Пролог
Сейчас уже сложно сказать, чем меня так увлекла в свое время оригинальная Gears of War — пройдена она была вдоль и поперек раз 10 уж точно, местонахождение всех жетонов павших бойцов выучены на уровне мышечной памяти, а реплики персонажей озвучивались до момента, как они их сами скажут. То ли зубодробительный экшн, то ли харизматичные персонажи, то ли передовая графика (которую я оценивал на квадратном мониторе с не самыми высокими настройками), то ли атмосферный саундтрек и локации, ну в общем этих “то ли” я могу сейчас еще долго перечислять, однако факт остается фактом — игра если не опережала свое время, то явно была чем-то уникальным. В далеком 2008 году я еще не особо следил за какими-либо новостями игровой индустрии — интернет был слабеньким, а голова была занята совсем другим, но в момент когда мой взор упал на ролик на Youtube с названием “Gears of War 2 что-то там” (ну давно это было, камон) все внимание сконцентрировалось именно на нем.
То самое видео
Bigger, better and more badass — я эти слова не слышал, но в тот момент готов был в них поверить. Радости моей не было предела, однако, в конце ролика она сменилась сначала недоумением, ведь заветная иконка РС не ютилась рядом с лого Хbох, а после небольшого расследования и вовсе гневом — Клиффи Би обвинил пиратство в скудных продажах первой части на PC и на платформу решили попросту забить. “Нас обокрали. МЕНЯ обокрали”, — подумал я, но как-то повлиять на ситуацию уже являлось невозможным — консоли мне в том возрасте было не видать, поэтому пришлось подавить эмоции и забыть о серии на долгие годы. Ну как забыть, анонсы новых частей не проходили мимо меня, но надежды, надежды уже не было. Как это обычно бывает, время неумолимо движется вперед, а с ним приходит и ветер перемен. Серию успешно выкупила Microsoft у Epic Games и отдала ее в руки The Coalition, у руля которой стоял и до сих пор стоит Род Фергюссон — исполнительный продюсер первых трех частей, и работа над четвертой частью закипела. Ну а дальше сами знаете — Е3, анонс сначала Gears 4, а потом уже все-таки Gears of War 4 и самое главное — эта часть таки заглянет на РС. Но вопрос у вас, я думаю, назревает сам — игра вышла в 2016 году, в 2к16-м КОРАЛ! Ты там как, заморозился в ожидании Cyberpunk 2077? Парировать его на самом деле легко и на это есть три причины: во-первых, эксклюзивность под Windows 10, которая была тогда еще сырой и не каждый готов был на нее перейти с Windows 7 или 8 только ради игр, во-вторых, Microsoft Store как платформа для игр просто невероятно ужасна и даже сейчас имеет постоянные проблемы со скоростью, а в-третьих — ценник на старте, который и в данный момент не блещет. Благо сейчас есть по неплохой цене Xbox Game Pass для PC, благодаря которому и удалось наконец-таки ознакомиться с четвертой частью.
Фух, ну теперь, когда с предысторией покончено, можно наконец приступать к банкету: доставайте свои Лансеры, заводите подствольные бензопилы, тащите фабрикатор… и готовьтесь отбиваться от волн противника… эээм, что простите?
Акт 1. А это точно Gears of War?
Начинается игра с довольно емкого пролога, который напоминает нам о самых важных событиях планеты Серы — Маятниковые Войны, так называемый E-Day (Emergence Day — день когда Локусты вылезли на поверхность и атаковали человечество) и финал Gears of War 3, который до этого мне доступен был только путем просмотра ролика на Youtube. Итак, освежив память, нам наконец представляют новых центральных персонажей — под управлением игрока на сей оказывается сын Маркуса Феникса Джеймс, он же Джей Ди (не путать с ванильным мишкой!), а компанию ему составляют Дел, Кейт и ее дядя Оскар. Первые два — бывшие бойцы той самой Коалиции COG, по некоторым причинам решившие дезертировать, Кейт — дочь председателя местной деревушки, а дядя Оскар… ну дядя и дядя, тоже когда-то был бойцом COG, их кстати можно легко вычислить — у каждого обхват бицепса больше обхвата головы. Не забывают познакомить и со здешним миром, ведь Локусты и Ламбенты повержены уже как 25 лет, соответственно человечество, по идее, должно было оклематься.
