Дружелюбный сосед Арасаки
А кто такой этот Майлз Моралес? По другим медиа мне показалось, что чел застрял в арке самоопределения настолько глубоко, что это стало его, как таковой, идентичностью. И Инсомниак в целом не создали никакого уникального прецедента с его развитием — просто аккуратно и грамотно приземлили Моралеса в комфортную и каноничную для него среду, где он в очередной раз сможет be yourself в классической части общего мифа о Человеке-Пауке.
Сейчас по Пауку такой метанарратив, что ориджин с дядей Беном и прочими ключевыми событиями — это этапы уже пройденные: все всё знают, и надо давать какой-то новый взгляд. И Инсомниак, существуя в этом контексте очень умно с ним играется.
Они нашли хорошую концепцию сидения сразу на двух стульях.
У Питера Паркера свежая стартовая точка бытности ветераном городских боёв и история, постепенно уходящая в жанр эпоса. А вот Моралес удобно занимает другую, самую привычную и приземлённую часть паучьей мифологии. После эпичной трагедии Паркера история с еще зелёной версией Паука на главной роли действительно пытается приземлиться в уютное добрососедство.
Сбавлять темп после жёсткого разгона в целом может быть тяжеловато, но отчасти приземление я могу назвать удачным.
Потому что, как минимум, оно хорошее на голом уровне идеи. Той самой идее так называемого дружелюбного соседа. Вдохновлённого народного героя, стоящего за свой район и знающего тех, кого он защищает, в лицо. Маленького, локального супергероя, решающего весьма простые, чуть ли не бытовые проблемы, которые, если ими не заняться, серьезными вполне себе могут стать.
Пока Паркер уже сражается чуть ли не с богами, Моралес начинает с самых корней этого великого эпоса. Хороший, замечательный, классический антураж для Человека-Паука. Лучшая среда, в которую можно поместить ключевую идею о том, что каждый может быть этим самым Человеком-Пауком.
Паркер вдохновляет Моралеса, а он служит и нам проводником. Я/мы, оказывая необязательную второстепенную помощь людям, тоже становимся Человеком-Пауком. И вместе мы смотрим, как Моралес подзаряжается этим кристаллизованным героизмом и разряжает его в уже пропащую Фин, даже её вдохновляя на великий, кринжовый подвиг, достойный слезы Зака Снайдера. Потому что, понимаете, ну каждый же может быть Человеком-Пауком — надо просто отбросить эгоизм и рациональность получив в подарок героизм.
Можно серьёзно на это посмотреть или усмехнуться, но так или иначе Инсомниак уже в первой игре доказали, что шарят за эту мифологию Паука и умеют работать с идеями и символами. Но одно дело — родить идею и создать хороший план, а реализация — извините меня — уже другое.
Это как отзыв на эту игру писать. Вчера я думал, какой же неплохой текст я могу родить. А сегодня, когда я, вступив в бой со своей дислексией и написав этот текст за полтора часа, увидел его во его всем его уродстве нечитабельного графоманства. Так и Инсомниак, как бы гениально они ни подготовились к истории Моралеса, они всё равно навалили кринжа и тут и там.
Вон он стоит за район, за людей — но кто они? Кроме матери Моралес, все остальные социальные связи, что так старательно налаживались, — блеклые и скучные картонки, чьих имён я не вспомню. А это же самая главная точка давления, самый главный фокус всей идеи. С этими людьми должно быть приятно и уютно, но они в лучшем случае ничего не вызывают, а в худшем наваливают кринжатуры.
А за что вот стоять? Чем проникаться? Ну тогда просто красотой! Невероятным зимним Нью-Йорком. Большим, красивым, атмосферным, два шага до The Division. И ещё 50 эпитетов можно добавить, какой он классный и как круто по нему перемещаться. Но я лучше скажу, как Инсомниак жёстко гасят эту оливье-эстетику.
Этот фиолетовый нео-нанотехномагический кринж — это за что такое? За какие грехи?
Существует обычный город, реалистичный, с обычными людьми, с привычным технологическим багажом. Но тут из подвалов вылезают фиолетовые малолетние дебилы, и в городе начинается настоящий цирк.
Цирк, который размывает всю серьёзную драму, приземлённый городской сеттинг и общий вайб каким-то абсолютно неуместном и дженерик-сафай-буллщитом. По всей логике и сеттингу, вот это, вроде бы, народное сопротивление должно овнить корпу навороченными сопливыми палками, а не фиолетовой магией.
