Серия Kiseki у себя на родине пользуется огромной популярностью, об этом можно судить хотя бы по количеству выпущенных игр (девять, мать его, частей). События всех тайтлов разворачиваются в одном огромном мире и при поверхностном изучении может показаться, что они никак не связаны. Как правило, на эту мысль наталкивают разные главные герои и локации. Однако это в корне не так. Серия имеет сквозной сюжет, который из части в часть обрастает ещё большими подробностями. То есть в идеале следует проходить тайтлы в порядке их выхода.
А начинается всё с трилогии Sora no Kiseki, она же Trails in the Sky на Западе. Вообще нам очень повезло: XSEED взялись за локализацию такой нишевой серии и я даже представить не могу, как у них хватило сил на перевод первых частей. Мы обязательно остановимся на вопросе касательно арки Кроссбелла в последующих обзорах, а пока что давайте порадуемся тому, что имеем (перевод первой части все ждали семь лет!). У меня же ситуация вышла максимально нелепая: я проходил эксклюзивную Evolution-версию Sora no Kiseki FC для PS Vita на китайском языке, параллельно читая переведенный скрипт со всеми диалогами. Сюрреализм во всей красе.
Если же вы адекватный человек, то для вас подготовили локализованный оригинал для PC. Эта версия получила весь тот контент, что есть и на PSP, плюс ачивки классные завезли. К сожалению, что-либо из Evolution сюда не переехало, поэтому без подводных камней не обошлось: диалоги не озвучены, арты старые, а саундтрек всё тот же остался (что, впрочем, и не печалит даже). Умельцы же давно вытащили японскую озвучку из PSVita-версии и поэтому отсутствие голосов при желании всегда можно пофиксить.
Что касается моего знакомства с серией, то тут тоже не всё гладко. Влился я с шестой части, Sen no Kiseki, и на тот момент у меня уже зародилась куча вопросов насчёт некоторых сюжетных моментов. Впоследствии возникло твёрдое желание ознакомиться со всей историей поподробнее и тут я конкретно охренел от масштабности событий и самой подачи. У Sora no Kiseki имеются свои изъяны, но господи, даже при всех недочётах она чрезвычайно очаровательная и со своей первоначальной задачей – начать эпичных размеров эпопею – она справляется замечательно, с чем, надеюсь, вы и сами сможете убедиться.
Для начала я хотел бы сразу определиться со спойлерами. В этом обзоре их будет минимальное количество. Что же касается следующей главы, которая неразрывно связана с предыдущей, то там мы с вами сможем оторваться на полную катушку, ведь, как мне кажется, SC самая запоминающаяся часть Sora no Kiseki. Но до этого ещё дожить надо.
Давным-давно на континенте Земурия проживала древняя цивилизация, владевшая могущественными септ-террионами, дарующими силу над определенным элементом. Эти мощные артефакты были подарены людям септианской богиней Айдиос. Однако после случился Великий Коллапс, который привёл цивилизацию к краху, а для выживших настали тёмные времена. Точная причина катастрофы осталась неизвестна, но не это было главным — все семь септ-террионов были потеряны.
Шли годы. На поиски артефактов из Святого Города Артерия, расположенного в центральной части Земурии, отправляют рыцарей-гралсриттеров, подчиняющихся Септианской Церкви. Кроме септ-террионов Церковь заинтересована и в других ценных вещах ушедшей эпохи, которые были бы способны помочь развитию технологий. Первые значительные успехи последовали после открытия орбальной энергии, полученной из драгоценных камней под названием септиум. Позже из септиума научились извлекать сепит, который в свою очередь использовался для создания электронных схем, кварцев.
В 1150 году произошла Орбальная Революция, ознаменовавшая переход в более технологическую эру. Профессором Эпштейном были изобретены орбменты, механические устройства, быстро ставшие неотъемлемой частью всех сфер жизни. На орбментах стала работать вся техника, будь то какие-либо приборы, машины или дирижабли. Использовались механизмы и для создания оружия, как обычного, так и магического. А в зависимости от используемых кварцев менялись характеристики оружия.
