Факты
Зловещие Генма в Onimusha: Warlords носят имена различных действующих лиц пьесы «Трагическая история о Гамлете, принце датском». Войска демонов возглавляет Фортинбрас, монстров создаёт Гильденстерн, принцессу Юки в самом начале игры похищает Озрик, а в середине её крадёт Гекуба, и Саманоскэ дважды скрещивает мечи с Марцеллом (на крыше замка и на входе в другое измерение). Поклонники считают, что это служит хитрой аллюзией на вмешательство Запада в дела Востока — именно поэтому технически подкованных злодеев из другого мира зовут как героев пьесы Уильяма Шекспира (William Shakespeare).
Одна из самых интересных особенностей слэшеров — возможность подбрасывать противников ударом клинка и в дальнейшем удерживать их в воздухе чередой последовательных атак — впервые появилась в Onimusha: Warlords. Правда, механика возникла абсолютно случайно и надолго в игре не задержалась: во время разработки проекта дизайнеры просто обнаружили забавный баг, который позволял бесконечно и фактически безнаказанно джагглить монстрами в духе файтингов 90-х. Хотя авторы самурайского триллера без особых угрызений совести избавились от технической оплошности (она не соответствовала стилю задуманного ими экшена), в дальнейшем аналогичная идея жонглирования врагами стала краеугольным камнем боевой системы Devil May Cry, другого боевика про демонов и бесстрашного мечника от издательства Capcom. Как выяснилось много лет спустя, это вовсе не совпадение и не случайность: производство обоих будущих хитов шло на одном этаже, и как-то раз Хидэки Камия (Hideki Kamiya), создатель готического экшена про белобрысого охотника на демонов, проходил мимо офиса Onimusha, когда разработчики демонстрировали и обсуждали нарушающий законы физики и логики глюк. Образ бесстрашного воина, который могучим взмахом подкидывает чудовищ в небо и забивает их до приземления так впечатлил Камию, что тот сразу же отправился к программисту Кадзунори Иноуэ (Kazunori Inoue) с новым поручением: «я хочу бить злодеев так, чтобы они взлетали в воздух!» Иноуэ, стоит отметить, в то время работал над системой автоприцеливания для огнестрельного оружия, поэтому он фактически объединил две задачи в одну. Именно так, благодаря Onimusha и паре совпадений, сформировался инновационный (и невероятно стильный) геймплей сериала Devil May Cry и его бесчисленных наследников.
В 2003 году, вскоре после релиза двух первых частей Onimusha, компании Paramount Pictures, Davis Films и Gaga Productions анонсировали совместный фильм по мотивам самурайского экшена. На производство картины планировали выделить 50 миллионов долларов (в дальнейшем цифра увеличилась до 70 млн), и продюсеры надеялись, что успех ленты позволит им запустить целый киносериал. В 2006 году к проекту присоединились Кристоф Ган (Christophe Gans) постановщик триллеров «Плачущий убийца» и «Братство волка», а также, если верить слухам, Такэси Канэсиро (Takeshi Kaneshiro), лицо и голос Саманоскэ из первого и третьего выпусков оригинального сериала. Ган, который в тот момент как раз завершил работу над экранизацией Silent Hill, планировал взяться за съёмки в 2008 году, чтобы боевик попал в кинотеатры где-то в декабре 2009-го. Фильм в итоге тихонько отменили, и виновата в этом, как ни удивительно, смерть Хита Леджера (Heath Ledger) — Davis Films также продюсировала «Воображариум доктора Парнаса», и гибель артиста вынудила компанию внести правки в собственное расписание, чтобы спасти ленту. К несчастью, новые сроки начала производства оказались весьма неудобными для каста и съёмочной группы киноверсии хитовой саги Capcom, поэтому многие ключевые участники проекта (в том числе Ган) переключились на другие дела. Другим фактором, который сыграл ключевую роль в смерти киноверсии фэнтезийного боевика, стала надвигающаяся забастовка актёров.
