6 октября 2019 6.10.19 1 1355

Обзор Warsaw — «Темнейшее надземелье»

+8

1 августа 1944 года командование Армии Крайовой (АК) и представители Польского подпольного государства приняли решение о начале Варшавского восстания, целью которого было освобождение страны от немецких оккупантов. Большую часть повстанцев составляли молодые, не имеющие военного опыта, польские патриоты из порядочных семей, из-за чего некоторые называют его «Восстанием юношей и девушек». Спустя 63 дня ожесточенных боев, Варшавское восстание было подавлено. Погибло более 200 тысяч мирных жителей и 20 тысяч бойцов польского Сопротивления.
2 октября 2019 года, спустя 75 лет с момента окончания восстания, разработчики из Pixelated Milk выпустили игру WARSAW, повествующую о событиях тех лет. Я опробовал проект самостоятельно и готов рассказать вам о своих впечатлениях.

Действия игры начинаются во «Время ''W''» — первый час Варшавского восстания. Под наш контроль подает отряд из трех человек: санитарки Ядвиги, бывшего солдата АК Кшиштофа и плута Казимежа. Ваша цель – добраться до штаб-квартиры Сопротивления, чтобы осесть там и подготовиться к будущим операциям. Первый день восстания представляет собой обучение, с которым ни у кого не должно возникнуть проблем, после чего нас отправляют в суровую реальность, где все, к сожалению, не так радужно.

Активностей здесь хоть и не так много, но штаб-квартира Сопротивления все же является важной частью игры. Тут вы можете настроить способности повстанцев, нанять добровольцев, вылечить своих бойцов, просмотреть список ныне почивших, обменять припасы, починить подобранное в бою оружие, почитать биографии ваших героев или узнать больше о своих врагах.
Помимо прочего в штабе Сопротивления находится и карта Варшавы, содержащая в себе информацию о военной ситуации в городе, поделенном на районы. Каждый из них имеет два показателя: боевой дух и разруха. Когда боевой дух падает до нуля, то район капитулирует, а с ростом разрухи вы получаете меньше припасов. Вся проблема выбора заключается в том, что вы можете выбрать только одно задание в одном определенном районе, а все другие автоматически считаются проваленными. В них падает боевой дух и растет уровень разрухи.

Штаб-квартитра Сопротивления

Играбельные персонажи бывают двух типов: повстанцы и добровольцы. Начну со вторых, ибо они практически ничего из себя не представляют. Вы не можете выдать добровольцам имеющееся на складе оружие, как-либо улучшить или изменить их способности, а стоимость найма одного из них неоправданно высока. Даже один доброволец в отряде может поставить всю операцию под угрозу.
Повстанцы представлены в игре куда интереснее. Изначально у вас их только три. Можно начать с отрядом из обучения, о котором я говорил выше, а можно сформировать его случайно. Каждому повстанцу вы будете выдавать медали, получаемые за успешное выполнение заданий, чтобы повышать их в звании. С повышениями открываются новые способности, которые вы можете выдать персонажу. Стоит заметить, что их количество ограничено четырьмя, а ведь помимо скиллов персонажа свои способности имеет и каждое оружие.
Я не зря упоминал всех персонажей из вступления по именам. Каждый повстанец в WARSAW –прописанный герой, предысторию которого мы будем получать с его повышениями, а завершение пути каждого дожившего до 2-го октября мы узнаем перед финальными титрами.

«Кодекс» вообще является достаточно интересной вещью. Тут можно прочесть не только о прошлом наших персонажей, но и немного о врагах и найденном вооружении.

Когда вы разобрались со всей рутиной в штабе, наступает время для выполнения задания.
Ваш отряд дислоцируют в один из районов Варшавы, улицы которых воссозданы в соответствии с реальными. Тут вам надо выполнить требуемое, попутно стараясь избегать немецкие патрули. У отряда есть очки действия, количество которых зависит от длительности задания. Они используются при применении расходников и перемещении. Много гулять по улочкам Варшавы не выйдет, ведь когда ОД закончатся, миссия будет считаться проваленной.

Если вы видели ролики с игровым процессом WARSAW и Darkest Dungeon, то могли предположить, что эти игры крайне похожи. Вы одновременно, и правы, и нет. WARSAW базируется на основных столпах DD: механике и визуальном стиле. Но если со сходством графической составляющей поспорить сложно, то с геймплеем все далеко не так однозначно.

Вместо одной линии на четырех персонажей у вас их будет две, хоть максимальное количество возможных персонажей все еще четыре. Оставшиеся клетки, незанятые персонажами, можно заполнить укрытиями. Они появляются случайно в начале первого хода на первых клетках, а вы можете построить свои при помощи способностей некоторых персонажей.
Если вы, стоя на нижней линии, будете стрелять по врагу с верхней, то проведётся «атака с фланга», наносящая на 15% больше урона. Также у ваших персонажей есть очки выносливости, которые расходуются на способности. Чем меньше у вашего персонажа выносливости, тем больше дебаффов к меткости он получает. Помимо выносливости, для проведения той или иной атаки вам понадобятся боеприпасы. В WARSAW представлены три типа боеприпасов: пистолетные (самые распространенные, используются в пистолетах, револьверах и пистолетах пулеметах), винтовочные (менее распространенные, нужны для винтовок и пулеметов) и тяжелые (самые редкие, требуются для противотанкового и метательного оружия). Всё перечисленное выше делает геймплей WARSAW куда более глубоким и тактичным, чем в Darkest Dungeon. Чтобы преуспевать здесь во всём, вам потребуется постоянно думать наперед и грамотно экономить боеприпасы.

