хоть развития жанра шутеры началось с выходом Wolfenstein 3D но всё же 1997 год стал для индустрии компьютерных игр в целом, и для жанра шутеры в частности по-настоящему знаковым. Год назад в свет вышел шедевральный и мгновенно расхватанный на цитаты Duke Nukem 3D.
О шуточках «Дюка Наваляю-Всем» мы поговорим в другой раз, а сегодня вспомним ещё одного колоритного персонажа из «Великой Тройки». 31 мая 2019 года старичку Калебу стукнуло двадцать два года. Несмотря на то, что сегодня он практически позабыт, в своё время боевик Blood был настоящим хитом.
Я жив! Снова!
Безбашенный и жестокий Калеб вёл жизнь полную драк, дуэлей и разбоя — стандартный, в общем, комплект для сорвиголовы с Дикого Запада. Но однажды судьба свела его с очаровательной Офелией, которая круто изменила его жизнь. И жили бы они долго и счастливо, если бы Офелия не была адептом довольно мрачного религиозного культа Кабал, который поклонялся божеству Чернобогу.
Калебу пришлись по душе идеи культа — кровавое колбасиво, и экспроприация у экспроприаторов.
Идеи культа, состоявшие, в основном из кровавого колбасива и экспроприации нажитого непосильным трудом, пришлись нашему герою по вкусу, и он с удовольствием встал в ряды сектантов, постепенно получая от божества магические способности, и трансформируясь в настоящего Тёмного Владыку. Чернобогу такой рьяный последователь пришелся по нраву, и божество, назначив Калеба «избранным», приказало представить нашего героя пред свои ясны очи. Конечно же, путём жертвоприношения.
Сектанты предписание начальства выполнили с похвальным рвением, отправив Калеба и трёх его приятелей — в том числе и Офелию — прямёхонько божеству в пасть. Фокус удался, Чернобог прибыл на Землю и начал творить форменный беспредел с массовыми убийствами и горгульями. Тем временем Калеб, которому отчего-то не сильно понравилось валяться в гробу трупом, выкапывается из могилы. Прихватив с собой близлежащие вилы, он начинает свой кровавый путь мести.
Нашлось в игре место и Дюку Ньюкему.
Даже смерть может умереть.
Может показаться, что с сюжетами у «Трёх Великих Шутеров» совсем беда. Это заявление справедливо лишь отчасти. Игра Blood представляет собой концентрированный коктейль из чёрного-пречёрного юмора, жестокости, кровищи и атмосферы боевиков в переводе Володарского. Игра просто вместила в себя все тогдашние популярные штампы — месть, любовь, воскрешение из мёртвых, перестрелки и шутки в духе «Крепкого орешка».
Игра начинается с того, что главный герой вылазит из собственной могилы, вооружённый вилами и зажигалкой.
Судите сами — какая ещё игра начинается с того, что главный герой вылазит из собственной могилы, вооружённый вилами и зажигалкой? В какой ещё игре нам сходу вручают связку динамита и предлагают бросать её в толпу культистов, орущих что-то невразумительное — с соответствующим кроваво-мясным результатом? Где ещё мы могли гасить врагов из сигнальной ракетницы: вражина при попадании сначала харкала кровью, потом неожиданно загоралась и еще секунд десять бегала по округе, истошно вопя и отчаянно матерясь? Игра Blood с самого начала задавала весьма высокий градус безумия, творящегося на экране, и не сбавляла его до самой финальной схватки.
По сути же Blood — это самый обыкновенный шутер «на движке Duke Nukem». Обыкновенный, да необыкновенный. Игра предлагала нам пройтись по самым неожиданным местам, в которых случился Конец Света. Как вам разборки с толпами фанатиков и ордами демонов посреди парка аттракционов? Как вам перспектива захвата и зачистки поезда, с последующим перенаправлением его просто в центр оживлённого города? А схватки с горгульями среди пасторального летнего лагеря, на территории которого повсюду разбросаны трупы бойскаутов? Игра Blood была первой, что отказалась от традиционных «секретных военных баз», «гнездилища Чужих» и «космических станций» в пользу вполне конкретных обыденных мест.
Обожаю запах напалма поутру.
Это не бензином ли запахло?
