Лето, тошнота, тревога
Любой обзор или отзыв на Firewatch обречен быть спойлерным. Даже заголовок этого отзыва, вроде бы безобидно цитирующий Летова, уже несет в себе капельку спойлеров. Так что все кто спойлеров боится, вот вам краткая версия: идите играть. Купите в стиме, скачайте из геймпасса, ну или добудьте её иным способом, но однозначно, оно будет стоить того.
Проблема Firewatch относительно спойлеров в том, что даже простое перечисление эмоций, не вдаваясь в детали сюжета - это тоже спойлер. Более того, учитывая что эмоции здесь - самое ценное, что может вынести игрок после прохождения, то спойлером даже более существенным, в каком-то смысле, чем пересказ сюжета. Хотя пересказ сюжета тоже, очевидно, лишит читающего этих эмоций, так что пожалуй это равнозначно. В любом случае, самая большая ценность игры в том чтобы эти эмоции получить самому, так что чем меньше вы знаете об игре, тем ценнее в итоге будет ваш опыт. Так что если решите читать далее, то знайте, что я этого делать не рекомендую, если вы еще не прошли игру, дальше будет пересказ вступления эмоций от него и от дальнейшего сюжета и, частично, самого сюжета (хотя его я постараюсь не трогать за пределами первого дня в заповеднике).
Экспозиция уже погружает в переживания. Она происходит частично текстово, с выбором (иногда из одного варианта) варианта развития событий, частично игровым способом, давая на пару секунд поглядеть на мир глазами протагониста. Текстовая часть отвечает за предысторию: про наше знакомство с женой главного героя, про их неспешную жизнь и про то, как все пошло наперекосяк. Игровая же часть - уже настоящее, где мы берем рюкзак, садимся в пошарпанный пикап и прибываем в заповедник, где проведем ближайшее лето. Уже здесь мне лично удалось погрузиться в некоторую меланхолию, словить эдакий тоскливый вайб. Тут конечно спасибо авторам, которые просто безупречно обращаются с режиссурой, дергая тебя за эмоциональные ниточки, как марионетку из детского театра. Здесь и музыка, и выбор из вариантов в тексте, и моменты когда тебе дают управление над Генри (так зовут персонажа), все выверено, подогнано до идеала. Дальше по ходу игры я еще не раз буду вспоминать геймдизайнеров добрым словом, эта отточенность постановки будет чувствоваться до самого конца.
Так или иначе, мы прибываем в нашу вышку, знакомимся с нашим боссом, Делайлой (по рации), заваливаемся спать. Проснувшись, еще немного осваиваемся, но вдруг видим, как кто-то пускает феерверки на нашем участке (что строжайше запрещено, даже во вступлении легко обратить внимание на большой красный знак при входе в парк). Естественно мы идем проверять. Здесь у меня меланхолия ушла на задний план и зародилось любопытство. Кстати тут справедливо будет чуть рассказать о геймплее. Firewatch - симулятор ходьбы, но с небольшими элементами метроидвании (иногда нам будут выдавать новый инструмент, с помощью которого мы проникнем в новые локации или откроем короткие пути). Весь в общем то геймплей - ходим туда-сюда по нашему участку леса, следуя сюжетной цепочке. Свобода передвижения тут есть, но она не слишком нужна. Впрочем, тут есть нюанс. Авторы очень хорошо замаскировали коридорную в общем-то игру под открытый мир, иногда даже отдающий иммерсивностью. Дело в том, что вся локация сделана таким образом, что иллюзия того, что ты в настоящем лесу и в общем-то можешь топать куда глаза глядят, сохраняется на протяжении всего прохождения. Тут скорее всего дело в том, что тебе если и даются маркеры на карте, то для того чтобы их увидеть надо эту самую карту доставать и смотреть на нее глазками, сверяясь с компасом. Почти весь интерфейс тут диегетический (встроенный в мир). Так и выходит: тебе вроде бы говорят куда идти, но вот как добраться до места ты решаешь сам, и каким-то образом выходит так, что твои решения приводят туда именно туда, где тебя хотят видеть разработчики. Это конечно может показаться странноватым предметом для восхваления, особенно когда это описано текстом, но в игре в этот момент меня посетило неподдельное восхищение левелдизайнерами (и геймдизайнерами тоже).
Возвращаясь к сюжету, ситуация, с которой нам сказали разобраться, разрешается в общем то довольно просто, да и сама ситуация наврядли отличается заковыристостью: две школьницы напились, понапускали феерверков и утопали купаться голышом. Пригрозим им кулачищем, конфискуем феерверки и топаем обратно с довольной ухмылкой. И если по пути на место у меня вместе с любопытством начала зарождаться легкая тревога, то на обратном пути тревога рассеялась и превратилась в умиротворение...
Которое впрочем снова уступило место тревоге - у самой башни мы встречаем таинственную фигуру с фонариком, и хотя Делайла ржет над нами, говоря что это дикая местность, и вообще то самый кайф в том что бы встречать незнакомцев, тревога резко усиливается, когда в башне мы обнаруживаем следы вторжения: кто-то выкинул пишущую машинку, разбил окно и своровал постельное белье. Почувствовали некоторое эмоциональное качание? Привыкайте, вам с ним жить еще часа 4, на протяжении всей игры. Опять же, возвращаясь к мастерству авторов, эти качели качаются явно именно в том направлении, в котором задумывалось сценаристами и геймдизайнерами.
В общем и целом, дальше можно (и даже нужно) не слишком углубляться в перипетии, через которые пришлось пройти Генри. Многое из произошедшего в первый день оставит отпечаток на будущем развитии истории, хотя не всегда так, как ты того ожидаешь. Самое важное, что вот эти качели, тревожность-умиротворение, будут раскачиваться только сильнее, периодически заставляя с бешеной скоростью перебирать в голове самые разнообразные варианты того, что здесь происходит на самом деле (вспоминаешь любые детали, даже текстовое вступление связанное с женой), а иногда наоборот, оставляя на душе какое-то облегчение от того, что все решилось само собой (без участия персонажа имеется в виду, не игрока). Причем в моем случае, тревожность переросла в натуральную паранойю, особенно сильно подчеркивающуюся тем, что мне пришлось сделать перерыв до утра, ровно тогда, когда сюжет накалил эмоции до предела. Что в общем-то чуть не стоило мне сна на ближайшую ночь, что со мной происходит очень не часто. Далеко не каждый хоррор смог впечатлить меня настолько, чтобы я лежал, а мысли все скатывались обратно к сюжетным моментам, рисуя в голове все более тревожные картины.
Однако, все эти качели в один момент прекращаются, ударяясь о неизвестно откуда выросший столбик грусти. И вот этот небольшой в общем-то столбик вырос так прицельно, что столкновение с ним сотрясает тебя всего. С качелей ты естественно слетаешь, прямиком мордой в пыль. Хочется пойти покурить. А потом еще. И еще. А вот ты уже несколько часов на балконе тусишь. А самое любопытное в том, что история ни разу не фантастика. Все элементы мистики и Кинговщины довольно просто объясняются. Все что происходило с Генри - обычная история, которая вполне могла бы иметь место в том же Вайоминге, да даже наверное где-то у нас могла бы произойти, с небольшими правками на колорит. И от этого как-то еще грустнее. Но грустнее по-хорошему, какой-то теплой грустью, даже несмотря на в общем-то минорный тон самой истории.
Лучшие комментарии