323 67 329 98
Persona 4

Рейтинг игры

4.4 404
0.5
1
1.5
2
2.5
3
3.5
4
4.5
5
Persona 4
Все отзывы к игре
24 января
+1

Crazy Noisy Bizarre Town

Платформа: Nintendo Switch
Время: одно прохождение — 93 часа

Ещё в процессе затянувшегося прохождения изумительной  Persona 5 Royal я заинтересовался и другими играми серии, в частности, мой взгляд упал на предыдущую номерную часть —  Persona 4 Golden. Вот только оставался вопрос с платформой, на которой в эту «Персону» сыграть. Проходить оригинальный релиз  Persona 4 на PlayStation 2 при наличии обновлённого переиздания кажется бессмысленным, а оно, в свою очередь, долго было эксклюзивом PlayStation Vita — консоли, которой я предпочёл Nintendo 3DS. Благо в начале 2023 года ATLUS всё-таки перенесла трилогию P3P-P4G-P5R на Nintendo Switch и прочие платформы, поэтому, закрыв гештальт с Persona 5 Royal, я сразу же засел за прохождение Persona 4 Golden.

Главный герой P4G — безымянный ОЯШ, из-за заграничной работы своих родителей переселяется из большого города в маленький сельский городок Инаба, где он проведёт год в доме своего дяди и его семилетней дочки. Не успевает протагонист освоиться в новой школе и как следует познакомиться с одноклассниками, как в городе начинают происходить очень странные дела. Утренний туман нарушил безмятежную жизнь города, оставив после себя подвешенное на столбе мёртвое тело местной телеведущей. Убийство — нечастый гость в Инабе, так ещё по городу начал распространяться слух о неком появляющемся на ТВ в дождливую ночь «Полуночном канале». Проверяя на прочность эту городскую легенду, протагонист с друзьями обнаруживает потусторонний мир внутри телевизора, а затем на улице находят ещё одно мёртвое тело. Расследуя происшествия, юные детективы связывают преступления с миром по ту сторону экрана и понимают, что это опасное место стало орудием убийства, и решают во что бы то ни стало найти убийцу и спасти всех его последующих жертв.

Завязка Persona 4 Golden интригует и настраивает на интересную детективную историю. Желая докопаться до истины, я с жадностью хватался за спасение каждой новой жертвы, которые, кстати, после спасения становились новыми членами группы Станд Персона-юзеров. К сожалению, детективная составляющая оказалась подана не очень хорошо. Спасённые практически не дают существенных зацепок для определения личности убийцы, и ситуация с его поимкой по большей части разрешается сама собой. Но даже когда, казалось бы, предполагаемый маньяк найден и все улики говорят против него, игра ожидает, что ты каким-то образом заподозришь, что всё не может быть так просто, и выберешь в диалоге не самый очевидный порядок реплик, чтобы направить расследование в иное русло. Далее, во время следующего мозгового штурма, без каких-либо весомых доказательств ты должен безошибочно определить истинного виновного из списка всех встреченных за игру персонажей. Притом нужное имя легко определяется банальным отсеиванием очевидно невиновных. И только после этого герои начнут размышлять: «А ведь он тогда сказал несущественное X и сделал неочевидное Y. Точно! Теперь всё сходится». Так и с истинной концовкой и финальным финальным боссом. Не давая очевидных подсказок, игра ожидает от тебя определённых действий, и только после них начинает объяснять что же действительно произошло. Детектив в P4G, к сожалению, не даёт достаточно оснований для выявления убийцы собственным умом и базируется на догадках и мета-знаниях игрока за пределами самой игры. Это разочаровывает. 

Тем не менее, сама история и персонажи не разочаровывают. Каждый член отряда юных детективов обладает яркой индивидуальностью, отличными живыми диалогами и потрясающей английской озвучкой. В общении героев всегда присутствует искра, не было ни единого момента фальши. Все общаются так, как бы общались реальные люди и настоящие друзья. Касательно озвучки, когда в сюжете появился персонаж Кандзи Тацуми, его голос показался мне до боли знакомым. Я сначала не поверил своим ушам и полез за именами актёров, чтобы подтвердить свои догадки. И я оказался прав, хотя совершенно не ожидал услышать этого актёра в озвучке JRPG, а именно Троя Бейкера! Озвучка Троя Бейкера в P4G действительно отличная, я бы даже сказал, что Кандзи — одна из лучших его ролей. Персонаж сам по себе многогранный, и у Бейкера прекрасно получилось передать все его грани. Помимо золотого голоса Троя Бейкера, в списке засветились ещё два знаменитых имени — Юрий Ловенталь (Питер Паркер в  Marvel's Spider-Man и Принц Персии) и Лора Бейли (Мэри-Джейн из того же «Паучка» и Эбби из  The Last of Us: Part II). Их мне было сложнее определить на слух. И если Ловенталь находился в более-менее том же амплуа пацана-хохмача, то анимешный писк Бейли в P4G максимально далёк от суровой Эбби. Ещё одну актрису хочется выделить отдельно. Хоть её роль в игре небольшая и эпизодическая, но очень смешная и запоминающаяся. Имя актрисы вам, наверняка, знакомо — Мэри Элизабет МакГлинн, та самая исполнительница песен для серии  Silent Hill. Другие актёры также прекрасно озвучили своих героев, многогранно и эмоционально. Каждый диалог — услада для ушей.

