
14 часов восторга и моментальное забвение
Пока что есть три компании, которых я готов закидывать деньгами даже по ошибке: Larian Studios (Baldur's Gate III, Divinity), Supergiant Games (Bastion, Pyre, Hades) и Юсуф Фарес. Беру его имя, потому что история знакомства с ним началась с первой игры — Brothers: A Tale of Two Sons. Тогда не было еще Hazelight Studios. Случается анонс — и я готов залезть в кредиты, лишь бы добавить игру в библиотеку. Кредит доверия к ним под 100 по моим личным баллам. Так что пройти мимо этой игры я не мог, тем более есть с кем играть. На хайпе я не сидел, за игрой не следил, трейлеры не смотрел — почему-то не хотелось. Думаю, из-за того, что эта игра про геймплей, а зачем мне спойлерить себе геймплей? Ведь в нём весь опыт. Но, конечно, когда посыпались отзывы, я уже не мог терпеть. Запустил, прошел, подумал и...это… ужас. И восторг. И снова ужас. В моей голове до сих пор борются эти два мира. А когда они сталкиваются, где-то посередине образуется зона, где можно определиться с итоговой оценкой.
Поначалу я игру не то чтобы не любил — относился с недоверием. При этом чувство это было, наверное, часов шесть — почти половину игры. И в эти шесть часов у меня было много претензий. Героини были не очень приятными, между ними не было взаимодействия или оно было, но токсичное. Цветовые решения казались отвратительными. В киберпанке с этими яркими огнями увидеть что-то, с чем можно взаимодействовать, очень сложно, а если кажется, что с этим можно — то нет, нельзя. Зелёные иглы, которые тебя убивают, похожи на траву. Зелёные лазеры, которые, казалось бы, по тёплому цвету — особенно на фоне враждебных красных — должны иметь какой-то приятный эффект, тоже убивают. И всё это я не воспринимал как нарушение шаблонов. Мол, «мы решили перевернуть мир для игрока, чтобы он заново адаптировался» — нет. Это воспринималось как нечто бесвкусное, мешающее получать удовольствие от геймплея.
Конечно, он в целом был приятным и удобным. И по большому счёту у меня к нему лишь одна претензия, которая останется до конца игры. Здесь я поделю игроков на «Левый» и «Правый». Так вот, «Левый» всегда имел самые крутые штуки, классные костюмы. Мио в этой истории отдана роль светоча для второго персонажа. Конечно, это может быть вкусовщиной, но у неё есть всё самое крутое: у неё лучше дракон, способный летать, у неё катана, а не всосный кнут, она — шарик, способный парить, собираться в пауков и взламывать. У неё механик за игру на пару штук больше. Мио — дамагер в этой игре, если говорить сленгом RPG. А вот Зои — чистый персонаж поддержки. У неё очень скучные механики, и игра даже не пытается их балансировать от начала до конца. Да, в некотором роде это потому, что они такие — это их характер. Но с точки зрения геймплея это ужасно для второго игрока, потому что «Левый» получает больше экшена.
Да и миры тут не равноценные. У Мио — киберпанк, будущее. Это её сеттинг. У Зои — фэнтези в его чистейшем и самом слащавом проявлении. Для меня проблема этих миров в том, что они однобоки. Они не миксуют жанры. Фэнтези не станет тёмным, например. К тому же на киберпанк времени затрачено больше: там и текстуры разнообразнее, и цвета, и длительность прохождения выше. А фэнтези обделили. Там и геймплей медленнее, и механики скучнее. В игре есть «побочные истории», которые из ключевой истории отправляют в другой сеттинг — из кибера в фэнтези и наоборот. Так вот, в фэнтези на таких моментах отдыхаешь, когда попадаешь в кибер, потому что он уныленький.