Хотя Onimusha так и не удостоилась полноценной киноверсии, по мотивам самурайских боевиков нарисовали одноимённый аниме-сериал с компьютерной анимацией. Шоу студии Sublimation выпустила стриминговая компания Netflix, а режиссёрами адаптации выступили Синъя Сугай (Shinya Sugai) и Такаси Миикэ (Takashi Miike). Для Сугая это был уже второй подобный проект: ранее он перенёс на малые экраны Dragon's Dogma, другой фэнтезийный эпос компании Capcom. Миикэ, автора весьма экстравагантных криминальных экшенов и хорроров, тоже можно назвать ветераном экранизаций видеоигр: в 2006 году он спродюсировал драму «Подобный дракону: Пролог», а в 2007-м снял триллер «Подобный дракону» — обе картины служат вольным пересказом событий первой части экшен-серии Yakuza (ныне известной как Like a Dragon). Телеверсия Onimusha, между тем, связана с оригинальной тетралогией лишь общими сюжетными идеями (противостояние Они и Генма; воин поглощает души монстров с помощью волшебной перчатки) да знаменитостью в главной роли. В данном случае облик протагониста истории, знаменитого ронина Миямото Мусаси (Miyamoto Musashi), срисовали с внешности покойного Тосиро Мифунэ (Toshiro Mifune), одного из величайших актёров в истории японского кинематографа. Озвучил Мусаси чуть менее, но всё равно легендарный артист Акио Оцука (Akio Otsuka), лучше всего известный по ролям Солида Снейка из Metal Gear Solid и Бато из различных экранизаций манги «Призрак в доспехах». Ранее Оцука уже однажды подарил свой голос персонажу в спин-оффе Onimusha: Blade Warriors.
Через год после запуска Onimusha: Warlords на PlayStation 2 компания Capcom выпустила блокбастер на Xbox. Озаглавленный Genma Onimusha релиз заметно отличается от всех прочих переизданий самурайского экшена, поскольку его авторы не ограничились лишь сугубо техническими улучшениями оригинала — они добавили в игру много свежего контента и даже переработали кое-какие механики, немного углубив её геймплей. Среди самых заметных изменений: демоническая кукла Аямэ (уникальный босс, который преследует Саманоскэ в духе Немезиса из Resident Evil 3: Nemesis и уязвим лишь к магическим атакам); новые локации; несколько бонусных сетов брони (костюм ниндзя, металлические доспехи и броня Огров/Демонов); возможность отрубать противникам конечности; зелёная энергия, которая возникает из трупов поверженных врагов и дарует поймавшему её персонажу уникальные способности (главный герой обретает временную неуязвимость, противники же становятся быстрее и сильнее). В фанатских кругах обычно именно Genma Onimusha называют самой полной и лучшей версией Onimusha из ныне существующих, поэтому некоторых поклонников серии очень удивило, что Capcom не перенесла её лучшие элементы в ремастер Onimusha: Warlords для PC, PlayStation 4, Xbox One и Nintendo Switch.
В оригинальном западном релизе Onimusha: Warlords одна из катсцен игры подверглась цензуре: превращение Гекубы в богомолоподобного монстра сократили на 10 секунд, вырезав из ролика весь сексуальный подтекст. В ремастере Warlords, как ни удивительно, присутствуют оба варианта этого FMV — чтобы посмотреть видео «без купюр» необходимо выбрать в настройках языка японскую звуковую дорожку. Прохождение с английским дубляжом, как и прежде, ведёт к «безопасной» версии трансформации.
Onimusha переводится с японского как Oni Warrior, что означает «Воин Они». Они — вид японской нечисти, человекоподобные ёкаи, обычно враждебные к людям (согласно легендам, они любят человеческое мясо). Вопреки традиционному фольклору, в сериале Capcom они помогают смертным противостоять другим чудовищам, а не терроризируют бедолаг.
