Обычно сиквелами той или иной игры занимаются одни и те же люди. Казалось бы, логичная мысль, кто же еще может делать продолжение какой-либо истории? Но не редки случаи, когда новую часть делают другие люди. Будь то ссоры разработчика и издателя, желание последнего отдать серию на аутсорс, смена руководства или другие причины. Порой получается хорошо (Borderlands: Pre-Sequel), порой – спорно (DMC: Devil May Cry), а порой – абсолютно провально (Dead Rising 4). И сегодняшнего гостя также постигла неоднозначная участь. А вот насколько спорными получились игры от разных разработчиков, сегодня и разберемся. Приветствуем серию The Darkness.
История игр повествует о Джеки Эстакадо. Парень работающий на семью Франчетти, из итальянской мафии, в качестве убийцы. Однако отношения с доном, а по совместительству с его отчимом, Поли Франчетти, у Джеки далеко не радужные. В свой двадцать первый день рождения, он, отправляясь на очередное задание, попадает в ловушку Поли, который решил избавиться он непослушного чада. И тут-то и начинается канитель, т.к. в герое просыпается сущность, древнее самой человеческой истории. В нем просыпается Тьма. Показав прихвостням Поли, что в мире есть вещи пострашнее человека с оружием, Джеки сначала пытается выяснить, с чего это отчим сорвался с цепи, а затем и вовсе отправляется на личную вендетту.
Сюжет первой The Darkness получился достаточно крепким и, не смотря на стандартную завязку, полон довольно интересных событий. Чем-то история даже напоминает похождения Макса Пейна, только с налетом мистики и хоррора, разве что монстром является сам герой. Не в последнюю очередь игра цепляет за счет персонажей. Поли и его прихвостни может и получились несколько шаблонными злодеями, совершают действительно жестокие вещи. Второстепенные персонажи, включая девушку протагониста, Дженни, также неплохо смотрятся и взаимодействуют. Но главной звездой получилась сама Тьма. Она не принимает особого участия на протяжении большей части игры, но постоянно нашептывает какую-то ересь, издевается, огрызается, а когда вмешивается в происходящее напрямую, последствия обычно далеко не самые красивые.
Обычно в такие моменты прекрасный принц отважно превозмогает препятствие и спасает принцессу. Только вот Джеки не принц, а это не сказка.
К сожалению, не все получилось так сказочно как хотелось бы. Самое слабое, в этой истории — это Джеки. Он не то чтобы вышел плохим, но раскрывается очень редко и не очень подробно. Основное время, где он хоть как-то показывает себя, это экраны загрузки. Пока подгружается переход на другую локацию, Джеки рассказывает о себе, о том, как он жил в приюте, как Поли взял его к себе, только чтобы воспитать очередного убийцу, как он встречался с Дженни и т.д. Это интересные моменты, но это чуть ли не единственное, что хоть как-то раскрывает Джеки. В диалогах с другими персонажами он роняет всего пару фраз, а во время геймплея и вовсе молчит. Но самое плохое, что он никак не реагирует на Тьму. Когда она появляется впервые, он не проронил ни слова, а просто принял эту дрянь как что-то естественное. Разумеется, есть и несколько крайне сильных и даже милых сцен, где Джеки показывается в диалогах как нормальный человек, который способен на нормальные диалоги, но их настолько мало, что героя хочется воспринимать, скорее, как камеру на ножках.
Монологи в загрузочных экранах получились далеко не плохими, но этого мало, чтобы показать Джеки со всех сторон
Вторая часть продолжает историю Джеки, но уже куда больше опирается на комикс, что видно, как по персонажам, которых не было в первой части, так и по стилистике, к которой мы еще вернемся. История The Darkness 2 повествует о противостоянии героя и некого Братства, изначальных «владельцев» Тьмы. С момента разборок между Джеки и Поли прошло несколько лет, сам он стал главой семьи Франчетти, а Тьму он «запечатал» давным-давно и не пользуется её силами. Однако в один «прекрасный» день, ужиная в ресторане, на него совершается нападение, в ходе которого герою не остается другого выхода, кроме как выпустить старого знакомого. С этого момента Джеки начинает войну с неизвестными, которыми оказываются то самое Братство. Однако помимо угрозы внешней, идет война и внутренняя, т.к. Тьма была наконец выпущена, она стремится захватить полный контроль над носителем. И все было бы не так страшно, если бы этой дряни не был один козырь — душа Дженни.
