6 ноября 2018 6.11.18 5 1637

Один в поле воин| Обзор игры Metal Arms: Glitch in the System (2003)

+1

Вот есть такие игры которые высоко оцениваются критиками и игроками, имеют годные геймплейные фишки. Но почему-то всеми забываются, отправляясь пылиться на полках видеигровой истории. Одной из таких игр является «Metal Arms: Glitch in the System».

Возможно не каждый из вас о ней слышал, да и я сам ознакомился с ней только в 2016 году. Но могу с уверенностью сказать, что это отличный экшн-шутер от третьего лица. Да знаю, что звучит как-то искусственно и банально, но я попытаюсь рассказать о том чем всё-таки игра подкупает, какие имеет в себе особенности отличающие её от десятков других «стрелялок».

Действие разворачивается на планете «Стальная Звезда». Особенностью этой планеты является то, что 99% её жителей это роботы-дроиды. А сама планета, по легендам, создана расой Морботов. Которые после сотворения небесного тела, решили окопаться глубоко под землей, а именно в ядре планеты. Дроиды жили себе поживали в мире да согласии, до тех пока пока профессор Эквавольт, не создал, на свою беду, более продвинутых роботов — милботов. Во время экспериментов над одним из них, произошел несчастный случай и подопытный милбот вырвавшись на свободу организовал армию из себе подобных. Генерал Коррозив, так звали сбежавшего, вместе со своей армией уничтожил большую часть городов дроидов. Организованная полковником Сплавом оборона не принесла должных успехов, и армия милботов стремительно наступала загнав дроидов в последний уцелевший город — «Droid Town».

Но не все было так плохо, во время патрулирования был обнаружен дроид в бессознательном состоянии. Уцелевшего звали Глитч, он полностью потерял память но мог передвигаться и говорить. При первой же атаке на «Droid Town», его отправили на передовую. Где Глитч проявил выдающиеся боевые качества и не только смог отбить атаку агрессоров но и склонить врага к массовому отступлению. После этого переломного боя, с Глитчем у дроидов появился новый шанс на реванш, в казалось бы проигрышной для них войне.

Хоть сюжет и тривиален, но его подача а главное персонажи, заслуживают особого внимания. Глитч харизматичный дроид, лишь с первого взгляда кажется маленьким, миленьким роботом. Сам этот товарищ, очень настырный, сообразительный и проворный. Встречать он будет на своем пути не менее запоминающихся персонажей: полковник Сплав — бывший архитектор, который представляет этакую пародию на военщину, главный инженер Кранк — постоянно матерящийся, и жалующийся на все подряд, Мозер — страдающий депрессивным расстройством, Слош — истеричный робот, который не может и слово выговорить без вскриков и подергивания… Да даже милботы это не банальное безликое зло, а сброд смешных и нелепых роботов. Так, например, во время боя кто-то из милботов то и дело будет кричать своим товарищам, чтобы те стреляли не в него а в противников.

Вообще юмор, порой даже черный, в игре присутствует и не в малых количествах. Как-то удивительно, что на GameCube, рядом с такими играми как «Super Mario Sunshine», «The Legend of Zelda: The Wind Waker», есть игра где персонажа каждую минуту запикивают цензурой из-за постоянно звучащего мата. Куда уж там, одна из глав так и называется: «F&!?ing Krunked».

Уникальность геймплея, заключается в мелочах. Например если Глитч получит серьезный урон от него начнут отлетать запчасти. Его наплечник, не до конца оторвавшись, будет болтаться качаясь из стороны в сторону во время бега, а искры станут сверкать из пулевых отверстий в теле робота. Сам Глитч от серьезных повреждений станет дымиться, почернеет. Ну а после его гибели целыми останутся только ноги, которые просто убегут с поля боя.

Противникам можно как отстреливать так и повреждать конечности, что приводит к забавным последствиям. Так если не полностью отстрелить а только повредить руку милбота в которой он держит оружие. Тот, конечно, продолжит огонь но его поврежденная рука будет лихорадочно метаться из стороны в сторону, создавая хаотичную стрельбу. Под удар которой могут попасть его союзники. Особенно забавно выглядит ситуация, когда милбот с отстрелянной головой пытается бросить гранату, выпиливая несколько своих.