У Дела и Кейт всегда есть свое мнение насчет текущей ситуации
С одной стороны это так и есть — COG придумала так называемые Поселения — массивные комплексы с инфраструктурой и защитой от внешних угроз, которая выражается в виде высоченных стен. Казалось бы, живи себе припеваючи, но человеческая натура взяла свое — не всем хочется жить под чутким надзором правительства, да еще и за толстенными металлическими ограждениями, поэтому кто может сбегает и организовывает старые добрые деревни с мельницами, сельским хозяйством и всем вытекающим. Но, как говорится, сено покосить это одно, а вот пожить пару лет совсем без технологий совсем другое. Именно с этого и начинается наше путешествие с новыми подопечными — надо проскользнуть на одно из высокотехнологичных Поселений и украсть там фабрикатор — по сути 3D-принтер ограждений и оружия. Уже с самого начала и до конца второго акта закрадывается мысль — а это вообще Gears of War? Ведь практически треть игры мы будем сражаться с роботами Коалиции, которые явно не напоминают ни Локустов, ни Ламбентов (хотя познакомиться хотелось!), так еще и заставляют отбиваться от волн противников, повторяя точь в точь режим орды — с помощью фабрикатора вы строите заграждения или ставите турели и вперед с песней отбиваться от металлических недругов. Скажу честно — я вполне вижу как именно эта часть игры, которая должна сложить общее впечатление и захватить игрока, может его и вовсе оттолкнуть.
Акт 2. Вооот, это уже больше походит на GeoW!
Несмотря на неоднозначную завязку, в сердце своем игра осталась верна своим корням — это все тот же military-шутер от третьего лица, в основе которого стрельба из-за укрытий, ведь выход на открытую местность с шашкой наголо может оказаться для вас моментально летальным (по крайней мере я вам советую проходить игру на уровне сложности “Hardcore” — играется он как "Normal" в других играх и его рекомендуют сами разработчики). Думаю, для вас не секрет, что все же андроиды не единственные и далеко не главные враги в новой части, а все тот же Рой, если быть точнее — перерожденные Локусты, в четвертой части они фактически являются смесью людей и Саранчи. В связи с чем боевая система, а тем более ИИ, находится на достаточно высоком уровне.
Snatcher-ы легко могут вас утащить, если вы были неосторожны в перестрелке
Противники не стесняются обходить вас с фланга, если же у них в руках дробовики, то приготовьтесь к тому, что они стремглав устремятся к вашему укрытию, сокращая расстояние и увеличивая убойную силу оружия. Видов недругов хватает, чтобы каждая ситуация во время перестрелки казалась уникальной. Некоторые противники более стойкие и сначала оглушаются, мой совет — добивайте их побыстрее, поскольку лишняя голова во время жаркой перестрелки может решить ее исход. То же самое, на самом деле, относиться и к Джей Ди — умирает он не сразу после заполнения “шестерни” здоровья — предстоит еще поползать на карачках, моля о помощи напарников, в то время как некоторые виды противников могут вас легко наказать за вашу неосторожность. Кстати говоря о напарниках — они не раздражают и выполняют свою работу достаточно хорошо, постоять за себя они способны, как собственно и вовремя помочь вам в пылу сражения.
Есть даже босс-вертолет!
Однако если вы любитель посидеть долго в укрытии, то и для вас есть панацея — пара гранат заставят быстренько поменять ваше мировоззрение. Наиболее это очевидно во время битвы с роботами — есть специальный вид противника, у которого одна цель: прикатиться к герою в ноги и жахнуть его электричеством, тем самым заставляя фокусировать внимание игрока именно на них, а ведь на поле боя есть и другие заботы. Такие казалось бы мелочи и составляют хорошее впечатление от добротной боевой системы — скучать придется на протяжении игры крайне редко. Ну если прямо совсем заскучали, всегда можно достать из-за пазухи старый-добрый Лансер, завести бензопилу и побежать резать супостатов на мелкие кусочки. Никуда не делась и динамическая перезарядка: хотите бонус к урону со следующего магазина? Клацните в нужный момент еще раз на RB (или же R) и противник пожалеет, что он решил вас немного запушить. В общем, как уже можно было догадаться, адреналиновый экшн никуда не делся и играть в Gears of War все так же весело и захватывающе, но поспевают ли за геймплеем остальные аспекты игры? Spoiler alert — не совсем и уж точно не все.
Акт 3. Я ведь пришел не только пиу-пиу, Gears of War!
Насколько я лукавил, говоря что остальные аспекты не поспевают за геймплеем? Ну, процентов максимум на 30, и то если притянуть за уши пару недочетов. Начну пожалуй с основного разочарования — музыки. Саундтрек в оригинальной части великолепно подчеркивал атмосферу игры, дополнял каждый уровень своей меланхоличностью и загадочностью. Чувство безысходности, тревоги, неизвестности что будет дальше — все это отражалось в бесподобном музыкальном сопровождении от Кевина Рипла, который больше ничего толкового не написал и в свое время был штатным композитором Epic Games.
