20 июня 2019 20.06.19 3 3500

Подлинная история ассасинов-2 (ч. I)

+19

Доброго времени суток всем читателям! Представляю на ваше обозрение своё вольное продолжение ролика Stopgame «Подлинная история ассасинов». Он будет разделен на две части. В первой из них я раскрыл биографию создателя Ордена. Вторая часть ролика будет посвящена организационной структуре, быту и деятельности в рядах этих убийц. Думаю с предисловием всё, буду ждать вашего аргументированного мнения по-поводу проделанной работы в комментариях здесь, или на самом Youtube.
Вот собственно само видео:

 

+ ссылка на первую часть ролика от самого Stopgame, на который я в некоторых моментах буду ориентироваться в своем видео (рекомендую перво-наперво его посмотреть, а после уже к моему сиквелу перейти):
<Ролик SG=«www.youtube.com/watch?v=LtKiJV5clz4&t»>

Ну и текстовая версия моего ролика само собой:

Вступление
В этом году мне под руку попалась одна примечательная книга ирландского писателя Томаса Кейтли — “Тамплиеры и другие тайные общества Средневековья”. Состояла из двух разделов. Первый — Ассасины. А второй — Тамплиеры. Ничего не напоминает, не правда ли, Ubisoft? В любом случае обвинять эту компанию в плагиате или нет — решайте сами, а я скажу лишь, что меня интересовал только первый раздел, я его прочитал, выделил для себя самые основные интересные моменты и готов вам про них рассказать.

Обложка сие литературного достояния. Любителям разных загадок истории настоятельно рекомендую к прочтению!

Легенда о трех товарищах из медресе
Начнем повествование с одной интересной полумифической истории о трех товарищах из медресе.
Дело было так:
Жили-были три товарища — Низам аль-Мульк, Омар и Хасан. Учились вместе в медресе в городе Нишапур, а когда учеба подошла к концу, дали друг другу клятву: кто первым счастье найдет, поделится им с остальными.

Слева направо: Омар Хайям, Низам аль Мульк, Хасан ибн Саббах
Вскоре Низам дослужился до звания визиря при дворе сельджукского султана и предложил друзьям высокие государственные чины. Омар отказался, а Хасан согласился. Позже в своей «Книге о правлении» Низам называл Хасана плутом и лицемером, но здесь немного сыграла роль чистая субъективщина. Дело в том, что Хасан быстро овладел доверием султана, продвигался у того на службе и вскоре стал главным советником (визирем), сместив Низама. Того естественно охватила зависть. Но однажды и для него нашлась работа. Султан попросил бывшего визиря составить финансовый отчет о годовых расходах/доходах империи. Низам запросил около года на выполнение этой работы. А Хасан был только этому и рад, т.к. у него появился шанс в который раз унизить своего конкурента, и он выполнил всю работу за 40 дней. К несчастью наш хитрый лирик не успел в очередной раз продемонстрировать навык красноречия перед повелителем — Низам прознал об успехах конкурента и однажды ночью сжег половину отчетов Хасана. На следующий день тот был с позором изгнан из дворца и поклялся отомстить Как видите, Хасан и Низам по-своему хороши, и оба испытали на себе принцип: «Мой лучший друг — мой злейший враг». Запомните его — еще пригодится.
К слову я не зря назвал эту легенду полумифической. Видите ли, о ней рассказывается в той самой книге Т. Кейтли, она в свою очередь была написана еще в 1837 г. А после, спустя каких-то полвека, на научно-академической арене появляется такая личность, как Эдвард Браун — британский востоковед и говорит, мол, вся эта легенда — сплошная пурга, потому что разница между датами рождения Низама и Хасана как минимум 16 лет (Низам родился в 1018 г., а Хасан или в 1034 или вообще в 1050 г.), а с Омаром у Низама и того больше — около 30 (О. Хайям родился в 1048 г.). И не могли эти три человека учиться в одно время в одном медресе.

Э. Браун (1862-1926)

Знаете, с его аргументами вполне можно согласиться, но не обязательно. Для сторонников легенды приведу доказательство их возможной правоты: тогдашний срок обучения в медресе зависел от успехов учащихся. И там могли обучаться люди с 15 до 40 лет (неплохая такая разбежечка), а значит и равенство в возрастах было вовсе не обязательно.
В любом случае: верить легенде или нет — ваше личное дело, а мы пока перейдем к более-менее подтвержденным фактам.

1070 г.
В это время Хасан ибн Саббах, то ли после долгих скитаний, то ли после изгнания со двора сельджукского султана, объявляется в городе Рей (север Ирана, немного южнее Тегерана). По совместительству — еще и один из тогдашних центров исмаилитов. Там наш скиталец знакомится с одним из идеологов этой доктрины, а вот как она возникла и что из себя представляет — смотрите в ролике Stopgame, мне нет смысла повторять и так уже хорошо преподнесенную интересную историю.
Вот кстати схема для лучшего усвоения основной идеалогической инфы из их ролика:

1070-1076 гг.
Рассказанная история впечатлила Хасана, да настолько что после нее он аж 6 лет проработал телохранителем на службе тамошнего да’и (ну или главного наставника, как вам удобнее), попутно присягнув в верности фатимидскому халифу — главному врагу и сопернику сельджукского султана. Также стоит отметить что Хасан обладал весьма неплохой памятью и приспособленчеством, эти два качества еще успеют сыграть свою роль в нашей истории.