Помогать в истреблении милботов будет солидный арсенал оружия. Кроме уже ставших аутентичными: дробовика, огнемета и ракетницы. Есть и самобытные пушки, вроде руки-рогатки помогающей быстро отправлять противникам подарки в виде гранат. Или оружия стреляющее циркулярными пилами, на то время еще не настолько заезженное нежели сейчас. Ну и куда же без гвоздомета, который протыкает врагов а затем взрывается разрывая бедолаг на куски.

Арсенал можно прокачивать собирая запчасти к тем или иным видам оружия. Прокачка увеличивает количество боеприпасов, а также наносимый урон. Конечно лучше всего найти запчасти которые хорошо спрятаны в секретных местах, но когда такой возможности нет. Либо на уровне такие секреты не предусмотрены, всегда можно закупиться у местных спекулянтов. За местную валюту которую можно собрать с поверженных врагов, либо найти в секретных местах. Двое роботов один из которых потирая руки будет ехидно льстить Глитчу, предложат в своем ассортименте товары первой необходимости, вроде жизненной энергии, боеприпасов, запчастей к оружию, и запчастей прокачивающих самого Глитча. Эти запчасти позволяют быстро менять оружие и быстрее передвигаться.

Самый сок заключается в действии, в которое с головой окунается игрок. Погони, использование различных видов транспорта, просторные локации, дающие возможность для тактического маневрирования, возможность отдавать приказы своим союзникам. А также миссии где нужно играть за других дроидов. Как например миссия «F&!?ing Krunked» , в которой игрок управляет тем самым Кранком. И хоть механик не может атаковать врагов, у него есть не менее интересное приспособление с помощью которого можно захватить любого милбота, и уже управляя им атаковать остальных. Да такая возможность предоставлялась и в начале игры, но там можно было управлять только обычным стрелком, да и то из специального пульта управления в виде аркадной машины. Но после этой миссии Кранк передает приспособление Глитчу, и тот в любое время может подчинить себе любого милбота. Хотя есть свои ограничения, захватить милбота можно только за спины да и радиус управлением им строго ограничен. Если отойти чуть дальше сигнал начнет пропадать, а с большим отдалением вообще исчезнет.

Также врагов можно подчинять используя специальную гранату. Попав под удар гранаты милбот или несколько милботов, а может даже турель или штурмовой корабль. Моментально становятся союзниками Глитча и начинают вести боевые действия против бывших товарищей. На свою сторону можно переманить абсолютно любой вид противников, это особенно хорошо когда какой не будь космолет попав под действие гранаты, начинает бомбить силы милботов. Это помогает экономить боеприпасы, да и помощь грозного союзника спасает от полного окружения врагом.

Боевые стычки не зациклены на одних и тех же местах. Декорации постоянно меняются, как и меняется обстановка в которую попадает игрок. Вот он принимает участие в обороне последнего города дроидов, как уже в следующей миссии мчится на своем БМП, уворачиваясь от вражеского огня. А затем попадает на огромную свалку, где милботы в панике убегают от оживших роботов-зомби, которых убить не так то просто. В конце свалки вообще ждет битва с огромным мусорным роботом. К тому же битва имеет лимит во времени, так как по конвейеру для переработки метала движется сидящий в клетке друг Глитча — Мозер.

Последнее что хочется упомянуть так это мультиплеер. В мультиплеерном замесе игрок волен управлять как дроидами так и милботами. Предусмотрены огромные карты, которые естественно перешли из сингл-плеера, а также оружие и военная техника. Вроде танков, космолетов и БМП. Увы но на сегодняшний момент, да и начиная с 2005 года. Мультиплеер мертв, поиграть можно, но только в кооперативе. А жаль, ибо игра умела не только в сингл-плеерную но и мультиплеерную направленность, что могло надолго затянуть игрока.

В 2000-году была сформирована компания Swingin' Ape Studios, лидерами которой стали Скотт Гофман, Майк Старих и Стив Ранк. Первоначально задумывалось сделать совсем другую игру, которая в конечно счете так и не вышла но стала вдохновением для Metal Arms.

