В чём разница между киберпанком и антиутопией?
Недавно изучая тему про жанр киберпанк, я заинтерисовался про различие этого жанра от жанра антиутопия. Ведь два этих жанра являються поджанром другого — научной фантастики. Главным составляющим киберпанком называют выражение «High Tech, Low Life» («Высокие Технологии, Низкий Уровень Жизни»)
Ну так какая принципиальная разница между, например между серией игр Deus Ex и романом Джорджа Оруэлла «1984»? И там и там описываются действия будущего, и там и там есть высокие технологие: в Deus Ex это нано-импланты, а в «1984» высокими технологиями можно считать большие телеэкраны, которые за тобой следят. Низкий уровень жизни: в первом Deus Ex это население которое больное, бедное и постоянно прячеться и также есть низкий уровень жизни в романе Оруэлла: бедное население за которыми постоянно следят, которые живут в бараках Обама , у которых отсутствует многие продукты и нужды. Ну или также в пример можно взять и других представителей жанров «Бегущий по лезвию» и «Мы», аниме «Gunnm» и «451 градуса по Фаренгейту», «Мечтают ли андроиды об электроовцах» и «О дивный новый мир» и так далее.
Ну так? Может быть я упустил какой-то момент? Но мне кажется что эти жанры, по тем критериям которые указаны в источниках, они практически одинаковы по своей сути. Ну так зачем их выделять?
Лучшие комментарии
Мне очень понравилось что Herr Ulitochka про киберпанк написал
У меня есть бзик на точность терминов, и «увлечение историей» киберпанка у меня произошло тогда, когда я стал соотносить разные определения в интернете и статьи, из которых какого-то чёткого определения не получается никак (по этой же причине не люблю термин антиутопия/дистопия, но в его историю я особо не углублялся).
На данный момент у меня есть несколько представлений о том, что можно считать киберпанком:
1) узкое определение киберпанка «по Дозуа» — киберпанком является НФ-литература киберпанков 80-ых (киберпанки — группа писателей, также известных, как Движение, общались и вместе участвовали в литературных мероприятиях 80-ых);
2) определение по Стерлингу, Рюкеру, Шайнеру (киберпанки) — современная научная фантастика, показывающая влияние, которое оказывают будущие технологии на обществ и/или человека. Можно сузить до научной фантастики, показывающей влияние в будущем «новых/актуальных для рубежа 70-80-ых годов» технологий (кибернетика, биоинженерия, генная инженерия, и тд), но на мой взгляд это излишне и немного глупо. Ключевым у части киберпанков было всё-таки современность и новость, а темы рубежа 70-80-ых — это всего-лишь темы периода. Вообще-то, как я понял, не все киберпанки согласны с таким определением, кто-то (Грег Бир, но это непроверенная информация) почти сразу (задолго до того, как Шайнер заявил, что «киберпанк умер») решил откреститься от слова киберпанк, и говорить, что он пишет «просто» научную фантастику (повторяю, непроверенно, не уверен в истинности этой инфы), а кто-то (Рюкер) во второй половине 90-ых говорил, что пишет киберпанк и другие «бывшие» киберпанки пишут киберпанк, невзирая на то, что они так не презентуют свои произведения.
3) определение по сеттингу — фантастика в мире, где активно используются высокотехнологичные импланты, интернеты, неоновые вывески, высокие технологии и беднота, и тд.
Мне не нравится вариант 3. Не нравится не потому что я за «канон» и изначальное определение (значения слов меняются, появляются новые значения для старых слов, глупо это отвергать), а потому что у него нет какого-то чёткого определения (возможно его смогут дать культурологи, серьёзно занявшись темой современного восприятия киберпанка). И потому что, наверное, почти каждый раз, когда кто-то пишет про киберпанк сейчас, в его «определении» намешана куча ложных утверждений (не потому что автор специально врёт, а потому что он доверяет своим источникам, в которых ошибки, недопонимания и испорченный телефон), что усиливает испорченный телефон — немало утверждений о киберпанке исходит из ложной информации, что формирует «новое» восприятие на основе заблуждений, а не на основе фактов. И это началось не вчера, это началось в 80-ых, когда к группе писателей приклеилось прозвище киберпанки, а они (или не они, а конкретно Стерлинг, я не уверен в том было ли это коллективным решением) его взяли, как знамя, на литературные мероприятия.
