Здесь героизм и благородство,
Ума и чести здесь господство…
Не помнят мелких здесь поступков,
Глупцов, невежд, их винных кубков,
Здесь мысли мира, вечность здесь,
Все остальное — жизни спесь!
Поближе к огню, дети мои. Сегодня я поведаю вам о великой игре, которая смогла запасть в самое сердце безмерному количеству игроков. Эта игра настолько велика, что о ней до сих пор слагают легенды, а мир Альбион хранит в себе еще сотни или даже тысячи неразгаданных тайн и загадок. Ну что же, готовы ли вы окунуться в пучины моего рассказа про доблестных героев и подлых злодеев или все же вам страшно? В любом случае, я представляю вам нашего сегодняшнего гостя — Fable.
Fable — видеоигра в жанре Action/RPG, разработанная Lionhead Studios и изданная Microsoft Game Studios. Игра была благосклонно встречена критикой, одобрительно отозвавшейся о геймплее и общем качестве игры.
Lionhead была основана в 1997 году Питером Молиньё, Марком Уэбли, Тимом Рэнсом и Стивом Джексоном, но задумывалась ещё раньше, когда Молиньё ещё работал в Bullfrog, удивительном разработчике таких игр для PC, как Populous, Syndicate и Dungeon Keeper. Молиньё продал Bullfrog компании EA и заработал на сделке миллионы.
Fable известна как игра Lionhead под управлением Питера Молиньё, но она была творением Дина и Саймона Картеров, которые работали в Bullfrog, а потом основали свою собственную студию Big Blue Box в Годалминге, графство Сюррей. После подписания договора на участие в схеме студий-сателлитов Lionhead компания Big Blue Box потратила четыре года, почти полностью независимо работая над тем, что постепенно становилось Fable. В то время Microsoft, сама планировавшая выпустить видеоигровую консоль под названием Xbox, влюбилась в эту игру.
Microsoft решила поддержать Fable и опубликовать игру. Компания заключила сделку о стандартном поэтапном финансировании. Все: Lionhead, поклонники Питера, даже руководство Microsoft ждали эту игру, но незадолго до выпуска Fable случилась пара событий, навсегда изменивших судьбу Big Blue Box и Lionhead. Lionhead надеялась выйти на рынок ценных бумаг и потратила на это много денег. Для реализации этого плана Lionhead хотела приобрести как можно больше «собственности», поэтому купила Big Blue Box и Intrepid. План окончился неудачей после обвала рынка ценных бумаг 11 сентября 2001 года. Lionhead, отчаянно нуждаясь в деньгах для поддержания разработки ещё пяти игр для разных издателей, добилась инвестирования от венчурных капиталистов.
Команда Lionhead Studios
Тем временем Fable стала более амбициозной, чем кто-либо мог представить. Поэтому было принято решение о слиянии ядра команды Fable из Big Blue Box с частью Lionhead для завершения игры. Таинственный Project Dimitri, к созданию которого перешло ядро команды разработки Black & White, был отменён. На его место вышла Fable.
После переезда Big Blue Box в Lionhead Microsoft прислала первоклассную команду инженеров и пару продюсеров для помощи в разработке. Технические специалисты трудились над качественной работой Fable на Xbox. Lionhead создавала игру на мощных PC, но у неё были проблемы с высокой частотой кадров на консоли. Microsoft порекомендовала Lionhead нанять продюсеров для упорядочивания хаоса. Луизу Мюррей многие считают важнейшим для выпуска Fable человеком. Без её продюсерской помощи Fable погибла бы ужасной смертью. И вот, в 2004 году Fable увидела свет.
Обложка
Fable обладает простым сюжетом, слаборазвитой веткой второстепенных квестов, которые совершенно не связаны с основной сюжетной линией. К тому же игра получилась очень короткой, около 10 часов игрового времени на прохождение основного квеста. Но все же достоинств у игры Fable больше. Остановимся подробнее на сюжетной линии.