Когда Эпштейн умер, его дело продолжили Альберт Рассел, Г. Шмидт и Л. Гамильтон. Троица основала научный институт Epstein Foundation, задачей которого стало развитие орбальных технологий. Так, в 1190 году началось создание общей сети, связывающей все компьютеры между собой, позволяя передавать информацию с одного источника на другой. Также за институтом было сохранено право единолично производить магические орбменты.
1202 год. В королевстве Либерл повсеместно распространены Гильдии Брейсеров. Брейсеры – аналог наёмной полиции, задачами которой является раскрытие преступлений и помощь в мелких бытовых делах. Они никак не связаны с армией, даже напротив, некоторые военные терпеть не могут брейсеров, с чем мы неоднократно убедимся по мере прохождения игр франшизы.
Начинается история со знакомства с детьми брейсера Кассия Брайта: энергичной Эстель и спокойным Джошуа, которого Кассий пару лет назад привёл к себе домой и воспитал как родного. Наступил день, когда ребята смогли пойти по тому же пути, что и их отец. Буквально за один день им удалось справиться с несколькими непростыми поручениями, а также встретить пару любопытных личностей, среди которых особенно сильно выделяется профессор Альба, заинтересованный в реликвиях древней цивилизации. Но вечер портится страшной вестью – корабль Кассия Брайта внезапно пропал. И, объединив свои силы с наставницей Шерой, дуэт отправляется на поиски отца, постепенно набираясь опыта и становясь настоящими брейсерами.
На прохождение игры уйдёт порядка 40 часов, но это будут одни из лучших часов вашей жизни. Первоначально история Эстель и Джошуа строится на их работе, постепенно перерастая во что-то большее. Начинаешь понимать, что случайные встречи не были случайными, а все изначально непонятные происшествия взаимосвязаны. Сами того не подозревая, вы втягиваетесь в этот мир и хотите приоткрыть завесу готовящегося политического заговора.
На погружение сказывается много аспектов, но самый главный, пожалуй, это проработка самих персонажей. И речь идёт не только о ключевых. Это правило распространяется и на случайных NPC, каждый из которых обладает индивидуальностью. Мало того, люди живут своей собственной жизнью, в определенное время суток их можно встретить в различных местах, а при разговоре с ними вы можете услышать что-нибудь интересное из их жизни. А те жители Либерла, которым Брайты помогли по долгу службы, могут снова встретиться в путешествии и сказать в очередной раз «спасибо». Мир в Sora no Kiseki живой, ему попросту веришь.
Что же касается основных героев, то тут всё построено на их взаимодействии между собой. Они шутят друг над другом, конфликтуют, стесняются, делают друг другу замечания по тем или иным вещам. Диалоги построены таким образом, что игрок начинает понимать мысли Эстель и Джошуа, проникается глубиной их чувств. В течение игры можно заменить, что между всеми персонажами начинают выстраиваться отношения, которые впоследствии перетекут в более тесные связи, взять хотя бы Титу Рассел и Агате. Взаимодействие и развитие персонажей – то, что двигает сюжет вперед.
Впечатляет и то, что Trails in the Sky подаётся как цельная история вплоть до самой концовки, без каких-либо сюжетных дыр. Мощный клиффхэнгер в конце (позднее внезапные повороты станут неотъемлемой фишкой серии) раскрывает прошлое Джошуа, а также знакомит игрока с одной мощной группировкой и главгадом трилогии, причем делается это всё так аккуратно и изящно, что после титров в душе остается и чувство неожиданности, и удовлетворенность от увиденного. Хочется просто взять и кинуть деньги в консоль, надеясь сиюминутно получить продолжение. Имейте, кстати, в виду, что сохранения данных можно переносить из первой части во вторую, за это вы получите парочку очень приятных плюшек.
