21 декабря 2018 21.12.18 1 2200

Suikoden. Вы не будете в неё играть

+12
 

Есть такой кинофильм «Токийская повесть» 1953 года. Снял его глубоко почитаемый у себя на родине в Японии режиссёр Ясудзиро Одзу. Если вы прочитаете рецензию Роджера Эберта на этот фильм, то зацепитесь за следующую строчку: «Это один из величайших фильмов в истории кинематографа». Он не одинок в этом мнении. С ним согласились более чем сотня известных кинематографистов из разных стран. Можно даже сказать, что «если вы не смотрели этот фильм, то вы в кино не разбираетесь и ничего в нём не понимаете». Передайте это, сами знаете кому. Вы передайте им. Я не могу. Я на них обиделся. Но если вы посмотрите этот фильм сами, то вы не найдете в нём ничего особенно. Скорее всего, вы скажете, что он унылый. Я уверен, что вы именно так и скажете.

Так к чему это я веду? Suikoden похожа на «Токийскую повесть». Она тоже рассказывает простую историю. Она не пытается выдавить из вас эмоции, а хочет поделиться эмоциями персонажей с вами. Suikoden тоже рассказывает о семейных взаимоотношениях, о непонимании между старшим поколением и младшим. Игра затрагивает много разных тем. Как «Токийская повесть», она поэтична, грустна и красива. Но вас она не заинтересует. Здесь нет уникального сеттинга. Здесь нет шуток ниже пояса как в Саус Парке Палка Истины (к этому мы ещё вернемся в конце рецензии). Как сказал Максим Солодилов, цитирую его слова: «Если игре нечем зацепить тебя в первый час, то она говно». Suikoden нечем зацепить вас в первый час, как и «Токийской повести» нечем зацепить вас в первые двадцать — тридцать минут.

Я не знаю, кому я всё это рассказываю. Я прекрасно понимаю, что Suikoden никому из вас не интересна. Но раз уж начал рассказывать, то нужно закончить.

В игре есть такой момент, когда главный герой уговаривает брата погибшего лидера армии повстанцев, — девушки по имени Одесса, — вступить в свои ряды. Он говорит: «Это не просто очередная война» На что тот ему отвечает: «Поверь мне на слово. Я прожил больше твоего. Все войны одинаковы. Много людей погибнет. Твои друзья могут погибнуть. Кого-то из них может постигнуть такая участь. Жены будут оплакивать своих мужей. И всё это ради чего? Мир не изменится». Конечно, он окажется прав. Для этого не нужно быть гадалкой и уметь предсказывать будущее.

История начинается с того, что великий полководец Тео Макдол представляет своего сына на аудиенции императора Барбароса. Мы играем за его сына и беспрекословно принимаем предложение служить в имперской армии. После приёма отец даёт своему сыну несколько полезных советов и желает хорошей службы у императора, а сам отправляется защищать Северную Границу Империи Алой Луны. Присматривать за своим сыном он поручает четырём преданным друзьям семьи: парням Теду, Гремио, Пану и девушке Клео. Мы готовимся к славной службе во имя его величества, но не тут то было. Наши дела с самого начала как-то не задаются. Сперва наш наставник оказывается коррумпированным подлецом, после того как мы узнаём, что людей в городах обкладывают непомерно высокими налогами. Затем к нам в руки попадает одна из 27 истинных рун, определяющих мироздание и способная менять судьбы людей. Она называется Soul Eater (Пожиратель душ). Новая избранница Барбаросы, злая волшебница Уинди, уже давно ищёт её для того, чтобы заполучить себе. Её носитель, наш верный друг с детства по имени Тед, становится самым разыскиваемым преступником и перед тем как попасть под стражу, отдаёт её главному герою.

И вот мы, бежав из столицы Империи Алой Луны, попадаем в ряды армии повстанцев, обустраиваем свой собственный замок и ищём 108 звёзд судьбы, чтобы изменить концовку игры (т.е. свою судьбу). Самое главное – в ходе приключения мы помогаем главному герою подготовиться к встрече со своим отцом, который становится нашим врагом, поскольку он очень предан императору Барбароссе и не терпит предателей, коим он теперь считает своего сына. Полководец Тео Макдол видит в нём позор семьи. Грязное пятно на своей репутации, от которого нужно во что бы то ни стало избавиться.

Что делает ролевую игру запоминающейся и может сделать её культовой? Правильный ответ – хорошая история. И с этим у Suikoden всё в порядке. То, что вы прочитали, первые три часа игры. Дальше будет больше. История очень интересная и захватывающая. Игра вместо того, чтобы рассказывать типичную сказку о спасении мира, фокусируется на человеческих отношениях и ставит главного героя перед сложными дилеммами. Ей удаётся передать игрокам чувства этого обычного молодого парня, на плечи которого выпала тяжелая ноша.

