Здравствуйте, дорогие читатели. Какой бы скучной нам не казалась история на уроках в школе, очень многое в окружающей нас жизни опирается на эту науку. Я не буду сейчас рассказывать о том, насколько важно изучать историю, а просто обозначу один факт.
Главный культурный феномен последнего времени, самый дорогой сериал в истории и главный предмет хайпа давно ушедшей весны, Игра Престолов – это грамотно приготовленная солянка из десятков исторических событий, завернутых в жанр фэнтези. Именно благодаря своей достоверности он стал настолько популярен. И этих исторических параллелей настолько много, что хватит на отдельный материал по данной теме.
Только ленивый не сравнивал Старков с Йорками и Ланнистеров с Ланкастерами, помятуя о Войне Алой и Белой Розы в Англии, и это лишь малая часть параллелей
Вообще в фэнтезийных мирах в какой-то мере с историческим процессом всегда все проще, т.к. только авторы решают, какой империи суждено просуществовать многие века и тысячелетия, а какой рухнуть за 15 лет из-за плюшевых мишек. Но, тем не менее, опора на исторические события и закономерности в реальности делает любой выдуманный мир живее, а это значит, что в нем действуют такие же порядки, как и в нашей жизни.
В мире Древних Свитков при существовании магии, эльфов и потусторонних сущностей обычная политика тоже никуда не пропала. Семеро создали все расы грешными, так что тщеславие жадность и глупость оказываются по-настоящему межрасовыми. Так на протяжении долгих лет на территории материка Тамриэль возвысилось и рухнуло, по меньшей мере, 3 империи людей, и на подходе уже четвертая.
Империя Сиродила – пожалуй, одна из наиболее проработанных фракций, представленных в серии игр TES. Так первые четыре части охватывают период правления Уриэля Септима VII, так или иначе повлиявшего на путь наших протагонистов, что Нереварина, что чемпиона Сиродила. Ну а в Skyrim мы пусть и совершаем прыжок на 200 лет вперед, но по-прежнему сталкиваемся с уже кажущейся вечными властителями материка в римских доспехах. Правда, я думаю очевиден тот факт, что Империя, показанная нам в Skyrim, уже явно отличается от себя же времен Oblivion или Morrowind и, к сожалению, далеко не в лучшую сторону.
Учитывая особое внимание Bethesda к развитию мира The Elder Scrolls, я рискну предположить, что в Skyrim мы в последний раз увидели сильную и еще относительно целостную Империю, дальнейшие перспективы которой более чем туманны ( <читать в ускоренном темпе> если, конечно, сценаристы не решат перенести место действия резко в прошлое или не разыграют непросчитываемую череду событий, которая волшебным образом повлияет, замедлит или прекратит политические, экономические и социокультурные процессы запущенные десятилетия если не века назад, что вполне возможно в силу того, что мы с вами не в однозначный учебник истории играем).
Да Империя Мидов, показанная нам в Skyrim, все еще крупнейшая фракция на материке, но, думаю, любому игравшему в 5 часть свитков очевиден её закат и возможное скорое падение. И сегодня я расскажу, почему империя Сиродила в 4 эре фактически обречена.
Любое влиятельное и крупное государство в процессе своего существования обязательно столкнется с тремя факторами, осложняющими её существование и приводящими их в конечном
счете к краху. Загибаем пальцы.
— Проблемы государственного управления — Внутренние противоречия — Давление извне. Конкуренция на мировой арене
Каждый из этих факторов, как в отдельности, так и в комплексе, ведет к возможному развалу или угасанию империи.
Размер имеет значение
Начнем по порядку:
Большие территории это великий дар и великое проклятие любой хоть сколько-нибудь большой державы. С одной стороны это символ могущества, с другой — жуткая головная боль. Вот, в чем прелесть Лихтенштейна, Швейцарии или… Дании, например? Небольшая площадь, относительно однородное население (швейцарцы могут усмехнуться) не требуют огромного бюрократического аппарата: скорость принятия решений повышается, доступ свежей крови в правительственные органы упрощается, социальное напряжение снижается, и как следствие страна может жить себе припеваючи до внезапного появления на границе немецких танков. Обороноспособность — главная проблема таких стран, но при должном наборе союзников и использовании всех особенностей своего расположения (швейцарцы могут усмехнуться еще 2 раза), можно значительно упростить защиту своего суверенитета.