В этот раз история больше ударилась в мистику и куда больше внимания уделила как Тьме, так и Джеки. Герой теперь не просто камера на ножках, а полноценный персонаж, который в ярости от проделок Братства, беспокоится о своих близки и по-прежнему переживает утрату любимой. Плюс к этому куда больше показывают и отношения героя с Дженни. Сама история несколько поубавила в продолжительности и атмосфере, но прибавила в насыщенности и эффектности, благодаря чему на экране постоянно что-то происходит. Сторонним персонажам досталось не так много внимания, но некоторые из них все еще очень хорошо запоминаются, как например Тётя Сара, которая перекочевала из первой игры и все так же помогает Джеки всем возможным. И даже не смотря на больший упор в экшен, атмосферные места все еще остались. Тот же бордель и психлечебница получились крайне запоминающимися.
Вот с чем обе игры хорошо справились, так это с взаимоотношениями Джеки и Дженни. В искренности чувств такой пары действительно не сомневаешься.
Но и тут все получилось не совсем гладко. Первая часть была довольно интересным сплетением криминального боевика и хоррора, но вторая стала куда более обычной. Война мафии против очередного тайного общества, у которого безграничные ресурсы и знания впечатляет не так сильно. Злодей мог бы быть куда интереснее, если бы не был самым обычным безумным предводителем культа. Не то чтобы Поли, в первой части был более сложным персонажем, но воспринимался он лучше именно за счет своих отбитых действий. То, что он вытворил с приютом где жил Джеки, то что делал с ним самим и, главное, то что сделал с Дженни заставляли ненавидеть эту мразь всей душой. Тут же лидер культа делает то что делает, просто потому что он лидер культа и совершает совершенно предсказуемые для него вещи. Но больше всего досталось Тьме. Если в первой части это была хитрая тварь, которая с одной стороны издевалась над героем, а с другой сохраняла его жизнь, постоянно нашептывая всякую ересь, то во второй части Тьма больше напоминает истеричку, которая постоянно орет, что-то требует и ведет себя больше как обычный маньяк. От былой хитрости и подлости мало что осталось.
Дополнительным неудобством истории является та самая более тесная связь с комиксом. Например, персонаж Джонни Пауэлл, отбитый на голову эксперт по Тьме, который помогает Джеки как в борьбе с Братством, так и с контролем самой Тьмы. Он получился забавным, не в последнюю очередь благодаря актерской игре, но не покидает ощущение, что чтобы лучше проникнуться взаимоотношениями Джекки и Джонни, нужно какое-то промежуточное звено, т.е. комикс, потому что в оригинальной игре его не было. Это не мешает восприятию истории, но бьет по ощущениям, т.к. персонажи ведут себя как старые знакомые, не посвящая игрока в подробности.
Джонни Пауэлл вышел самым запоминающимся персонажем. Настолько натурального психа и истерика сложно сделать. Да и актер сыграл просто восхитительно.
Но одной историей сыт не будешь, так что перейдем к геймплейной составляющей. Что касается первой The Darkness, то тут все получилось несколько спорно. Разработчики из Starbreeze, постарались сделать игру, как это ни странно, правдоподобной. Вместо стандартных наборов уровней с началом и концом, нам предлагают этакую Deus Ex-lite версию локаций. Есть один хаб, в виде метро, откуда можно пройти в другие части города. Сами районы — это небольшие кварталы с парой домов и переулков. В отличие от Deus Ex, тут нет никаких торговцев, перков и огромной вариативности, но за счет подобного подхода, в окружение верится чуть больше. В метро, помимо переходов между двумя станциями, можно походить, поговорить с некоторыми персонажами, взять у них квесты и просто немного расслабиться. Сторонние задания в основном сводятся к «принеси, убей, запугай», но оформлены довольно забавно, а некоторые из них получают продолжение по ходу истории. Награды за них правда даются не такие соблазнительные — телефонные номера, позвонив на которые, можно прослушать странный разговор и получить в награду арты, музыку и прочую ерунду в главном меню.