Вариант 2 мне тоже не очень нравится. Он хорош, он очень лаконичен, если цитировать Рюкера: «So what I'm talking about with „cyberpunk“ is something like this: literate SF that's easy to read, has a lot of information, and talks about the new thoughtforms that are coming out of the computer revolution.»
… но слишком широкий на самом деле. Сюда можно отнести безумное количество разной литературы с 50-ых годов, если не ранее, по сегодняшний день. Все грехи мира (1958) Азимова с Мультиваком (вообще Мультивак у Азимова появился раньше, но в этом произведении Мультивак служит для контролиря поведения человечества) и более позднее У меня нет рта, но я должен кричать (1967) Эллисона с ЭМ-ом можно вписать в киберпанк, хотя они не настолько заморачиваются с техническими деталями (с другой стороны и киберпанки далеко не все и не всегда заморачивались в 80-ых).
Остаётся 1. — узкое определение, можно выписать все «умные» НФ произведения киберпанков 80-ых и вот список готов. Но ведь есть другие писатели, которые в 80-ых (и раньше, и позже) писали на те же темы, но не были киберпанками.
Ещё есть вариант 4 — киберпанк был ошибкой. Не движение писателей, а слово. Оно бессмысленно, оно изначально не несло никакого значения, его стали использовать и уже затем его стали осмысливать, подгоняя реальность к слову, выдумывая причины, почему они киберпанки, почему киберпанк — подходящее слово. И очень быстро этим словом стали называть всё, что угодно, невзирая на то, что там говорят писатели. Гибсон вроде бы ещё в середине 80-ых написал, что «слово киберпанк бьёт мимо цели», что оно создаёт неверные ассоциации.
Мне несколько надоело расписывать всё это раз за разом, осмысливать прочитанное, сравнивать.
Вот я сейчас искал цитату Гибсона и наткнулся на спор двух чуваков о том достаточно ли Deus Ex хайтек/лоулайф или недостоточно. LOL
По моему лучше бы такого слова «киберпанк» не было вовсе.
Впрочем, когда я прочту всю классику (произведения киберпанков, написанные в 80-ых), я таки напишу свой текст про киберпанк. Но будет это нескоро.
PS: да, я зануда.
Я не гуру, но как по мне:
Киберпанк — это больше про визуальный стиль, а антиутопия — это цель. Ведь антиутопия может быть в любом стиле, например: в стимпанке, киберпанке или фэнтази. А вот киберпанк без технологий, будущего и красно-синего неона — это не киберпанк :)
Четвёртый вариант видимо и является верным, что такое слово как «киберпанк» не нужно в современном понимании.
Наверное отличие в том, что в киберпанке человека считают больше вещью, чем живым существом. Есть что-то противоестественное во втыкании в людей разных железяк, не из-за необходимости, а из других причин. В «Джони Мнемоник» — главный герой по сути — флешка. А в антиутопии всё может быть без кибер-протезов. Например фильм «Тёмный город» или «12 Обезьян».
Твой ответ очень противоречив,
В антиутопиях по типу книги «Мы» Замятина есть летающие корабли, машины. Чем не высокие технологии?
Красно-синий неон, тогда почему аниме произведения которые описываются в этом видео в них нету красно-синего неона, но при этом они считаются киберпанком, например аниме Акира или Боевой Ангел Алита (Gunnm), в аниме и манге этих произведений также нету никакого там неона.
Ну, а то что антиутопия это стиль, то это как-то странно.
Короче, я понял. Вся эта тема настолька неточная, что как описал человек ниже:
и что вся эта книжно-фильмое-аниме-игровая тема настолько противоречива и неточна, что как по мне не должна существовать.
Как жанр скорее всего да, но с другой стороны это «Ретрофутуризм 2». =)