Первоначально игра должна была рассказывать про космического охотника, похожего на Боба Фетта из звездных воин. Действие происходило бы на нескольких планетах, одной из которых должна была стать «Стальная Звезда». Которую населяла раса роботов. Но во время разработки стало известно о выпуске другой игры, также про межгалактического охотника за головами и тогда разработчики решили сфокусироваться на другой концепции. Трудности с финансами, отсутствие зарплаты и банковские долги, не остановили разработчиков. Они решили развить концепцию с «Стальной Звездой» и создать шутер, с огромным количеством насилия. Но так как цензура не могла пропустить подобное, а разработчики метили на все консоли того поколения, все персонажи стали роботами.

 

В 2001 году на тогдашней Е3, был представлен недолгий видеоролик демонстрирующий концепцию всей игры. Майк Райдер, президент Sierra Entertainment, после презентации решил поближе ознакомится с проектом. Уже через шесть месяцев был готов полный демо уровень, который незамедлительно представили издателю. И хоть издатель и дал добро на разработку, сама студия находилась на стадии закрытия. Над игрой трудилось всего 7 человек, а данная игра была первым серьезным проектом для разработчиков вообще.

Vivendi еще одна компания издатель, не рассматривала игру как что-то серьезное. Издатели этой кампании считали игру провальной. В 2003 году на ЕЗ, был выделен всего лишь один стенд для Metal Arms. Журналисты ознакомившиеся с игрой были довольны, более того игра была признана «темной лошадкой» тогдашней выставки. Когда в Vivendi одумались и решили запустить пиар-кампанию, было уже поздно. До релиза оставалось три месяца, да и реклама была очень слабой.

Хоть критики и поставили довольно высокие оценки, игра должным образом не окупилась, полностью провалившись в продаже. Многие игроки вообще узнали о ней через сарафанное радио. И о разработке продолжения можно было забыть. В дальнейшем код игры как и права на интеллектуальную собственность перейдут к Activision. А кампания Swingin' Ape Studios уйдет под крыло Blizzard Entertainment, и займется разработкой StarCraft Ghost. Второй и последней игрой, которая будет разрабатываться Swingin' Ape Studios.

Эх, как человек ознакомившийся с игрой, да и не раз. Могу сказать, что большинство из того что в ней есть выполнено отлично. И это учитывая то, что разработчики работали на изнеможение а их кампания была на гране банкротства. Как рассказал один из разработчиков в интервью для сайта destructoid.com, Metal Arms была многообещающей игрой. Было запланировано целая трилогия, и многие геймпленые фишки не получившие должного внимания в этой игре, должны были быть отполированными в последующих.

Что касается истории второй части, которая к моменту выходу первой игры, уже была написана.
В ней должно было прояснится то, кто такие Морботы и зачем они создали «Стальную Звезду». Еще стало бы известно, что Глитч и Коррозив это братья. А нахождения Глитча произошло не просто так, ибо Морботы сами послали Глитча к дроидам. История должна была стать более глубокой и проработанной, естественно без потери юмора и злой иронии, присущей в первой игре. Но увы…

Я чисто случайно наткнулся на этот комментарий. И был немного удивлен тем, что есть люди, до сих пор помнящие эту игру. Более того считающие нечестным её полное забвение. Просто в наше время считается моветоном то, что ты отдаешь предпочтение старым играм. А зря, ибо это не только история, но и возможность окунуться в ту эпоху, изучить вещи которые в то время были новаторскими. Более того, ремастеред этой игры был бы как раз кстати, ибо за столько лет она ничего не потеряла. Впрочем, это уже совсем другая история.

✪✪✪


Лучшие комментарии

Не будь – глагол, в какой бы он не стоял форме, пишется с частицей «НЕ» отдельно.
Ммм годнота, прямо глаза радуются как всё написано и оформлено.
Да? Спасибо за комментарий.
Хотя я пару опечаточек в блоге исправил, то английская буква в русском слове стоит, то слово не так как нужно напечатано. И даже возможно, что это не все опечатки.
Интересная статья. Могу ошибаться, но мне кажется не правильным написание «какой не будь „( в шестом абзаце, в разделе “Геймплей»).
Читай также