5 июля 2019 5.07.19 9 9381

Citizens of Space: Обзор

В 2014 году студия Eden Industries выпустила забавную юмористическую JRPG Citizens of Earth, которая содержала много отсылок к культовым Earthbound и Chrono Trigger, но запоминалась прежде всего главным героем — трусливым и вороватым, но по-своему обаятельным вице-президентом вымышленного города. В сражениях против собственных горожан, устраивавших на улицах протесты (а также против инопланетян, роботов-хипстеров и оленей с телефоном вместо рогов), он сам не участвовал, а выставлял против них свою мамашу, большую любительницу сериалов; родного брата, торгующего ватрушками и роллами; конспиролога, который бросался во врагов похищенными из Госдепа документами.

Пять лет спустя при поддержке Sega вышел сиквел, который по всем законам развития и прогресса отправляет нас вербовать свою команду уже не на Земле, а в космосе. Тем более что наша голубая планета… исчезла в неизвестном направлении.

 

Иди ко мне!

В Citizens of Space мы опять играем за самовлюблённого представителя власти. На этот раз — за посланника Земли, который прилетел на заседание Галактической Федерации, но прямо во время воодушевлённой речи перед инопланетянами увидел, что его родную планету похитили неизвестные — она просто исчезла. Теперь нам, понятно, нужно разобраться с этой проблемой, чтобы не потерять своё кресло.

Для этого придётся, как и в первой части, активно набирать граждан в свою команду — только тут это жители самых разных планет. Все они делятся на три типа. Одни непосредственно участвуют в драках — это может быть пилот нашего звездолёта, который тут приравнен к типичному пиратскому боцману; слегка неуравновешенный астроном, похожий на Эйнштейна (Albert Einstein); робот-шериф с одной из планет; шеф-повар межгалактической сети ресторанов. Или, например, полицейский Timecop (явная отсылка к фильму «Патруль времени»), который, используя разные пространственно-временные линии, одновременно находится во всех комнатах в местном полицейском участке и делает всю работу сразу.

У каждого из них помимо собственных боевых приёмов есть уникальная небоевая способность. Например, робот-шериф на ходу раздаёт задания на убийство монстров (зачастую на время). А астроном помогает искать исчезнувшую Землю, когда мы отправляемся в космос.

Они не халявщики — они партнёры!

Другие граждане, набираемые в нашу команду, — это так называемые партнёры. Они в драках не участвуют, но их можно назначить помощниками (своеобразными питомцами) боевым юнитам, чтобы те получали бонусы к характеристикам. Также партнёры могут подлечить в драках или активировать полезные нам «бафы» и «дебафы». У таких персонажей тоже есть интересные способности. Некоторые из них выполняют роль раздела «Опции» — например, позволяют регулировать сложность боёв и мини-игр.

Боссы в такой игре, естественно, очень необычные.
Боссы в такой игре, естественно, очень необычные.

Партнёров может быть много: это самые разные инопланетяне и люди — доставщики пиццы, судьи, уборщики, косметологи, композиторы, роботы-переводчики, археологи, курьеры, химики, декораторы и так далее.

Наконец, как и почти в любой JRPG, тут есть персонажи, которых можно призывать в бою. Доктор, хакер, репортёр, шахтёр — эти и многие другие полезны каждый по-своему. А помимо того у многих ещё есть опять же небоевые умения, помогающие при исследовании мира. Например, тот же шахтёр, когда попадает в команду нашего посла, открывает возможность уничтожать каменные препятствия, чтобы и ресурсы собирать, и в ранее недоступные локации пробираться.

Всё для граждан!

Всего в команде может быть до 40 граждан, многие из которых ещё и прокачиваются, развивая свои таланты и открывая новые по мере набора уровней (последнее — в первую очередь про бойцов и партнёров). Можете представить, сколько в Citizens of Space умений и способностей на все случаи жизни и сколько вариантов партийных билдов — в драке разрешают участвовать только троим. И всех этих бойцов, инопланетных или земных «призывников», партнёров, естественно, хочется собрать вместе, прямо как покемонов, не упустив ни одного, — это один из главных стимулов к прохождению.