Сюжет игры весьма интересен, а игра устроена таким образом, что заблудиться просто невозможно, указатель постоянно указывает на текущую цель. Так что проблем с прохождением возникнуть не должно. Сюжет игры формально является нелинейным, есть «добрый» и «злой вариант прохождения», определение по этому вопросу производится в некоторых ключевых моментах.
Внимание, спойлеры! Предупрежден, значит вооружен.
Сюжет описан по «доброй» ветке прохождения
Сюжет
Детство
В данной части игры нас знакомят с основными принципами игры и базовым управлением. Нашим заданием является покупка подарка для собственной сестры. После того как мы покупаем конфеты и дарим их сестре, на деревню нападают бандиты и всех убивают. Нас самих спасает некий Мейз и переносит в Гильдию Героев, где наш герой будет проходить обучение.
Главный герой
Юность
В Гильдии нас начинают обучать продвинутому управлению и системе ведения боя. Научат стрелять из лука и пользоваться магией. Если добиться наивысших показателей в каждой из дисциплин, то нам гарантированы подарки. За рукопашный бой подарят катану, за стрельбу из лука – арбалет, за магию – пару бутылок. Затем можно перейти к основной части игры.
Гильдия Героев
Основная часть игры
Экзамены Гильдии
Перед нами лежит очень простая задача – сдать экзамены Гильдии. Для этого нужно победить Мейза. После победы мастер Гильдии расскажет о системе выдачи квестов в игре и научит тратить очки опыта.
После выхода в открытый мир перед нами встают насущные проблемы Альбиона. Для начала нужно победить ос, во главе с их королевой. Затем ждёт определяющее задание — защита фермы от бандитов. Помогаем в защите фермы, после этого нам предстоит бой с Виспер, нашей бывшей напарницей по Гильдии. Побеждаем её, для этого не обязательно её убивать, бой будет происходить не до смерти, во всяком случае не до её смерти.
Поиск прорицательницы
Мейз дает нам надежду на то, что наша сестра выжила после нападения бандитов на деревню, и в этом вопросе нам может помочь прорицательница, которая живёт в лагери бандитов Твинблейда. Не долго думая, отправляемся туда. Там нас ждёт бой с самим Твинблейдом. Далее выясняется, что та самая прорицательница и есть наша сестра, а бандиты, напавшие на нашу родную деревню, лишили её глаз. А Твинблейд ей помог. В лагере мы узнаем, что наша семья особенная связанна с неизвестным артефактом. Сестра попутно наделяет нас особой силой и обещает лучше изучить древние тексты.
Твинблейд
Белый бальверин
Нашим заданием, на сей раз, является спасение деревни от нашествия оборотней. Вся соль заключается в том, что оборотней зазывает белый оборотень, которого и надо убить. Староста деревни советует поговорить с женой охотника, который охотился на оборотней, но недавно пропал. Жена охотника расскажет о том, что этот бальверин и является её мужем. Затем нам нужно окончательно покончить с белым оборотнем, который притаился на озере, которое расположено неподалёку от деревни.
Белый оборотень
Арена
Теперь наш герой стал достаточно знаменитым, чтобы принять участие в битве на арене. Вскоре после первых раундов к нам в компанию присоединится Виспер, ещё не забыли кто это такая? С ней мы уничтожаем всех врагов. После этого гость соревнований Джек Блейд намекнёт, что приз на арене один и победитель будет один. Виспер с этим утверждением согласится и предложит нам устроить показательную дуэль, но она не забудет также упомянуть, что бой идёт не до смерти. После победы над Виспер, тот же старина Джек скажет, что если мы убьем Виспер, то получим особый приз, сама Виспер от данного предложения будет явно не восторге. Но мы выбираем путь Света и просто уходим с арены, ведь всё равно мы стали победителем арены, да ещё и старого друга не убьем. После победы на арене Джек Блейд расскажет нам о матери. Она была не простой крестьянкой, а знаменитой героиней, грозой оборотней. Она тоже была победителем арены, но после налёта на деревню умерла. На самом же деле она жива, но об этом нам станет известно намного позднее.