1076-1078 гг.
Хасан по наводке своего исмаилитского господина отправляется в Каир — столицу Фатимидского государства, для знакомства с настоящей исмаилитской элитой. За 2 года успевает пройти через территории современного Ирана, Азербайджана, Армении, Турции, Ирака, Сирии, Ливана, Израиля. Путь получился очень длинным из-за некоторых неприятностей на пути Хасана но они лишь делали его сильней. При этом ибн Саббах не забывал, кстати, попутно распространять исмаилитскую доктрину, чьей кумиром он сам стал под влиянием других людей. Благодаря этому он собирает первых сторонников, укрепляет ораторские таланты, а вместе с ними и самооценку.

Для лучшей наглядности держите современную карту с отмеченными государствами, которые так или иначе посетил Хасан

1078-1079 гг.
В августе 1078 г. Хасан таки прибывает в Каир и быстро, уже «по накатанной», втирается в доверие к исмаилитской элите. Все бы ничего, да вот только попользоваться VIP-привилегиями Хасан смог всего-навсего год, потому что уже в 1079 г. Каир был оккупирован армией сельджукского султана. Да-да, того самого, у которого Хасан заслужил доверие и почет после учебы в медресе (если верить в достоверность той самой легенды). А самой армией султана командовал, не поверите, Низам аль-Мульк, который теперь снова сиял в лучах славы, в то время как Хасан блуждал в поисках себя. Но знаете, несмотря на такую разницу в социальном статусе и положении, было у этих двух личностей кое-что общее — злопамятность. Помните принцип “Мой лучший друг — мой злейший враг?”. Так вот, Низам и Хасан тоже его хорошо запомнили. И не брезговали им пользоваться заодно. Как только визирь прознал о том, что в городе находится Хасан, он приказал схватить своего бывшего друга.
Небольшая оговорка:всё вышеописанное про Каир я рассказываю, основываясь, опять же, на той самой книге Томаса Кейтли. В других источниках вам может преподноситься немного другая информация насчет этого жизненного периода Хасана. Например, в той же пресловутой википедии, вообще 10-летний отрезок из жизни Хасана отсутствует. В 1080 он в Египте, а в 1090 уже резко захватывает Аламут с небольшой армией. Как она возникла, и как произошла столь резкая смена в географических координатах — непонятно. Поэтому я стараюсь сохранить в своем повествовании логическую связь.

Теперь вернемся к истории:

1079-1081 гг.
Так вот, Низам приказывает схватить Хасана и заключить в темницу в замке Дамиетта (ныне Думьят) (250 км на север от Каира). Вы ведь помните, что Хасан стал весьма хорошим оратором к этому времени? Так вот, благодаря своим талантам он быстро собрал армию сторонников в Каире и то ли из-за них или просто по неудачному стечению обстоятельств одна из башен замка, в котором томился Хасан, рухнула. Стражники опасались что это будет отличным поводом для побега заключенных, особенно Хасана. А еще они очень сильно боялись его сторонников. Поэтому заключенного садят на корабль и депортируют куда подальше в Африку.
Не успело судно выйти в море, как началась страшнейшая буря. Морские волны вздымались как горы, гремел гром и сверкали молнии. Ужас обуял всех, кто был на борту, за исключением Хасана, который спокойно и невозмутимо смотрел на буйство стихии. Когда его спросили о причине такого поведения, он ответил: «Наш Владыка обещал, что ничто дурное не случится со мной». Вскоре после этого шторм стих, и море успокоилось. Команда и пассажиры считали теперь Хасана кем-то наподобие Божества — не меньше. И по его же просьбе высадили нашего героя у берегов Сирии.

1081-1090 гг.
Из Сирии ибн Саббах перебирается в Персию (тогдашнее наименование Ирана), вновь путешествует и вербует сторонников. А за это время еще успевает приобрести такую черту характера как властолюбие. Естественно: человеку, который постоянно около 25-30, лет находился в чьем-то подчинении, сложно не злоупотреблять полномочиями главного бабуина, особенно когда за его спиной собралась уже небольшая армия. И вот в 1090 г. наступает золотой час Хасана. Про него хорошо рассказано в ролике Stopgame (смотрим отрывок с 19:54 до 20:22).