Не могу до конца понять, почему в начале всё сложилось так. Игра очень долго раскрывается. Но потом — она, блин, выглядит как красная роза на снегу. Каждый кадр сочный, каждая механика уникальная, и каждая история — что-то новое и удивительное. Не то чтобы раньше всё было плохо, но когда персонажи начали говорить о себе и искать точки взаимодействия, геймплей стал богаче, ярче. Поначалу это была беготня от троллей и прочая ерунда, где толком и нет взаимодействия, но когда герои в сюжете становятся ближе друг к другу, в геймплее механики начинают сближать игроков. Поначалу мне она сильно напоминала нелюбимую мной A Way Out, но потом это It Takes Two в лучшие моменты. Следующие часы до финала челюсть нужно было придерживать, потому что она желала висеть. Нам дали покататься на драконах, мудрых многоножках, побыть зубами и отдубасить стоматолога. Не счесть, сколько здесь великолепных моментов, вызывающих восторг, который, конечно, лучше узреть самим. Ощутить на своей шкуре, потому что драйв слова не передадут. Лишь опыт.
Сначала я думал, что сюжет меня не тронет. Я не видел предпосылок к этому. И в целом — только раз я пролил две слезинки. Он не сравним для меня с It Takes Two. Там была взрослая тема, не было хэппи-энда, где родители такие: «Ва, доча, мы ради тебя будем вместе». Нет. Дочка, возьми и прими это как данность. Люди расстаются. Цели в жизни и дороги меняются. Повзрослей. Переступи. Но в итоге… да, он стал взрослее, капризы начала игры были позади, но завершилось всё несколько слащаво, несмотря на очень страшные вещи, через которые прошли герои в прошлом. Да, я сам недавно через это прошёл, и когда персонажи говорят об этом, у меня ком к горлу подступает, но потом шутейка невпопад — и отрефлексировать эти мысли не удаётся.
Да и в конце концов, к сценарию есть претензии. В одном случае он говорит нам, что информация нужна, чтобы подготовиться, но она оказывается бесполезной. Да и антагонист плохой — героини должны быть благодарны ему за свою дружбу и бесплатный сеанс психоанализа. История вообще странная. Банальная. Неужели писатель должен страдать? Я в это не верю. Потому противопоставление их, этот психологизм, затёртый до дыр инфоцыганами о том, что все проблемы из детства и пишут авторы, чтобы сублимировать, меня утомил.
Финал и вовсе утомляющий, но великолепно выполнен с технической точки зрения. Просто челюсть отпадает. Но с другой стороны — он дублирует все проблемы игры в очень длинном босс-батле. Ориентироваться невозможно, одного игрока может укачивать, найти себя в этом хаосе практически нереально с постоянно дёргающейся камерой. А что по итогу?
А по итогу вот что… Обязательно надо поиграть. Всем. Такого кооперативного удовольствия нет на рынке. Я лично не знаю. Игра выполняет свою основную задачу — дарит уникальный опыт двоим людям по цене одной игры. Она постоянно удивляет, особенно в финале, потому что как она начинает миксовать миры — это просто с ума сойти. Bloober Team с их Medium могут просто заново пойти в школу и поучиться. Меня игра немного не тронула. Хорошие персонажи, но они мне не близки. Я получил огромное удовольствие от геймплея, но эмоции некуда было вложить. Это аттракцион. Великолепный в моменте, но, вероятно, его поглотит забвение в будущем. Фарес удивил меня, но не так, как я ожидал. Этот приток дофамина оказался слишком скоротечным. После завершения даже обсуждать ничего не хотелось, потому что новых идей и мыслей я тут не нашёл. Это концентрированная 14-часовая смесь всего, что когда-то проживал игрок.
То есть мне игра понравилась...Но по эмоциям для меня это далеко от уровня от Larian Studios. Да, там нет такого взаимодействия, но там есть истории, которые можно пережить и обсудить с кем-то, мораль, которая у каждого своя. Но здесь я послушал хорошую аудиокнигу и поиграл в отличную игру. Не больше, не меньше.
Лучшие комментарии