7 сентября 2019 7.09.19 17 60K

Добро пожаловать в Ад. Обзор Doom 3

+31

Возвращение классических игр довольно опасное дело. С одной стороны, нужно удержать старых фанатов, которые потратили не один день просиживая за прошлыми играми, с другой, нужно подстраиваться под современные стандарты, чтобы привлечь новую аудиторию. А возвращение такой серии как Doom крайне тяжелая задача. После первых игр, выход третьей части был одним из самых ожидаемых. Наравне ждали, разве что, Half-Life 2. Однако к третьей части id Software решила немного поменять акценты в игре. Насколько удачной вышла смена? Давайте же посмотрим. Приветствуем Doom 3.

Первое, чем нас встречает Doom 3, — это, неожиданно, сюжетный ролик. Завязка достаточно классическая и далеко от оригинала не отходит. Главный герой – безымянный морпех, прибывает на Марс на новой должности. Быстро прогнав по основным моментам, игроку сразу же выдают задание – найти пропавшего ученого. Молча приняв приказ, мы отправляемся его искать, попутно заканчивая основное обучение. Однако как только мы находим пропавшего «умника», так база сразу тонет в сигнализации, по всем коридорам проносятся крики, а люди начинают сходить с ума и убивать друг друга – Врата в Ад открылись.

С этого момента сюжет начинает выдаваться крайне порционно, а основное чем мы занимаемся – выполнение различного рода задач от начальника, который тоже выжил. И пусть самого сюжета в игре не особо много, игра все же удивляет проработкой своего мира. Начнем с того, что нам, пусть и коротко, показывают мирные минуты марсианской базы. Коридоры ярко освещены, охрана патрулирует и разбирается с жалобами работников, инженеры чинят барахлящее оборудование и т.д. После же прорыва демонов те же самые коридоры залиты кровью, освещение практически убито, а из вентиляции, где один инженер переругивался с другим, уже лезут черти. Вроде и мелочь, а разница в атмосфере ощутимая.

Welcome to Mars City
Что касается самих локаций, тут все получилось довольно интересно. От аркадных элементов классических игр, новая часть перешла к реалистичным. Т.е. они теперь не выглядят как переплетение коридоров с парой рычагов, а соответствуют своим назначениям. Офисные помещения, медицинские отсеки, инженерные комплексы, гаражи, заводские секции, исследовательские отделы и лаборатории, все выглядит достаточно аутентично и правдоподобно (т.е. никаких закидонов в стиле первого F.E.A.R., где синие молотки были на каждом шагу и в любом помещении). Особенно интересно выглядят инженерные комплексы и исследовательские лаборатории. В первых много любопытных механизмов, которые поддерживают марсианскую колонию в рабочем состоянии, а во вторых различные инопланетные артефакты и вскрытые образцы демонических существ. Каждое помещение действительно хочется рассмотреть и изучить.

Уход в более реалистичный сеттинг оказал на игру достаточно неплохой эффект, в местный мир хочется верить. Без проблем, правда, не обошлось, но, в основном, в плане сюжетной составляющей. Её, как уже было сказано, не очень много и ограничивается все либо короткими роликами, либо пачкой КПК с переписками местных работников, а большая часть диалогов сводится к «у нас тут сломался предохранитель в реакторе, иди почини или мы все взорвемся». Подход, имеющий право на жизнь, но именно в сюжетном плане довольно слабый. Не то чтобы Doom когда-то славился сюжетом, но при интригующем начале развитие и конец получились слабоватыми.

Малкольм Бетругер получился бы неплохим злодеем, будь у него побольше экранного времени.
Геймплейная сторона тоже претерпела некоторые изменения. Теперь Doom это не только шутер, а шутер с элеметнами хоррора. Уйдя в более реалистичный сеттинг разработчики решили наполнить игру более атмосферными секциями и местами это действительно получается. Попытки взять морпеха под контроль, галлюцинации, фоновые шумы, шепот, крики борящихся за жизнь охранников и т.д. Нагнетать атмосферу игра умеет и даже неплохо. Но вот именно с хоррор составляющей у Doom 3 сильные проблемы. Нагнав жути и создав напряженную атмосферу, единственное чем может добить игра – выпрыгивающий монстр. Мало того, что этот прием сам по себе довольно дешевый, так он еще и повторяется настолько часто, что к четвертому-пятому разу ты уже начинаешь понимать, где просто коридор, а где очередной скример. В итоге, хоррор из игры получился очень странный.