Арена
Археолог
Мы узнаём о том, что археолог, друг Мейза, что-то нашёл и теперь его жизнь в опасности, что подтверждается тем, что он исчез. Археолог прячется за Демонской дверью. Необходимо назвать имя демона, чтобы открыть дверь. Для этого нужно выбить имя на магических камнях. Открываем дверь, находим там археолога, он нам рассказывает, что наша мать жива, а затем убегает.
Археолог
Спасение матери
Мы узнаём, что наша мать жива, и находится в тюрьме, о потайном входе знает тот самый археолог, который уже успел загреметь в тюрьму города, по подозрению в шизофрении. Прибегаем туда, а его выкрали подручные Джека Блейда. Нам необходимо за определённое время его спасти, что сделать достаточно легко. От него мы узнаём, что вход в тюрьму лежит через кладбище Личвуд. Нам туда. Проход лежит через Демонскую дверь, но та упорно не желает открываться, идём к смотрителю кладбища и видим, что он разговаривает со скупщиком краденого. Из их разговора мы узнаём, что он разграбил склеп Нестора и его доспехи раскидал по всему кладбищу. Затем просим его открыть ворота, затем исследуем кладбище и находим склеп Нестора. Нужно собрать все части доспеха Нестора и принести их к нему в склеп. За то, что мы помогли Нестору, Демонская дверь открывается. В катакомбах находим мать героя и направляемся к выходу, но тут нас ловят прихвостни Джека Блейда с ним во главе. Итого, мы оказываемся в камере, из которой позже сбегаем вместе с матерью главного героя.
Мать главного героя по прозвищу «Алая Мантия»
Меч Веков и первая битва с Джеком Блейдом
Тут начинается самое интересное. Всё дело было затеяно из-за Меча Веков. А вся наша семья связана с этим мечом особой связью и Джек Блейд хочет заполучить меч. В подвале Гильдии нас ждёт битва с Блейдом. Он убивает нашу мать и получает меч. После битвы перед нами появляется выбор: мы можем убить сестру и завладеть мечом или выкинуть его в бездну. После этого мультик повествует о том, что мы стали великим героем, слава наша не знает границ, Гильдию починили и всё в мире теперь хорошо, но это лишь видимость…
Джек Блейд
Слеза Аво
Гильдия Героев получает сообщение от своего агента на Заброшенном берегу. Он сообщает о том, что там начинают собираться тёмные силы, что вызывает необходимость отправится туда. Отправляют самого сильного героя, то есть нас. Но для путешествия на Заброшенный остров необходимо воспользоваться кораблём призраков, который призывается с помощью маяка, но для этого нужно воспользоваться Огненным сердцем. Но для начала нам нужен хороший меч, ведь не бить же врагов голыми руками. Мастер Гильдии упоминает о том, что Мейз искал в Гильдии знаменитый меч – Слезу Аво, но так и не смог найти. Так как Мейз уже убит, как предатель, то можно смело идти в его комнату. Там в шкафу мы узнаем о том, что для получения меча достаточно прочесть манускрипт рядом с пустой могилой героя во дворе Гильдии. Сам Мейз проделал данную процедуру, но меч ему не достался, так как меч будет дарован только героям с добрым сердцем. Мы как раз и являемся такими. Идём к пустой могиле и читаем свиток, прихваченный из комнаты Мейза. Теперь в наших руках меч – Слеза Аво. С таким оружием можно смело идти дальше, не обращая особого внимания на врагов, ведь их дни уже сочтены. Теперь нам нужно заполучить Огненное сердце – священный артефакт.