А сама вот эта очень ивил корпорация, кстати, снаружи, по имиджу — типа добрая и пушистая организация за всё хорошее и против всего плохого. За свет в каждом окошке. И они при этом на деле имеют агрессивный дизайн игрового ноутбука. Вы что, шутите?
А просто в игре есть сцена где этот дизайн служит художественным образом довлеющим над районом. Они разменяли здравый смысл на образ который хорошо работал только в одной катсцене.
Да и почему вообще дружелюбному соседу, который в своём любимом районе котиков спасает, пожары тушит и сосульки с кранов сбивает, противостоят техножрецы и Арасака? А что дальше — Кравен-охотник обзаведётся дронами и робособаками?
Ну ладно, первая часть позволяла себе этот технобред, но она хотя бы была эпосом: история брала ноты всё выше и выше — до небес. Но Моралес же приземлён до любимого района. Почему он сражается с техножрецами и при этом ещё и сам является магом высшего круга?
Имбовые способности Моралеса — это вообще моя главная претензия.
Но вопрос, почему они вообще есть у него изначально, он в пустую. Да мне и неинтересно. Мне интересно, почему Инсомниак с этим ничего не сделали.
Способности в эмоциональный, драматический момент просто удобно появляются у героя — и всё. Всё, насрать. Никто из героев не взволнован, никому не интересно, никто не хочет поэкспериментировать, посмотреть, как далеко с этим можно зайти. Вот вообще всем похер. А вот лично меня это безумно нервирует.
Вот игра вроде про живых людей, да? А живым людям обычно интересно, почему они вдруг получают набор рандомных способностей, которые вместе как-то не вяжутся и являются какой-то нищей абстракцией. А я уже посмотрел на то, как это стало абстрактной метафорой в другом произведении про Моралеса, которое в 10 раз лучше. Теперь я хочу увидеть субстанцию. Я хочу, чтобы это делало смысл в истории. Я хочу, чтобы истории было что интересного про это рассказать.
Концептуально сетап-то был. Главный злодей — Трой Бейкер, глава энергетической компании. Единственный персонаж, которому хоть немного интересно, что ж такое там с Моралесом. Выказывает свой этот вялый интерес за два часа до конца игры — и на этом всё, пожалуй. А что, мало? Да, мало.
Электрический чувак против энергетической компании — ну вот оно, блюдо. Но почему оно пустое-то? Инсомниак, ГДЕ? Во второй части, может, будет? Нет, не будет.
Инсомниак настолько плевать на эти дебильные способности, что они просто прошли даже ниже минимальной планки. А потом ещё во второй части они за кадром убили некого персонажа, который идеально подходил для противостояния Моралесу. Еще раз намекнув, что этот вопрос их вообще не интересует.
И что в итоге формирует эту игру? Кто такой этот Моралес?
С одной стороны, очень хорошая идейная конструкция на крепком фундаменте, но рахитичное её исполнение. Истории не хватает обаятельных, остроумно написанных персонажей.
Вот та же Фин, например, это неплохой образ на бумаге. В основе присутствует интересный конфликт, но он заканчивается отсылкой на отсылки Зака Снайдера. И как бы путь, который ведёт к такой концовке, вполне себе её определяющий.
И типа каждый персонаж на стадии прототипа мог быть интересным, но он просто скучен в диалогах. И эта история и её персонажи существуют ещё в эстетически несогласованном мире, где приземлённость соседствует с замаскированной технолепет магией и чуждыми, нелогичными образами типа доброй пушистой Арасаки.
Но все эти пробелы задавливаются сырой мощью денег. Потому что постановка — на все Sony-деньги. Погони по городу, босс-файты — ну это тупо синима. Город заслуживает 50 красивых эпитетов, а отделы технарей и художников заслуживают всех регалий за то, что они смогли сделать этот город ещё краше, чем раньше. А потом сделают это и в третий раз.
Полёты на паутине, хоть и остаются очень примитивными по механике, всё ещё невероятно зрелищные и красивые. Не скилл, но медитация. И к боёвке если придираться, то только к совсем мелким деталям, потому что ядро — безупречное.
И итоговое впечатление о игре задавленное. Это ее место внутри инсомниак-рана, первая часть выдает историю посильнее, а вторая задавливает все возможные проблемы еще большим количеством денег. В итоге эта игра получается техническим проходным этапом снежного кома. У нас уже здесь случились некоторые проблемы со сценарием, но деньги их задавали, но проблемы так и продолжат решаться таким же образом в сиквеле. Но сколько денег понадобится для триквела. У сони есть такие деньги на эту взятку?
Лучшие комментарии