570 38 233 63

Half-Life: Alyx

Рейтинг игры

4.6 399
0.5
1
1.5
2
2.5
3
3.5
4
4.5
5

Оценка редакции

Half-Life: Alyx

Факты

Внимание: далее — спойлер! В апреле 2022 года Эрик Волпо (Erik Wolpaw), один из сценаристов Alyx, рассказал, что концовку игры помогла сформулировать простая поездка на лифте — именно там сценарист столкнулся с художником Джимом Мюрреем, который предложил идею финала, где G-Man меняет события Episode Two и спасает Илая Вэнса. Волпо и его коллеги сначала отвергли задумку, но затем поняли, что более удачного варианта у них нет.

Патч, который вышел в мае 2020-го, добавил в Alyx важное нововведение — в бутылках на игровом ликёроводочном заводе появилась жидкость с реалистичной симуляцией физики! Вернее, не жидкость, а удачно имитирующий её шейдер.

По данным сайта Road to VR, в апреле 2020-го (Alyx вышла в конце марта) шлемом виртуальной реальности воспользовались 2.7 миллиона клиентов Steam — это на 950 тысяч больше, чем в марте. Доля владельцев VR во всей пользовательской базе сервиса за указанный период выросла с 1.3 % до 1.91 % — Road to VR назвал этот скачок самым крупным в истории своих наблюдений за статистикой Steam.

На одном из этапов разработки Valve не учла, что рост игроков сильно разнится, — высокие участники тестирования не могли телепортироваться на некоторые участки уровня, если на пути телепортации оказывались трубы или низкие потолки. Чтобы пользователи не «бились» головой о препятствия, разработчики скорректировали систему телепортации — в релизной версии она учитывает высоту только в начальной и конечной точках перемещения.

В Alyx реализована звуковая система, меняющая громкость шагов в зависимости от расстояния, которое игрок преодолевает при телепортации, — к примеру, при передвижении с высокой точки на низкую звук становится более тяжёлым, как при прыжке.

В течение нескольких дней после релиза Alyx игру научились запускать без VR, а менее чем через месяц вышел мод, позволяющий пройти весь шутер без шлема. Модификацию создал русскоязычный энтузиаст под ником r57zone.

После анонса Alyx по Сети распространился слух, будто разработчики взялись переделывать игру из-за BONEWORKS — похожего, но более дешёвого в производстве VR-шутера, который якобы поразил Valve. По этой причине, мол, компания даже отменила демонстрацию Alyx на The Game Awards 2019. Однако, если верить программисту игры Робину Уокеру (Robin Walker), это неправда — Valve никого не пугалась и вообще вдохновлялась скорее VR-развлечением Budget Cuts.

По данным неофициального ресурса Steam 250, который составляет топ-250 самых высокооценённых игр в сервисе Valve, Alyx понадобилась всего неделя, чтобы войти в первую двадцатку. Игра вскарабкалась на 17-е место, получив 98 % положительных отзывов на основе более чем 15 тысяч рецензий.

При первой встрече Ларри советует главной героине прикрыть рот, чтобы не вдыхать грязный воздух. Разработчики предусмотрели эту деталь и записали два варианта реплик Аликс — если игрок последует совету и прикроет рот рукой, голос девушки будет звучать приглушённо, а если нет, то она будет говорить как обычно.

Valve потратила полтора года на то, чтобы реализовать монтировку в VR, но в итоге орудие так и не появилось в Alyx. Во-первых, гвоздодёр постоянно цеплялся бы за другие предметы — в виртуальной реальности оружие не всегда находится в кадре, а без тактильной отдачи невозможно почувствовать, что вещь упёрлась в какой-нибудь косяк. Во-вторых, появление монтировки подталкивало бы пользователей к ближнему бою, в то время как Alyx хотели сделать шутером. Наконец, инструмент слишком прочно связан с образом Гордона Фримена — порой плейтестеры вовсе забывали, что они управляют Аликс.

Half-Life: Alyx отлично стартовала, особенно по меркам нишевого VR-эксклюзива. Так, стримы по игре на Twitch в период релиза привлекли более 300 тысяч геймеров — Alyx вышла на первое место по числу зрителей, обогнав Call of Duty: Warzone и Counter-Strike: Global Offensive. Пиковый онлайн новинки в Steam превысил 42 тысячи пользователей, что выше, чем у любого другого развлечения для VR-гарнитур.

Серия Half-Life славится неспешными постановочными сценами и продолжительными прологами (вспомните хотя бы поездку в вагонетке из первой части), однако в Alyx спокойные эпизоды пришлось сократить. Как рассказал дизайнер уровней Дарио Касали (Dario Casali), удерживать внимание игрока в VR гораздо сложнее, чем в привычном формате: если переусердствовать со сценами, где пользователь должен просто следить за сюжетом, он начнёт дурачиться — вертеть головой, кидать предметы и смотреть в окна.

Уровень здоровья Аликс обозначается сердечками потому, что в период работы над интерфейсом художник Valve Тристан Ридфорд (Tristan Reidford) играл в The Legend of Zelda, где используется именно такой дизайн. Предполагалось, что это не более чем заглушка, — дескать, во вселенную Half-Life такое оформление не вписывается, и кто-нибудь обязательно придумает идею получше. Но в итоге выяснилось, что сердечки в интерфейсе всех устраивают и менять их нет необходимости.

В команду разработчиков Alyx вошли около 80 человек, включая ветеранов Valve, трудившихся ещё над первой Half-Life. Коллектив создателей Alyx оказался самым крупным в истории компании.

Из-за специфики VR разработчики изменили поведение барнаклов — если в прошлых частях монстры хватали игрока и тащили его наверх, к своим челюстям, то в Alyx они просто душат героиню. От оригинальной механики отказались потому, что в VR перемещение пользователя против его воли работает не очень удачно.

Бывший сценарист серии Half-Life Марк Лэйдлоу (Marc Laidlaw), покинувший Valve в 2016 году, консультировал авторов Alyx, отвечая на их вопросы.

Композитор Alyx — Майк Мораски (Mike Morasky), ранее работавший над музыкой для Portal 2, Team Fortress 2, Counter-Strike: Global Offensive и двух частей Left 4 Dead.

Valve не стала полностью прорисовывать руки Аликс потому, что иначе они препятствовали бы обзору, в то время как «урезанные» конечности не мешали тестировщикам погружаться в игру.

По словам Valve, игра ориентирована не только на опытных пользователей VR, но и на новичков. В частности, на ранних этапах кампании боевые эпизоды поставлены таким образом, чтобы появление врага не было внезапным и геймер успел на него среагировать — перезарядиться, прицелиться и выстрелить.

В Alyx некоторых персонажей, знакомых по прошлым частям Half-Life, озвучили другие актёры. Например, героиню Аликс сыграла не Мерл Дэндридж (Merle Dandridge), а Озиома Акага (Ozioma Akagha). Также пришлось сменить актёра на роль Илая Вэнса — место Роберта Гийома (Robert Guillaume), скончавшегося в 2017 году, занял Джеймс Мозес Блэк (James Moses Black). Среди артистов, вернувшихся к своим ролям, — Майк Шапиро (Mike Shapiro; G-Man), Эллен Маклэйн (Ellen McLain; диктор Альянса) и Тони Тодд (Tony Todd; голос вортигонтов).
1 2
из 2 страниц