Помнится, в декабре минувшего года продюсер BioWare Кейси Хадсон (Casey Hudson) всех заверил, что с новой Mass Effect у разработчиков все просто зашибись, и в нее уже даже можно поиграть. Но вот какая странность: на прошедшей пресс-конференции Electronic Arts мы так и не увидели ничего толкового — ни тебе геймплея, ни даже трейлера.
Вместо этого девелоперы подсунули поклонникам видеодневник, в котором в компании все того же Хадсона обсудили некоторые аспекты проекта. По существу, впрочем, говорили мало. Вся их болтовня сводилась к тому, что в новой части вселенная, знакомая нам по существующей трилогии, подвергнется значительному переосмыслению. Причем многие дизайнерские решения в ходе разработки, как это нынче стало модным, будут приниматься с учетом пожеланий пользователей.
Также было упомянуто, что реализация этих самых идей и решений стала возможно исключительно благодаря технологиям нового поколения, что подчеркивает ориентированность проекта на некстген-консоли.
Лучшие комментарии
Ведь ещё столько было не открыто в старой трилогии, столько не изведанно.
Да, это не совсем то, чего многие ожидали, концовки слегка подкачали, но в целом игра хорошая. Более того она дала незабываемые эмоции, я даже слезу пустил в конце, когда СУЗИ финальную речь говорила.
Я уже не буду говорить о том, во что скатилось исследование галактики. Идет себе такой Шепард по Цитадели и вдруг слышит разговор двух инопланетян, которым нужен некий артефакт в некой системе. Летим туда, сканируем систему, держа в уме, что, чем дольше мы занимаемся этим, тем скорее нагрянут корабли Жнецов. Находим на планете аномалию, забираем что там было и летим дальше. Еогда Жнецы явятся раньше, чем мы нашли артефакт, – систему нужно срочно покинуть, уворачиваясь от их кораблей, ведь если Жнец коснётся Нормандии, всё, Game Over. Интересно, слов нет.
Подача сюжета, да и сам сюжетный материал стали хуже и беднее. Я это замечал даже ближе к середине игры, когда у меня были лишь подозрения, но не было уверенности. Прекрасно сделанные и по настоящему эпические задания на Тучанке, Раннохе, и Тессии только оттеняют куда меньшую вовлеченность игрока в сюжет.
Построение отношений с сопартийцами ушло в прошлое почти полностью. С ними и поговорить-то, как следует получается раза… хм-м-м… три за игру от силы. И какие-либо важные опции в этих разговорах отсутствуют. В принципе. Обычно он просто выдаст короткий комментарий по поводу недавнего задания и вернётся к своим делам. А ведь половина обаяния первых двух частей Mass Effect стояла на харизме спутников и их историях и ярких индивидуальностях.
Спутников, кстати, стало ощутимо меньше – всего шестеро. Ещё один — в DLC (а это, кстати, отдельная песня). Но самыми харизматичными остаются старые знакомые (и то только потому, что о приключениях с ними есть приятные воспоминания).
А как вам такой сюжетный ход – герои в самом начале игры добывают чертежи некоего древнего устройства, которое, в теории, должно помочь в войне против Жнецов. Девайс громадный, сложный и дорогой, неизвестно, что именно он делает, но известно только то, что он не помог предыдущей цивилизации. Что делают сражающиеся против жнецов и испытывающие острую нехватку ресурсов на ведение войны расы? Начинают его строить, и с воодушевлением всю игру рассказывают друг-другу какие большие надежды они возлагают на этот, так называемый, «Горн». Неизвестно, что он делает, не хватает важнейшей детали, мы даже не представляем, что это такое, но, этот plot device, конечно же, должен помочь нам победить! Наша уверенность основана ни на чем! А значит, по логике плохого сценария, мы правы!
