Доброе время суток, дорогие читатели этого блога. Мой блог будет посвящён играм, выпущенным на карманных консолях прошлых поколений, которые достойны того, чтобы с ними ознакомиться. В своё время я искал информацию об играх на Nintendo DS и был опечален тем, что на русском языке мало людей, которым это интересно. А между прочим действительно хороших игр, вышедших на NDS, было очень много и мне кажется несправедливым, что о них знают не так много людей, как того бы хотелось. Я решил исправить это упущение и поделиться своими знаниями и опытом с аудиторией Stopgame. Представляю вам первую игру в моём блоге…
Rune Factory 2: A fantasy harvest moon, как многие могли догадаться из названия, связана с другой популярной серией, она является спин-оффом Harvest Moon с собственным миром, сюжетом и большим упором на rpg элементы. Те, кто играл в игры основной серии или Stardew Walley сразу же почувствуют родную душу, основа у этих игр одна и та же. Игра представляет из себя смесь симулятора фермера и jrpg с широкими социальными возможностями, где сюжет не гонит тебя на всех скоростях, а разнообразие возможностей позволяет чуть ли не жить в этом мире. Чтобы понять, почему люди до сих пор играют в эту игру, разберём её на составные части.
Фермерство
Начинается всё с того, что персонаж теряет память и оказывается в деревне Alvarna, где через пару минут знакомства с девушкой Mana и её отцом, ему вручается непаханое поле и инструменты, чтобы его вспахать, полить и засадить репкой (которая, кстати, стала одним из символов серии). На всё про всё тратиться выносливость или по-заморски «rune power», которая в свою очередь восполняется крепким сном в собственном доме или спальнике. Чтобы репка наша выросла, её необходимо каждый день поливать и не забывать посматривать на календарь. Семена могу расти и давать урожай только в определённый период: летом, осенью, зимой и весной, — на каждый период даётся 30 дней и для некоторых саженцев даже этого недостаточно, а потому добро пожаловать в данжи. Данжи – это не только ценный лут и пиздюли от мобов, но и бесплатная теплица, где поддерживается постоянный климат на протяжении всего года. Выбираем нужный, например с летней или весенней погодой, и засаживаем поля своей морковкой. На наше счастье монстры идейные мясоеды, а потому за свои овощи беспокоиться не нужно. Помимо поливки, свои фермерские угодья можно покрывать особыми удобрениями, которые ускоряют рост или повышают качество овощей.
Наше первое поле, битком забитое мусором и сорняками, и уже облагороженная миниферма в центре данжа.
В этих же подземельях кроме шинкования капусты и монстров можно добывать полезные ископаемые в виде драгоценных камней и руды. Первые хорошо идут как подарки и для продажи, а вторые можно складировать до 2 Акта, когда они будут сильно нужны для создания экипировки.
In a mine! In a mine! In a mine! In a mine!
Where a million diamonds shine!
Выращивание культур — не единственная работа на ферме, есть возможность заняться разведением скота, для этого у игрока есть амбар (ну как есть, придётся его отстроить), где можно держать животных, а точнее монстров, которых удалось приручить. Они дают молоко, яйца, шерсть и другие полезные предметы, с ними можно ходить в данжеоны и они будут стараться помогать по мере своих сил. Их возможности зависят от отношения к игроку и, если вы каждый день кормили и гладили животинку, она и врагов ваших будет на рог с лёгкостью наматывать и молока давать больше. А если вам не нужны с них ресурсы и в подземельях сами справляетесь, то их можно отослать работать на поле, которое они будут поливать каждый день за вас.
Этих монстров зовут Wooly, они — самые милые и мирные существа в игре.
За одно из заданий вам дадут удочку и появится возможность рыбачить. Рыбалка здесь простая и довольно скучная: забрасываете удочку, ждёте клёва, достаёте рыбу. Её можно приготовить, продать, подарить или использовать для квеста, но интерес ловить рыбу быстро пропадает.
Ловись рыбка не большая и не маленькая, а по заданию, по заданию… ааа чёрт!
А теперь время плюсов и минусов. В самом начале игры возиться на ферме действительно интересно, большое разнообразие разных культур и нехватка денег подстёгивает к тому, чтобы выращивать больше и лучше, но чем дольше играешь, тем больше это похоже на ежедневную рутину и вскоре совсем отказываешься от такого времяпрепровождения. Даже появления готовки не исправляет этот недочёт. Это вовсе не значит, что фермерство уныло и безблагодатно, оно вполне соответствует другим аналогичным играм и способно заинтересовать игрока на первую часть игры, а может быть даже на вторую, если вы любите подобные игры. Буду честен, фермерством я занимался по времени ровно столько же сколько в Stardew Walley и хватило меня на один год, а учитывая бешеную популярность последней, ценители жанра оценят эту часть игры лучше меня.
Симулятор свиданий
Все события происходят в небольшой деревне и её окрестностях, и игроку (даже если он социопат) придётся знакомиться с местными жителями и как-то уживаться вместе. Социальная составляющая – это лучшее, что есть в игре и всей серии в целом и сделана она просто на отлично. У всех персонажей есть расписание дня и, в зависимости от времени суток, времени года и погоды, они могут заниматься разными делами. Первое время в игре приходится попотеть, чтобы запомнить хотя бы примерно, где кто может быть и не раз смотреть на закрытые двери магазина.