Что касается боевки, тут кроется самый неоднозначный момент игры. Сама по себе она выполнена достаточно интересно, у Джеки есть небольшой арсенал в виде пистолетов, винтовок и дробовиков, а также способностей Тьмы. Если с огнестрелом нет ничего внезапного, то вот про последние стоит рассказать подробнее. Тьма вызывается на отдельную кнопку и в активном состоянии сама по себе дает дополнительную защиту. Правда бесконечно она работать не будет, ей нужен заряд, а накапливается он, как это не удивительно, в темноте. Сломав лампочки, можно обеспечить себя неисчерпаемым источником энергии для Тьмы. Помимо этого, есть активные навыки: щупальце, протыкающее противников и способное двигать даже автомобили, теневое оружие с бесконечным зарядом и черная дыра, которая понятно, что делает. Прокачка тоже имеется, правда оформлена соответственно тематике. Вместо абстрактных очки опыта, а должен есть сердца противников. Накопив достаточное количество, игрок получает новую способность или новый уровень Тьмы, с которым герой впитывает больше урона. Также можно вызывать миньонов разного вида: обычный, с пулеметом, ломающий лампочки и камикадзе. Полезные черти, но, к сожалению, нет острой необходимости вызывать их на постоянной основе.
Набор оружия не очень большой, но его более чем достаточно, чтобы сделать поединки достаточно яростными и жестокими. Противники довольно живо реагируют на попадания, красиво разлетаются на куски, кровь заливает пол и стены, выглядит все очень жестко и смачно. Вдобавок к этому герой полностью находится в мире игры, так что если он подходит близко к стене, окну или углу, его руки ведут себя соответственно. Но увы не все так радостно. Основная проблема всего этого безобразия — баланс. Зачастую возникают ситуации, когда на игрока выскакивает человек с винтовкой или ПП и вливает столько урона, что никакая защита не поможет. Не меньше мешает и система прицеливания. Дело в том, что в игре работает система автонаведения, которая зачастую либо не успевает за двигающейся целью, либо метит не туда, куда требуется. Наконец последняя критичная вещь, влияющая на геймплей — однообразие. Несколько сложный момент, потому что в принципе интересных ситуаций хватает, есть и погони, и большие перестрелки, и даже пробежки по загробному миру. Но вот боевого разнообразия очень не хватает. Перед нами всегда обычные мафиози или полиция, которые всегда ведут себя одинаково. А с получением той же черной дыры, ломается весь баланс, потому что кидать её можно до тех пор, пока есть энергия, а получить её труда не составляет.
Хотя даже с этими косяками, благодаря натуралистичности, бои выглядят очень яростными и веселыми. Ну и черти тоже классные.
Вторая же часть сделана более традиционным способом, с отдельными уровнями, скриптовыми сценами и прочим. В отличие от первой игры тут упрощены некоторые элементы. Появилось ограничение на количество носимого оружия. Если в первой части его можно было таскать без ограничения, то теперь можно носить только 2 любых вида одноручного оружия (пистолеты, пп) и одно двуручное (штурмовые винтовки, дробовики). Первое можно использовать с двух рук и в любых комбинациях. Что касается способностей Тьмы, их тоже немного переделали. Теперь она активна постоянно и не требует подзарядки. Способности теперь получаются более привычным путем. Убивая противников разными способами, мы получаем очки опыта на которые и прокачиваем новые перки. Самих вариантов прокачки стало побольше: 2 активных навыка, пассивное увеличение патронов и лечения, различные добивания со своими эффектами и т.д.
Добивания носят не только эстетический, но и практический характер. Что-то помогает пополнить патроны, что-то здоровье, что-то дает щит. Как это работает, осталось за кадром
От былой натуралистичности осталось очень немногое, но взамен вторая часть прибавила в динамике. Окружение стало интерактивным, можно кидаться любыми предметами, видов самих противников стало чуть больше, ведут они себя по-разному и в принципе перестреливаться со всеми ними стало куда веселее. Никуда не делись и миньоны, хотя точнее миньон. Он теперь остался всего один, призывать его, как и саму Тьму, не нужно, а польза от него куда заметнее. Плюс ко всему, иногда выдают эпизоды, в которых можно поиграть и за чертенка. Такие моменты выдают довольно примитивные стелс-секции, но они достаточно короткие и для разнообразия вполне себе подходят. Просторные локации первой части хоть и пропали, зато остался хаб, в котором особо ничего не поделаешь, но можно пообщаться с второстепенными персонажами.
Однако и тут не обошлось без косяков. Самое бесячее что сделали разработчики — свет. В первой части любой источник света только исчерпывал запас сил Тьмы, больше он никак не влиял. Во второй же части, он настолько сильно мешает Джеки, что он теряет тьму, глохнет, слепнет и прочее. Это настолько дурная и неприятная функция, что она больше раздражает, а не задирает планку сложности. Баланс также получился довольно спорным. Если на начальных уровнях все еще довольно просто и нормально, то ближе к концу на игрока кидают настолько огромные пачки врагов, что порой даже перевести дыхание невозможно. Да и та самая прокачка не так и сильно важна. Достаточно открыть всего несколько пассивок, один активный навык и повысить лечение и в принципе жить можно совершенно спокойно. На повышенных сложностях, разумеется, прокачка куда более полезная, но на то они и повышенные.