Ладно, будем считать, что это все придирки. Но куда труднее принять то, что решения, принятые в предыдущих частях сериала, почти не проявляются в течение третьей части. На хорошем уровне проработан только вопрос, кто выжил на Вермайре: Эшли или Кайден. Кое-как, через небольшое задание, дающее все те же военные ресурсы, упоминается Королева Рахни. Но, например, на что же влияет важнейший выбор второй части – оставить базу коллекционеров Призраку, или уничтожить? Да ни на что. Этот момент будет упомянут пару раз в незначительных диалогах, вот и все. И так почти во всём! Само по себе – это колоссальное разочарование и обман моих ожиданий. Ощущение реальности и важности выбора всегда было краеугольным камнем серии. То, что последствия были отложены «на потом», не вызывало у меня никаких подозрений. Это BioWare же! Разве они могут меня так обмануть?! Оказывается могут.
Как будто этого мало, но концовка… Иначе как ужасной я ее не назову! Я ожидал серьезного диалога с Богом-машиной, а я получил лишь монолог нелепейшего бога-из-машины, который говорит Глупости (да, с большой буквы «Г»!), а Шепард не пытается ему возразить-то по существу. Никаких серьезных опций диалога нет (как это, впрочем, и принято в этой части серии). Исходя из совершенно безумных и не оспариваемых главным героем логических установок, сие воплощение античного приёма плохого повествования ставит протагониста перед нелепейшим и непонятно чем обоснованным выбором.
Аналогичный вариант в Deus Ex: Human Revolution смотрелся несколько, для меня… несколько архаично, но не вызывал такого полного отторжения, как в Mass Effect 3. Всё таки это игра о другом. Сюжетный выбор игрока не был краеугольным камнем её идеологии и геймплея. В случае с Mass Effect создатели всегда утверждали, что игрок творит свою историю галактики, что его выбор очень важен. И я верил. Всей душой верил! Никакие мои решения, принятые ранее, не влияют НИ НА ЧТО. Да и сами концовки отличаются друг от друга только формально (как шутили в интернете — «цветом взрыва»).
Для серии, чьей идеологией и психологией всегда были сильный сюжет, мощная психологическая вовлеченность игрока в происходящее и хорошо проработанные отношения с сопартийцами это… это… это катастрофа. Без шуток! Все потуги самых преданных фанатов по объяснению всего того бреда, что случился в концовке хорошо показывают её масштаб.
Нет, с чисто геймплейной точки зрения, Mass Effect 3 – это очень неплохая игра, имеющая ряд потрясающих моментов. Но при таких раскладах, это не RPG, это просто хороший шутер с незначительными ролевыми элементами и о-о-очень странным сюжетом. Но шутеров лучше и сильнее на рынке видимо-невидимо и Мass Еffect 3 на их фоне смотрится как-то бледненько. А ведь Mass Effect у нас один.
Как я уже сказал, дело не в том, что Bioware запороли ко всем чертям концову. Как я уже сказал, не в концовке-то дело. Проблема в том, что сюжет и идеология знаковой для трилогии запороты целиком и полностью. Замечательные первая и вторая части потеряли с выходом такого окончания для меня всякий смысл. Зачем играть в игры, где львиная доля очарования строилась на ощущении, что я строю свою историю, что мой выбор Важен, если известно, что всё это обман?
Какой тогда имеет смысл та часть моего сознания, что говорит мне до сих пор, что Mass Effect и Mass Effect 2 были прекрасны, что там царил дух свободы, дружбы, приключения? Какой смысл в том, что я любил и люблю этих персонажей, загубленных волей своих непонятно о чем думавших создателей? Какой смысл в том, что я несколько лет обсуждал с друзьями сюжетные повороты этих игр, что мы пытались разгадать загадку Жнецов и то, какой будет третья часть? НИКАКОГО! Mass Effect, компьютерные игры, я, вы, культура, жизнь, космос, вселенная – все это не имеет никакого смысла!
По увиденному, могу сказать что мне понравился арт или модель (смотря что нам показали) брони N7, а так пока рано суди об игре…
и да я отношусь к тем фанатам, что так яро не завидят финал трилогии, но саму 3ю часть считают отличной, а концовку… ну вы поняли…
По мне, так сюжет не идеален, да, но претензии многих несколько надуманны