Тому, что в играх появилась тема подводных лодок периода ВМВ мы во многом обязаны херру Лотару-Гюнтеру Буххайму и его роману "Das boot", по которому был снят одноимённый нашумевший полнометражный фильм. Режиссёр Вольфганг Петерсен снял великолепную, и, пожалуй, самую правдоподобную (хотя и местами критикуемую Буххаймом) картину о подводной лодке, в принципе. Сам фильм вызвал эффект разорвавшейся бомбы. Поставить и выпустить в 1981 году в широкий прокат фильм о немцах во Второй Мировой, где они не просто не злодеи, но и главные герои — было не просто смело. Это было п-[Олег_Тиньков_мем.жпг]-ец как смело. И Петерсен не прогадал. Его картина улетела на многие премии, включая "Оскар". Само собой, в Советском Союзе такой фильм показывать не стали. Сами подумайте: Вы ветеран Великой Отечественной, даже спустя 40 лет ещё можете показать Кузькину мать, а перед глазами до сих пор стоят фронтовые будни, и лица погибших товарищей. Наверное, не стоит бередить не заживающие всю жизнь раны. До экранов СНГ фильм добрался уже в 90-е. А сегодня "Das boot" очень уважаемое кино о Второй Мировой войне.
К чему было это вступление? Если бы не некоторое число больных свои делом и идеей немцев, мы бы с вами никогда не получили такую прекрасную серию симуляторов, как Silent Hunter.
Не играть, а работать.
Симуляторы по типу SH или Ил-2: Штурмовик вообще не ставят своей целью развлекать игрока. Тот, кто не хочет и не будет учиться, будет наказан. Кто отказывается понимать, почему торпеда идёт не в ту сторону, и как вдруг над вашей буйной головушкой оказался эсминец, будет наказан.
Впрочем, игра не так сурова к новичку, как может показаться. Настройка сложности, а вернее реализма, тут максимально гибкая. Бесит, что торпеды долго перезаряжаются? Отключаем! Раздражает, настраивать вручную параметры пуска торпеды? Отключаем! Не хочется думать о топливе и заряде аккумуляторов? Отключаем!
И всё же в своей основе Silent Hunter — типичный хардкорный симулятор, куда вы должны прийти подготовленным по умолчанию. Хотя бы базово. То есть, такие вещи, как скорость эсминца в 30 узлов, а ваша подводная максимальная в 7 узлов, не должны вызывать у вас шок. Кстати, а Вы знаете, что такое узел?
А ещё Вас не должно смущать, что в ходе патрулирования, которое занимает месяц-другой игрового времени, Вы вообще можете не встретить ни одной лоханки. А следить за морем надо постоянно. Командование, конечно, временами присылает координаты судов и конвоев неприятеля, но как правило они находятся так далеко, что даже на максимальной скорости в надводном положении вы за ними никак не угонитесь. В общем, эта работа игра для таких вот отбитых симмеров, которые ещё и могут выключить ускорение игрового времени "шоб как взаправду".
День за днём, миля за милей Ваша консервная банка бороздит морские просторы. Однообразный вид моря и смотрение в карту утомляет. Топливо понемногу заканчивается, квадрат, в котором командование поставило задачу патрулировать, уже исследован до последней капли. Прокладывается курс на базу. Игровой месяц вылетел в никуда. Но вдруг, спустя несколько сот миль, вахтенные докладывают, что заметили корабль! И вот тут Silent Hunter становится совершенно иной игрой.
Alarm!
Когда по курсу встречается враг, моментально забываешь о скуке и монотонном игровом процессе. Начался бой. Если вы включили максимальный реализм, то начинается игра в тригонометрию. Рассчитать скорость цели, её курс и расстояние, учесть глубину осадки, длину корпуса нужно, иначе придётся "палить от бедра", что не всегда выигрышная тактика, особенно, когда цель идёт на удаление. Как правило цель при этом идёт быстрее вашей максимальной подводной скорости. Можно, конечно, расстрелять из пушки. Но, во-первых, снаряды конечны, а во-вторых, если судно вооружено или вы встретили конвой, не говоря уже о военном корабле, то в дуршлаг превратят именно вас.
Итак, всё рассчитав, и вбив в вычислительную машину, Вы даёте команду "Пли!" Торпеда пошла, и Вы жадно всматриваетесь в окуляр перископа, ожидая, когда над бортом проклятой вражины поднимется столб пара, дыма и брызг. Но что такое? Кажется цель заметила пенный след от торпеды, и пытается увернуться, да ещё и ход увеличила. Промах. Проклятье! Даёте ход машинам, и лодка бросается в погоню. И тут "динь!" Эсминец! В азарте охоты Вы совсем забыли об охранении.
Борьба с кораблями охранения противников настоящие испытание для нервов. Если эсминцев более одного, и однажды Вас спалили АСДИКом, то будьте уверены — из под земли воды достанут. Корабли врагов умны (относительно), умеют работать в группе (например, один будет держать с вами контакт, вто время как трое других атаковать), а ваша банка медленная, не особо маневренная, и у неё очень дохлые аккумуляторы. Противник же невозбранно пользуется своим преимуществом в скорости, нарезая над Вашей лодкой дружный хоровод. И вот тут, если вы хотите в схватке выжить, Вам, капитан, неплохо было бы знать, что АСДИК имеет слепую зону. И пока эсминец проходит над вами, самое время резко сменить курс и глубину.
Очень часто схватки с кораблями охранения в Silent Hunter называют "кошки-мышки". Как по мне, не очень корректное сравнение. Я бы сравнил с игрой в прятки. Соперник вас слышит, а вы должны спрятаться в поле. Временами он вас окликает, а Вы не имеете права не отозваться. По ходу игры, он вас ещё и видеть начинает. Пойди тут спрячься.
Вундерваффе.
Это Ваша подлодка и экипаж. Команда с каждым походом зарабатывает очки опыта. Их желательно поощрять наградами, что обязательно скажется на эффективности моряка, а соответственно лодки. Капитан зарабатывает т.н. "очки славы" на которые апгрейдится лодка, или "покупается" новая.
В целом, если говорить об игре, как об игре, то тут всё просто. Графика симпатичная, хотя и постепенно устаревающая даже на момент 2005 года. Удобный интерфейс и управление, в которых разберётся даже клиническая сухопутная крыса.
Удался на славу саундтрек. Боевые треки не просто обозначают, что начался трек, а полностью погружают в момент, заставляя от волнения натурально вздуваться вены. А когда вы скрываетесь где-то на глубине, вас "обстукивают" АСДИКами, а каждый шорох может спалить, играет настолько тревожный эмбиент, что это натурально вызывает дрожь. В иных хоррорах нестыдно было бы услышать. Единственный минус — граммофон. Это тупо эмбиент патруля с шумами. Что, нельзя было пару песен из пластинок тех лет лицензировать?
Silent Hunter — великолепная игра и прекрасный симулятор. Если Вам интересна тема Второй Мировой войны на море, то об этой игре вы уже наверняка знаете. Выдающийся представитель жанра, который ныне является классикой и образцом для других симуляторов на тему подводных лодок.
P.S.
Как и в ситуации с Medieval 2: Total War, ванильная версия едва ли раскрывает потенциал игры. Если играть, то только с модами.