Хотя оригинальное название игры — Onimusha — отсылает к демонам «Они» (Oni), в английской версии мистическую фракцию, дарующую Саманоскэ перчатку для борьбы с монстрами, по каким-то причинам назвали «Ограми» (Ogre). При этом другую расу нечисти, известную как «Генма» (Genma), переименовали в «Демонов». В продолжениях локализаторы решили не мудрить и оставили оригинальные японские названия для сверхъестественных существ.
Оригинальный саундтрек Onimusha: Warlords написал некогда знаменитый композитор Мамору Самураготи (Mamoru Samuragochi). Самураготи долгие годы называли «японским Бетховеном», потому что он якобы потерял слух, но продолжал сочинять восхитительную музыку к видеоиграм вопреки трудностям со здоровьем. Увы, инвалидность Самураготи оказалась обычной ложью: музыкант имитировал глухоту (она у него была, но далеко не такая серьёзная, как можно подумать), и с 1996 года его самые известные композиции на самом деле писал Такаси Ниигаки (Takashi Niigaki). В феврале 2014-го Ниигаки публично обвинил Самураготи в мошенничестве — катализатором стало использование одной из его композиции во время выступления одного из атлетов на Зимних Олимпийских Играх в Токио. «Бетховен» не стал ничего отрицать и во всём сознался. Вся эта неприятная история привела к тому, что для ремастера Onimusha компании Capcom пришлось создать новый саундтрек. За сложную задачу взялся Рэй Кондо (Rei Kondoh), один из авторов саундтрека Okami.
До 2019 года Onimusha: Warlords долгое время считалась сугубо консольной игрой, но на самом деле это не совсем так: в 2003-м оригинальную игру выпустили на PC — но только в Китае. Стараниями компании «Акелла» в 2005-м эта версия хита добралась и в России. Сегодня русскоязычное издание Onimusha (озаглавленное «Onimusha: Путь самурая») высоко ценится среди коллекционеров. К сожалению, диск годен лишь как украшение: «Путь самурая» защищён печально известной программой StarForce, которая не работает на современных компьютерах.
Главный игрой Onimusha, благородный воин Саманоскэ из клана Акечи, смоделирован на базе внешности популярного японского актёра Такэси Канэсиро (Takeshi Kaneshiro) из фильмов «Чунгкингский экспресс», «Падшие ангелы» и «Пришелец из будущего». Канэсиро также озвучил персонажа, причём он это сделал несколько раз — ему пришлось перезаписать все реплики Саманоскэ для вышедшего в 2018 году ремастера игры.
Onimusha: Warlords стала первой игрой на PlayStation 2, чьи продажи достигли миллиона копий. К 2002 году блокбастер перешёл отметку в два миллиона реализованных копий, один из которых пришёлся на Японию.
История Onimusha: Warlords началась с шальной идеи сделать «Resident Evil про ниндзя» для Nintendo 64 или 64DD. Однако когда дело дошло до непосредственного производства, команда Кэйдзи Инафунэ (Keiji Inafune) решила, что PlayStation, платформа, на которой дебютировала пресловутая Resident Evil, гораздо лучше подойдёт для подобного хоррор-экшена. Впрочем, на этом рокировки отнюдь не кончились: через некоторое время после начала разработки Sony представила индустрии PlayStation 2, и «железо» новоявленной консоли очень впечатлило Capcom. В итоге компания отказалась от изначального замысла и запустила проект заново, на сей раз с мощью PS2 под рукой; отчасти именно этим обусловлена сравнительно невысокая продолжительность вышедшей игры. По слухам, PS1-издание Onimusha было готово где-то на 50%. Между прочим, оригинальный трейлер с кадрами из неё уже много лет витает по сети — в нём можно увидеть несколько знакомых локаций, пару уникальных помещений, модель и анимации Саманоскэ (протагониста), а также низкополигональные версии рядовых монстров.