Впервые о себе проект «Penumbra» дал знать в 2006 году, когда команда «Frictional Games» выпустила технологическую демонстрационную версию проекта с говорящим названием «Penumbra: Tech Demo». Тогда это была просто возможность показать, на что способен движок «HPL Engine». Народу настолько понравилось это демо, что шведы решили ковать железо пока горячо, и заявили о планах выпустить полноценный проект, да ещё и официально объявив, что это только первая часть и у них есть планы на полноценную трилогию. Так на свет в 2007 году появилась «Penumbra: Overture» которая готовилась как следует напугать искушённых игроков.
Самым занятным в данном проекте является заметное влияние творчества писателя Говарда Филлипса Лавкрафта, применённое при работе над «Penumbra». Тут дело не только в отсылках к названию движка игры («HPL Engine») или именах главного героя и его отца (Филипп Лафреск и Говард Лафреск соответственно), а в самом тоне местной истории, когда протагонист получает зацепки в виде загадочного письма и, поддавшись любопытству, отправляется в опасное приключение, в забытое цивилизацией место, где он столкнётся с чем-то жутким и загадочным. К счастью, разработчики не перегибают палку и не сделали из своего проекта полноценный оммаж на творчество Лавкрафта, поэтому история в «Penumbra: Overture» целиком самостоятельная.
«Penumbra» безусловно, вторит всему тому, что мы уже неоднократно видели в других проектах схожего жанра: сюжет подаётся в основном через записки, враги быстро за вами бегают и больно кусают, аптечки, батареи и прочие расходники быстро исчезают из инвентаря, а ещё в наличии головоломки почти на каждом шагу. Однако у игры найдётся чем удивить геймера. Например, здесь очень занятная функция взаимодействия с предметами – их можно покрутить, повертеть, откинуть от себя, а каждая дверь, рычаг или вентиль здесь приходят в движение не по нажатию определённой клавиши, а благодаря зажатой левой кнопки мыши и перемещению этой самой мыши влево-вправо-вперёд-назад. Кстати, в игре есть оружие вроде молотка или кирки, и используется они аналогично, как и в случае с дверьми и вентилями. Здесь недостаточно просто один раз клацнуть мышью, а каждый раз нужно вручную делать замах киркой, зажимая уже упомянутую ЛКМ, оттягивая мышь на себя, а затем делать резкий выпад влево, вправо или вперёд. Это выглядит довольно инновационно для жанра, но на самом деле махание оружием здесь выполнено не очень неудобно, что может сыграть против игрока если противников на вас вышло несколько, и иногда от опасности здесь куда проще просто убежать.
Касаемо аспекта здешней атмосферы, можно отметить, что с этим в «Penumbra: Overture» всё просто прекрасно. Движок «HPL Engine» со времён «Penumbra: Tech Demo» заметно подтянули, и поэтому графика стала лучше, а игра света и тени на локациях приятно радует глаз. Также нужно отдать должное и звуковому оформлению проекта, ибо каждый свист трубы, шорох в пещерах, чей-то вой вдали – всё это великолепно гармонизирует с игровым видеорядом на ваших мониторах. Ну и музыка финского композитора Микко Тармии идеально дополняет происходящее, будь то тревожные перкуссии во время погони за протагонистом или мрачный эмбиент во время одинокого блуждания по коридорам шахт.
Стоит задеть парочку минусов проекта, которые немного портят впечатление от игры. Во-первых, кому-то из разработчиков стукнуло в голову сделать из локаций самые настоящие лабиринты в которых проще простого заплутать. Конечно, постепенно ты втягиваешься и уже запоминаешь, какой поворот куда ведёт, но всё же в первые часы игры это сильно утомляет. Во-вторых, враги получились какими-то не сильно серьёзными. Да, они больно кусают, и первые встречи с пауками-переростками или одичавшими зомби-собаками действительно пугают, но их анимация и весьма дешёвенькие модельки порой вызывают смех. А ещё, если как следует освоится с местной боёвкой и выработать тактику сражений, то местные супостаты могут стать уже не охотниками, а добычей игрока, особенно если учесть их довольно слабый искусственный интеллект. Хотя, конечно, в ходе прохождения разработчики и сумеют удивить, выпустив пару раз на игрока гигантского червя, от которого только и остаётся, что убегать, в панике матерясь. В-третьих, нельзя не отметить скудность самих локаций в плане разнообразия деталей. Зайдя в очередной коридор, вы будете лицезреть стабильное N'ое число одинаковых контейнеров, шкафов, бочек и ящиков, которые сильно приедаются за время прохождения.
Несмотря на некоторые минусы, играется «Penumbra» безусловно, хорошо. Игра сумеет как следует напугать в ходе прохождения, её сюжет довольно неплохо интригует и настраивает на продолжение, да и в целом проект успевает очаровать своей атмосферой. Поэтому уже после финальных титров тебе вновь хочется как можно скорее начать играть в сиквел или перепройти «Penumbra: Overture» ещё раз, что говорит о том, что у разработчиков из «Frictional Games» всё получилось, пусть и не без оговорок.
Лучшие комментарии