25 июля 2019 25.07.19 3 2261

Несколько наблюдений о Pathfinder: Kingmaker

Очередной серый день, казалось бы, но я случайным образом натыкаюсь на видеоролик одного не очень популярного ютубера. И что? А то, что уже через несколько минут я мчусь устанавливать новоявленную игру. Настолько сильно она меня очаровала. Спешу представить Pathfinder: Kingmaker, давайте разбираться что это за диковинный фрукт. На обзор я не претендую, но мнение какое-то все же имею.

Основная идея Pathfinder: Kingmaker — открытый фэнтезийный мир, который мало чем сковывает вас в действиях. Это неспроста, ведь игра является адаптацией карточной настольной игры из серии DnD. В вашем распоряжении огромная игровая карта, манящая и нашептывающая на ушко: “Чего смотришь? Иди и возьми меня!” Я пошел, знаете ли, ведь никто мне не мешал и не указывал “иди туда”, “сделай то”, “возьми это”. Игра лишь показывает на те вещи, которые было бы хорошо сделать, но никак не принуждает.

“Хочешь делай, хочешь не делай — плевать я хотела!” — буквально восклицает игра, напоминая разгоряченную домохозяйку, намекая на то, что каждый ваш выбор будет иметь последствия. Можете остаться без ужина, а можете получить вишенку на торте, если будете более расторопным.


Игровая карта впечатляет размерами. Долго же придется перекрещивать дикарей, живущих здесь, чтобы сделать из них ваших подданных и рабов. Тяжела жизнь короля.

Вы — авантюрист, нанятый одной остроухой особой для умерщвления бандитского авторитета, возомнившего себя корольком. Интересно, что вы не выступаете эдаким героем, обладающим исключительной силой. Здесь вы оказывается обычным наемником, который гонится за славой, богатством, признанием, а возможно и чем-то большим. Это уже зависит от того, какого персонажа вы себе вообразите и как его реализуете в игровом редакторе.

Милое личико, острые ушки… Ой, а откуда у меня рога и хвост?



Первый этап через который проходит каждый игрок — создание персонажа. Где, где, а здесь разгуляться можно на славу. Первым делом вы выбираете себе портрет персонажа. Выбор не такой большой, но разработчики предоставили возможность конвертировать любое изображение с компьютера. Миловидный юнец с усиками, цундера из третьесортного аниме или жгучий мексиканец — выбираете на свой вкус и цвет. Главное не пожалеть о содеянном, ибо портрет персонажа будет постоянно вертеться у вас перед глазами во время игры.

Чувствуете разницу между гномом и дварфом? Для меня всегда это была тайна за семью печатями, однако игра предлагает нам на выбор внушительный список рас. Тут вам и традиционные эльфы с упомянутыми выше бородатыми карликами и те, чье название начинается на “полу”. Конечно, не обошлось и без классических мешков с мясом, людей, подразделяющихся еще на два отдельных вида: ангелоидов и демоноидов. Звучит забавно, но когда у вас над головой нимб или рога, а за спиной крылья или хвост, то что-то совсем не до смеха, преисполняешься чувством гордости и достоинства.

И вот подходит очередь для выбора класса. Здесь то и начинается самое интересное и времязатратное занятие. Думаю, что игра уже на этом этапе сможет воплотить даже самые больные фантазии и представления о вашем потенциальном персонаже. Балдеешь от лютни и любишь петь ломаным голоском позади товарищей, пока те в поте лица месят очередного монстра? Не проблема, будешь бардом. Разрываешься между выбором мага и воина? Получай магуса, умеешь и в то, и в другое. Дикий фанат “Breaking Bad” и назовешь любой элемент из таблицы Менделеева? Алхимик — вот твое призвание. Интересно, что под каждым классом закреплены его подвиды, которые вы также можете выбирать. Глаза так и разбегаются при виде всего этого разнообразия, перекочевавшего из настольных игр.

Ну и как же обойтись без субклассов? Помимо того, что доступны уникальные классы, которые можно получить уже по ходу игры, вы можете полностью отдаться экспериментам. Скажем, скрестить монаха с колдуном и получить подобие Гендальфа.


