Horace - игра, совершенно не замеченная массовой публикой, однако достойная того, чтобы на нее обратили внимание. Хотя… Игра ли…
Нет, это и правда игра, чистокровный платформер с вкраплениями мини-игр, однако вопрос к ней все же есть: стоит ли Horace того, чтобы на этот проект обратили внимание как на хорошую игру или все же это нечто иное, произведение за гранью видеоигр? И вот не получается у меня однозначно ответить на этот вопрос. Посмотрим на Horace как на игру. Это, как я уже сказал платформер с вкраплениями мини-игр. Есть разные платформеры, есть cuphead, суперхардкорный буллетхеллл, а есть, например Rayman Legends, ненапряжный и яркий, чем то отдающий не сложной ритм-игрой. Есть и россыпь чего-то среднего, между этими двумя крайностями, однако именно в платформерах я очень слабо разбираюсь и играю в них раз в пятилетку. Но тем не менее, лично для меня это все же некая линейная шкала от хардкорности к расслабленности, на которой в теории можно расположить большинство игр, которые хотят называться платформерами. А вот Horace у меня не удается однозначно расположить на этой шкале, он как будто бы сам хочет быть с одной стороны максимально хардкорным, таким чтобы игрок выверял абсолютно каждое движение персонажа с точностью до пикселя, а с другой стороны, он хочет быть абсолютно ненапряжным, таким, чтобы игрок наслаждался сюжетом, а между катсценами просто что-то там тыкал развлечения ради. Казалось бы, должно получиться что-то среднее, сюжетный платформер для тех кто любит адекватный челлендж. Но не все так просто. Вышло в итоге именно с геймплейной точки зрения нечто неоднородное и лично меня весьма фрустрирующее. В один момент ты пробегаешь локацию вообще не включая мозг, но в следующей же комнате ты едва ли можешь дойти до середины из-за того, что помещение это просто мечта Крамера из Пилы (а еще надо постоянно держать в голове фокусы с гравитацией, у героя есть ботинки, меняющие оную). Я не говорю, что это неиграбельно или однозначно плохо, нет. Но вот для меня лично это оказалось, внезапно, скучным. Однако, если платформинг меня стал раздражать уже часу к пятому игры, то вот миниигры радовали практически до самого конца. И это, кстати, несмотря на то, что многие из них тоже заставляют попотеть. Здесь есть оммажи на великую ретроклассику, вроде пакмана, они получились любопытными, но лично мне зашли больше всего ритм-игры. Музыка в игре в большинстве ситуаций и так просто божественная, а когда тебе дают еще и поиграться в музыканта и позволяют самому сыграть весьма и весьма годные мелодии, тут уж становится совсем классно. Жаль только то что платформинга в игре несоизмеримо больше. Но, к слову, не могу не отметить, что битвы с боссами сделаны все же удачно. В них как раз и проявляется сбалансированная сложность, челлендж присутствует, но желания разбить геймпад нет.
Ну получается, что как игра Horace все же средненький продукт. А что насчет того, “чего-то большего”? Тут уже становится интереснее. С самого начала на игрока вываливают просто тонны отсылок на медиакультуру. Причем все эти отсылки достаточно органично встроены в окружение и сюжет, ты даже не всегда осознаешь что это именно отсылка. Ну а про то, что это отсылки ради отсылок даже говорить стыдно, этого тут совсем нет. А все потому, что помимо отсылок тут есть и весьма философский сюжет, эдакое авторское высказывание о войне, природе человека, обществе в целом. И еще более того, это высказывание подается не в лоб и на серьезных щщах, а обернутое в комедию, воспринимаемую по-детски наивным роботом, который только познает окружающую его реальность. А потому, когда игра внезапно достает из рюкзака шокирующие сцены, то они шокируют особенно сильно. Стоит ли говорить, что автор, Пол Хелман, просто мастерски выдерживает баланс между атмосферой комедии, иногда доходящей до абсурда, и жестокими, почти что ужасающими (в хорошем смысле), сюжетными поворотами. Вот если бы это все было как единый пиксельный мультфильм… То режиссером бы точно был Уэс Андерсон, потому что на протяжении всей игры я то и дело ощущал ту же камерность, похожие акценты, ракурсы внутриигровой камеры. И это еще один довод в копилку того, что Horace должна восприниматься не как игра, а как нечто большее.
Так вот и выходит, что как игра Horace средненький платформер, вызвавший лично у меня скуку и фрустрацию, но при этом действительно великолепное мета-произведение, выполненное на стыке всех возможных медиа. Так что да, я думаю что Horace определенно достойна куда большего внимания, чем она получила, однако не как игра, а как нечто большее, объединяющее и кино, и литературу, и музыку, и игры.