Слеза Аво
Заброшенный берег и Огненное сердце
Огненное сердце находится за Демонской дверью во дворе Гильдии. Но его оберегают хранители – небольшие гномы. Для получения сердца нужно либо всех гномов убить, либо спасти. Ну, мы их, конечно, спасём. Для этого нужно выиграть 5 логических партий, где за небольшое время нужно окрасить все кубики либо знаками Солнца (спасение хранителей), либо знаками Луны (убийство хранителей). Получаем Огненное сердце вкупе с благодарностью хранителей за спасение. Направляем свои ступы к маяку на берегу. В городе явно неспокойно – духи и подобная нежить хочет нам помешать. Устанавливаем сердце на маяке и защищаем его от призывателей, которые пытаются уничтожить сердце. Затем отправляемся на Заброшенный берег на корабле призраков.
Пророки Огненного сердца
Оракул
Добравшись до заснеженных берегов отправляемся в местный город, где нас ожидает агент Гильдии. От агента мы узнаём, что он охранял Оракула от Блейда, но теперь нам нужна помощь оракула, для этого отправляемся в Некрополь.
Возвращаемся в город и узнаём, что Блейд замыслил что-то плохое, ведь его душа осталась живой. А его маска используется для ловли душ.
Оракул
Бронзовые врата и души героев
Выясняется, что Блейд переродился и хочет возглавить армию нежити, но мы ему должны помешать, то есть убить. Он находится за магическими бронзовыми вратами, для открытия которых нужно собрать 3 души.
После сбора трех душ, ворота из бронзы открыты. Джек злобно смеётся, ибо мы помогли ему освободиться, но смеётся он зря.
Бронзовые врата
Битва с Блейдом
Блейд в последней схватке предстаёт в виде чёрного дракона… Ему будут помогать призванные существа, но его это явно не спасает. И вот враг повержен, но игра не закончена. Сила Блейда заключалась в маске. И вот Мастер Гильдии советует нам её разрушить, маска напротив настоятельно советует её надеть. Не поддавшись злым языкам, мы разрушаем маску, и на этом игра заканчивается.
Битва с Джеком Блейдом
Геймплей
В игре мы управляем главным героем от третьего лица. Герой может взаимодействовать с объектами и другими персонажами. Во время сражений он может использовать оружие как ближнего, так и дальнего боя, а также магические заклинания. Также в игре есть боевой множитель. С увеличением множителя увеличивается количество получаемого опыта. При получении урона боевой множитель значительно уменьшается.
Помимо совершения героических подвигов, герой может заняться поиском кладов или сесть на берегу озера и поудить рыбу. Процесс вылавливания рыбы представлен в виде мини-игры. Также игроку представляется возможность поучаствовать в чемпионате по рыбной ловле, где можно выиграть чемпионскую удочку. Кроме рыбы, в местах где вода пузырится, вылавливаются деньги, зелья и серебряные ключи. Можно попробовать себя в кулачных боях и, выигрывая поединки в одном городе за другим, выиграть чемпионское звание.
Рыбалка
Также по всему Альбиону спрятаны ключи в разных регионах. С их помощью можно открыть специальные сундуки, в которых находятся ценные вещи. Чем больше нужно ключей, чтобы открыть сундук, тем более ценная вещь находится в нём. Всего таких ключей имеется тридцать. После открытия сундука они остаются, их можно будет использовать и для других сундуков.
Сундук
Передвижение между локациями происходит путем телепортации либо с помощью портала из Гильдии Героев, либо с помощью медальона, который герой носит всегда с собой.
Особенности игры
Выбор темной или светлой стороны
Во время игры герой попадает в ситуации, где нужно принимать нравственный выбор. Приверженность одной из сторон влияет на прокачку способностей, на внешний вид героя и имеет незначительные последствия в дальнейшем.