1090-1092 гг.
Заакцентируем внимание на том, как изменился внешний вид крепости за эти два года при новом властителе. Вот что пишет про это Т. Кейтли:
«Хасан отремонтировал существовавшие стены и выстроил новые, пробурил колодцы, прорыл канал, который со значительного расстояния доставлял воду к самой крепости. Поскольку владение Аламутом сделало его и хозяином окрестных земель, он быстро научился относиться к местным жителям как к своим подданным, поощрял их к земледелию, разбил крупные сады фруктовых деревьев вокруг возвышенности, на которой находилась крепость”.
К сожалению, такие переустройства лишь привлекли ненужное внимание со стороны тамошнего эмира (тот же губернатор) сельджукской провинции, который не собирался спокойно наблюдать за тем, как его самая мощная крепость перешла в руки врага сельджуков.
У Хасана не хватило времени заполнить склады и амбары, когда он вдруг обнаружил, что, оказывается, все подступы к городу отрезаны войсками эмира. Жители были готовы покинуть Аламут, но Хасан проявил обычное для него умение силою духа воздействовать на умы и твердо заверил их, что именно в этом месте судьба будет на их стороне. Они поверили его словам и остались. Со временем их непреклонность измотала терпение эмира, он приказал войскам отступить, а Аламут с тех пор приобрел народный статус: «Обитель удачи».
Однако Хасан понимал, что удача — это миф, пока она не подкреплена стабильностью, а ее в регионе явно не хватало. Поэтому хитрец решает убить двух зайцев сразу. Эти два зайца сливались в одно лицо — Низама-аль-Мулька. “Мой лучший друг — мой злейший враг” помните? А сейчас Хасан проведет небольшой гайд: как сделать этот принцип максимально оправданным. Итак, смотрите и учитесь: шаг первый и последний: берем и дописываем к этой фразе: »… особенно если он — командующий армией огромной империи!". Идеально, не правда ли? Вот и Хасан так посчитал, залез на крышу самого высокого здания у подножия Аламута и прокричал: “Убийство этого шайтана превосходит райское блаженство”. И тут же из толпы выскочил молодой фидави (кто это такие — обсудим во второй части ролика), он-то явно знал что может быть круче райского блаженства и согласился убить Аль-Мулька, пожертвовав при этом собой.

14 октября 1092 г. Бу Тахир Арани (именно так звали добровольца) отправился в резиденцию визиря, и спрятался в тамошнем саду. Ближе к полудню на аллее появился тучный человек, облаченный в пышные, богатые одежды и белоснежный шелковый тюрбан, увитый жемчужными нитями (передвигался он кстати пешком, а не на носилках, как сказано в более древних источниках). Бу Тахир Арани никогда не видел визиря, но, судя по тому, что человека, идущего по аллее, окружало большое количество телохранителей это и была его цель. Улучив удобный момент, Бу Тахир Арани подскочил к нечестивому визирю и нанес ему по меньшей мере три удара отравленным кинжалом. Ошеломленная охрана подоспела к месту преступления слишком поздно. Прежде чем убийца был схвачен, визирь уже бился в предсмертных конвульсиях. Охрана в буквальном смысле слова порвала Бу Тахира Арани на куски, но смерть злополучного Низама аль-Мулька стала сигналом к штурму дворца другими фидави, бывшими уже наготове. Они окружили и подожгли дворец убитого визиря, в суматохе сгоревший дотла. Ну а что было дальше — уже рассказано до меня в ролике Stopgame (вновь смотрим вставку) (21:04-21:54)(1092-1095 гг.). Ну и кстати вот вам вновь моя поясняющая схема, которая, как и Хасан, достигла финальной ступеньки в этой мутной «цепной реакции»:

После просмотра вставки думаю понимаете, почему группа Хасана не сразу стала называться низаритами или хашашинами, кстати вопрос с этимологией этого словца на Stopgame тоже хорошо раскрыт, поэтому не будем на нем останавливаться, а зайдем чуточку дальше и углубимся в жизнь и устройство этой аламутской коммуны-секты.
Но это уже будет во второй части ролика и статьи, выход которых во многом зависит от вашей оценки первой части моего повествования, а пока на этом всё, спасибо за внимание, надеюсь на скорую встречу!


Assassin's Creed

Платформы
Жанр
Дата выхода
13 ноября 2007
6.1K
4.0
4 211 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Состояла из двух разделов. Первый — Ассасины. А второй — Тамплиеры. Ничего не напоминает, не правда ли, Ubisoft? В любом случае обвинять эту компанию в плагиате или нет — решайте сами

А в чём плагиат? И книга, и игра вдохновлены реальной историей, не более. Конфликт тамплиеров и ассассинов в этой истории имел место быть. Тем более, что игровые ассассины с реальными не имеют вообще ничего общего.
Есть красивое совпадение в названиях разделов и противоборствующих сторон в игровой Вселенной Ubisoft, с моей стороны это было подмечено в фразе: «Ничего не напоминает, не правда ли, Ubisoft?» А уже такое оценочное суждение, как «плагиат» я оставил на личное усмотрение читателей. Всё же взгляды у всех могут быть разные на такое стечение обстоятельств. Ну а степень схожести/различия игровых ассасинов и реальных я разберу во второй части статьи и ролика.
Читай также