Очень уж этот персонаж напоминает Хеллбоя. Хотя стоит сменить цвет кожи на синий, то тут же станет Зверем из X-Men

Еще один важный элемент — характеристики персонажа. Определенно, рай для какого-нибудь пифагорейца, вокруг которого одни лишь числа и уравнения. В игре постоянно будут вертеться различные переменные персонажа как в боях, так во время путешествий и диалогов. Для этого даже отведено специальное небольшое окошко справа внизу.

Персонажи богаты на различные умения, начиная от атлетики и скрытности, заканчивая знаниями о мире, религии, магии и природе. Во время странствий по игровому миру вы будете сталкиваться с ситуациями, требующими проверки ваших умений. В реке застрял обоз, а его хозяин громко матюкается и требует чтобы вы помогли ему. Мало того, что вы можете послать его куда подальше, так можете и помочь разными способами, в зависимости от навыков вашего персонажа и его сопартийцев. Вытащить грубой силой, по-умному или подобно фараону воодушевить своих рабов-напарников — однозначно придется подумать и судорожно повспоминать выставленные характеристики, чтобы не попасть впросак.

Оглянуться не успели, как несколько часов канули в лету, а перед вами ваш новоявленный герой — ангелоподобный мужчина черного цвета кожи, поклоняющийся злому божеству и сбежавший из Шаолиня. Моральная сторона персонажа тоже не осталась в стороне, и вы можете выбрать его характер. Щедрый толстопузый добряк, помогающий всем и вся, или нарцисс местного разлива, чурающийся общения со всякими букашками. Все создано для того, чтобы создать желанного персонажа и погрузиться вместе с ним в сказку.


Традиционное для DnD колесо мировоззрения. Так сходу и не понять, в чем тут соль. Приходится либо погружаться во всемогущий интернет, либо разбираться по ходу игры.

Целый мир открыт перед тобою…



Вот они, неизвестные земли, требующие, чтобы их исследовали. Ну а как же без этого, не сидеть ведь целую вечность в трактире и покрываться слоем пыли? Конечно, неизвестность очень сильно увлекает, но не стоит забывать для чего вас сюда послали: покарать юродивого главаря бандитов. С первого взгляда кажется, да чего уж там, мигом я его, но все надежды рушатся, когда вас наглым образом оприходует группа кобальтов, которые вам по пояс. И самое интересное, что на выполнение главного сюжетного задания отведено определенное время. Если не успеете — пеняйте на себя, чего уж тут. А вот если, подобно советской индустриализации, управитесь со всем в два мига (с половинкой) — остроухая особа даже похвалит вас за такую неслыханную скорость и храбрость.

Основное повествование игры разделено на главы, постепенно сменяющие друг друга, по ходу того, как вы продвигается по сюжету. Не стоит ожидать от него чего-то необычного, ведь он до удивления прост, но это не мешает ему создавать уютную и чарующую атмосферу. На прохождение главной сюжетной линии, по заверениям разработчиков, уходит в среднем 80 часов. Никаких подсчетов я не делал, ибо очень часто спрыгивал с этой ковровой прямой дороги в какие-то дремучие дебри, от которых веяло запахом хорошего приключения. Создалось впечатление эдакой внутриигровой гармонии, где сюжетные и второстепенные квесты сплетены между собой в очень даже привлекательную корзину.


Вот же мелкий гаденыш! Ничего, через несколько мгновений я буду плясать на его костях. Не потерплю бандитов в своих землях!

Внимательно следите за тем, что вы делаете, потому что многие ваши поступки отобразятся на концовке игры, коих здесь больше одной. А для особо утонченных игроков припрятаны и секретные финалы. Боюсь представить, сколько времени и сил уйдет для того, чтобы выйти на одну такую.

По ходу увлекательного путешествия, вам будут встречаться различные герои, которых можно будет сделать частью вашего доблестного отряда. Следуя всем канонам и традициям, у каждого напарника в закромах припрятан личный квест. Сложно сказать, насколько они интересны, ибо не всем придется по душе абсолютно каждый сопартиец. А если при виде его реплик и физиономии вас тянет к чему-то острому, то зачем, спрашивается, тратить время на это ничтожество? Лично мне пришлись по душе очкастый и высокомерный гном-алхимик, любящий вставлять колкие фразочки везде и всюду, и точно такая же высокопарная эльфийка, вдобавок превращенная в нежить. При виде такого состава “любимчиков”, невольно закрадываются мысли об ориентации и вкусе автора статьи. И самое важное — ваши напарники могут испустить дух, получив крепкой дубиной по хребтине от какого-нибудь уродливого и глупого тролля. Конечно, их можно воскресить, но не каждому это придется по карману да и время, отведенное на это, кажется, ограниченно.

