19 апреля 2019 19.04.19 3 2180

Ретроспектива бондианы. Часть 1

+18
 

Бондиана является одной из самых долгоиграющих кинофраншиз. Она началась в 1962 году, основана на книгах Яна Флеминга, насчитывает 27 фильмов и 6 актеров, исполнивших роль самого известно агента.

Цикл фильмов о Бонде вовсе не первое его воплощение на экранах. В первый раз он появился в одном эпизоде сериала «Кульминация». Играл «Джимми Бонда» (да, там его звали Джимми, и он был агентом ЦРУ) актер Барри Нельсон. Эта серия была снята по мотивам первой книги о Бонде «Казино Рояль». Если кто-то заинтересовался, этот эпизод есть на YouTube. Мы же отправимся к первому фильму из цикла «каноничной» Бондианы.

«Доктор Ноу»

Первый фильм о Бонде появился в 1962 году в Великобритании и в 1963 году в Америке. Режиссером выступил Теренс Янг, а титульную роль получил Шон Коннери. Картину постигла участь «того самого фильма, в который не верили», и ему выделили бюджет в размере 1 100 000 долларов, что и тогда было крайне маленькой суммой. Также автор был против кандидатуры Шона Коннери на роль Бонда, и хотел видеть в этой роли Роджера Мура, однако тот отказался из-за съемок сериале «Святой» (однако в будущем он всё же сыграет знаменитого агента). Писателю не нравился Коннери, так как, по его мнению, неотесанный шотландец погубит его детище. Его мнение изменилось после выхода фильма, да настолько, что в книге «на секретной службе её величества», Бонд получил шотландские корни. Сборы фильма составили 59 657 000, Коннери стал мировой звездой, а зрители получили культовую кинофраншизу, существующую и по сей день.

Первый фильм повествует о задании Бонда в Ямайке, где он должен расследовать убийство оперативника под прикрытием, которое связано с серией провалов американской космической программы. По прибытии Бонд обнаруживает, что весь остров находится под властью некоего Доктора Ноу.

Многие культовые вещи появились именно в этом фильме. Заглавная тема бондианы, сьёмка «из дула пистолета», девушка Бонда, Walther PPK, фраза «Бонд, Джеймс Бонд», водка с мартини, лицензия на убийство и неординарный, недальновидно-добрый злодей с такими же неординарными планами.

Так как шпионские гаджеты являются одной из визитных карточек серии, при рассказе о фильмах я буду рассказывать о экземплярах, замеченных в них. Однако проблема в том, что в первом фильме гаджетов как таковых и нет, как и ставшего культовым персонажа «Q». Всё, что выдают Бонду для задания – это его Walther PPK, также в фильме замечены радиопередатчик, люминесцентные часы и счетчик Гейгера, однако всё это слабо подходит под описание гаджетов, ставших ещё одной визитной карточкой фильмов.

А теперь, не очень плавно, мы перейдем к моим впечатлениям от фильма. Вступительные титры не имеют особой связи с тем, что будет происходить, и смотрятся очень странно, однако, возможно, они пытались отразить атмосферу Ямайки. В целом, фильм мне показался не столько о шпионе, сколько о детективе (с лицензией на убийство, естественно), и он приземленный, по сравнению с тем, что будет происходить в следующих частях. Бонд применяет смекалку и острый ум, чертовски харизматичен и покоряет с первой фразы, покоряет женщин, кидается остротами, умеет быть дружелюбен, а когда доходит до серьезного дела – хладнокровен. И флирт с мисс Манипенни заставляет умиляться.

Фильм выстраивает атмосферу враждебности всего острова к Бонду и показывает, насколько сильна власть Ноу, поскольку его подчиненные скорее готовы умереть, нежели сообщить ему о провале. Мне нравится, что Бонд заранее в невыгодном положении, и ему приходится применять находчивость чтобы выйти победителем, за исключением случая, когда ему просто повезло и традиционной доброты злодея, откладывающего расправу. Главная проблема фильма – скучный злодей, интересный ровно до момента своего появления. Его отличительная черта – это металлические руки, однако интереснее его это не делает. Также, в фильме есть никуда не ведущая сцена, а именно момент с Сильвией Тренч. Чуть позже я узнал, что она задумывалась как подруга Бонда, появляющаяся в каждой части, и она даже появилась в «Из России с любовью», однако менее бесполезной от этого сцена не становится. Также, музыка порой слишком громкая и назойливая.

Но, несмотря на проблемы – они не критичны. Бондиана не претендовала на глубину и серьезность с самого первого фильма, и не стоит подходить к просмотру чрезмерно серьезно. Это хороший приключенческий фильм с харизматичным главным героем и классическим злодеем с нелепым планом. Здесь нет развития персонажа, а концовка классический хэппи энд, где Бонд и девушка уплывают в обнимку, и это круто. Сейчас смотреть его даже веселее, поскольку из-за современного культурного фона, многие элементы фильма знакомы, и то и дело ловишь себя на мысли, что улыбаешься, увидев один из них, или встретив спецэффекты, которые применялись в то время. Из бюджетность добавляет дополнительного шарма фильму.