Геймплей P4G можно разделить на два вида: социальный и боевой. Начнём со второго. По мере прохождения сюжета, герои будут попадать в данжи с фиксированным количеством рандомно-генерируемых этажей. Условно эти данжи можно назвать переходным звеном от Тартара из Persona 3 к Дворцам из Persona 5. В Persona 4 каждое подземелье выделяется уникальным дизайном окружения, основанном на личности его хозяина, но это не добавляет им разнообразия. Все данжи представляют собой лишь прямые коридоры и пустые комнаты. Изредка на определённых этажах встречаются «гиммики», вроде разворачивающего тебя в противоположную сторону коридора или снижающейся наполовину после каждого боя маны, но это настолько редкое явления, что за интерактив в данжах можно считать только сундуки с лутом и врагов. Враги, кстати, разнообразием тоже не блещут. То и дело в разных подземельях встречаются одинаковые типы противников, отличающиеся расцветкой и набором уязвимостей. Бестиарий быстро наскучивает, хотя визуально Тени (так называют врагов) достаточно любопытны, и поглядеть на вычурных монстров бывает занятно, но не более. Особенно сильно бои в P4G страдают от бэктрекинга. В мире можно встретить NPC, которые не прочь подкинуть небольшие побочные квесты, большинство из которых сводится с фарму падающих с Теней предметов. Причём предметы эти не выпадают пока ты этот квест не примешь, поэтому заранее насобирать нужных предметов, проходя сюжет, не выйдет. Так что приходится повторно спускаться в уже пройденное подземелье и фармить Теней. Советую хотя бы раз пробежать данжи по второму кругу, так как за появившимся в нём мини-боссом можно поднять довольно хорошее оружие. А фарм микро-квестов можно смело пропускать — награда за них по большей части не стоит потраченного времени.

Основные боссы P4G классные как визуально, так и механически. Проходя игру на нормальной сложности, битвы с ними хоть и напряжённые, но не заставляют усиленно гриндить циферки, чтобы позволить победить себя. Просто забить босса клюшкой для гольфа, конечно, не выйдет, так как каждый бой ещё и имеет какую-то уникальную особенность. Например, кто-то призывает миньонов, кто-то временно конфузит сопартийцев, заставляя их сражаться против игрока, а кому-то сначала нужно сбить броню. Но всё же моментов, когда мне бы казалось, что босс ведёт себя нечестно, не было, и чаще всего побеждал я их с первой попытки. С одним из боссов я попал в ситуацию, когда по незнанию взял в команду героя с уязвимостью к его элементальным атакам, из-за чего пришлось весь бой держать персонажа в защите. Тем не менее даже с тремя активными героями босса я прошёл с первого раза. Трудности возникли только с одним из первых боссов, но тогда я ещё не до конца освоил более эффективные атаки Персон и приёмы бафов/дебафов.

Титульные персоны играют в сюжете P4G куда меньшую роль, чем это могло бы показаться. Бархатная комната, в которой заседает носатый Игорь с помощницами, также сильно не задействована в сюжете. Суть Комнаты исключительно геймплейная, так как в ней происходит менеджмент персон. Множественные персоны главного героя получаются случайным образом после боя или путём слияния двух и более старых персон в Бархатной комнате. Хоть каждая персона имеет 3D-модель, в меню они отражаются исключительно картинкой. Увы, из-за этой визуальной непоследовательности привязаться к персонам не получается, и в P4G я воспринимал их лишь как инструмент, и часто менял, обращая внимание только на уровень, атаки и характеристики. Из хорошего — дизайн личных персон членов команды получился классным и действительно отражает их персональные (pun intended) качества.