Нет это не баг видеокарты или движка. Именно вот до такого идиотизма доходит выход под обычный уличный фонарь.
Что до аудио-визуальной составляющей, то в принципе обе игры выглядели нормально для своих лет. Первый The Darkness выглядел несколько бедновато, но достаточно добротно, чтобы не резать глаз. Декорации были достаточно убедительны, даже не смотря на однообразие в стилистике, персонажи были анимированы и задизайнены тоже приятно. Уход стилистики в мрачный реализм только подлил масла в огонь атмосферы. Черти получились так и вовсе отличными, как wи анимация голов Тьмы. Ужасными получились разве что эпизоды в Аду, где практически все локации пустые и унылые. Плюс, беря в расчет версию для PlayStation 3, неплохо так была профукана оптимизация. Из-за сложной архитектуры консоли, мультиплатформенные проекты не особо хорошо шли на ней в принципе, вот и в первой The Darkness просадки fps это более чем стандартная ситуация.
Вторая часть больше ударилась в комикс стилистику, благодаря чему картинка потеряла в мрачности, но получила целлшейдинг и больший градус насилия. Если раньше максимум, что можно было сделать, это вырвать сердце, то теперь во все стороны летят руки, ноги, люди разрываются пополам, отрываются лица и прочее. А стилизация под комикс не делает все это настолько натуралистичным, чтобы давить на мозги. Локации все также представляют из себя подворотни и заброшки, но все же мешаются вместе с поместьем, парком развлечений, да тем же упомянутым борделем и психлечебницей. Но и тут не обошлось без косяков с технической стороны, то текстуры долго прогружаются, то эффект пропадет, то эффект размытия будет работать на постоянке, из-за чего очень тяжело что-то разглядеть. Зато в плане производительности никаких нареканий не было. Ни вылетов, ни просадок.
Градус жести немного подрос, но благодаря целлшейдингу, воспринимается он не так жутко.
Музыкально обе части тоже разнятся. Первая часть больше напирает на яростные гитарные запилы, в которых разрывать всех на части довольно весело, а вторая перешла на стандартный оркестр. Ни в одной, ни в другой игре на самом деле саундтрек особо не запоминается, кроме пары композиций, но под действо ложится неплохо. А вот что отлично получилось в обеих играх, так это озвучка. Все персонажи крайне убедительны и слушать те же монологи Джеки одинаково интересно, что в первой, что во второй игре. Разве что Тьма в сиквеле стала не такой интересной, но тут скорее сценарная проблема, нежели актерская.
Ну и пара слов о мультиплеере. К сожалению, или к счастью, в первой The Darkness сейчас его уже не опробовать, т.к. либо сервера мертвы, либо просто никто не играет. Судя по информации сети, представлял он из себя совершенно типичный Deathmatch и его вариациями.
Вторая часть тоже не осталась без сетевой игры, но на этот раз кооперативной. В этом варианте было 2 режима: сюжет и свободные миссии. Первый повествовал о событиях параллельно основной кампании. Четверо персонажей, владеющие оружием с частичкой Тьмы, работающие на службе Джеки и выполняющие различные поручения, например, спасение Джонни Пауэлла. Второй режим был просто паком карт из кампании с задачей «убить всех». Кооп получился забавным, но не более. Один раз пройти можно было, но возвращаться в него не хотелось совершенно.
В итоге не получается назвать ни одну The Darkness плохой. Обе игры получились вполне качественными, но со своими наборами проблем. Первая была атмосферным криминальным боевиком с налетом мистики, но с проблемной боевой составляющей. Вторая получилась очень бодрым экшеном с классными персонажами и стилистикой, но совершенно обычной историей. И пусть эти недостатки не сильно вас пугают, ведь даже с их учетом, обе игры вышли крайне интересными. Интерактивная версия The Darkness получилась, судя по реакции некоторых читавших, даже лучше, чем комикс, именно за счет более адекватного поведения главного героя, да и запоминающихся событий в обеих частях более чем достаточно.
Оценка обеих игр:
Лучшие комментарии