Другое дело управлять огромными просторами России, США, Китая, Монгольской или Древней Римской империи. Удержать территории основываясь на простой вертикали власти уже не получится. Одному контролировать одновременно и Нижегородскую область, и Республику Бурятию будет крайне проблематично, что заставляет правительство создавать ячейки на местах, создавать автономии, формировать органы местного самоуправления, вносить поправки в законы и прочие скучные вещи. То есть большинство гигантов это прежде всего федерации, потому что иначе не прокатит. И Империя с её 9 провинциями сохраняет эту тенденцию.
Кстати о размерах. Если отбросить игровые условности, снижающие размеры необъятного Скайрима до масштабов деревни, то примерная площадь Тамриэля составляет около 10 000 000 млн. км (существуют данные как превышающие, так и преуменьшающие данную цифру), т.е сопоставима с территорией нынешних Соединенных Штатов Америки. Стоит ли говорить, что это аномально большие земли для средневекового государства. Могучий Рим владел лишь 5 миллионами километров в период своего расцвета.
Конечно, за 10 миллионов переваливали многочисленные Арабские Халифаты. Но Восток, как известно, дело тонкое, а где тонко — там и рвется. О том же правлении праведных Халифов на Stopgame уже выходил материал за авторством Максима Кулакова, так что если хотите узнать о безобразии, охватившем Арабский полуостров в Раннем Средневековье, то бегите изучать “Подлинную Историю ассасинов”.
Ну а в рекордсменах Средневекового мира навсегда прописалась Империя Монголов, захватившая до 30 млн километров земельных участков. И да просуществовала она чуть больше 100 лет (что много для гиганта), но в своем сформированном и полном составе, как единая система продержалась совсем недолго.
Да “наша” Империя тоже переживала разные этапы своего существования, с различным территориальным составом. Но контроль Септимами почти всего материка под своим контролем в течение 434 лет — это настоящий политический феномен (или игровая условность).
Сразу вспоминается феномен Империума Человечества из другой известной фантастической вселенной. Там бардак измеряется звездными системами, в некоторых из которых вообще не в курсе о существовании глобального государственного образования, укрывающего планету от губительных сил.
Да, важно понимать, что династия Септимов еще со времен Oblivion в прошлом, и их наследие перешло к куда менее фантастической династии Мидов, так что во многом поэтому к событиям Skyrim, Сиродил уже потерял контроль над Валенвудом, Хаммерфеллом, Эльсвейром и Чернотопьем.
Первая из перечисленных стала жертвой хорошо организованного переворота, устроенного Альдмерским Доминионом, который затем ввел туда свой контингент и таким нехитрым образом отжал провинцию.
Подобная судьба постигла и родину мохнатых каджитов. Только здесь подсуетились уже талморские политтехнологи, связавшие чудесное возвращение священных лун Секунды и Массет с действиями своих колдунов, что привело к перевороту, расколу и отделению провинции.
С Чернотопьем ситуация далеко тоже не ушла. В какой-то момент Империя опять проморгала невыгодную для себя политическую фракцию, претендующую на власть в провинции, и вот аргониане направляемые националистами партии Ан-Зилиил тоже направились в сторону выхода.
Яблони Раздора
Такие потери говорят о слабости империи в отношении контроля своих территорий. Отсутствие внятного противодействия сепаратистским настроениям привело к уменьшению территории почти на треть. А сам факт появления сепаратистских настроений говорит о внушительном наборе внутренних противоречий, к которым мы плавно переходим.
Кроме того, если мы взглянем на ту же провинцию Скайрим, где происходят события пятой части серии, то увидим, что правоохранительные органы в лице Легиона и сил местных ярлов не способны противостоять деятельности таких преступных организаций, как Гильдия Воров или Темное братство.
Последние и вовсе смогли устроить несколько заказных убийств, конечной целью которых стал сам Император Тит Мид II. Его смерть может свидетельствовать о явном расколе элит внутри руководящей верхушки, т.к. заказчиком, возможно, является один из представителей древнего имперского рода. По крайней мере знатное происхождение Амона Мотьера упоминается в том же Skyrim
Король умер, да здравствтует король!
Сам по себе раскол элит — весьма страшная штука, особенно при наличии существенных проблем в государстве. Примером может стать Февральская Революция 1917 года, когда Николай II лишился престола под давлением сформированной им же Государственной Думы. В момент, когда Петроград в открытую объявил о неповиновении, приближенные царя заявляли ему, что ситуация под контролем и беспокоиться не о чем. Через десять дней Николай II подписал свое отречение от престола.