Некоторые становятся доступны по сюжету, но большинство сначала просят выполнить какую-нибудь просьбу. Да, особым разнообразием они не отличаются. Но если вы понимаете, что играете не в новую Baldur's Gate или Pillars of Eternity, а в юмористическую JRPG, то у вас не будет особых проблем с тем, чтобы доставлять пиццу, искать нужные предметы или рецепты, докладывать о преступлениях, тестировать в бою приборы (или употреблять сладости с бонусными эффектами на потребу толстой кондитерше), охотиться за головами бандитов и так далее.

Мини-игры в сражениях всегда заставляют быть в тонусе.
Мини-игры в сражениях всегда заставляют быть в тонусе.

Тем более что попадаются и весьма забавные миссии. Например, робот-переводчик попросит выслушать 800 строк диалогов, импозантный куратор (или кураторша — точно и не поймёшь) авангардных инопланетных выставок, одетый в стиле Сергея Зверева, хочет, чтобы мы нашли что-то до крайности артхаусное или скульптуру, которая «отражала бы дух Галактики». Шеф-повару нужно помочь изготовить крутое блюдо, а композитору — закончить симфонию. А для этого придётся участвовать в мини-играх.

Нажми на кнопку — получишь результат!

Все местные драки также построены на мини-играх. Бои проходят, как водится, в пошаговом режиме, позволяя каждому герою в свой ход использовать стандартную атаку или продвинутые умения, на которые, правда, ещё нужно накопить заряды энергии. Либо же мы в качестве посланника Земли и руководителя всей этой команды берём паузу, чтобы использовать расходные предметы или, например, вызвать полицию — это такое умение, которое снижает агрессивность (и, соответственно, урон) у всех участников противостояния. Можно и «суммона» призвать — если хватит харизмы, которая тут играет роль шкалы ярости.

Всё в целом традиционно для JRPG. Но вот чтобы любая атака или умение, позволяющее, например, регенерировать энергию или лечить камрадов, сработали — и сработали как можно эффективнее, мы должны вовремя нажимать указанные кнопки, зажимать и отжимать их, останавливать бегущую по кругу стрелку в нужном секторе и так далее. Чтобы защищаться во время вражеских атак, тоже приходится что-то вовремя и быстро нажимать — да ещё и в правильной последовательности. Звучит как банальные QTE, но в динамике всё гораздо разнообразнее и веселее.

Во многом именно поэтому драки в Citizens of Space не успевают так приесться, как во многих JRPG, — у каждого из многочисленных «граждан» свои атаки и умения и свои же мини-игры под них. А если всё же количество случайных столкновений начнёт раздражать, то можно минимизировать их частоту. Это вообще отличная «фишка», которую просто обязаны взять на вооружение все представители жанра. Хочешь много гринда — пожалуйста, выкручивай настройку на максимум, хочешь быстрее пробежать локацию — делай наоборот.

Тем более что даже от одной битвы здесь можно получить много опыта, денег и прочих наград — если не завершать её сразу после победы, а попросить добавить ещё несколько волн врагов. И так делать разрешают несколько раз. Вот она — настоящая демократия пол началом лучшего в мире посланника Земли!

Утопите меня в аплодисментах

Да, в Citizens of Space харизма главного героя — большая сила и один из главных аргументов в руках авторов. Он самовлюблён, много думает о своей причёске и вообще внешности (гораздо больше, чем о спасении Земли). Но при этом совсем не вор, негодяй, лентяй и обманщик, как герой Citizens of Earth. Этакий забавный дурачок, который вечно улыбается, всех почему-то называет «мэм» и норовит записать в свои фанаты, даже если они впервые его видят.

