Сид Мейер уже давно не делает «Цивилизаций» лично. Если посмотреть в титры каждой из них, можно узнать: на разработке второй, например, Мейера подменяли сразу три человека — Брайян Рэйнолдс, Дуглас Каспиан-Кауфман и Джефф Бриггс. Третью проектировали Джефф Бриггс и Сорен Джонсон. Четвертую — Джонсон без Бриггса, а пятую — бывший программист Джон Шафер.
Как видим два первых слова в названии Sid Meyer's Civilization V немножко лишние. Еще можно заметить, что у Джона Шафера нет никакого опыта. Если уважаемый Джонсон мог потренироваться на Civilization III, а Бриггс — на второй части, Шафер как будто выпрыгнул из ниоткуда. Вчерашний студент, в 2006-м он попал в Firaxis на практику, где кодил Civilization IV и вот, вдруг, стал главным дизайнером новой игры.
Можно предположить, что ему дали позицию, потому что престарелое руководство Firaxis посчитало, что Шаферу будет легче найти общий язык с непонятной молодежью. Все-таки, темная эпоха Halo и Modern Warfare, игры на PC не продаются. Firaxis жутко нужен был лидер новой плоти и крови, кто-то из современного поколения игроков. Результат, однако, несколько предсказуемый. Под руководством Шафера Цивилизация изменилась.
Общий каркас остался таким же, как в предыдущих частях: в самом начале нужно выбрать народ, параметры мира, затем, продраться через несколько эпох и победить... Шафер и Firaxis не стали трогать суть серии, но вместо этого поменяли большую часть небольших, однако важных деталей.
Среди прочего, преобразилась война. Карту, наконец, поделили не на квадраты, а на шестиугольники-гексы. Мелочь для новичков, но старые фанаты оценят — наконец-то игра честно рассчитывает движение по диагонали.
Вдобавок, всем единицам войск разрешили занимать ровно один гекс. Это значит, что отсюда бесследно пропали гигантские стопки армий, которые раньше можно было складировать в одну клетку — всех солдат видно на экране.
Помните, как это было в «четверке»? Война длится уже сто пятьдесят лет, все это время вы вербуете армию, наконец кулак для блицкрига собран, но долгий поход к столице врага финиширует только беззубым штурмом — оказывается, он натолкал туда в три раза больше солдат, чем вы предполагали. Так вот, такие ситуации исчезли бесследно. Даже в городах теперь можно держать только один отряд войск. Взамен, поселения научились отбиваться самостоятельно.
Вместе с небольшими поправками логики — например, стреляющие юниты, вроде лучников и катапульт, теперь бьют на две клетки — это перевернуло стиль ведения войн. Впервые в серии, тут можно и нужно строить линии фронта. Скажем, вот так: впереди копьеносцы или самураи, за ними осадные машины для обстрела городов, с флангов быстрая конница. И из-за этого сражения в Civilization V, неожиданно, оказались лучшей ее частью. Они увлекательнее и быстрее, чем раньше.
Вместе с этим Firaxis придумали, как сделать интереснее мировую политику. На карте появились микро-нации — города-государства. Они не способны колонизировать мир и не могут победить в игре, но зато с ними можно завести дружбу. Регулярные подарки мелким народам обеспечат вам полезный военный союз. В зависимости от своего типа, города будут поставлять вам ценные ресурсы или войска, и за их внимание обязательно придется бороться с другими цивилизациями.
Наконец-то переработали экономику. Если раньше золото было не очень полезно, то теперь это главный ресурс. На него покупают дополнительные клетки вокруг городов, юниты, здания — получилось удобнее, чем раньше, а значит лучше.
В общем, Цивилизация стала доступнее, умнее и интереснее. Но в итоге правок оказалось так много, что старый каркас серии не выдержал и заскрипел. Новая логика игры кое-где выглядит по-настоящему странно. Скажем, удивляет, что лучники могут бить на две клетки, а морпехи с огнестрельным оружием нет.
При этом, особенно удивляет ИИ. Если в «четверке» он вполне неплохо справлялся со стопками армий, то теперь большую часть времени ведет себя, как искусственный ♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥. Нации не задумываясь ввязываются в самоубийственные войны и так же легко сдаются, жертвуя всем. Они не очень хорошо осознают концепцию фронтов и иногда престранно управляют войсками, будто бы двигая юниты по команде случайных чисел.
Да, большую часть странностей и программных ошибок можно поправить патчами. Но сейчас, не смотря на то, что она явно лучше предыдущих игр серии, Civilization V все-таки может разочаровать. Играйте осторожно.
19 мая 2023
ИИ, технические ошибки
Лучшие комментарии