Действия героя приносят ему очки за плохие и хорошие поступки. Убийство монстров или спасение крестьян прибавит очков в хорошую сторону. Совершение злодеяний, убийство невинных жертв, развод с супругой добавят вам очков зла. Это оказывает влияние не только на взаимодействие с другими персонажами, но и на внешний вид героя. У героя с высоким показателем очков в сторону добра постепенно появляется нимб над головой, вокруг него летают бабочки и волосы светлеют. У злого героя вырастают рога, от ног исходит красный дым, вокруг кружатся мухи, светятся красные глаза, также сдвигается линия волос.
Выбор стороны
Персонализация и кастомизация
Также, не мало важной особенностью игры считается полная персонализация персонажа — практически всё, что он делает, влияет на него в определённой мере. Например, обжорство приводит к ожирению; От повреждений в бою появляются шрамы; Избыточное пьянство приводит к морской болезни и тошноте. Метод сражения также оказывает влияние на навыки героя: воин, использующий тяжёлое оружие, наращивает мышцы и телосложение, стрелок становится худым и высоким, у мага светятся ладони и могут проявиться голубые узоры.
Любая одежда, которую приобретает персонаж, будет влиять на игровые показатели. Его можно дополнительно персонализировать через различные карточки причёсок, бород и татуировок, которые дают широкий спектр внешних изменений. Одежда, причёска и татуировки персонажа влияют на отношение к нему неигровых персонажей.
Как я написал выше, выбор стороны также влияет на внешний вид персонажа: коль ты добрый, то будешь весь светиться, а над головой твоей будет нимб; А коль ты плохой, то и носи рога адские да кожу темную.
Главный герой
Мир игры
Мир сам по себе не такой большой, как может показаться. Пускай он насчитывает в себе 79 локаций, однако, линейность самой игры не создает атмосферу живого и огромного мира. Из-за своей скромной площади игра не может похвастаться завораживающими пейзажами и густонаселенными городами.
Альбион
Также печалит факт наличия малового количества существ, которые населяют — их всего 14: арахноксы, оборотни, бандиты, банши, нежить, осы, нимфы, ледяные оборотни, скорпионы, кракен, призывающие, миньоны, хоббы и тролли. Да, для некоторых монстров нужен свой «особый подход», но выражается это только с положения, из которого нужно нанести удар.
Хоббы
Но вот что удалось игре на славу, так это Демонические двери. Они являются одним из самых загадочных явлений в мире Альбиона. Непонятно, каким образом они образовались, и что происходит с ними после открытия. Существа ли это или же наделённые разумом предметы. Они могут чувствовать, обладают памятью, а самое главное, охраняют входы в локации с какими бы то ни было ценными предметами. Для того, чтобы дверь пропустила вас, вы должны выполнить одно условие, которое эта дверь перед вами ставит. В игре дверей всего 15, каждая из их требует к себе особый подход. Это может быть банальным наличием определенного предмета с собой, а может быть чем-то необычным. Например, для того чтобы одна из дверей открылась, вам необходим большой опыт в интимных отношениях, а именно — 10 раз заняться сексом с женщинами.
Демоническая дверь
Персонажи
Главный герой
Герой Оуквэйла, так же известный как Курощуп (прозвище можно сменить по усмотрению игрока), является главным героем Fable. Он единственный играбельный персонаж в этих играх. Его настоящее имя никогда прямо не упоминается в играх, он часто упоминается как «Герой» или просто «Парень».
Герой родился в небольшой деревне Оуквэйл в семье лесоруба. Его мать была Героиней по прозвищу «Алая Мантия», однако, после тяжёлого сражения с оборотнями лесоруб Бром нашёл её израненной в лесу, выходил и женился на ней, и она оставила прежнюю жизнь. На момент начала игры ни Герой, ни его сестра Тереза не знают правды об их матери.
