После выхода 4 Резидента прошло уже более 3 года, и жанр начал немного застаиваться, хороших игр в жанре сурвайвал хороров не выходило. Были попытки повторить успех Резидента, но в них всегда было слишком сильные недостатки (Cold Fear и её управление весело машет нам). Во время анонса Dead Space никто особо восторгов не испытывал. Не слишком именитый разработчик у которых не было выдающихся игр за спиной, небольшой бюджет - очередной клон Резидента, только в космосе и с отсылками к киноклассике. Классным был только трейлер игры (если ничего не нажимать в меню игры, то он запуститься, рекомендую), но сколько мы видели классной рекламы? Она не всегда отражает качество самого продукта.
Когда же игра вышла, мало кто ожидал от неё чего-то подобного. Всё, начиная от геймплея, заканчивая картинкой и звуком работало, и работало как надо.
Хоть графика была не топовой по тем временам, но всё же некоторые моменты смотрятся хорошо и сегодня. В первую очередь это происходит за счет великолепного дизайна, локаций, пейзажей, ну и дизайн монстров хорош.
Также создатели отлично проработали интерфейс. В середине двухтысячных появился тренд по уменьшению интерфейса игр. Вспоминаю девяностые, когда интерфейсы каких-нибудь стратегий занимали по полэкрана, а некоторые больше. Почему так было? Пытались сделать удобно, чтобы все кнопки и вся информация была на экране и конечно маленькое разрешение этих самых экранов. Экшены слишком сильно от этого не страдали (в большинстве своем), но создатели решили полностью убрать их с экрана и сделать частью лора. Хотите узнать сколько жизней? Смотрите на спину персонажа. Сколько осталось патронов? Указано на пистолете. Сегодня этим никого не удивишь, но тогда это смотрелось ново и необычно. И самое главное это удобно.
Сюжет хороший, хоть и немного предсказуем, а главный герой Айзек в первой части тот ещё Фриман - за всё игру он не скажет ни слова, несмотря на всё то, что происходит вокруг. Но что классно сделано, так это лор и атмосфера. Густая, тягучая, с отсылками к Чужому и Нечто; игра делает всё чтобы Вам было неуютно: локации, освещение, звуки, записи команды корабля, которые вы находите - всё это работает.
Отдельно скажу по звуку - он потрясающий: у каждого монстра свой уникальный звук и даже если вы закроете глаза, то сможете сказать кто перед вами. Будь это обычный резак, мерзким мелкий зародыш или прикрепленный к стенке не до конца мутированный человек, который всё ещё чувствует, когда вы по нему стреляете. Другие звуки тоже хороши: чавкающие звуки, когда враги теряют конечности, постоянный эмбиент и шепот на втором плане задающий атмосферу, музыка, включающаяся в особо драматичные моменты, а уж момент когда на сцену выходит его величество финальный босс вы точно запомните.
Анимация тоже хороша, как ходит Айзек, как передвигаются монстры, а уж анимации смерти жестокие и очень детальные. Не думайте, что они просто стукнут по вам и вы упадете. Конец. Нет. Голова с тентаклями свернет шею, оторвет голову и поселиться в вашем теле. Оно попытается пойти, но голова начнет вываливаться и оно вашей рукой поддержит голову и пойдет куда-то дальше. И это не босс - это смерть от обычного монстра.
Бои в хорорах, обычно самая слабая часть ведь игрок не должен чувствовать себя слишком сильным - иначе никакого ужаса. Он должен быть хиленьким, стрелять косо, а управление за персонажа - криворуким. Но только не здесь. Здесь бои интенсивные, видов оружия ровно столько сколько нужно, к тому же у каждого есть альтернативный режим, который практически умножает их количество в 2 раза. Плюс сама игра ломает различные привычки, которые в экшенах вы накапливали годами - хедшоты здесь не только неэффективны, но и вовсе вредны. В лучшем случае монстр разозлиться и начнет ещё активней вас бить, а при стрельбе в тело туши из него начнут выползать множество мелких "пиявок", которые начнут охотиться за вами. Стрелять нужно по конечностям. Сами монстры классные, мерзкие (в хорошем смысле), они разнообразные и с ними интересно драться, кроме регенераторв, офк. Также радует, что создатели стараются подкидывать интересные ситуации и задачи. Не слишком часто, но достаточно, чтобы вы не заскучали.
Назвать игру страшной я не могу, но к слову, я уже и не помню действительно страшных игр со времен третьего Сайлент Хила. Но игра напряженная, а если она дает вам немного раcслабиться, то знайте, где-то там, за поворотом, уже притаилась хитрый НЕХ.
От Резидента, игра взяла вид от третьего лица с близкой камерой, вдумчивое изучение карты, покупку и улучшение оружия, менеджмент инвентаря. Но является ли игра клоном Резидента? В какой-то мере. Да, разработчики разобрали на части, то что делало 4-го Резидента игру классной, но при этом внесли достаточно изменений, чтобы она чувствовалась новой и интересной и заполировали все её элементы. На выходе они получили не очередного монстра-франкенштейна, а отлично сбалансированную свою игру, в которой узнается основа, но назвать игру клоном уже язык не поворачивается. Скорее игра в том же жанре.
Вторая часть только усилила свои преимущества и исправила некоторые недостатки, вроде неточного управления и молчаливого Айзека, но это уже совсем другая история.
9 декабря 2022
Лучшие комментарии