задачи не едины, а разделены на три группы: главные (Main), второстепенные (Optional) и секретные.
Главные цели вы обязаны выполнить, откажитесь вы - и вам не засчитают победу, как бы вы ни старались. Второстепенные довольно редко встречаются, вы вправе успешно провалиться, но плюсов в личное дело вам тогда не нарисуют. Наконец, с вас дюжина потов сойдет, пока вы узнаете, с какого конца подступаться к секретным задачам, - это исключительно ваша инициатива, командующий ни сном ни духом и не подозревал, что где-то вы еще подсобите армии.
Это интересно: кроме того, вас оценивают по проценту погибших. Вам выдали столько-то отрядов, из них выжил, например, 51% - это троечка. Нет убитых - 5+. Особенно он не влияет, но всегда полезно взглянуть со стороны, правильно?
Когда вы особенно отличились - вас награждают медалью. Я не знаю точно, как решается, повесить вам на мундир орден или не повесить, но в одном уверен - побеждайте быстро и бескровно, а планки приложатся. Особенно последнее. Однако пользы от этих побрякушек никакой, разве что умиленно любоваться на их ровненький рядок, победив в последней миссии кампании.
Ясно, что кому-то из офицеров командир доверяет как брату, а иным не выдаст и стреляного патрона. Чем успешнее вы действуете - тем лучше к вам относятся. На практике вам начисляют prestige - очки, на которые вы нанимаете отряды. Особенно вас не выделяют - как я упоминал, дополнительных задач почти не ставят, а поэтому известна фактически фиксированная «сумма», которую вам «выплатят» за миссию.
Это важно: отдельные отечественные обозреватели считают, что на престиж влияют потери. Я довольно сильно удивился, когда прочитал абзац, однако я допускаю, что на российском рынке продаются некие версии игры, в которых факты несколько отличаются. Поэтому будьте бдительны.
Итак, вы твердо вознамерились потратить честно заработанные очки в прилагающемся магазине. Во-первых, там царят «внутрикорпоративные» цены - вы покупаете и продаете за четко установленную цену, процент не прибавляют и не вычитают. Но учтите, что опытные солдаты не нанимаются, а воспитываются, но не дорожают - поэтому вы рискуете остаться с новичками, не понюхавшими пороха.
Это важно: на легкой сложности убитые воскрешаются с опытом, на средней - салаги, на высшей ваши ребята так и останутся в цинковых гробах. Поэтому, выбрав последний, вы обрекаете себя на нудное планирование и вылизанные победы - с одним командирским танком, знаете ли, Берлин не захватишь...
Во-вторых, вам, будь вы трижды генералом, героем и воплощением царя-бога Осьминогов на тверди, не позволят подгрести под себя больше 25 отрядов. Отдельные их виды тоже ограничили, а потому не надейтесь побеждать сотней винтовочников - запретят.
В-третьих, в первых миссиях вам не показывают лучшие виды танков и спецназовцев не столько по злокозненности, сколько потому, что их еще элементарно не изобрели. Так что внимательно оглядывайте списки и тщательно вчитывайтесь, особенно в немецкие аббревиатуры - вам их вряд ли отличить так, а выиграть не сменив модели нередко дьявольски сложно.
В-четвертых, пользуйтесь волшебной кнопочкой Change Vehicle. Как известно, бывалые и матерые у нас все-таки люди, а не танки, поэтому, например, пересадив 4-звездочный экипаж из T-34 на ИС-2, мы потом выставим в бой 4-звездочный ИС-2, что для фрицев фатально.
В-последних, любой пехотный отряд вы вправе снабдить дополнительными фенечеками. Пожалуй, я только кратко упомяну основные из них. Гранаты и коктейли Молотова пригодятся как при встрече с солдатами, так и с танками - одни взрывают, а другие их еще и поджигают, так что бензин в бутылке - хорошее подспорье огнеметчикам.
Это важно: элитарные вещички не бесконечны - их либо три штучки, либо одна, а истощив запасы, вы забываете про спецобмундирование до следующей миссии. Еще один гвоздь в крышку гроба многих из них.
Миноискатели не особенно полезны, ведь предпочитается выплевывать снаряды из дула, а не закапывать их в почву. Но я упомяну, когда ваши танковые батальоны желательно поддержать винтовочниками с этими пикалками. Однако капканы для кладоискателей, в принципе, легко обойти.