Русского перевода тут нет.
Русского перевода тут нет.

Так, своего помощника наш посланник поначалу принял за ребёнка-поклонника, который совершил героический путь через космос за своим кумиром. И потом долгое время называет его маленьким приятелем, чем дико бесит помощника. И лишь через какое-то время соглашается: «Ладно, нормального размера приятель». Иногда повышенная самовлюблённость главгероя рождает диалоги в духе Жванецкого: «Здравствуйте, гражданин судья». — «Ваша честь». —«Ой, спасибо, что вы так меня цените, но, право, не стоит…» — «Я говорю, что ко мне так надо обращаться». — «Как?» — «Ваша честь». — «Ну что вы, что вы, я правда ценю ваше отношение ко мне, но можно и не повторять это каждый раз». — «О боже…»

В общем, сами понимаете, с таким героем и толпой разношёрстных соратников, против которых выступают вылупляющиеся из яиц попугаи, утки-бодибилдеры, собачки в космических скафандрах и бегающие на ножках полумесяцы, скучать не приходится. К тому же авторы то и дело пытаются пробить «четвёртую стену» и отпускают чисто геймерские шуточки.

Время приключений на земле и в космосе

Ну и вообще играть в Citizens of Space весело и интересно. Она не претендует на гениальность и лавры покорителя наших сердец. Но своё дело авторы точно знают. Здесь есть всё, за что любят такие игры, включая исследование локаций, загадки, хождение по магазинам, поедание разных блюд для получения бонусов, сбор ресурсов, подбор лучшей экипировки или её крафт из самых разных ингредиентов.

Есть всё — и даже больше. Ведь помимо исследования, диалогов, квестов и сражений нам также доступен целый космос. Можно летать на своём звездолёте, искать по сюжету Землю или же просто открывать новые планеты (многие и климатом, и составом населения различаются) и высаживаться на них. А там вдруг выяснится, что это своеобразное поле для гольфа, где мы встретим археолога, готового присоединиться к нам, если мы соберём все части карты сокровищ. Впрочем, для высадки на некоторые планеты нам сначала нужно получить новые таланты и более мощный корабль.

Количество мини-игр в драках действительно впечатляет.

Citizens of Space не особенно известна, не разрекламирована, не отличается яркой внешностью. Да и перемещать персонажа по карте не слишком удобно — яркий пример «танкового» управления. Но я всё же рекомендую игру всем поклонникам жанра — здесь достаточно весело, разнообразно, много приключений, квестов и необычных персонажей с уникальными навыками. Плюс совершенно уморительный главный герой. А что ещё нужно, чтобы увлекательно скоротать пару вечеров? Хотя их, скорее всего, не хватит — уж слишком много всего в Citizens of Space.

Плюсы: интересная история; увлекательный игровой процесс; масса доступных для найма персонажей со своими способностями; очень харизматичный главный герой; много юмора и забавных мини-игр; сражения не дают заскучать; можно регулировать уровень гринда; приятная музыка и выразительное озвучивание (особенно удался главный герой).

Минусы: графика может показаться слишком уж простенькой; не самое удобное управление персонажем.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Citizens of Space

Платформы
PC | PS4 | XONE | NSW
Жанр
Дата выхода
18 июня 2019
6
4.0
1 оценка
Моя оценка

Лучшие комментарии

Почему sega так игнорирует русский язык? Почему… одна из фирм которая игнорирует русский… печально…
Ну прошлую часть на 3дске прошёл, была неплохая. Нужно будет и эту заценить.
Кирилл по какому принципу выбираешь игры для обзора? Сам или глав ред указывает? Просто я к примеру вряд-ли бы обратил бы внимание на игру если бы не обзор, слишком много мелкой рыбы в этом море.
Что за мода пошла на танковое управление? К таким приходится использовать геймпад, хотя нет никаких причин, почему управление не могло быть на мышке.
Читай также