Под стать стилистике был и арсенал. Такого не было ни до Blood, ни после него. Спаренные автоматы Томпсона легко и весело превращали в фарш всё живое в пределах видимости. Сигнальная ракетница дарила нам немало приятных минут, убивая большинство врагов с первого попадания. Обрез весьма резво повышал содержание свинца в организмах всех ближайших противников до критической отметки. Мины, динамит, напалмомёт, баллончик с аэрозолем — Калеб совмещал его с зажигалкой, точь в точь как герои боевиков. Кукла Вуду, тыкая булавками в которую врагам делали бо-бо. Одним словом, изводить нечисть при помощи арсенала Blood было легко, приятно и безумно весело.
Рядовой противник мог, исходя из ситуации, подбирать себе оружие — от дробовика до автомата.
А нечисти тут было ой как много. Причём, в отличие от более поздних шутеров, в Blood отсутствовали традиционные «мальчики для битья» — слабейшие враги, убивающиеся одним чихом. Даже самый обычный культист мог, исходя из ситуации (напомним, на улице 1997 год) выбирать себе оружие — от дробовика до автомата, от взрывчатки до огнемёта. Демонические противники и вовсе поначалу убивали Калеба с одного удара — пока ещё приноровишься и выработаешь против них тактику. Какое автоматическое восстановление здоровья? О чём вы? А ещё тут были маленькие копии Калеба, выскакивающие из любого разбитого зеркала и бегающие по полу на пальцах кисти человеческой руки, которые могли и задушить нашего героя.
Ко всему прочему, Blood был великолепен ещё и своим сетевым режимом. Помимо сражений с другими игроками, здесь можно было совместно проходить сюжетную кампанию — этот режим поддерживал до восьми игроков. С соответственным увеличением количества врагов, боеприпасов и оружия. До сих пор вспоминаются миссии, где пять-шесть Калебов стояли спина к спине, отбиваясь от накатывающих волнами врагов. Вот где вырабатывалось чувство локтя!
Спаренный Томми-ган — потому что два лучше, чем один.
Напоследок несколько слов о технической стороне игры. Если в 1997 году у вас была звуковая карта (всё ещё роскошь по тем временам), вы могли насладиться весьма недурственным саундтреком за авторством композитора Марка МакУэйна. Дизайн уровней заслуживает всех и всяческих похвал — разработчики не допустили, чтобы в Blood был хоть один неинтересный коридор. Кровавые пятна, трупы, ловушки, разрушенные дома и распятые мирные жители — буквально каждый сантиметр здесь напоминает, что в мире творится кровавая вакханалия. Наконец, сам Калеб постоянно комментировал происходящее, отпуская язвительные замечания в адрес врагов, оружия, локаций и даже действий игрока. Тот самый случай, когда в игре была самая настоящая «душа».
Первая часть Blood была фактически лишена изъянов и отлично продалась. Спустя непродолжительное время к ней вышла парочка дополнений с новыми уровнями и оружием. Наконец, в 1998 году вышла вторая часть, Blood 2: The Chosen. Сиквел продемонстрировал нам похорошевшую графику, поглупевший AI врагов, которые просто пёрли грудью на ствол, подрастерял обаяние, избавился львиной доли чёрного юмора. Наконец, из игры про кровь и жестокость начисто исчезли эти две составляющие. И про великую игру забыли. В 2008 году «отец» Blood Ник Ньюхард перешёл на работу в компанию Big Fish Games, специализирующуюся на казуальных играх, так что шансов на возрождение нетленного хита практически нет. Впрочем, возможно, что подобно своему главному герою, однажды эта Великая Игра восстанет из могилы и от души наваляет современным поделкам.
сильные и слабые стороны проекта
+Черный-чёрный юмор
+Сотни отсылок к массовой культуре
+Тысячи «пасхалок»
+Проработанный арсенал
+Великолепный дизайн уровней
-Несбалансированность противников
-Арсенал героя не переносится в следующую миссию
-Неравномерно распределяемые боеприпасы
Оценка игре: 4.8/5
Лучшие комментарии
Это вы про какую-то другую игру говорите, батенька )) Всё там прекрасно переносилось. Вот при смерти персонажа, то да — арсенал пропадал и мы начинали текущий уровень с дефолтными вилами. Ну так та же механика и в думе с дюком, да и вообще во всех шутанах того времини, имелась.