Вкратце о лоре игры. Вышеупомянутые 108 звёзд судьбы – это персонажи, связанные с 108 духами созвездий. Почему 108? 108 это идеальное число, священное число в буддизме. Оно даёт силу, помогает сохранить равновесие и пережить все невзгоды. Искать этих персонажей, пожалуй, самая интересная часть геймплея. В первой Suikoden собрать всех не составляет большого труда, но «звёзды» очень разношерстные и большую часть из них я даже каким-то образом запомнил по именам.

Я сейчас прохожу игрушку Sleeping Dogs. Она неплохая. Занятненькая такая. Это такой клон GTA, где события игры разворачиваются в Гонконге, а главный герой владеет восточными единоборствами, раскидывая врагов как Джеки Чан. Действующих лиц непосредственно участвующих в сюжете игры насчитывается около двадцати. Из них я в лучшем случае запомнил двух-трёх. Но они трёхмерные, графонистые такие, ну вы поняли. Suikoden я прошёл месяц назад или около того. Там сотня с чём то персонажей. Но я до сих пор помню большую часть из них! Как их зовут. С кем они дружат. Как они выглядят. Чем занимаются. У кого скверный характер, а у кого наоборот дружелюбный. Как это работает? – Я не знаю.

Эй, да какой из тебя русский? Где МА-ТРЁЩ-КА? Балалай-Ка? Вод-Ка? Медведь, в конце концов. А нет, погодите, Suikoden хорошая игра, здесь нет тупых стереотипов. … Но вы в неё всё равно играть не будете.

События Suikoden происходят как бы в альтернативной фэнтези версии Древнего Китая. Точнее на территории Китая и России, но точно сказать сложно. Некоторые города в игре носят русские названия, а один персонаж в игре русский! Художник! Он рисует арт игры с обложки японского издания и вы можете помочь ему в этом. Для этого ему понадобятся разные цвета красок, разбросанные по всему миру. Вообщем то ничего особенного, просто одна из необязательных активностей в игре.

Suikoden это классическая традиционная JRPG с пошаговыми боями. Её создатель Ёситака Мураяма изначально планировал сделать игру именно такой, какая она есть. Он хотел, чтобы она была похожа на классику типа Dragon Quest и Final Fantasy (классические итерации этих сериалов), только более приземленную и с огромным количеством персонажей. Но, как он сам об этом рассказывал, все свои смелые идеи он отложил до второй части. Поэтому первая Suikoden получилась такой скромной и небольшой по продолжительности.

К слову о продолжительности …

Suikoden это, пожалуй, самая короткая ролевая игра из всех, в которые я когда-либо играл. После второй, она мне показалась даже очень короткой. Suikoden проходится за 15 часов. Ты почти всегда знаешь, куда тебе идти. Особо гриндить не надо, даже перед финальным боссом. И 108 звёзд вместо того, чтобы «прятаться» как это было во второй, чуть ли не сами бегут к тебе в объятия. Ну, может быть кроме двух-трёх из них, но это скорее исключение.

По поводу повышения уровня и прогресса перонажей в Suikoden. Картинка выше. Когда происходит рандом энкаунтер (random encounters) у вас может быть вариант Run или Let’s go. Run это шанс убежать от противника. У вас маленький уровень, вам надо прокачиваться – как бы говорит вам игра. Let’s go — «отпустить противника». То есть вы уже прокачались, драться не обязательно, и врагов своих вы можете «пожалеть» и пройти мимо. Так вот, чтобы Run поменялся на Let’s go, например, когда ты идёшь к боссу, нужно поучаствовать примерно в 8-10 случайных стычках с врагами. Согласитесь, это немного. Все остальные можно игнорировать. Есть смысл драться, только если ради внутриигровой валюты или выпадающих редких предметов.

Первая Suikoden довольно лёгкая игра. Я не уверен, хорошо это или плохо, если честно. С одной стороны, её можно порекомендовать новичку или тому, кто хочет пройти хотя бы одну JRPG для галочки. С другой стороны здесь почти нет как такового челленджа. Я имею в виду серьезного челленджа, как это было в сиквеле.

Если продолжать сравнение со второй игрой, то в первой меньше мини-игр, нет побочных квестов и мало моментов, где выбор игрока на что-то влияет. Такая игровая особенность как Player Choice в JRPG встречается редко, насколько я знаю. Поправьте меня, если я ошибаюсь. В Suikoden 2 было несколько моментов, где ты такой «Ух ты! Мой выбор действительно на что-то повлиял» Например, можно было получить альтернативный ход событий в середине игры. В первой Suikoden Player Choice, который действительно на что-то влияет, встречается только один раз за всю игру, в одном моменте. Всё остальное время — это иллюзия выбора. Но у неё такой хороший сценарий, что это нисколечко меня не расстроило. Персонажи яркие и запоминающиеся. Диалоги написаны с умом и в каждый из них вложена частичка души автора. Для JRPG 95 года реализация такой игровой особенности как Player Choice пусть даже и в таком виде – это всё равно очень круто.