Приятный эстетический момент ваших приключений — это возможность разбить лагерь. Всему живому свойственно уставать, и вы и ваши герои не будут исключением. Усталость будет серьезно урезать характеристики персонажей, так что в любом случае придется подыскивать место для отдыха и ночлега. Это чертовски восхитительно, знаете! Мой внутренний любитель ролеплея воспевал от радости. Идея эта, конечно, не нова, но реализована здесь приятным образом. Для каждого героя в лагере найдется занятие: раздобыть сочную тушку кабанчика, приготовить похлебку, подлатать доспехи или побыть дневальным. Выполнение каких-то из них прямо обязательно, а вот другие могут давать временные бонусы на, скажем, скорость путешествия или попадания по врагам. Не забывайте выставлять дежурных на ночь, а иначе будете просыпаться под канонаду в чем мать родила: “Король Артур, на нас напали!”.


Рабы занимаются делом, а барон возлег на ложе. И правильно, нечего руки марать, когда вокруг одна лояльная чернь.

Все вы чернь, а я тут барон



Рано или поздно вы станете новым властителем Украденных Земель, именно так называется место, в которое вас угораздило забросить, и перед вами тут же возникнет целый перечень обязанностей, от которых голова может пойти кругом. Конечно, покопавшись в настройках игры, можно сделать автоматическое управление баронством, но черт возьми! Если вы не хотите носить корону и бить холопов скипетром по их наглым толстым задницам, то зачем вы вообще во все это ввязались?

Тут игра предоставляет вам море возможностей. Без чего не обойдется любой правитель, помимо земель? Советники. Вы исключительно из своих предпочтений и убеждений можете подбирать персонажей на должности ваших приближенных. Каждый советник обладает показателем мощи, так что будет выгодно сажать тех, кто преисполнился в познании. Периодически они будут предлагать вам урегулировать ситуацию тем или иным образом. Это зависит от их характера. Если вы назначили советником гнома, который только и думает о том, чтобы вскрыть себе вены, то результат будет соответствующий.

Как же обойтись без всякого рода событий? С каждым днем их будет становится все больше и больше, отчего захочется броситься в реку и утопиться, но вы же не из робкого десятка? Стоит лишь приноровиться, как все пойдет своим чередом, и даже покажется, что как-то маловато тут всего. Когда надоест разбираться с проблемами всяких крестьяшек, то вы можете посвятить себя градостроительству. Да, здесь можно всячески обставлять города, подконтрольные вам, возводить новые на землях, которые сумеете присоединить. Иными словами, вот вам королевство и вы его творец. Творите за себя и за Сашку.

От чего стынет кровь в жилах, так от того, что вы можете, сидя на троне, принимать посетителей. Слушаете ли вы их внимательно или пропускаете все мимо ушей — без разницы. Самое главное, что вы можете отправить их всех на эшафот. Порой попадаются очень надоедливые особи, которых было бы неплохо отправить на рудники или лишить безмозглой головушки. Вот что значит настоящий король.

Вы же не забыли, что с получением своего титула вы стали политическом игроком? Можете преcмыкаться перед сильным соседом, заручиться поддержкой другого или вести независимую политику. Внимательно следите за тем, о чем вам говорит игра, и читайте между строк, а не то останетесь не только без короны, но и без головы. Viva la revolution!


Почти в каждом диалоге есть реплики, склоняющие вас к тому или иному мировоззрению. Никто не мешает тепло встретить путника, выслушать, а после перерезать ему глотку. Знаете ли, у меня настроение переменчивое.

Почему оно не умирает?



