Fell Seal Arbiter's Mark, Final Fantasy: Tactics, Tactics Ogre, Ogre Battle.
Остальным просто предлагаю комментировать игру, её обзор и жанр фэнтезийной тактики вообще.
Слухи об отсутствии стратегий и тактики на консолях сильно преувеличены. Хотя понятно, что управлять множеством войск с геймпада не так сподручно как мышью. Но в случае с пошаговыми играми неудобства не так критичны, тем более если и войск на поле боя не так уж много. Не удивительно, что уже в 1995 году на Super Nintendo вышла Tactics Ogre, ставшая среди любителей жанра весьма популярной.
Эта игра была «тактическим ответвлением» серии Ogre Battle, игры которой во многом напоминали King’s Bounty с героем путешествовавшим по глобальной карте и вступавшем в тактические битвы во главе армии наёмных существ.
В TO же, свободное перемещение по карте было заменено на маршрут из городов и крепостей (правда на определённом этапе разветвлявшийся), где каждую локацию надо было «отвоевать», выполнив задание в тактической миссии.
Состав армии тоже несколько изменился. Главную роль в сражении стали играть ключевые персонажи игры, которые не только прокачивались по мере прохождения, но и участвовали в кат-сценах, раскрывающих сюжет игры. Довольно не хилый сюжет, кстати, для консольной игры 90-го — с интригами, драмой, мрачным миром Дж.Мартин курит.
Через два года после Tactics Ogre, на PlayStation вышла Final Fantasy Tactics, по геймплею очень сильно напоминавшая её. И не спроста — над FFT работали создатели TO, доработавшие свои идеи и соединившие их с наработками самой Final Fantasy (в первую очередь речь о системе профессий).
К чему вся эта преамбула про консольную пошаговую тактику? Всё дело в том, что разработчики Fell Seal: Arbiter’s Mark как раз и вдохновлялись Final Fantasy Tactics и Tactics Ogre. О чём не преминули объявить на своём сайте, явно рассчитывая на ностальгирующих фанатов. И знаете, что? Расчёт, похоже, оправдался — во всяком случае в положительных обзорах Steam игроки то и дело признаются в тёплых чувствах к обеим играм-прототипам.
Впрочем, сама Arbiter’s Mark на данный момент выглядит несколько попроще предшественниц. Её миссии проходятся по порядку и лишь в одном месте «маршрут» разветвляется, позволяя получить дополнительную миссию и дополнительного бойца (если победите). Есть ещё, правда, «особые события», но они представляют из себя лишь кат-сцены с диалогами и ничего более (о сюжете игры чуть ниже).
Хотя сами миссии вполне разнообразны. Уничтожение врагов или только их лидера, задание продержаться несколько ходов, необходимость защитить одного или нескольких персонажей. И при этом ещё нужно учитывать особенности поля боя, где бывают и клетки, телепортирующие персонажей, и сундуки с сокровищами и прочие секреты. К счастью, если вы что-то не успели забрать, даже после победы можно выбрать опцию «патрулировать» и вы сможете повторить попытку. Разумеется в новом бою правила будут более стандартные, но кого удивит гринд в японских RPG?
Да, как и у предшественниц в Arbiter’s Mark присутствуют элементы данного жанра. По ходу игры вы доберётесь до новых магазинов с улучшенной экипировкой. А в бою за каждое успешное действие персонажи будут получать опыт и Очки Способностей. Опыт повышает уровень персонажей, как таковой. А ОС необходимы для прокачки «классов».
Класс в Fell Seal не задан жёстко, он как профессия. Вы можете сменить его у каждого персонажа в любое время (кроме боя). После чего он (или она) получат способности этого класса (по крайней мере те, которые вы разблокировали). Более того, если ваш боец уже освоил некоторые умения другого класса, то он тоже может использовать и их.
Хотя и с ограничениями. Вы можете применять все разблокированные способности одного дополнительного класса. Пассивные способности чужих классов можно «экипировать» только две (но не обязательно одного класса. «Ответная» способность, которая активируется автоматически, когда боец получает урон.