«Из России с любовью»

Успех первого фильма обрек зрителей на сиквел, появившийся в 1963 году. Режиссером снова выступил Терренс Янг, а в главной роли вновь задействован Шон Коннери. Бюджет увеличили в два раза, а сборы составили 78 миллионов долларов. Многими критиками и зрителями, а также самим Шоном Коннери этот фильм признан лучшим в бондиане.

На этот раз Бонду предстоит отправиться в Стамбул, чтобы добыть шифровальное устройство «Лектор» у Татьяны Романовой. Спектр, а именно Роза Клебб («номер третий») и Кронштейн («номер пятый»), по приказу Ставро Блофельда («номер первый») разработали план по уничтожению Бонда и добыче устройства. В этом фильме мы впервые увидели оружейника «Q», который в будущем будет снабжать Бонда гаджетами, и образ злодея с котом, лицо которого не показывается.

В этот раз у Бонда появился шпионский гаджет, если его можно так назвать. Это кейс, в котором спрятаны раскладная снайперская винтовка, патроны к ней, нож и 50 золотых монет. Кейс снабжён системой защиты, которая срабатывает при неправильном открытии, и выстреливает слезоточивым газом. Также Бонд пользуется пейджером для связи с агентством, детектором жучков и звукозаписывающим устройством, спрятанным в видеокамере. Но не только 007 обзавелся новыми игрушками, у его противников в распоряжении появились часы со струной для удушения и отравленное лезвие, выходящее из ботинка.

В целом, фильм можно назвать правильным сиквелом. Он развил идеи оригинала и стал во всём лучше. Коннери сыграл лучше, у злодеев появилась харизма и они запоминаются, экшен стал богаче, а локации разнообразнее. В этот раз обошлось без несуразного плана, однако это вовсе не минус. Напротив, в этот раз они проявили себя как стратеги, при планировании убийства Бонда, а демонстрация тренировки по устранению агента 007 в начале, сразу нам показывают, что по его следу пустят хищника. Противники Бонда всегда на шаг впереди, и это добавляет напряжения.
Фильм хорош, однако в процессе написания текста я осознал, что сказать о нём мне особо нечего, это образцовый сиквел, где всё лучше, масштабнее, богаче, но на мой взгляд, франшиза ещё не обрела своё лицо. К просмотру рекомендуется. Бонд плывет по Венеции с девушкой, а мы отправляемся к фильму, в котором бондиана обрела своё лицо.

«Голдфингер»

Продолжение не заставило себя долго ждать. «Голдфингер» появился в 1964 году, бюджет составил 3 миллиона долларов, а сборы 124 миллиона. Режиссером выступил Гай Хэмилтон, в роли Бонда всё ещё Шон Коннери.

На этот раз Джеймс Бонд борется со злом в лице международного преступника Голдфингера. Негодяй планирует уничтожить золотой запас США, и таким образом ввергнуть в пучину хаоса все капиталистическое общество. Примечателен тот факт, что это первый фильм, где не упоминается организация «Спектр», и единственный фильм с Шоном Коннери, где организация не упоминается.
Именно этот фильм задал вектор развития франшизы и сформировал ей лицо. Наконец-то у Бонда появились необычные гаджеты, он оформился как полноценный шпион, который может и саботаж устроить, у злодея появился запоминающийся телохранитель и всё это приправлено щепоткой безумия и полёта фантазии.

Из гаджетов у Бонда в этот раз крюк-кошка, маячок для отслеживания местоположения и легендарный Aston Martin DB5, снабженный пуленепробиваемым стеклом, выбросом масла, дымовыми шашками, автоматами и катапультой пассажирского кресла.

Увеличенный бюджет хорошо сказался на общем качестве картины. Экшен стал ещё лучше и разнообразнее. Злодей интересен, а его охранник заставлял меня смеяться, возможно из-за аналогий с одним игровым персонажем. В этот раз Бонд не в столь невыгодном положении, как это бывало обычно, по крайней мере поначалу. Но, естественно, его ловят, пытаются убить самым нелепым и медленным способом, но останавливаются. Понравилось то, что в этот раз на протяжении всего фильма Бонд взаимодействует со злодеем, позволяя ему раскрыться.
В целом данную картину смотреть гораздо веселее, так как экшен сцены стали изобретательнее. Сюжет прост, но интересен, персонажи харизматичны и запоминаются, а концовка не отходит от канонов, и Бонд вновь уходит в закат с девушкой. И просматривая третий фильм, приходит понимание, что структурно всё это напоминает сериалы, где каждая серия – отдельная история, есть некая сквозная линия, коей является «Спектр», и герой в конце всех победит, оставаясь в обнимку с очередной красавицей. Впрочем, речь сейчас о «Голдфингере», и по итогу скажу, что его стоит посмотреть. Отличный, веселый фильм, с интересным экшеном и хорошими спецэффектами, которые становятся лучше от картины к картине.