Бинокли и вовсе не оправдывают вложенных в них очков - интересно, зачем солдатам острое зрение? Разведываем мы всегда самолетами (когда рядом сильно окопались), со слабенькими засадами вы справитесь и так, а в мощных смертники элементарно не успеют ничего заметить.
Надувные лодки вам бесплатно подарят, когда обязательно что-то переплывать. Мины - это детское баловство, раз уж вам удалось выманить отряды врага, то за вашими орлами дело не постоит. Динамит - глупости, как и все, что заканчивается смертью вашего солдата и его дуэлянта
Трактористы на танкистов
Алхимики искали рецепт философского камня, а выдумали порох. Пострадал ли горе-гений, история умалчивает, однако ясно одно - взрывчатка (динамит, порох, тротил) идеально подходит, чтобы калечить и убивать.
Сначала изобрели «пороховые трубки». В игре они эволюционировали в разнообразные пулевики: винтовки, пулеметы, пистолеты-пулеметы, снайперские винтовки. Потом рыцарей устрашали бомбардами - а вы подавляете соперника артиллерией.
Четко разграничить функциональность и того, и другого относительно легко: пулевики эффективны вблизи, пушки - далеко. Пулемет стреляет быстро-быстро пульками, а гаубица - снарядом, но перемешивающим почвенные пласты не хуже плуга. Наконец, они соответственно быстро и медленно двигаются.
Однако нюансы нас не минули. Банальная пушка - это колесики плюс дуло плюс наводчики. Передвигается невероятно медленно, а поэтому подтаскивается транспортом побыстрее - грузовиками (Trucks). Как выглядит на практике? Как кнопочка Attach - автомобиль подцепляет, передвигает, отцепляет (Deattach).
Это важно: надеюсь, вы пересчитали кнопки мыши? Правая на пушку - это тот же Attach, только удобнее. Но выучите и «горячую клавишу» - исключения редки, но неприятны.
Перед тем обязательно вытащите из пушки артиллеристов, иначе вам не подчинятся. В принципе, они справятся и сами, но сыграют в черепах и чуть-чуть запоздают - годков эдак на двадцать. Но, правильно командуя тактически, вы не допустите ситуаций, когда гаубицы далеко, а вас давят танками, так что на грузовиках иногда экономят.
Это важно: когда действительно вам хорошо бы двигаться не абы как, а мобильно, устройте батарею так: объедините три пушки, подцепите их тягачами. Посадите в грузовики по отряду винтовочников. Так вы мгновенно вклинитесь в бой: поворачиваемся, тормозим, пехота выскакивает, гаубицы отцепляются, наводчики уже за ними - огонь!
Ахиллесова пята пушек - это их наводчики. Проблема в том, что сталь крепче плоти, но плоть слева, справа и сзади, а сталь только спереди. Иными словами, ударить с тыла или просто неожиданно пулеметчиками с правильной позиции - и орудие списывается в трофеи.
Однажды мудрый инженер догадался, что неплохо бы пушки усовершенствовать, - и родилась Self-Propelled Artillery. В частности, подправили мотор - отныне не калечные, ходим сами. В принципе, и чем-то отличаемся - вероятно, получше урон и прикрылись со всех сторон броневыми листами.
Увы, но реально этот тип артиллерии ни рыбный, ни мясной. Средний, в общем. Похуже последних моделей танков, изобретают его поздно, стоит он дороже, а погибает окончательно - экипаж хорошо прожаривается в металлической духовке. Я предпочитал им танки, а «Бизонов» (немецкая самоходка) нанимал на одну миссию и продал, только она окончилась.
Игра считает, что и ракетная, и снарядная SPA едина, но мы понимаем, что программа не права. Ракетная - это с подставкой на гибких стержнях, а снарядная - это с дулом. Одна слабенько выжигает широкую полосу, другая мощно громыхает, но ее доподлинно оценят только один-двое несчастливцев.
Это важно: поскольку нам редко выпадают мясниковские миссии (рейхстаг, согласен, что-то вроде этого, но там выбирать кого нанимать не дают), то последняя куда ценнее, особенно учитывая сверхтяжелые танки. И еще: залп считается как куча выстрелов, поэтому ракетницы дьявольски быстро подчищают склады.
Лучшие комментарии
Вы серьёзно?
Мир сходит с ума.
Самый лучший танк в игре
Нагнёт даже мауса
Спасибо тебе Кирилл!