1246 34 489 269
Deus Ex

Рейтинг игры

4.5 1051
0.5
1
1.5
2
2.5
3
3.5
4
4.5
5
Deus Ex
Все отзывы к игре
25 апреля
+3

Синоним иммерсивности

За десятилетия существования игровой индустрии у нас появилось уже немало жанров и поджанров, названных в честь какой-то конкретной серии или игры - солслайки, роглайки, так вот, иммерсив-симы вполне могли бы называться Deuslike, или как-то так. Да, сразу скажу, я в курсе, что до Deus ex с этой концепцией нас знакомили две части System shock и в какой-то степени Thief, но лично я считаю, что именно в Deus ex концепт достиг своего пика, который, пожалуй, не удалось превзойти никому.

Я как-то в одном из текстов давал определение иммерсивности как концепции: это в первую очередь автономная система, предоставляющая игроку множество различных путей (в том числе и не предусмотренных разработчиками) для творческого решения поставленной задачи, и которая без вмешательства игрока функционирует таким образом, что вокруг создается логичный и живой, насколько это возможно, мир. В целом я до сих пор считаю такое определение справедливым, так что буду от него и отталкиваться в дальнейших рассуждениях. В общем-то под него попадают все игры из самых иммерсивных серий, и Dishonored, и Deus Ex-приквелы, и оригинальный Deus Ex: попадая на очередную локацию нам вручают цель и все, дальше как хочешь, так туда и иди. При этом на уровнях всегда есть действительно множество путей, есть побочные истории, есть сторонние возможности облегчить себе жизнь и прохождение, ровно в той степени, чтобы при первой паре прохождений игрок не чувствовал себя искусственно стесненным. Он волен пойти сюда, наткнуться там на что-то интересное, потом волен пойти туда, там тоже что-то любопытное найти. Но вот в оригинальной Deus Ex фишка в том, что этого ощущения свободы хватает далеко не на пару прохождений. Здесь уровни и окружение проработаны настолько, что ты за все 40 часов прохождения ни разу не ловишь себя на мысли, что вот мол тут-то я вижу точно n путей: вот она вентиляция, вот она канализация и вот путь через парадные двери. Ты буквально имеешь только цель и больше тебя ничего не ограничивает. Твои ограничения создаются лишь твоими же действиями: насколько богатый арсенал ты с собой притащил, сколько у тебя с собой инструментов для взлома, как хорошо ты прокачан в той или иной ветке, как хорошо ты прошелся по предыдущим локациям в поисках полезной инфы и пр. А если докинуть сверху, что сами локации спроектированы крайне логично и интересно, то ты уже исследуешь не только ради лута и облегчения жизни, а в общем-то ради самого исследования. И на самом деле, это ощущение очень трудно передать в тексте, чтобы полноценно оценить уровень свободы, который дарит игра, в нее нужно просто сесть и играть.

Но вот тут есть загвоздка. Для современного игрока Deus Ex уже будет крайне непрост в ознакомлении. Дело тут даже не в том, что цели тебе задают исключительно описательно (без каких-либо маркеров), карты имеются разве что в виде джипегов в меню, про которое еще надо вспомнить, а нерпрокачанный герой не может ни взломать ничего нормально, ни выстрелить без получасового прицеливания хотя бы куда то рядом с целью. Это все я принимаю за часть изначальной концепции, первые два пункта вообще, я считаю, дают еще больший буст к иммерсивности, и с маркерами и картой было бы не так интересно. Сложность игры без прокачки тоже в целом простительна, даже не смотря на то, что шутерная часть в таком состоянии отмирает примерно на треть игры, это в целом заставляет играть более вдумчиво и пользоваться всеми возможностями, а не только делать пиу-пиу-пиу.  Однако, из современных игроков даже с этими нюансами не многие будут готовы мириться, особенно ради какого-то иллюзорного ощущения свободы, зачем, если есть более свежие примеры концепции. Докиньте сюда графику кайнозойского периода, и все, вы потеряете 90% сегодняшних игроков уже на этапе просмотра трейлера. Хотя вот тут на часть претензий можно ловко извлечь из рукава козырь в виде Revision (коим я и пользовался) и ответить, что там и графика с окружением подтянуты, и ИИ докурчен, и некоторые геймплейные аспекты есть вариант поменять (не могу точно сказать правда какие именно - я ставил мод только ради подтянутого графена).

Но шутки шутками, а все же у игры есть один, но фундаментальный минус, который лично для меня стал нешуточным таким препятствием на пути к концовке, а именно - сюжет. Здесь это просто набор теорий заговора, переплетенных в единый клубок. Тут вам и тайное правительство, и иллюминаты, и тамплиеры, и серые человечки, и зона 51, и спровоцированная правительством пандемия, и слежка за всеми 24/7. На сегодняшний день, часть из этих страхов 90ых уже стала реальностью, а часть настолько заездилась, что ее уже сложно воспринимать в серьез. Плюс ко всему, почти все персонажи выполняют лишь конкретную функцию доносителя информации, какой-то сильной драмы или любопытных интриг тут днем с огнем не сыщешь. И ведь за сюжетом интересно следить в отдельные моменты времени, в частности, выбор концовки все же заставляет призадуматься, здесь игра дает не банальный хороший-плохой-нейтральный исход, а три сероморальных варианта, ни один из которых не назовешь однозначно положительным или отрицательным. Отчего только грустнее, что глобально, сюжет - это скорее просто повод для отправки персонажа в ту или иную локацию. В целом, можно было бы и простить такой минус, но проблема в том, что вдумчивое прохождение занимает часов 40, а за это время хочется иметь некоторую нарративную мотивацию продолжать играть.

В общем, как и любой заметный проект эпохи 90-ых 00-ых Deus ex можно очень долго как нахваливать, так и ругать (в основном за устарелость в тех или иных аспектах), но я все же считаю, что это именно та игра, которую надо проглотить хотя бы раз. И да, это будет не так просто, множество разных нюансов будет то и дело препятствовать завершению игры, но фишка в том, что к этой игре нужно подходить в правильном настроении, не торопясь, настроившись думать, зарядившись любопытством, и тогда она раскроется, дав понять, что такое настоящая свобода в играх, и что для этого вовсе необязательно лепить гигантский открытый мир, а достаточно просто ряда проработанных локаций и соблюдения концепции иммерсивности.  


Лучшие комментарии