Графика и сейчас хорошая. На игру приятно смотреть. Может быть сейчас такой пиксель арт смотрится старомодно, но в этом есть свой шарм. Художники из Konami старались больше использовать мягкие цвета, поэтому картинка не режет глаза, а наоборот даже успокаивает. Они очень хорошо поработали над спрайтовыми модельками героев. В диалоговых окошках у каждого них есть портреты, нарисованные как будто кистью на холсте. Это очень стильное визуальное решение. Задники в игре нарисованы изумительно (они просто чудесные, правда!). Вполне возможно некоторые из этих пейзажей были срисованы с настоящих мест.

Когда начинается большая битва между двумя войсками — это выглядит довольно эпично. Нет, серьезно. Конечно, вот эти маленькие бегающие человечки покажутся вам забавными. Они такие и есть. Человечки ещё так потешно кричат: Уря! Победя! И музыка такая: Тю-ру-тю-тю-рю! Но когда ты вовлечен в игру, это воспринимается иначе.

Звуки и музыка хороши, но в сиквеле было лучше по моему скромному мнению. Мелодии, которые вы слышите в городах и во время ключевых сюжетных событий очень похожи на те, которые вы, наверное, могли бы услышать, если бы вы каким-то чудом попали в Древний Китай. Они очень тематические и помогают создать нужную атмосферу для игры.

Это очень хорошая игра. Да, она, слабее, чем её сиквел, но всё равно выразительная. Коротенькая, но кто-то найдет в этом скорее её достоинство, чем недостаток. У неё приятный арт-стиль, отличный саундтрек и совсем не глупая история.

В 2016 появились первые слухи о том, что Konami собираются сделать Suikoden 6. Ёситака Мураяма сказал в открытом письме фанатам: «Я с удовольствием приму участие, если меня пригласят». Эта новость прошла мимо вас, так же как и меня, потому что это никому не интересно.

А в сентябре 2017 американский геймдизайнер Уоррен Спектор признался, что ему не нравятся JRPG. Как выразился один человек в комментариях на Stopgame: JRPG хромой и убогий брат RPG. Вот и Уоррен думает о жанре точно так же. Ну не понимает он его. Но Suikoden он назвал клёвой игрушкой. Одной из своих любимых. Она заставила задуматься его о семье, о личной жизни, о своих близких. И, что самое интересное, она подкинула ему пару идей для его тогда ещё только разрабатывающейся игры — Deus Ex.

Уоррен Спектор сказал следующие слова, цитирую: «Есть две игры, которые оказали на меня самое большое влияние в моей жизни. На первом месте Ultima IV. На втором Suikoden от компании Konami.» По его словам он пробовал играть в другие JRPG, но ни одна из них не запомнилась ему так, как эта.

Его признание в любви к этой японской ролевой игре прокомментировало 4 человека. А знаете, сколько людей прокомментировало признание в любви Роджера Эберта к кинофильму Ясудзиро Одзу? 13 человек. Почему так? Потому что это никому не интересно.

Как сказал Василий Гальперов: «Вот Саус Парк Палка Истины – это игра так игра, а Suikoden — бе» После этих слов, я сразу вспомнил свой разговор с SKstalker’ом, который сказал мне «Вот Оничибара, полуголые бабы в ковбойских шляпах – это дело, а Suikoden обычная и ничем не примечательная игрушка». В принципе, вы с ними согласитесь. Никто из вас играть в неё не будет. Никому ненужная игра. Особенно сейчас. Сегодня она выглядит как инди за три копейки. Как To the Moon какая-то. Зачем она вам? У вас есть God of war, Spider-man, Red Dead Redemption 2 и другие блокбастеры. И они хорошие. Да что там, вы за Battlefield 5 с большей охотой сядете играть, чем за неё. Suikoden просто нечем привлечь ваше внимание. В ней нет понтов, в ней нет бюджета. В ней нет шуток про мамок, как Василий Гальперов любит. В ней нет даже стереотипов про русских, а русский персонаж есть. Последнее вообще никуда не годится. Даже клюквы не завезли. Как бы неутешительно это не звучало. Suikoden никому ненужная игра. «Токийская повесть» никому ненужный фильм. Но я с этим смирился.


Suikoden

Платформы
PC | PS | PS3 | PS4 | PS5 | PSP | PSV | XONE | XBOXSX | NSW | SAT
Жанр
Дата выхода
15 декабря 1995
38
3.5
20 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Читай также