Кроме расписания, у каждого персонажа есть характер и история, которая раскрывается тем сильнее, чем лучше они к тебе относятся, а также предпочтения в подарках и даже день рождения. Подарки – это один из основных способов сделать нпс более лояльным, а правильный подарок на день рождения способен покорить даже самоё чёрствое сердце. Но о своих предпочтениях и днях рождения сразу никто не говорит и эту информацию можно выцепить из случайных диалогов, а можно методом проб и ошибок, что тоже добавляет интереса игре.
Эту девушку зовут Cecilia и её привлекают блестящие камешки, рубин — самое то для подарка.
Иногда серые будни будут разбавляться фестивалями — это праздники и развлечения, на которые собираются всем городом и пытаются оторваться по полной. Все они интерактивны и в них вполне можно поучаствовать и получить призы или провести время с понравившейся девушкой. Хотя подарки и не являются чем-то из ряда вон выходящим, тем не менее это дополнительная движуха и возможность быстро поднять свою репутацию среди жителей города. Собственно, вот и список их всех:
— 30 Зима – 1 Весна. Местный новый год, когда закрыты магазины, а народ гуляет на улице. Никаких конкурсов нет.
— 13 Весна. Фестиваль цветов. Можно пригласить девушку в сад и любоваться вместе сакурой.
— 25 Весна. Конкурс по поеданию. Побеждает тот, кто слопает больше всего еды.
— 1 Лето. Первый день лета. Обычный выходной день.
— 19 Лето. Фестиваль танцев. Берём понравившуюся девушку и танцуем, если она конечно же к вам хорошо относится.
— 25 Лето, 1 Акт. Соревнования по рыбной ловле. Надо выловить нужную рыбину и при этом крупнее чем у конкурентов.
— 25 Лето, 2Акт. Кулинарная битва. Вас попросят доставить определённое блюдо.
— 1 Осень. Конкурс приключений. Надо найти невидимый предмет в подземелье быстрее ваших противников. Придётся протыкать каждый угол, хорошо хоть подсказку дают.
— 13 Осень. Праздник урожая. Ещё один праздничный день, отмечается в честь природы и земли, которая дарит людям пропитание.
— 25 Осень. Конкурс прирученных монстров. Здесь надо привести вашего самого сильного питомца и показать его во всей красе. Побеждает тот, чей питомец сильнее.
— 7 Зима. Фестиваль падающих звёзд. Ещё одна возможность повысить отношения между вами и девушкой. Пригласите её посмотреть на звездопад.
— 19 Зима. Конкурс по добыче руды. В этом конкурсе дадут задание найти определённый драгоценный камень.
Фестиваль танцев. С этой дамой лучше дружить, она решает, будет завтра дождик или нет.
Одно из ключевых особенностей отношений – возможность жениться и завести детей. На выбор даётся…подожди-подожди, целых семь девушек с абсолютно разным мировоззрением, проблемами и скелетами в шкафу. По ходу игры мы не только способны менять их отношение к себе, но и её характер. Нет правда, много ли вы игр знаете, где можно изменить персонажа? А вот здесь можно. Для серьёзных отношений придётся добиться признания с её стороны и выполнить все её квесты, затем подарить некий ценный для девушки предмет, и вот, вы уже играете свадьбу. Или не играете. А всё потому, что ленивый игрок, который вовремя не признался в любви, может легко лишиться своей суженой просто потому, что другой парень сделал это быстрее него. В любом случае без невесты вы не останетесь и придётся выбирать из тех, кого замуж не взяли, и заводить детей, за которых тоже можно играть. Помимо гордости за себя и эстетического удовольствия, некоторые жёны могут давать приятные бонусы в виде посещения бани или предсказания погоды за бесплатно. Остальные пары тоже не стоят на месте, у них рождаются свои дети, так что вашему отпрыску будет с кем поиграть.
Наконец свадьба, серьёзный шаг для нашего героя и конец начала.
Не стоит забывать и о юморе, очень много хорошего юмора, завязанного на ситуациях и личностях персонажей. Чего только стоит подставная свадьба детей, мечты одного мальчишки о нормальной маме или взаимоотношениях дочки и папы, который до сих пор видит в ней маленькую девочку. Бывают просто весёлые ситуации, например, когда тебе нельзя пройти между двумя хилыми заборчиками, чтобы попасть в новую локацию, потому что ты слишком большой, чтобы протиснуться, а вот мелким вполне можно.
Великие герои Ривеллона не могут пройти через веревку? А нет, могут, надо всего лишь быть чуть меньше, чтобы пролезть.
И как обычно, время для плюсов и минусов. По моему мнению, персонажи во второй части получились одни из лучших в серии, их историю интересно узнавать, диалоги насыщены то юмором, то драмой, тебе не бывает скучно, читая их перепалки, тебя легко нпс может нагреть на деньги, а ты будешь смеяться как ребёнок. Очень сложно найти тут минусы и, если честно, он один и крупный. Первый Акт закончится только тогда, когда ты женишься и родишь ребёнка, а всё самое вкусное начинается во Втором Акте и ждать придётся очень долго, пока соблазнишь девушку и она забеременеет. Благо в игре всегда есть чем заняться.
