452 10 649 95
Halo: Combat Evolved

Рейтинг игры

4.1 839
0.5
1
1.5
2
2.5
3
3.5
4
4.5
5
Halo: Combat Evolved
Все отзывы к игре
18 сентября
+2

Фундамент

Когда я первый раз прошёл игру, подумал, что сохранилась она, в общем-то, сносно, но далеко не превосходно. Скорее, музейный экспонат с заслуженным ореолом величия хотя бы за технический вклад в развитие консольных шутеров и за ее геймплейную основу, которая с первого раза получилась практически безупречной. Такой крепкий фундамент, на котором будет строиться величие других игр. Сама она оставила ощущение некоторой скупости и неказистой недоделанности, ну просто показалось, что всё лучшее дальше, и для меня это так и оказалось. Проходя через всю серию, я видел чёткий эволюционный путь серии, где combat evolve лишь первая ступень.

Пройдя через все игры своим путем следом я очень сильно вовлёкся в исторический контекст и дискурс вокруг серии, который, как известно, не здесь, а весь там, на Западе. Тем он, кстати, тоже был интересен. И там ребята, которые росли с Xbox и Halo, как-то поразительно сильно любят первую часть. Чуть ли не культ и всегда высокое место в топах и сердцах. Очень многие считают её пиком серии. И я едва ли смогу понять это когда - нибудь

Конечно, меня там не было, ностальгия причастности к культурным событиям, безусловно имеет огромное влияние на этот культ. Ну, знаете, детство, Xbox с друзьями, Halo по локалке и всё такое. Но многие пытаются рационализировать верховенство вступительной части и пытаются доказать, что она и сейчас спокойно конкурирует с другими играми серии. И эта позиция кажется мне настолько сюрреалистичной и чужеродной, и даже несколько шизовой до такой степени, что этот феномен не оставляет меня равнодушным. Я прошёл игру три раза, два из которых в кооперативе, и так и остался в поражающем недоумении.

Но что так возбуждает настоящую аудиторию Halo? Какие-то открытые уровни и некий сэндбокс в них с безупречным геймплейным ядром. Все хорошо все это действительно в игре есть, но в какой пропорции?  Из 10 уровней открытые арены имеют только 4 с половиной. И это именно аренные части уровня. Они всё равно рано или поздно переходят в коридоры. В лабиринты из серых, синих и фиолетовых коридоров, в которых большая часть игры и происходит. Независимо от цвета, коридоры бесконечно пусты и запутанны. А половина из них ещё и повторяется, потому что по сюжету нужно будет идти назад по тем же, потрясающим воображение местам.

Ну ладно. С тем, что игра вообще-то могла потрясать воображение, я согласен. Некая таинственность и холодная машинная отчуждённость локаций, хорошая недосказанность сюжета в синергии с общим чувством первооткрывательства вполне себе создавали густую атмосферу и широкими мазками рисовали новый фантастический мир. Хорошо и ценно.

Кстати, это было похерено в ремастере. Минималистичный и такой затуманенный визуальный код, который работал с коридорной пустотой, заменили на перегруженный дженерик. Обновлённая графика игру только уродует и убивает её атмосферу. Говорят, раньше ещё и технические проблемы были, вроде сбоев в работе искусственного интеллекта врагов. И это тоже серьёзный урон по игре, ибо портит великолепную геймплейную формулу серии.

Да, я так же соглашусь, что в игру до сих пор приятно играть. Ко времени — инновационное, удобное управление и богатый ростер умных врагов, и разнообразие оружия со своей спецификой и назначением — всё это отточенная и сбалансированная система, которая сработала с первого раза и стала сердцем для всех остальных игр, не сильно меняясь, а просто обрастая мясом. Эта система работает и в бесконечной серости коридоров, и на свежем воздухе открытых пространств. Но это, опять же, фундамент. Эта боевая система будет хорошо работать даже в играх от бездарей типа Halo 4.

Я вижу безусловные плюсы этой игры и её историческую ценность. Без первой Halo не было бы и моей любимой Halo 3. Я считаю игру хорошей, но меня просто безумно возбуждает эта склонность западного фаната возвеличивать игру до пиков. Я не вижу плохого в ностальгии и даже видел и ценю интересные ролики по теме, где отлично передавалось ощущение от эпохи, её место в истории культуры, и именно эта ностальгия сама как она есть. Не знаю, зачем её стесняться и пытаться оправдать важность этой игры для себя искусственной рациональностью. Переигрывают игру сотни раз и каждый раз видят там какие-то великие открытые уровни, будто пелена на глазах. Они могли казаться такими тогда, а я вот сейчас трижды увидел только бесконечные, и лишь слегка выражающие таинственность, очень запутанные коридоры. Статистически это огромная часть игры, может, даже большая её часть. Уровни очень затянутые, некоторые их отрезки очень монотонные, и все они очень пустые и запутанные. Все это приводит к проблемам с общим темпом и совсем запущенным случаем типа Библиотеки. А уж уровень в библиотеке даже самые большие фанаты не находят сил защитить, хотя некоторые, господи, пытались, но большинству всё же не нравится ходить по монотонному кругу целый час.

А все эти проблемы с лвлдизайном откуда? А потому что игру недоделали, никто это не скрывает. Может, будь у Bungie больше времени, первый Halo действительно мог бы стать величественным пиком в серии, но её недоделали. И вторую потом тоже недоделали, и вот только с Halo 3 они наконец-то собрались и сделали всё как надо. И считаю, что вот там-то и начинается true Halo-опыт. А первая вышла такой ко времени хорошей стартовой точкой. Но вот как сейчас — не уверен, когда я дважды пытался пройти серию с друзьями, они дважды сливались сразу после первой части. Вот и думаем, как говорится.

Не то чтоб я как-то оспариваю статус игры. Это их собственный уникальный культурный багаж. Просто удивительно, как контрастирует мой опыт с их. Я просто даже если стараюсь встать на их место, у меня все равно не выходит понять, за что первая часть настолько любима. Это опять же хорошая игра, заслуживавшая статус классики, но типа в той же серии есть игры, что и тогда были лучше. и сохранились они тоже лучше. 

Мне вот, конечно, особенно забавно наблюдать за этими чудесами коридорной свободы с моей личной ностальгией по детским играм в Operation Flashpoint, которая, кстати, также вышла в 2001 году. Но в ней-то действительно были открытые уровни, и песочница, и даже непередаваемая атмосфера, и абсолютный ноль коридоров.Вы, кстати, знали, что Flashpoint в виде вообще не порезанном и даже с обновлённым графеном выходил и на первом Xbox?Открытость уровней — это в целом был свежий тренд в индустрии. И Flashpoint, и Halo, и GTA 3, и вот Halo был самым закрытым из них.А в контексте путешествия по инопланетным пейзажам из шутеров часто и несправедливо забывают первый Unreal. Он в 98 году не хуже, а местами даже лучше передавал атмосферу странствия по неизведанному.Ремастер действительно портит все настроение игры. Со старой графикой игра выглядит намного лучше и главное целостностей

Лучшие комментарии