С таким сильным акцентом на сюжет и персонажей может показаться, что геймплею уделено меньше всего внимания, но как бы не так. В основе боёвки лежит классическая пошаговая система, где каждый юнит на арене имеет свой диапазон атаки и передвижения. В течение хода вы подбираете подходящую тактику для победы, атакуя, колдуя и применяя специальные способности. Атака по своей сути делится на ближнюю и дальнюю, но последней в игре владеют лишь два персонажа, малышка Тита и бард Оливер.
В левой части экрана расположена полоса с последовательностью ходов, от которых зависит то, какие пассивные бонусы мы или наш противник сможем получить. На этой системе можно выстраивать правильную стратегию для победы, прикидывая в уме, кого стоит убить первым, чтобы полезные бонусы достались нам, а противник не успел ими воспользоваться. Список пассивок обширный и только от рандома зависит, что именно вам попадётся: моментальный критические удар, атака с негативным эффектом или же небольшое исцеление здоровья.
Магические способности настраиваются при помощи орбального устройства, внешне напоминающего карманные часы. У каждого орбмента имеется шесть слотов, в которые помещаются кварцы различных элементов: земли, огня, воды, воздуха, времени, пространства и миража. От выбранных камней зависит и повышение различных характеристик персонажа, а также появление каких-либо пассивных способностей. Есть и другая хитрость – чем больше кварцев одной стихии вставлено, тем мощнее будут заклинания персонажа. За использование магии тратятся очки энергии (EP), восполняемые специальными зельями.
Вообще тема с кварцами довольно занятная, особенно интересен способ получения камней. На этом основана внутриигровая система крафта: за убийство монстров или за выполнение квестов мы получаем сепис, который в специальных лавочках возможно преобразовывать к кварцы. Таким же методом покупаются и дополнительные слоты для наших орбментов. Можно, в принципе, всем этим и не заниматься, а просто переводить сепит в миру, местную валюту, дабы потом купить чего полезного в магазинчиках. Что удобно, вся необходимая информация про сепиту и кварцам есть в журнале и при желании можно в любой момент почитать об этом более подробно.
В журнале есть и другие полезные разделы: бестиарий, общая статистика по убийствам и, что самое главное, книга рецептов. Для приготовления еды требуются ингредиенты и непосредственно рецепты, получаемые от NPC. Готовка может выручить в те моменты, когда до ближайшего города идти далеко, а подлечиться нечем, но по большему счёту я ей и не пользовался особо.
Всего в игре восемь играбельных персонажей, однако одновременно участвовать в битвах может лишь четверо. Каждый из героев имеет свой набор уникальных способностей под названием Crafts, на использование которых уходит определенное количество очков CP. Когда отметка CP превышает сотню, персонаж получает возможность воспользоваться своей самой сильной способностью, S-Craft. Увеличение шкалы CP происходит за счет атак и получения урона, а так лупить вас будут много – крафты будут идти в расход чаще всего.
В Sora no Kiseki FC отсутствуют рандомные энкаунтеры и все противники сразу видны на локациях. От того как мы вступим в сражение зависит то, какой профит с этого мы получим после. Либо начнём бой сразу же первыми и с бонусами на крит, либо нас попросту окружат и за пару ходов понизят наш запас здоровья. От преимущества разнится и получаемый опыт. Если подкрасться к врагу со спины и начать схватку, то после победы нам дадут прибавку в виде x1.5, а если перед началом битвы успеть оглушить противника, то опыта накапает в два раза больше. В реализации таких внезапных атаках могут помочь специальные кварцы, делающие персонажей невидимыми, но при должной сноровке и без них удаётся. Главное, чтобы в позади бегущего героя не вписался кто-нибудь.
