...а теперь давайте сделаем нормальную игру.
Сказали в офисе Юбисофт, после того как выпустили первые два ассасина (шутка). Не поймите меня неправильно, я люблю и вторую, и особенно первую часть, но хотелось начать с небольшого шутливого хоттейка. И все же, шутки шутками, хоттейк хоттекйком, а Brotherhood - фактически первый ассасин, который от создания крутых концептов перешел к их реализации. Сейчас попробую обосновать свое мнение.
Что мы имели в первой части? Интересную идею средневекового хитмена с паркуром, геймплей, дающий себя почувствовать клинком в толпе и Давидом Беллем в белом балахоне, а также очень густую и добротную атмосферу (в данном случае ближнего востока времен крестовых походов) и как десерт занимательный конспирологический триллер про борьбу ассасинов и тамплиеров, в который при желании можно было поверить. На другой же чаше весов была репитативность, превращающая интересные геймплейные находки в скучную череду повторов, слабый сюжет исторической части (все же даже плотно намазанная серая мораль не спасает сюжет в общем) и никакущая боевка, еще сильнее усугубляющая скуку от репитативности. В общем крутые идеи, реализованные не слишком круто. А во второй? Там у нас была попытка в GTA-Uncharted, эдакое приключение с режиссурой, но еще и с открытым миром, да еще и в Италии времен ренессанса. Вторая часть дала нам Эцио, смогла нас привязать к нему, однако в остальном, отбросив ностальгию, можно сказать что она получилась довольно скомканной. Сюжет развивается в очень непонятных временных рамках, персонажи площе чем картонные фигуры из кинотеатров, а открытый мир едва ли выглядел чем-то большим, чем филлером. В общем тоже звучит концептуально круто, а играется ну вот не то что бы (во всяком случае сегодня, тогда в 2010 у меня были сильно большие восторги, как и у многих, но я об этом написал по соседству в отзыве на 2 часть).
А что мы имеем в Brotherhood? На самом деле мы имеем просто все то, что работало в первых двух играх с нормально проделанной работой над ошибками. И все по сути. Но в общем-то этого достаточно, чтобы считать Братство на голову выше (в плане качества итогового материала), чем двух его предшественников. Концептуально - это конечно прямой потомок именно второй части: тут у нас тоже идейный подражатель GTA, но в ренессансе, на этот раз в Римском. И сразу скажу, что как GTA-образное произведение, Brotherhood работает отлично. Есть классный большой город, смотрящийся красиво и наполнено, есть хорошие и по большей части интересные миссии, формирующие основной сюжет (впрочем, как и в GTA, в общем он звезд с неба не хватает, но в деталях и конкретных моментах весьма годный), есть побочные миссии и активности, в которые тоже интересно играть. Вообще Рим здесь - удался. Однозначно. В отличие от Флоренции или Венеции здесь есть и городская часть с узкими улочками и толпами людей, есть пригород, есть трущобы, есть отдельный район, где сосредоточены античные достопримечательности. И возможностей передвигаться тоже дали достаточно: можно по старинке - бегом и по крышам, можно на лошадке, которая сейчас ездит абсолютно где ей вздумается, а можно фасттревелом, через местное метро (правда поездов туда пока не завезли, приходится обходиться без них, впрочем это все равно быстрее всего). Пару раз я даже пользовался гондолой, так как Тибр очень удобно течет через центр города, позволяя довольно быстро добраться от Ватикана до Колизея. Для гурманов можно залезать повыше и сигать с парашютом, но это не то чтобы эффективно. В общем находится в Риме и двигаться по нему определенно приятно. И я думаю, что не в последнюю очередь из-за новой системы экономики, когда для повышения доходов мы должны скупать лавочки и достопримечательности. Знаете ли, когда большая часть города - это собственноручно выращенный бизнес, то к нему как то даже привязываешься.
А если серьезно, то экономика Brotherhood достойна похвалы в отдельности, просто за то, что она наконец то работает. Не в каждой ГТА (а вообще то даже наверное ни в какой) есть работающая экономика, в которой тебе интересно (и есть куда) тратить деньги. Здесь же ты постоянно следишь за доходом, бегаешь в банк, чтобы снять доход и пустить его в расширение. Понятное дело, что это не обязательно, но что-то внутри скребет и шепчет "А теперь вот эти руины купи". В итоге, денег хватает ровно на то, чтобы под конец игры купить весь город и необходимое снаряжение. Ну или все снаряжение и большую часть города. Тут уж кому что важнее. Ну и то, что от миссий теперь не капает по сто миллионов за раз (во всяком случае в начале) дает некоторую мотивацию расширяться, ну или заниматься побочками и развитием братства.