Много было болтовни по поводу того, что игра слишком сложная. Сотни изнывали от боли и придумывали тысячи проклятий, чтобы опорочить тех, кто создал игру. В чем заключалась проблема? В том, что игроки беспечно относились к своим врагам и считали, что все решается сталью и смачным фаерболлом. И закономерно получали разрядом от милого блуждающего огонька, обладающего серьезной защитой ко всему выше перечисленному. Раз за разом. А стоило лишь зайти в энциклопедию (в игре такая имеется) или поговорить с каким-нибудь головастым персонажем и узнать эффективный метод борьбы с этим “чудом”.

Игровую сложность можно подстроить под себя, благо такая возможность имеется. Так что если не хочется мучиться, то у вас всегда есть возможность в два клика сделать из себя машину для убийств.

Снится ли вам кубик из детища Paradox Interactive в кошмарах? Что меня поразило в Pathfinder: Kingmaker, так это это пресловутый рандом. Порой казалось, что он буквально издевается и насмехается надо мной. “Ну как можно так тотально промахиваться? Ты что, слепой? Ну попади ты уже наконец! Может, я чего-то не знаю?” — задавался я вопросами при прохождении, отбивая кулаком по столу “Танец рыцарей” Прокофьева. А кульминацией этого стала дуэль одного моего сопартийца с паладином, которая продлилась десять минут. Поджав кулаком подбородок, я сидел и смотрел, как они соревновались в том, кто больше раз промахнется.

Внимание к деталям



Во многом именно незначительные детали поражают и запоминаются больше, чем все остальное. Если вы поместите, скажем, банку с чудотворным зельем в инвентарь персонажа, то она отобразится на кукле героя. Так, можно полностью забить пояс персонажа всякими склянками и магическими предметами, и выглядеть это будет потрясающе.

Бывало ли с вами такое, что после зачистки очередной локации, вы вспоминали, что забыли собрать вещи с одного трупа? Пришлось мчаться обратно, тратить время и силы. Pathfinder: Kingmaker обратила внимание на это, и после ухода из локации у вас перед глазами будет возникать список вещей, которые вы забыли собрать. Один клик и никуда бежать не нужно — удобная функция.


В этом подземелье мой барон и нашел свой конец от переизбытка инородных предметов в одном месте.

Часто будете замечать и проигрывание анимаций персонажей во время бездействия. Идея не нова, однозначно, но здесь сделано привлекательно. Например, мой герой-паладин периодически падает на колено и возносит молитву неведомому божеству. За каждым классом привязана своя анимация и они нисколько не выводят из себя. Для заядлого любителя ролевых игрищ, как я — вкуснота.

Музыкальное сопровождение в игре остается незамеченным. Оно вроде и есть, а вроде и нет, но этот никак не мешает игре. Было бы неплохо, если присутствовала парочка композиций от Джереми Соула и Ханса Циммера, но что есть, то есть.

Игра определенно стоит того, чтобы вы обратили на нее внимание. Бывало, что в детстве я мечтал об игре, в которой можно делать все что угодно. И мне кажется, что ролевые игры постепенно приближаются к нечто, где вам и авантюры с личным королевством, живые персонажи, нелинейность сюжета, последствия выборов и прочее-прочее. Сказано многое, но проще всего взять и окунуться с головой в сказку под названием Pathfinder: Kingmaker, благо она этого от вас и хочет.

Лучшие комментарии

Edin 26 июля 2019, 2:40
Тебе повезло, что ты только сейчас познакомился с этой игрой. Я как многие ждал её выхода и когда настал Huston start ....v1.0.0.1b… меня хватило на пару вечеров по 3-4 часа… дёготь мля, только его там было не ложка — а МНОГО. Я выждал пару месяцев, пофорумил, почитал свежие обзоры (2-3мес. выдержки :-)). ииииии отложил её на потом в долгий ящик на сегодня актуальная версия v 2.0.6
Теперешние состояние игры это как Fallout и Fallout-2 вроде одна игра, один движок — но какая разница!
Negaduck 26 июля 2019, 8:38
Да, я наслышан о всех тех зверствах, с которыми столкнулись юзеры в игре. Сэкономил чуток нервных клеток, повезло действительно. Есть, видимо, такие игры, которым требуется время, и вроде бы разработчики даже выпускают недоделанный продукт из благих побуждений.

Читайте также