«Шаровая молния»

Каждый новый фильм зарабатывал больше предыдущего, а потому производство продолжалось. «Шаровая молния» отправилась в прокат в 1965 году. Теренс Янг вернулся к режиссуре, а бюджет в этот раз составил 9 миллионов долларов. Фильм собрал 141 миллион долларов и премию «Оскар» за лучшие спецэффекты.

В четвертом фильме о Джеймсе Бонде, террористы из организации «Спектр» захватывают бомбардировщик с двумя атомными бомбами на борту и угрожают взорвать их, если британское правительство не доставит им алмазов на 100 миллионов фунтов стерлингов.
В этот раз в руках Бонда знакомый по прошлому фильму Aston Martin DB5, реактивный ранец, часы с счетчиком Гейгера, камера, снимающая под водой, карманный дыхательный аппарат, пилюля с передатчиком местоположения, и баллон аквалангиста с турбиной, гарпунами и ракетами.

И вновь, всё в фильме преумножилось и стало лучше, но при этом, порой выглядит как-то нелепо, в частности полет на реактивном ранце. Спецэффекты смотрятся хорошо, а сцены под водой и вовсе отлично, пусть им и не хватает динамики, и последняя битва слишком затянута. Нам показали собрание организации «Спектр», и то, как обращаются с предателями. Бонда в очередной раз пытались устранить нелепым способом – с помощью массажера для спины. Это всё весело, но больше всего меня «зацепил» план «Спектра», с похищением ядерных ракет. В этот раз создатели сумели показать, на что они способны, и это не может не радовать. В целом, фильм хорош, заслуживает внимания и обязателен к просмотру, если предыдущие понравились.

«Живёшь только дважды»

Прибыль всё росла, и вот, в 1967 году, после небольшого перерыва, на экраны выходит новый фильм о похождениях агента 007. Режиссером выступил Льюис Гилберт, в главной роли Шон Коннери, а бюджет составляет 9,5 миллионов долларов.

На этот раз «Спектр» решил рассорить две сверхдержавы и развязать войну с помощью ракеты, которая ловит спутники в космосе. Бонду поручено задание найти виновников до того, как начнется война. Он отправляется в Японию, ведь следы ведут именно туда.

В этот раз 007 получит в своё распоряжения устройство для взлома сейфов, стреляющую сигарету и «Маленькую Нелли», собираемый вертолет, оборудованный пулеметами и ракетами.

Масштабы выросли ещё больше, а Бонд столкнулся с самим «номером один» — любителем кошек, лысым злодеем со шрамом на глазу. Позже именно этот образ Блофельда ляжет в основу персонажа «доктор Зло» из фильмов про Остина Пауэрса. В целом фильм хорош, но при просмотре я то и дело отвлекался от просмотра и чувствовал некую утомленность. Вроде и харизматичный Бонд на месте, и эксцентричный злодей, но в корне своём это тот же самый Бонд, что был в Голдфингере. Как будто кроме масштаба ничего толком не изменилось. Также, не играет на руку тот факт, что сам Бонд – персонаж статичный, в нём нет развития, и в итоге получается, что в третий раз смотришь примерно одно и то же.

Тем не менее, к просмотру рекомендуется, так как Коннери всё так же хорош, и пусть смотрел уже с определенной усталостью, но всё равно по итогу был доволен. К слову, не только у меня было такое чувство. Фильм собрал 111 миллионов долларов. Он окупился, но сумма гораздо меньше, чем была за предыдущий фильм. Стало очевидно, что зрительский интерес начал падать, а Коннери с каждым разом брал всё больший гонорар, а значит, пора встряхнуть франшизу и внести что-то новое в неё. Но об этом в следующей части.

***
А пока хотелось бы провести своего рода промежуточный итог. Коннери смог подарить нам отличный образ харизматичного персонажа, что покоряет своим первым появлением. Следить за его действиями одно удовольствие, пусть порой он ведет себя откровенно странно и, мягко говоря, непрофессионально, к тому же он падок на женщин. Но поразмыслив, я пришел к выводу, что это делает персонажа более интересным, так как это не идеальная машина для выполнения заданий, это человек, профессионал своего дела, не лишенный изъянов. И он частенько острит, не глупо, довольно забавно, часто с игрой слов, которая может пропасть при переводе.
От фильма к фильму видна эволюция, с каждый фильм становится лучше предыдущего. Своеобразным пиком стал «Голдфингер», дальше улучшались лишь спецэффекты. Однако ни один из пяти фильмов я не могу назвать плохим, и от каждого получил удовольствие.
Пишите в комментариях, что думаете о фильмах и какой из них вам нравится больше всего.


Лучшие комментарии

Хм, интересный материал. Только изображения в постерах желательно бы поставить по середине.
Читай также