Хотя для России это далеко не первый случай. Отсутствие авторитета власти вкупе с противоборством разных лагерей за деньги и влияние по сути лишили Российскую Империю 40 лет развития. Я говорю, о дворцовых переворотах XVIII века.
Стоило Петру I отбыть в мир иной, не выбрав наследника, как сразу несколько дворянских домов начали бороться за власть, сажая на престол своих кандидатов. За эту сравнительно недолгую эпоху произошло сразу два крупных переворота, в результате которых было убито 2 императора (Петр III и Иван VI), а мирно и легитимно власть передавалась всего лишь 3 раза. Персонам Меньшикова, Голицына, Бирона и Орловым можно приписать избитое сравнение с героями Песни Льда и Пламени.
Что же касается Империи Тамриэля, то последствия смерти императора оценивать очень сложно. Можно точно сказать только то, что позитивных моментов будет явно меньше негативных. Skyrim не дал нам ответа о наличии у покойного правителя каких-либо наследников. В случае, если таковые имеются, то возникает вопрос об их претензиях на престол. Если принц лишь один, то стабильность можно сохранить, а вот большее количество может привести к полномасштабной гражданской войне. И дело даже не в личных амбициях кандидатов, а стремлении элиты возвысить своего ставленника. Т.е. грызня дворян обеспечена, и, вполне возможно, этот конфликт будет поддерживаться и силами извне (о которых позже).
Пока в империи не было сильной власти, гвардейцы были нарасхват...
Но противоречия Империи не ограничиваются кругом власть имущих лиц, не поделивших карточки из “Монополии” между собой.
Как известно, любая держава многослойна и многогранна. Обычно такое крупное государство насчитывает сразу несколько этнических групп и социальных слоев. И, как нам также известно, не все социальные классы или этнические группы друг с другом ладят. Если государственный аппарат способен находить компромиссы между оппонентами, государство будет спокойно существовать. Увы, в какой-то момент все может обернуться так, что никакой компромисс проблему не решит.
Вся 4 эра стала для Империи Мидов временем склок и взаимных обид. Об отсоединении Валенвуда, Эльсвейра и Чернотопья я уже рассказал. Но если бы проблемы на этом закончились.
В провинции Хаммерфелл на протяжении всего её существования шла непримиримая борьба между двумя фракциями Венценосцами (аристократией и членами императорской семьи) и Предшественниками (военным сословием), которая насчитывает сотни лет. И именно в 4ой эре между ними вспыхнула гражданская война, резко усложнившая обстановку в стране перед Великой войной.
Ну и, наконец, в Скайриме сразу после Великой Войны вспыхнуло восстание Братьев Бури, жаждавших освободить свой край от всех, кого нельзя назвать нордом. Как следствие в городах мятежников начались притеснения и погромы на расовой почве.
Такое огромное существование внутринациональных и межнациональных конфликтов говорит об отсутствии у Империи Мидов хоть какой-то идеологии, позволяющей сдержать ксенофобию, а также силовых структур, способных эти конфликты подавить.
Помимо всего прочего, в Империи Сиродила не все здорово и с религиозным вопросом. У многих народов свои верования, что опять же сеет раздор на фоне рушащегося политического строя.
В таком же положении находился СССР, а затем и страны СНГ в период 90ых годов. Война в Чечне, Ингушетии, Абхазии, Южной Осетии, Молдове и так далее. Государство не могло обеспечить безопасность в отдаленных регионах страны и конфликты между народами вспыхнули с новой силой. За это время по странам прокатилась масса этнических чисток и настоящих войн. Где-то беспорядки удавалось остановить вводом федеральных войск, а где-то даже это не помогало. Так, например, Чеченский конфликт растянулся на долгие 10 с лишним лет и привел к терактам не только непосредственно в республике Чечня, но и в городах европейской части России.
В Skyrim мы наблюдали за развитием Гражданской войны в северной провинции, и каким бы не был её результат, это событие станет огромным ударом по авторитету Имперской власти в принципе. В течение этой войны главный герой мог наблюдать гонения темных эльфов и каджитов, последствия геноцида жителей Предела и раскол непосредственно в народе нордов.
К тому же добавляет масла в огонь запрет на поклонение Талосу, государственную(!) религию и главное верование нордов, что подрывает имидж в первую очередь администрации, а не инициатора запрета, т.е. Альдмерский Доминион.
