
Игра, которой бы я пожал руку
Я долго мучал эту игру. Местами даже слишком долго. Потому что в ней, по-хорошему, нет ничего, что меня могло бы по-настоящему зацепить. На среднем или даже слабом уровне сделано практически всё — диалоги, стрельба, крафт, модели персонажей времен New Vegas, РПГ-составляющая. Всё — банальное, доисторическое, будто выдрано из старого геймдизайнерского учебника. Но...
Мы же играем в «Терминатора». Историю, чьи корни уходят в суровые 90-е. И когда это понимаешь — приходит осознание: эта игра не про современный гейминг. Она — привет из прошлого. Из тех времён, когда корявость не мешала игре быть душевной. Из эпохи, когда низкий бюджет не был приговором, а стилем.
Будто перенесся в мир
Ты играешь за Джейкоба Риверса — бойца Сопротивления, который пробирается по развалинам Лос-Анджелеса, уворачиваясь от T-800 и вляпываясь в историю с Кайлом Ризом и Джоном Коннором. Звучит как фанфик? Может быть. Но он работает. Почему?
Потому что атмосфера. Потому что всё здесь — чистый поклон первым двум фильмам Кэмерона. Лазеры, мрак, сирены, звуковое сопровождение, ужас перед машинами — всё как в тех флэшбэках. Сценаристы аккуратно вписали сюжет в канон, не ломая таймлайн. А это — уже редкость. Моральные выборы пусть и не уровня Mass Effect, но они на месте. И самое главное — есть чувство безнадёги, когда ты крадёшься мимо патрулей Скайнета. Ты будто и правда попал в ту войну. В войну, где спасение можно найти лишь в прошлом. А ведь круто, да? Эта игра как будто всем своим видом пытается донести эту мысль, а потому и возвращает нас во времена нашей молодости. Моей уж точно.
Проблемы сюжета
Но сюжет — клиширован до скрежета зубов. Главный герой Джейкоб — очередной «избранный», и ты это понимаешь за полчаса. А потом видишь деревянные, как доска, диалоги, второстепенных персонажей, которые просто картонки с репликами. Хотелось бы чуток амбиций: ну, добавить разборок внутри Сопротивления или моральной дилеммы про технологии Скайнет. Но нет, игра жмётся к знакомым тропам, как к спасательному кругу.
И всё же, как бы я и не мучился с этой игрой из-за геймплея, она берёт своё. Сюжет — не про глубину. Это не AAA-блокбастер. Это низкобюджетный привет из эпохи, когда игры могли быть корявыми, но душевными. Ты не просто играешь, ты живёшь в мире «Терминатора». И когда в финале звучит знакомая мелодия, а ты сжимаешь плазменную винтовку, понимаешь: оно того стоило.
Геймплей дышит старыми добрыми временами
Ну а теперь к тому, что действительно растянуло моё прохождение на полтора года. Всё, что в игре плохо — влияет на восприятие. Но странным образом это работает. Боевые сцены топорные, движения угловатые — и от этого враги кажутся страшнее. Это — боевик девяностых, а не «новая игра по франшизе». Это их дух.
Я прошёл игру на самом сложном уровне. Потел, злился, ловил фрустрацию. Враги невероятно жирные, они не прекращают огонь по тебе, даже высунуться из укрытия не дают, а ограниченные припасы первое время просто кончаются за один пук винтовки. Стелс хуже чем в Morrowind, а это надо постараться. Игра регулярно ставит тебя в ситуации, когда надо лишить тебя всего, всех возможностей - и это больно. Я так и не научился в неё играть и превозмогал, потому что прокачка не помогает. Она малость делает проще крафт и всякие мини-игры, но не сражаться.
Однако под конец, когда уже проходил дополнение, за час до конца, переключился на обычный и вдруг начал получать удовольствие. Игра перестала быть кнутом и стала местом, где я мог наблюдать, как действуют враги, куда смотрят, как реагируют. Это была уже не борьба — а выживание. И я был рад. Я получил два опыта. Первый — неприятный, но реалистичный. Именно такой показывали фильмы войну против машин. Невозможной. Где для победы нужна хитрость, коей я в это игре из-за коридорного левелдизайна без какого-либо пространства не обладал, где нужно превозмогать и чем-то жертвовать. И второй — где я насладился игрой, успел за один час увидеть её сильные стороны.
И одна из таковых — игра красивая
Да, не The Last of Us: Part II. Но красивая. Особенно ночью. Когда выстрелы поднимают пыль, дым висит в воздухе, а трассеры режут его линиями света. Когда над головой парит Летун, а ты замираешь, прячась в тени. Вот в такие моменты ловишь себя на мысли: как же круто, что такие игры вообще существуют. Не цепляющиеся за реализм с пожирающими фепесы технологиями, а те, которые только благодаря художественной составляющей способны показать свой мир.
Немного о дополнении
Когда в DLC появляется ребёнок и завязывается стелс-история — я подумал: «Неужели это будет что-то необычное?». Хотелось короткой, эмоциональной главы из детства героя. Но нет. Те же коридоры, те же враги, только плотнее. Да, это более цельная и сфокусированная история. И именно такой, на мой взгляд, должна была быть основная игра. Дополнение было лишено недостатков оригинала в виде побочных миссий, которые продлевали мучения, выборов и так далее и предложили просто сильную историю о поиске отца.
Вывод просто — это криво, но с душой
Я не фанат «Терминатора». И игра не станет моей любимой. Я не вернусь к ней. Но я бы пожал ей руку. Она кривая...но мои любимые игры во многом кривые. Трилогия «Готики», Oblivion, первая часть «Ведьмака», Хоббит, Кинг Конг — это часть из них и ни одна игра не лишена недостатков. Это крепкая работа, в которой минусы стали голосом эпохи. Кривая, угловатая, душевная. И пусть на моей виртуальной полке её не будет — она не встанет в один ряд с вышеперечисленными -- но если бы она вышла в детстве, я бы точно запомнил её.
А так — моё личное «похвально». Проходняковое, но уважительное. Это игра, где всё сделано так, как должно было быть. Она ничего не отнимет, ничего не даст, но в ней все сделано правильно. Лучше делать было не нужно -- эффект мог быть другим. Лучше — не значит сильнее. Иногда кривизна — это стиль, что сказать.
Лучшие комментарии