Многие враги дают прикурить даже самым заядлым хардкорщикам. Вообще разброс сложности здесь работает так, что у игрока отпадает всякое желание сражаться с низкоуровневыми противниками ради фарма опыта, ибо никаких плюсов с этого не удастся получить: экспы даётся мизерное количество по сравнению с тем, сколько требуется для повышения уровня, а отправить на тот свет какого-либо героя проще простого. Идёт расчёт на то, что всех сюжетных битв для прогресса более чем достаточно. Есть, конечно, и парочка слишком жирных боссов, но тут всё решается выбором правильной тактики. От напряжения во время таких сражений аж дух захватывает! Что творится на Nightmare, самом высоком уровне сложности, даже представить боюсь.
Поскольку Эстель и Джошуа лишь начинающие неопытные брейсеры, они всегда рады помочь жителям Либерла. Побочные задания берутся на доске объявлений в Гильдиях Брейсеров и в основном сводятся к стандартным просьбам: ликвидации монстров, нахождении потерянной вещицы или знакомству с новыми личностями. Интересно тут другое – каждый второй квест представляет собой мини-историю, зачастую наполненную отличными диалогами. Причем на побочную миссию можно наткнуться и совершенно случайным образом, поговорив с определенными NPC. В какой-то степени этот фактор неожиданности даёт игроку стимул разговаривать со всеми.
За выполнение поставленных задач герои получают денежное вознаграждение и очки (BP), способствующие нашему подъему по карьерной лестнице. За каждый новый ранг в качестве награды нам будут давать либо уникальный кварц, либо аксессуар. Печалит лишь тот факт, что все задания ограничены по времени и автоматически проваливаются, если игрок слишком сильно продвинулся по сюжету. Да и бегать из точки А в точку Б надоедает уже на второй главе. Жаль, что никаких систем быстрого перемещения не предусмотрели.
Одна из моих самых любимых частей игры– саундтрек. Для Sora no Kiseki FC ребята из Falcom Sound Team jdk написали несколько десятков умиротворяющих треков, немного отойдя от жестких гитарных запилов, что звучали во франшизе Ys. Все композиции отлично задают настроение игры, постепенно переходя со спокойных мотивов на более драйвовые. Стоит признать, что это не самая сильная работа команды, но главное, что её очень приятно слушать и она ни капли не надоедает. А перезаписанный саундтрек в Evolution-версии наполнен ещё большими красками, не это ли счастье?
Повезло проекту и с дизайном. Детальная проработка всевозможных мелочей, безусловно, вызывает уважение, хотя общее впечатление может испортиться из-за устаревшей графики. Всё же возраст игры виден невооруженным глазом. Впрочем, это недоразумение способны исправить приятные арты персонажей и их различные эмоциональные мордашки в диалоговых окнах. В последующих четырёх частях Falcom продолжит эксплуатировать старый движок и использовать портреты персонажей, лишь потом в техническом плане мы сможем увидеть хоть какой-то значительный шаг вперёд.
Так что же такое Sora no Kiseki FC? Здесь нет каких-либо высокобюджетных визуальных эффектов или же инновационной боевой механики. Здесь есть та самая душа. The Legend of Heroes: Trails in the Sky – это правдоподобная, местами интимная, история о семье, дружбе и основных жизненных принципах. Игра не спешит раскрывать все тайны мира, она только плавно погружает нас в происходящие события, превращаясь из маленькой и доброй сказки в один из самых глубоких и хорошо реализованных игровых франчайзов современности.
Лучшие комментарии
Текст правда показался немного перегруженным исторической справкой, но тут на самом деле 50:50, потому что расписал кратко и хорошо. Да и в целом текст легко читается. Правда не очень понимаю этот странный подход с прохождением игры с переводом отдельно под рукой, но это так, субъективно. Жаль Вита версию так и не перевели :(
Буду подождать следующие обзоры.
А так спасибо за фидбек, видеть людей со схожими интересами всегда классно. Я ещё не знаю, когда будет обзор на следующую часть, но у меня есть группа в ВК (https://vk.com/sheksh), если интересно. Там выкладываю всю информацию, плюс я и другие японские серии обозреваю.