Нашумевший своей рекламной компанией, Cyberpunk 2077 – проект однозначно сильно ожидаемый, занимающий немалое количество места в современном видеоигровом инфо-поле. Как следствие, вокруг заранее облюбленной публикой игры не обошлось и без скандалов. Из последнего – в сторону CD PROJECT RED посыпались обвинения в прогибе под левую повестку, которая, по мнению многих людей, может испортить столь ожидаемую ими игру.
Несколько примеров не самого обоснованного недовольства от игроков
Понятное дело, что, например, появление в игре трансгендеров или, например, исчезновение плашки «пол» в редакторе персонажа могут натолкнуть на ныне весьма популярную (хоть и в корне ошибочную) мысль о том, что разработчики испугались публичного осуждения, а потому пошли на компромиссы и прогибы под современные леволиберальные тренды. Но лучше не спешить с выводами.
Начать хотелось бы с разбора возгласов о том, что CD PROJECT RED прогнулись под «леваков». Это весьма поверхностные, поспешные и попросту глупые тезисы. Не самые адекватные феминистки 3-ей волны, такие же активисты ЛГБТ-движений* и прочие члены небезызвестной неоднородной секты под названием SJW (Social Justice Warriors — Борцы за Социальную Справедливость) на разработку современных игр, вопреки весьма популярным заблуждениям, влиять не могут. Почему?
Разработчики могут заявлять в своих пресс-релизах что угодно, но, на деле, огромные корпорации, разрабатывающие и издающие видеоигры, всегда в конечном итоге нацелены на творческий успех и заработок.
Они и только они по собственному желанию могут вносить изменения в свои творения, пытаться подыграть тренду в обмен на репутацию и пиар или как-то иначе продвигать свой продукт. Никакие последствия за «неповиновение современной левацкой повестке» им не угрожают просто потому, что никаких таких последствий не существует в принципе. Примеры Ведьмака 3, RDR 2, Kingdom Come, Метро и т.д. говорят об этом напрямую. Если кому-то вдруг интересно, подробнее про это здесь.
Сказано это к тому, что никакой мотивации прогибаться под «ужасных леваков» и пытаться пропиарить свою игру за счёт поддержки современных трендов или же скандалов на этой почве у CDPR нет. Cyberpunk 2077 в подобном маркетинговом подходе просто не нуждается. Игра ожидаема и заранее любима и так.
Но интересен и другой вопрос. Может ли (хотя бы чисто в теории) левая повестка в лице феминизма, «толерастии» и прочих, по мнению многих, современных вестников так называемого культурного декаданса испортить Cyberpunk 2077? И тут нам потребуется немного блиц-экскурса в историю посредством несколько интересных фактов
Киберпанк изначально появился как жанр протеста. Протеста против того, как изображали далёкое светлое будущее в 60-ых – 80-ых годах прошлого века, и какую роль в этом далёком и светлом будущем играл технический прогресс.
Если обратить внимание на сеттинг – это сочетание высокого уровня технического прогресса и абсолютно ужасного уровня жизни. Комментарии по поводу сильного социального расслоения напрашиваются сами собой.
В «киберпанковых мирах» будущего огромные, транснациональные корпорации имеют больше власти, чем некоторые государства, а их разборки между собой вечно выходят боком простым людям, огромная часть которых живёт в нищете. Здесь легко прослеживается тема угнетения и неравенства.
Проходятся авторы самых разных произведений в жанре и по капитализму – ведь те самые транснациональные корпорации, которые нарушают права людей и угнетают их, являются наследием именно капиталистического уклада общества.
Ну а если взглянуть на известных персонажей в рамках жанра, то можно легко заметить сильных и независимых женщин, трансгендеров с аугментированными половыми органами и т.д. Как несложно догадаться, эта часть творчества в киберпанк-направлении плотно связана с темой трансгуманизма, толерантности и равноправия.
Молли Миллионс (ряд произведений Уильяма Гибсона) и Мотоко Кусанаги (Призрак в доспехах)
Основоположником жанра принято считать Уильяма Гибсона, который своими первыми литературными работами и зародил Киберпанк как направление. Что весьма показательно, Гибсон что на момент 80-ых годов прошлого века, что сейчас – открытый, активно высказывающий свои воззрения «левак». Если у кого-то есть сомнения, добро пожаловать в твиттер Гибсона.
Уильям Форд Гибсон
Таким образом, левая повестка не просто не может испортить какое-то конкретное произведение в жанре киберпанка. Она не способна испортить условный Cyberpunk 2077 по определению, поскольку лежит в основе направления, в котором создаётся игра. Появление в Найт-Сити трансгендеров, сильных и независимых женщин, а также представителей ЛГБТ-общины – это строгий канон жанра, а не попытка подыграть современным левым течениям.
Другими словами, обвинять Cyberpunk 2077 в потакании левым трендам – это всё равно что предъявлять претензии гитлеровской Германии времён 30-40-ых годов на том основании, что в их стране слишком популярна национал-социалистическая риторика. Может, аналогия и не самая уместная, но сдержаться было трудно – ну какое может быть обсуждение «толерастии» без упоминаний Гитлера и нацистов? Автор в интернете не первый день, и правила знает :)
* Деятельность международного общественного движения ЛГБТ признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации
Лучшие комментарии
Киберпанк, как жанр, имеет единственный канон, по которому, собственно, и получил название, — это социально-культурный упадок во время развития кибернетических технологий. Гомосексуализм и прочие половые извращения могут принимать более выраженные формы во время упадка, а могут и не принимать — явление ситуативное, и называть его «строгим каноном жанра» некорректно.
* Деятельность международного общественного движения ЛГБТ признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации
Стоит подчеркнуть, не только кибертехнических.
А в целом, сильное развитие технологий — преимущественно информационных и кибернетика, но низкий уровень жизни (в большинстве).
High tech — low life.
Вообще, хуже SJW, которые везде видят угнетение, только люди, которые везде видят SJW.