О, да, кстати о нем. Это вообще на мой взгляд гениальное развитие всей концепции. В общем-то это единственная новая крупная механика, но именно она просто влюбила меня в игру. Начнем с того, что это максимально логично - Эцио во второй части сам проходил путь от рекрута до посвящения в Assassino, а теперь, когда он уже крутой 40-летний убивец, он вполне может набрать себе целую банду желторотых новичков и вырастить их в таких же крутых и матерых убийц. Ну и блин, это же куда круче, когда ты просто нажимаешь кнопку, и все солдаты в округе падают под градом союзных стрел. Ну или вместо самостоятельного марания рук, ты картинно встаешь на край крыши, машешь ручкой и наблюдаешь как твои подчиненные все делают за тебя. Чистый кайф.
В общем то и многие другие механики и детали игры стали лучше: боевка превратилась в танец, позволяя устраивать резню, просто тыкая в нужную сторону, постановка выросла, и даже теперь не заставляет кринжевать от гримас NPC (это в общем то благодаря похорошевшей графической части), сюжетные миссии стали куда разнообразнее и запоминающейся (каждая миссия по убийству основных целей и красиво обставлена, и интересна с точки зрения некоторых геймплейных особенностей. А еще очень из многих элементов торчат уши первой части, начиная от метода набора в братство, заканчивая общим настроем ощущения клинка в толпе. Ему кстати способствует система полной синхронизации: на миссиях, даже побочных, есть особые условия, которые часто делают из обычной миссии куда более интересный челлендж (особенно на убийствах основных персонажей). Пройти такой челлендж - довольно непросто, даже опытному игроку, но похвастаюсь, когда-то лет 5 назад, я все же осилил 100% синхронизацию, +1 достижение в копилку бесполезностей. Да даже побочки теперь куда лучше: линейки гильдий имеют под собой некоторый сквозной сюжет (хотя и совсем пунктирный), убийства персонажей из мультиплеера в целом запоминаются очень хорошо, цепочка паркурных головоломок имени Ромула - все также прекрасна как и поиск печатей во второй части, там даже докрутили камеру, что она теперь не бесит, а миссии Да Винчи - это вообще эталон интересных побочек, каждый раз нам дают поуправлять каким то чудом технической мысли и довольно хардкорно перед этим постелсить. Ну и конечно же, история Кристины достойна отдельного упоминания - это совсем небольшие мисиии, но они и драмы добавят, и раскроют Эцио как персонажа. Хитрые разработчики даже спрятали это ветку за побочками гильдий, так что вот вам повод их проходить. Единственное, с чем разработчики перемудрили, так это с глифами объекта 16, тут их искать очень сложно, да и решать тоже не для каждого ума выполнимо (я например забил). Награда за глифы конечно посерьезнее - целый уровень в ядре анимуса и говорящей проекцией 16ого, прокидывающей ниточку к Revelations.
Единственной глобальной проблемой для меня стал сюжет. Точнее его концовка. Дальше спойлер, но как будто бы удовольствие от игры он не должен попортить.
В процессе сюжета мы боремся с Чезаре Борджиа, сыном Родриго, за власть над Римом, сталкиваясь с его родней и приближенными, но в конце, также как и во второй части просто происходит таймскип на год, во время которого происходит несколько миссий, которые должны как бы продемонстрировать, что Чезаре теряет власть совсем и из горделивого опасного противника превращается в жалкого червя, а после происходит небольшая стычка у ворот, после которой Чезаре просто забирают в тюрьму под крики о том, что он обязательно вырвется и отомстит. Потом происходит склейка на 4 года, Эцио вкрикивает - я должен его добить и идет его добивать. И проблема в том, что выглядит это ровно также скомкано, как и читается в моем пересказе.
Ну и с сюжетом современности тоже есть проблемы. Тут уже не буду вдаваться в примеры, просто скажу, что концовка в момент выхода игры оставляла впечатления типа: "Вааааау, это как так то, чо дальше то будет", то теперь она оставляет с вопросом: "А нахрена?". Ну и ответ на этот вопрос вроде бы дальше не дается (точнее дается но не то чтобы удовлетворяющий).
В общем и целом, Assassin's creed Brotherhood это все же больше чем просто Assassin's creed 2.5, это очень добротная работа над ошибками, которые были допущены в предыдущих двух частях (ну во второй по большому счету). Сохранилась эта работа тоже куда лучше своих предшественников, 20 часов в ней провести не стыдно и очень даже приятно.
Лучшие комментарии