Касательно социального геймплея всё неоднозначно. Инаба — очень маленький городок, и это сказывается на доступных активностях. Всего в городе имеется около семи районов, но особо в них занятся нечем. Смотрите сами:

• Дом протагониста — возвращение домой сразу перематывает время к вечеру, так что днём туда ходить незачем, разве что пару раз покататься на мопеде, чтобы открыть новые локации города.

• Супермаркет Junes нужен только для перехода в мир внутри телевизора.

• На реке можно только порыбачить.

• Море — тоже для рыбалки и ещё для пары функций, связанных с персонами. На локации даже погулять нельзя.

• В школе можно только встречаться с друзьями для прокачки социальных связей.

• В соседнем городе Окина чуть больше доступных действий. Можно сходить в кино с одним из товарищей, прокачав их персону, выпить кофе и получить карту способности, купить альтернативные костюмы и попытать удачу в автомате «с клешнёй».

• Торговый район — самый важный и крупный из всех. В нём расположились магазины с экипировкой и расходниками, книжный для прокачки социальных характеристик и храм. Тут можно найти подработку, получив доступ к ещё большему количеству социальных связей. Здесь же находится вход в Бархатную комнату, и позже отсюда можно будет ездить на горячие источники.

По большей части это все социальные активности P4G. Зачастую, пробежав днём по всем доступным локациям и собрав побочки, я не находил ничего стоящего, как прокачивать социальные связи, а ночью — сидеть дома и качать навыки за чтением. Причём действительно полезными можно считать только связи с тиммейтами, так как их прокачка даёт больше возможностей в бою. Налаживание связей с другими персонажами, кроме бонусного опыта при слиянии персон, больше ничего не даёт. В конце игры мне не хватило одного единственного для для максимальной прокачки последнего члена отряда — Наото, так как для этот Link был заблокирован характеристиками героя, и начал я его поздновато. С персонажами не из отряда до максимума я довёл всего две ветки, одна из которых была обязательна для дополнительного контента Golden. Многие из возможных социальных связей я либо не нашёл, либо столкнулся с ними слишком поздно, чтобы уделить им много времени. Сами истории в социальных связях хороши и следить за их развитием интересно. Какие-то связи блокируют встречу с другими (например, противоположные школьные кружки), так что при и повторном прохождении можете встретить новый для себя контент. 

Графически игра, конечно, звёзд с неба не хватает, хотя смысла предъявлять какие-то серьёзные претензии к игре с PlayStation VitaPlayStation 2) я не вижу. Модели персонажей простенькие с простыми анимациями, но аккуратные. Городские локации, напротив, детальны и выглядят вполне симпатично. В диалогах большое внимание уделено портретам героев. В духе визуальных новелл у каждого мало-мальски значимого персонажа заготовлено по несколько портретов с разными эмоциями, и вкупе с яркой озвучкой, они отлично поддерживают динамику разговоров, даже со скудной реализацией сцены с трёхмерными модельками. У меня к графике есть лишь одна небольшая претензия — при движении персонажа появляется какой-то неприятный motion blur, на который было больно смотреть почти всю игру. К этому, конечно можно привыкнуть, и в итоге я перестал обращать внимание, но он подпортил впечатление от достаточно чёткой картинки.

Дизайн интерфейса выполнен в жёлтых красках, и его можно описать не более чем практичным. Стандартные квадратные меню, списки, экраны характеристик и экипировки и прочее мало отличаются от того, что можно видеть в других классических JRPG. В мире ТВ присутствует некоторая стилизация под старые ЭЛТ-телевизоры, выражающаяся в виньетке со сканлайнами и меню боёв, оформленного как ручка переключения каналов. Это выглядит уже более стильно. Музыка вышла под стать легкой атмосфере Инабы, столь же лёгкой и расслабляющей. В мире по ту сторону экрана, наоборот, боевой и яркой. А в самые тревожные моменты P4G играет, наверное, одна из лучших conspiracy-тем, которые только можно написать.

Подводя итог, я осознавал, что начав знакомство с серией Persona с конца, я неизбежно столкнусь с тем, что более старые игры не смогут конкурировать с шедевральной Persona 5 Royal. Однако, я полностью отдаю себе отчёт, что их не стоит ругать за то, что в будущем будет сделано лучше. Persona 4 Golden — хорошая игра. Она радует своими живыми персонажами и их сумасшедшими приключениями. Ей, как и тихому городку Инаба, недостаёт количества активностей, но её дружелюбная атмосфера притягивает. Видно, что после  Persona 3 Portable (которую мне довелось немного опробовать на PSP), серия взяла верное направление на улучшение и становление в один ряд с важнейшими JRPG в индустрии.


Лучшие комментарии