Так что система достаточно гибка и сбалансирована. Вы можете добавить воину заклинания боевого мага, плюс способность восстанавливать ману при ходьбе (которая принадлежит к прокачке целителя) и повышенный шанс критического урона (от ассассина), а отвечать на чужую атаку он будет, допустим, собственным ускорением.
Хотя я может просто пока не нашёл каких-то имбовых конфигураций. Ведь прокачка в данном случае получается довольно затянутой. Надо открыть достаточное количество способностей стартовых классов чтобы получить доступ к другим классам. Затем назначить героям (или наёмным персонажам, которых вы можете купить в некоторых городах) эти новые классы и прокачать их для получения доступа к ещё классам. И так далее. Впрочем, если вы ограничитесь наборами старта или первой итерации, особо возится не придётся.
Кстати, есть несколько классов, доступных только героям.
Тактического простора в игре также немало. Урон от атак можно увеличить, нападая на бойцов с фланга и со спины. А чтобы прикрыть свои тылы следует использовать рельеф местности. Только помните об атаках сдвигающих цель. Падение с обрыва нанесёт огромное количество повреждений. А если внизу река и персонаж принадлежит к классу не умеющему плавать — смерти не избежать.
Ну, может не смерти… Побеждённый герой или наёмник остаются в отряде, только получают серьёзное ранение, которое сильно снижает их характеристики. Учитывая, что в бою можно выставить только ограниченное число союзников (как правило 5-6), то раненому логично переждать бой на скамейке запасных (после чего рана затянется и параметры вернутся в норму).
В общем, геймплей игры мне в целом понравился. Хотя над интерфейсом стоило бы ещё поработать. На некоторых картах не всегда видна зона, куда может ходить выбранный боец. Впрочем, может и правда поработают. Ведь добавили же недавно полноценную справку по правилам игры, способностям и прочему — очень полезная вещь.
Хуже дела обстоят с сюжетом. История о коррупции в Совете Бессмертных, правящем в мире игры после победы над монстром апокалиптических пропорций, может завлечь парой тайн. Однако на проверку злодеи, проявляющиеся к середине игры, ведут себя слишком уж шаблонно. И героям (не говоря уже об игроке) становится понятно совершенно сразу, кто есть кто. Правда разработчики обещают что-то этакое ближе к концу кампании (которая пока в общем-то и не готова), но лично мне в «вот это поворот», который исправит и объяснит все шероховатости, верится с трудом.
Самый первый антагонист — вообще полный идиот. Но с другой стороны он всё-таки пешка.
Плюс, даже если история и выправится к концу, это не изменит того факта что и положительные герои прописаны весьма бледно. Вершительница Кайри, добросовестно следящая за соблюдением законов, отправляется в паломничество чтобы присоединится к Совету Бессмертных, веря что может принести туда справедливость и остановить коррупцию. Её друг детства Рейнер, её помощник, помогает Кайри в этом нелёгком деле. Анадин, вершительница-на-испытательном-сроке, тоже помогает, попутно усваивая законы и премудрость Вершителей (честно говоря я так и не понял чем локализаторов не устроило слово Арбитр). Все трое демонстрируют прямо-таки по-пионерски правильные характеры. И увы, это не делает их интереснее.
Мир, кстати говоря, тоже не слишком вызывает интерес. Да, есть пара нечеловеческих рас, но их житьё-бытьё проявляет себя только ближе к середине игры. И политическая ситуация в коррупцией, которая открывается Кайри совершенно неожиданно, выглядит несколько наиграно.
Вся надежда лишь на то, что ближе к релизу разработчики пропишут мир и персонажей получше. Ведь именно для этого и добавили дополнительные сцены. И уже изменили по крайней мере один диалог в более осмысленную сторону. Так что шансы у истории есть.
В общем, фанатам консольных тактик игру определённо стоит взять на заметку. А может и купить, чтобы принять участие в бета-тесте развитии проекта. Пусть разработчиков у игры всего двое — они явно стараются. И Fell Seal: Arbiter’s Mark уже возвышается над большинством инди-проектов. Достигнет ли она уровня достойного преемника или лишь нишевого продукта для ностальгирующих — покажет только время.
P.S. Напоследок отмечу, что игру взялась издавать 1С. Они уже даже перевели её на русский и качество перевода в целом приемлемое.
Страничка игры в Steam здесь!