Что же до шутерной части, то тут все куда лучше. Игра предоставляет немалый арсенал, играться с которым довольно весело. Тут имеются как классические пистолет, дробовик, пулемет, базука, так и новые образцы, в виде штурмовой винтовки и «куба душ». Арсенал открывается планомерно, но по игре разбросано несколько секретов, так что можно открыть, например, плазмомет на уровень-два раньше положенного. BFG, кстати, тоже никуда не делась и она все так же восхитительна и крута. При этом ни один ствол не валяется без дела, все оружие находит применение, ну разве что кроме пистолета, который забрасывается довольно быстро. Да и ощущения от стрельбы довольно приятные. В плане арсенала, единственная претензия может быть только к дробовику, у которого просто абсурдный разброс, так что для большей эффективности приходится подходить к врагам совсем в упор, да и то не факт, что вся картечь пойдет в цель.

Куда же без этой красотки
Еще, к слову, добавили фонарик, который правда невозможно включить с оружием в руках и приходится постоянно переключаться между оружием и источником света. По идее, это должно было повысить градус напряжения, т.к. драться с врагом порой приходится в полной темноте и надо выбирать – драться или искать врага на свету. Таких ситуаций не очень много, но вызывают они больше раздражение, чем напряжение. На помощь с фонариком приходит местная система освещения, но об этом чуть попозже. Упомянутый выше «куб душ» выдается со второй половины игры и является довольно имбовой штукой, т.к. убивает с одного удара любую тварь, даже барона ада. Правда для перезарядки он требует убить 5 чертей, но предпочтений в их видах нет.

Противники тоже остались на месте, пусть и претерпели некоторые изменения, да и без обновлений не обошлось. Из старичков остались солдаты, импы, ревенанты, пинки и другие. Под нож пошли, правда, арахнотроны, но и без них пострелять есть во что. Из новичков стоит выделить двухголовых тварей, схожих с импами, и пауков. Последние особенно омерзительны как внешне, так и по поведению.

Первое появление чертей вызывает как опасность, так и интерес
В итоге от перестрелок получаешь большое удовольствие. Оружие в постоянной ротации, под каждого противника, локации позволяют как осторожность, так и открытый бой, периодические моменты саспенса сменяются ожесточенными перестрелками и т.д. Но и тут не обошлось без оговорок.

Первое – искуственный интеллект. Противники выдаются порционно в разных вариациях, но все они ведут себя одинаково, либо бегут напрямую и бьют, либо бегут напрямую и стреляют. Если с какими-нибудь простыми бойцами это еще относительно простительно, то с такой тварью как имп, это просто обидно. Хреновина, которая может цепляться за любую поверхность, кидаться огненными шарами, вылезать из разных узких отверстий и строить подлянки, всегда идет на героя медленным шагом, периодически покидывая файерболлы. Получается как-то скучно.

Второе – общая монотонность и затянутость. Игра очень долго разгоняется, предоставляя нам минимальный арсенал и вариации противников. Первые часа 2, именно из-за хоррор составляющей, игра в принципе боится выдать больше чем нужно, в связи с чем, большинство перестрелок выглядят как «перестреляй 3-5 противников в коридоре». Не хватает каких-то мощных эпизодов с большими перестрелками. Спустя те самые 2 часа, таких моментов становится намного больше и играть становится куда веселее, но до этой части еще надо дойти. Да и когда дойдешь до нее, все равно игра периодически пытается быть больше хоррором, чем шутером, что получается с переменным успехом. Это не делает игру такой уж плохой, но из-за монотонности первой части прохождения, игра воспринимается несколько нудновато.