Заглавную тему даже можно услышать в некоторых криминальных передачах (и это не шутка)
Однако в четвертой итерации популярной франшизы практически ничего этого не — если какие то треки вас и сопровождают, то это абсолютно затерянные в пылу перестрелки мотивы, которые ничем особо не выделяются, эмбиент же напротив — местами умело нагнетает, а местами отлично нагоняет загадочности, но, скажем честно, ожидания были повыше, особенно учитывая что в кресле композитора сидит Рамин Джавади, который может быть вам известен как минимум по Игре Престолов. Вторым по разочарованию на очереди стоит сюжет, который сшит настолько белыми нитками, что порой просто забываешь — а зачем мы вообще куда-то идем? При чем претензии у меня именно к глобальной цели всей игры: если бы о ней не напоминали персонажи, я бы к середине игры уже забыл, ради чего весь этот поход затевался, поэтому никакой эмоциональной привязанности ждать не стоит, воспринимается путь персонажей не как спасательная миссия, а как путешествие из точек А в точку Б, которое порой осложняется внешними факторами. Хорошо, что персонажи вышли харизматичными и интересными, наблюдать за ними одно удовольствие: тут вам и конфликт интересов, и вечная тема отцов и сыновей, и просто моральные дилеммы — Gears of War 4 вышел скорее про персонажей, нежели про глобальный сюжет. Однако и сценаристов можно понять: им приходиться рассказывать совершенно новую историю с доселе неизвестными персонажами в богатой, уже достаточно раскрытой и знакомой многим вселенной. Ну и третьим недостатком я бы записал продолжительность, вы моргнуть не успеете, как на 10 часовой отметке перед вами будут красоваться титры, а названия актов будут сменяться так быстро, что ваш чайник не успеет закипеть, а вы ведь его только поставили в начале главы! Если какие-то недостатки игры и не были мой перечислены перечислены, то их спокойно можно отнести к мелким недочетам и не обращать на них особого внимания.
Виды порой открываются неплохие, да и косплей Тихоокеанского Рубежа удается на славу
С технологической точки зрения Gears of War 4 выглядит хорошо по меркам 2016 года — движок Unreal Engine 4 рендерит приятную картинку с более-менее высокой детализацией, а арт-директоры отлично постарались над дизайном уровней — мы посетим как и различные складские помещения, так и под землей успеем побродить, скучать от здешних видов уж точно не придется. Стоит упомянуть разве что пару запинок со звуком, и один раз не сработал скрипт после перестрелки, из-за чего пришлось перезагружать чекпоинт, но на этом какие-то технические недочеты и заканчиваются. Так же есть мультиплеер, который заценить мне не удалось, и кооператив, как локальный со сплитскрином на двоих, так и онлайновый, поддерживающий до 5 человек.
Эпилог
Как не понятно, за что я полюбил первую часть, так не понятно за что стоит любить четвертую, что в принципе коррелирует с оценками игроков на Metacritic — отметка остановилась в районе 6.3 и 6.9 баллов для Хbox и РС соответственно. Понять геймеров можно — Gears 4 хоть и не посрамила серию своим существованием, но не привнесла в нее чего-то кардинально нового, а некоторые геймплейные элементы и вовсе порой кажутся неуместными. Однако старт новой истории дан, анонс продолжения Gears 5 анонсирован на Е3, а трейлеры обещают на сей раз многообещающий сюжет и интересную динамику взаимоотношений нововведенных персонажей, большего от сиквела пока ждать и не стоит, ведь по сути добротного сбитого сюжета и не хватало продолжению 2016 года, а за геймплейную часть точно волноваться не стоит. Но все-таки складывается впечатление, что время самой серии про «шестерней войны» уже ушло, ведь народ не так активно реагирует на появление новых частей, что и не мудрено: в свое время оригинал был system seller-ом и вернул Хbox 360 в гонку эксклюзивов с самой PS3, в то время как четвертая часть, фактически, была уже никому не нужна, ибо Хbox One и так являлась вполне конкурентоспособной консолью, хоть и испытывала трудности с менеджментом со стороны Microsoft на старте. Остается лишь надеяться, что Gears 5 выстрелит, как в свое время это сделал оригинал, и мир снова будет болтать о серии как о чем-то весомом и захватывающем, благо в этот раз ознакомиться с продолжением можно будет прямо на старте, спасибо Xbox Game Pass для РС за это.
Лучшие комментарии
Кстати да, случайно не в передаче «Легенды Бандитского Киева» по НТН?
И да там не только заглавную тему можно услышать, но и музыку из миссии на поезде в первой GoW.