Главный герой
Наставник
Старый и мудрый, Наставник — один из старейших жителей Альбиона, Мастер Гильдии известен, скорее, как чиновник, нежели авантюрист. Однако так было не всегда. В молодости, когда он носил имя Ткач, как рассказывает Оракул, он организовал восстание против нового режима Гильдии. Режим этот подразумевал обучение исключительно добрым качествам. После этого короткого, но кровавого восстания, Жнец предложил Ткача на пост Мастера Гильдии. Именно Жнец, несмотря ни на что, разглядел в нём спокойствие и беспристрастие. Став Мастером, Ткач заслужил уважение учеников и героев, а также самого Мэйза.
Наставник
Мэйз
Мэйз — старый могущественный маг, по праву носящий титул Главы Гильдии. Именно Мэйз становится первым из героев, кого Герой Оуквэйла узнаёт в игре. Именно он спасает маленького Героя от бандитов во время набега на Оуквейл и забирает его на обучение в Гильдию. Мэйз всё время помогает Герою и даже заменяет ему отца. Именно Мэйз всё время подталкивает Героя на поиски оставшихся членов семьи и рассказывает об их судьбе. Однако причиной всего этого служила вовсе не привязанность Мэйза к Герою, а его служение Джеку Блейду, человеку, который сжёг Оуквейл и убил отца Героя.
Мэйз
Джек Блейд
Более чем достойный Богов и Демонов, таких как Скорм и Аво, Джек мог легко уничтожить любого, кто стоял на его пути. Он широко известен как самый старый и самый сильный из героев, а так же как самый злой и ужасный. Герой в конечном счете узнает, что именно Джек разрушил его родную деревню Оуквейл и убил его отца. Джек ищет власть Меча Веков, который может быть активизирован только наследником Архона, коим и является главный Герой. Как только он использует Мэйза, чтобы получить ключ, благодаря которому можно будет отпереть меч, Джек осаждает Гильдию, поджигает её и почти убивает Наставника. После того, как Меч Веков оказывается у Джека, он убивает мать Героя и участвует в эпическом сражении, где он почти побеждает Героя, но в конечном итоге проигрывает, несмотря на свою божественную и демоническую власть, таким образом, заканчивая игру.
Джек Блейд
Жизнь после
В 2014-м вышел ремастер Fable — сначала на Xbox 360, а потом и на PC. В сущности, ничего нового в игру 2005 года он не привнес, кроме улучшенной графики и обновленного интерфейса. Другими словами, HD-переиздание справилось со своей задачей: обеспечило старую игру новой оберткой, сохранив, как водится, и топорную анимацию, и неудобное меню персонажа, и ограниченные локации.
А вот на что действительно приятно было посмотреть в ремастированной версии, так это на полностью переработанное окружение. Четкие текстуры в высоком разрешении и улучшенное освещение сделали Альбион воистину прекрасным! Видимо, таким его и задумывали авторы с самого начала.
Твинблейд
К сожалению, излишний реализм не пошел Fable на пользу. Из сказки с мультяшными героями и постановочными декорациями она превратилась внешне в средненький ролевой экшен, пускай и с довольно симпатичной картинкой.
Вывод
Что ни говори, а Fable подкупала своей сказочной атмосферой. Игра за личность, что постоянно трансформируется под твоим влиянием, — само по себе развлечение не на один час. Но, когда интересный сеттинг сочетается с нескучными заданиями и классическим английским юмором, получается не просто хорошая, но единственная в своем роде игра.
И пусть деревья так и не стали расти в реальном времени — первая Fable привнесла в жанр ролевого экшена что-то свое.
Всем за спасибо за то, что прочитали (я надеюсь на это). Это первая моя масштабная работа, так что, приветствуется критика в любых объемах.
Лучшие комментарии
НО
Ты назвал меня ребёнком и пригласил к костру… держи плюс ТТ_ТТ И зефиркой угости, если есть.
рекомендуемых обучалка есть) или разделил бы полосой. А может и подчеркнул бы ей, если смотреться будет.