Вот так выглядит первая четверть игры. Раздражать начинает довольно быстро
Что же до графической составляющей, то тут все как обычно. Кармак в свое время создал просто отличный движок, который местами смотрится очень круто и по сей день. Неплохо анимированные враги и оружие, отличные текстуры и эффекты, а самое главное динамическое освещение и тени. Фактически, это чуть-ли не главная фишка игры, на которой держится все. Раскачивающаяся лампа в затемненном залитом кровью помещении создает удивительный эффект и порой картинка выглядит современно даже по текущим стандартам. Даже фаерболлы импов или выстрелы из автомата могут освещать помещение так, что даже при нулевой видимости игра дает возможность драться без фонарика. Без багов, увы, не обошлось, но это уже скорее влияние времени и новых операционных систем, да и те баги которые есть, зачастую лечатся элементарно, пусть и нужно повозиться в конфигах.

В звуковом плане все тоже отлично. Оружие звучит грозно, за исключением все того же дробовика, шипения пауков и демонов создают необходимое напряжение, а крики мучеников в аду вызывают немалый дискомфорт. Претензию можно выдвинуть разве что к музыке, т.к. запоминающийся трек только один и играет он только в главном меню и титрах. Он крутой и запоминающийся, но он только один. В остальном это какой-то эмбиент, который порой даже не слышно или какие-то странные электронные писки. Немного не такого ждешь от игры, наполненной жестью и убийством демонов.

В какой-то момент Bethesda решила возродить 3-ю часть для консолей и ПК, выпустив обновленное издание, теперь уже классической, игры. Насколько хорошим оно получилось? Достаточно спорный вопрос. Из хорошего, в издание входит 3 части Doom с новым эпизодом для второй части. Третья часть идет в комплекте с дополнением Resurrection of Evil, о котором в другой раз, и новым эпизодом Lost Mission, а фонарик поместили на плечо, так что теперь нет необходимости переключаться на него отдельно. И на этом, к сожалению, хорошее кончается.

Из непонятных нововведений, которые сильнее всего коснулись конкретно Doom 3. Во-первых, картинка стала намного светлее. Чуть-ли не все помещения, которые раньше создавали темнотой хоть какое-то напряжение, теперь крайне светлые и не создают никакой атмосферы. А самое плохое — убрали динамическое освещение и тени, что не только убило остатки атмосферы, но и сделало картинку в разы беднее. Доходит до того, что местами оригинал выглядит в разы современнее современного же переиздания.

Во-вторых, игру значительно упростили. Не столько через сложность, сколько через геймплей. В частности, через количество боеприпасов. В оригинале боеприпасов было достаточно, но игрока не заваливали ими чтобы была необходимость чередовать оружие, что также делало геймплей интереснее. Теперь же нычек с патронами стало больше, да и сами нычки дают в 2 раза больше припасов. Это делает игру значительно проще и убирает необходимость думать чем пользоваться в конкретной ситуации.

В конце концов появились новые баги, а искуственный интеллект еще больше отупел, с чем еще надо было постараться. Новый комплект уровней Lost Mission получился не таким ужасным, но очень активно использует чуть-ли не целые помещения из оригинальной игры, из-за чего создается неприятное ощущение копипасты. Да и в целом это больше походит на условную добавку, нежели на полноценный новый контент.
Если вы хотите поиграть в Doom 3 на консоли, то выбора у вас увы нет, придется брать BFG Edition. Если же вы хотите поиграть на ПК, настоятельно рекомендуется купить пак оригинальной игры с аддоном в Steam, тем более что отдается этот пак за копейки. Отдельно оригинал и аддон не купить, только полный пак, имейте ввиду.

И все же, несмотря на все перечисленные минусы, Doom 3 все еще играется отлично. Моменты саспенса работают, бои ожесточенные и адреналиновые, мир интересный и достаточно оригинальный и даже немного сюжета есть. У игры хромает динамика и очень затянутое начало, что сильно сказывается на впечатлениях. Однако привыкнув к темпу, она дарит немалое количество удовольствия. В 2004, когда игра вышла, она была одной из лучших игр и одним из лучших шутеров того года. Она могла бы стать и лучшей, но конкуренция в виде Far Cry и Half-Life 2 была более чем ожесточенной. Тем не менее, свою аудиторию игра нашла, да и вспоминают о ней все еще с теплотой.