Внешний враг — страшный, высокий и желтый
На фоне всех административных, национальных и религиозных проблем главным катализатором процесса уничтожения империи можно считать воздействие Альдмерского Доминиона.Данное государство высших эльфов силой дипломатии и оружия уже сейчас (на момент действия Skyrim) поставила Империю на колени. Все началось с Валенвуда и Эльсвейра, которые один за другим стали марионетками Доминиона.
Затем альдмеры вторглись в Хаммерфелл и Сиродил, развязав Великую Войну, продлившуюся долгие пять лет.
Подробно её события описаны в книге “Великая война” лежащую на полках жителей холодного Скайрима.
Если описывать кратко, то Талмор выступил перед Титом Мидом II с кабальным ультиматумом о роспуске клинков, запрете Талоса и передачи значительных территорий. Для пущей убедительности посол Талмора предоставил императору повозку, наполненную сотней голов Клинков, работавших на территории Доминиона.
Трудно представить масштаб ТАКОЙ катастрофы для разведки. Представьте, что условный ГРУ или ФСБ передаст ЦРУ всю их агентурную сеть в России и странах СНГ в цинковых гробах (ну или наоборот).
Император ожидаемо отверг угрозы и дал старт главной войне Четвертой Эры.
Сражения развернулись на двух фронтах: “Хаммерфелльском” и “Сиродильском”.
События в Сиродиле можно сравнить с Отечественной Войной 1812 года, только без последующего “Заграничного похода”. Потерпев несколько поражений легионы имперцев “долго молча отступали”, и в конечном счете, проведя кровопролитную битву, не выявившую победителя, отступили к столице, которую в жаркой схватке удержать не удалось, однако император покинул её раньше, что позволило ему собрать новую армию.
Знай врага в лицо
Далее последовала Битва у Красного Кольца, сопровождавшаяся попыткой главнокомандующего Доминиона предать население Имперского Города мечу во славу даэдра. Но вмешательство Забытого Героя и доблесть имперских солдат спасли город из чистых эльфийских лап.
Однако дальше война забуксовала. В Хаммерфелле дальше южного побережья эльфы не закрепились, а Сиродил был отвоеван, пусть и ценой большинства имперских легионов, так что мир заключался на талморских условиях.
Конкордат Белого Золота подписанный после пятилетней кровавой войны вынуждал империю
— Прекратить поклонение Талосу — Ликвидировать орден клинков — Позволить силам Талмора выискивать нарушителей договора по территории Тамриэля.
То есть Империя официально запретила свою же государственную религию и национальную идею нордов, распустила свои спецслужбы и пустила интервентов на свою территорию с уникальными правами на правосудие и эксклюзивным правом на похищения и пытки.
Если Альдмерский Доминион в будущем не наломает дров, то у Империи мало перспектив. Большая часть провинций либо откололась, либо вот-вот отсоединится. Смерть императора, увы, скорее всего, останется в будущих играх, уж слишком большой упор сделан на проработку этой сюжетной линии в Skyrim. И вопрос престолонаследия может стать ключевым. Альдмерский Доминион имеет полное право творить любые бесчинства на территории Тамриэля. Пытки, слежка, прямые диверсии и давление на руководящие посты – это лишь малый список возможных рычагов воздействия на задыхающуюся Империю Мидов.
Ну что, увидим мы эти легионы в TES VI?
Итог неутешителен. Если тенденции, показанные в Skyrim, продолжатся и в промежутке между 5 и 6 частью саги, то, боюсь, Империя Тамриэля рискнет рухнуть либо до событий новой части, либо непосредственно на глазах игроков.
Конечно, никто не отменяет фактор неожиданности. Так преемник императора окажется просто гением и сможет переиграть Альдмеров в политику, или новоиспеченный герой получит значок избранного и вытащит империю из кризиса. Ну и, наконец, “разрыв дракона” (читать “ВОЛЯ СЦЕНАРИСТА”) никто не отменял.
В завершении своего материала я хочу подчеркнуть, что предположения и выводы, сделанные в этом ролике, сугубо субъективны и могут оказаться не соответствующими действительности. Если в своих изысканиях я нагло наврал, ошибся или что-то забыл, или вы хотите высказать свои мысли, то ОБЯЗАТЕЛЬНО напишите об этом в комментариях. Ну а выводы, как говорил классик, всегда остаются за вами.