По возвращению на базу, количество очков здоровья вашего персонажа будет равно наименьшему их количеству во время выполнения миссии. Например, если одного из бойцов Сопротивления доведут до 10 ОЗ, то даже в случае его полного исцеления на задании, в штаб-квартире ему все равно придется некоторое время провести в лазарете. Иначе, на следующую миссию он отправится с теми же 10 ОЗ. Эта геймплейная особенность заставляет вас брать в команду одного персонажа (в идеале двух) с лечащей способностью, чтобы постоянно поддерживать ваших бойцов в форме. Думаю, не стоит пояснять, что смерти здесь перманентные и потеряв персонажа однажды вы потеряете его навсегда.

После каждого выполненного задания вы гарантированно получаете какое-либо событие, связанное с происходящим в городе (также на них можно наткнуться во время исследования Варшавы). Это может быть весть о поднятии боевого духа Сопротивления или решение какой-то локальной проблемы, которую возлагают на ваши плечи. Помимо обычных вариантов ответа, порой появляются и те, что задействуют силу, интеллект или ловкость персонажей вашего отряда.

Разработчики явно перетрудились с балансом, ибо в день выхода играть было не просто сложно, а практически невозможно. Даже на своих первых вылазках обычным делом было встретить отряд из 5-6 немцев, здоровье которых было запредельным, а то, что мы получали в качестве вознаграждения, нередко даже не компенсировало затраченных ресурсов. Вы могли с легкостью потратить более полусотни винтовочных патронов, а по итогу получить 40 пистолетных. Это фрустрировало настолько, что отпадало всякое желание продолжать играть. К счастью, разработчики признали свою ошибку и уже на следующий день выпустили балансный патч, после которого играть стало очень приятно. К сожалению, их оплошность успела сказаться на рейтинге игры в Steam.
Если в английской версии локализации мы можем лицезреть прекрасные стилизованные шрифты, то над русской вообще никто не запаривался и нам приходится мириться с обычным системным шрифтом, который очень сильно режет глаза и в целом негативно влияет на атмосферу игры.
Систему добровольцев явно надо переделывать, потому что в таком виде они скорее обуза, чем что-то полезное. Нет возможности как-то их натренировать или улучшить качество их вооружения. Это просто пушечное мясо, которое вы отправляете на задания по доставке писем, пока основные силы поправляются в лазарете. И не дай бог вы нарветесь на патруль, ибо противостоять ему вы не сможете.
Я понимаю, что Pixelated Milk хотели соответствовать реальности и ограничили нас 63 внутриигровыми днями, однако это преступно мало. Как только освоишься, то основную кампанию будешь пробегать за один присест. Хочется больше, поэтому я надеюсь, если не на бесконечный режим, то хотя бы на новые сюжетные кампании.
Я заинтересовался игрой исключительно из-за моей любви к произведениям в сеттинге Второй мировой войны и был готов, что в игре, о Польше того времени, а особенно о таком противоречивом её периоде, я буду согласен далеко не со всем, но уровень исторической недостоверности и клюквы здесь просто поражает. Я отнюдь не комми, но мне очень неприятно с первых секунд вступления видеть приравнивание СССР к Третьему рейху. Мне неприятно слышать, что «советские Солдаты просто стояли и смотрели на то, как горит Варшава», пока внутриигровое ПКНО заявляет что «В Польше никакого восстания нет». Мне неприятно слышать, что причинами поражения восстания стали «Разруха. Иссякающие ресурсы. Растущее число погибших», а не некомпетентное отношение польского командования и полное отсутствие координации не то что с Красной Армией, а даже с Королевскими ВВС.

Однако, если отбросить всю эту пропагандистскую ересь, то перед нами окажется вполне себе добротный продукт.

WARSAW – проект не про победу, а про выживание. С самого начала игра настраивает тебя на то, что твоя цель – протянуть как можно больше, забрав с собой как можно больше фрицев. Прекрасная комбинация из звукового и графического сопровождения грамотно нагнетает атмосферу.
Проект не лишен проблем и чувствуется местами сыроватым, но смотря на то, как усердно разработчики латают дыры и добавляют новый контент (они уже опубликовали Roadmap не на год или полугодие, а на месяц!) мне хочется только аплодировать и наблюдать за развитием игры. WARSAW – очень перспективный проект, в случае провала которого я буду крайне расстроен. Настоятельно рекомендую дать игре шанс и решить для себя, быть WARSAW в вашей библиотеке или не быть.

Хочу искренне поблагодарить вас за прочтение этой статьи. Если вам понравилось, то можете ознакомиться с моим пабликом в ВК, там я публикую различные статьи, которые не могу загрузить на Стопгейм по разным причинам.


Darkest Dungeon

Платформы
PC | Mac | Linux | PS4 | PS5 | PSV | XONE | XBOXSX | NSW | iOS
Жанр
Дата выхода
19 января 2016
1.5K
4.1
1 069 оценок
Моя оценка

Warsaw

Платформы
PC | PS4 | XONE | NSW
Жанр
Дата выхода
2 октября 2019
17
2.6
17 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Предлагаю к ознаКомлению!
Читай также