Оценка:


Лучшие комментарии

Удивительные вещи Произойдут здесь сКоро. Только дождитесь.
Не особо. У HL другая механика и динамика, так что возможно Doom 3 лучше зайдет. Рекомендую дождаться распродаж и купить оригинальные игру с аддоном. А если не понравится, рефанд никто не отменял.
Это нужно было в позитиватор)
В целом аналогично, только у меня получилось 3 стадии. В детстве игра была действительно страшной, но тогда в принципе даже слабые приемы пугали. Потом, лет 5-7 назад, я перепрошел 3-ю часть, но с трудом, т.к. она показалась именно что однообразной и унылой, особенно после Bulletsorm (да это разные игры, но тем не менее). И вот перепрошел 3-й раз не так давно и переоценил в лучшую сторону. Если первую половину игра все еще однообразненькая и медленная, то ко второй трети она уже неплохо набирает обороты и стрелять действительно интересно.
Хороший взгляд на старую игру. Правда мои впечатления от этой игры были несколько похуже, я бы за затянутость, унылость стрельбы и безбожную репетативность снизил бы оценку. Однако если отнестись к игре как к хоррору и проходить на высокой сложности (но не на Кошмаре — НИДФЙБОХ), то игра на фоне современных симуляторов ходьбы и хорроров «новой школы» с прятками по шкафам и побегами от врагов, смотрится очень даже ничего и в качестве хоррора ощущается очень разнообразно и задорно.
ЗЫ: И ещё в наше время Doom 3 стал очень интересной игрой для любителей виртуальной реальности, ибо очень пристойный VR-мод дарит обладателям шлемов реально годную и долгую вещь для прохождения.
Я уже писал выше, что в недалеком прошлом для меня 3-я часть тоже была довольно унылой и затянутой. Под конец я вообще уже чуть-ли не орать начал. Но сейчас перепрошел с куда большим удовольствием. Возможно со временем произошла какая-то перемена ценностей, но в этот раз я мало того что не страдал от 3-й части, но мне еще и не хватило. Так что кто знает, возможно спустя время оно еще для кого-то станет лучше.
P.S. Поддерживаю насчет хорроров. Современные хорроры абсолютно не пугают, а больше бесят. А тут хоррора хоть и не много, но иногда он работает куда лучше чем в современных проектах.
Мне Doom 3 показалась однообразной как геймплейно, так и визуально. Но на момент её выхода меня вот, мелкого тогда еще поцана, рна все де
сильно впечатлила своей пугучестью. Если труп лежит, то когда подойдешь он обязательно встанет и нападет на тебя; враги всегда стараются заспавнится у тебя за спиной. Ну и это всё темнота и атмосфера дополняла.
И я срался как никогда, ибо до этого в подобное не играл. Правда довольно быстро привыкаешь, потому что с дробовиком на перевес не так страшно, да и уже приучаешься оглядываться назад и резко оборачиваться.
На днях думал поиграть, наверстать упущенное так сказать. Одно только меня останавливает. Я не люблю HL, Doom 3 сильно на нее похож?
Ну, уже поздняк метаться, когда почки отвалились)
Все что описано в статье в целом, это касается оригинала. Про BFG я написал под спойлером в конце обзора. Ну и если коротко, то там прям налажали. Графика хуже, динамическое освещение и тени убрали, сложность еще упростили, навалив еще больше патронов, хотя их и без того было достаточно, да еще и баги появились. На консолях другой версии не найти, а вот на ПК лучше взять оригинал и за 3 минуты в конфигах навести порядок. И будет отличная игра.
Я чего-то не понял, было же BFG Edition, я в него конечно не играл, но там вроде бы все тобою описанное представлено. Его ещё раз переделали?)
Читай также