Если вы падки на социальную составляющую, можно прямо сейчас бросать читать и идти искать игру, для остальных приготовлен десерт.
JRPG или RPG
Мы перешли к той части, где объясняется, почему эта игра больше jrpg чем симулятор фермера. А всё потому что здесь есть…
ДРАКОНЫ, МЕЧИ, ЖЕЗЛЫ, РУБИЛОВО И МОЧИЛОВО, ОГРОМНЫЕ БОССЫ, ВЫБИВАНИЕ ИЗ МОБОВ ПОСЛЕДНИХ ШАТНОВ, КРАФТ, ПРОКАЧКА И КОНЕЧНО ЖЕ ЛЕВЕЛАПЫ!!!
Для тех, кто хочет подробностей, поясню всё по порядку. Игра имеет всё то, что нужно для неплохой jrpg и со стороны чем-то напоминает игры серии Mana (Seiken Densetsu). В свободное время и иногда для продвижения сюжета надо заглядывать в подземелья, где можно выбивать из мобов лут, добывать руду и бить боссов. Чтобы не испытывать проблем с местными, персонаж может вооружаться и одеваться. Оружие и броню можно как покупать, так и изготавливать самому, плюс ко всему её можно заточить как в корейской ммо, но и этим всё не ограничивается. У оружия есть возможность бить стихиями, которые могут быть более полезны против определённых врагов, а также присутствует разная механика нанесения урона. Например, копьё бьёт дальше, двуручный меч — шире, одноручный — быстрее, секира больнее бьёт, а жезл может кастовать заклинания, и в бою это реально помогает, каких-то врагов копьём бить проще, а каких-то мечом и при этом игра не тыкает тебя носом в это и не ограничивает, бей хоть всех одной секирой, просто это будет чуть сложнее.
Бои в игре происходят в реальном времени, а поведение у мобов довольно разнообразное, к каждому приходится находить свой подход, что уж говорить о боссах, на которых нужна определённая тактика. В дополнение к обычным ударам здесь есть сильные удары, особые способности и магия, что вносит разнообразие в бои. Используя всё вместе можно легко подстроится под поведение монстра или босса.
Голый персонаж с хиленьким копьём в начале игры, против навороченного рыцаря — в конце. Fiersome, я иду за тобой… но сначала соберу урожай!
Во втором акте дадут возможность использовать крафт вещей, причём изучение новых рецептов сделано довольно интересно, не буду спойлерить, чтобы не испортить впечатлениe, но задумка довольно любопытная. Создавать можно будет оружие, броню, бижутерию, еду и медикаменты. Но подождите, кому нужен просто меч, если есть меч на +9?! Да, здесь есть и заточка и созданную экипировку можно улучшить, потратив ещё немного ресурсов, усилив уже созданное оржие чуть ли не в два раза. Что же касается готовки и медицины, то еда и лекарства прибавляют выносливость и хп персонажа соответственно и, если медицине ещё можно дать шанс, то готовка выглядит совсем бесперспективным занятием из-за сложностей с ингредиентами и отсутствием особых проблем с выносливостью.
А вот и рецепты, 153 штуки и это только бижутерия.
И какое же rpg без прокачки. А прокачка тут как в виде поднятия уровня и характеристик персонажа, так и увеличения мастерства владения от использования, как в Skyrim, чем чаще вы чем-то занимаетесь, тем выше навык, а их здесь на каждый чих персонажа (хотя до третьей и четвёртой части конечно далеко). Высокие показатели дают возможность меньше тратить выносливости и получать определённые бонусы, например, высокий уровень добычи руды позволяет добывать чаще редкие полезные ископаемые.
Характеристики персонажа. Цифры, цифры, цифры. Скучно, скучно, скучно.
Я уже упоминал о квестах, рассмотрим их подробнее, они здесь представленные в виде просьб жителей городка на доске объявлений, чем выше ваши отношения с персонажами, тем больше квестов доступно. Обычно нас просят доставить определённый предмет, сходить и принести вещь или убить монстров, ничего необычного ожидать не стоит, но именно через них раскрываются персонажи, происходят маленькие истории и это единственная причина, по которой ты второй час пытаешься выловить эту чёртову рыбину по заданию.
За счёт квестов в начале игры можно собрать неплохие деньги, особенно с семьи De Sainte-Coquille, местных богачей.
Для jrpg игра вышла довольно неплохой и у неё есть свои минусы: возвращение в одни и те же данжы за лутом для нового снаряжения, прокачкой персонажа на одних и тех же монстрах, чтобы набить уровень, — без задрачивания старых локаций тут, к сожалению, никак, но есть и приятная сторона в виде отлично продуманной боёвки и противников с индивидуальным поведением. Широкий ассортимент экипировки наверняка понравится манчкинам, да и квесты не всегда напрягают и в большинстве своём довольно забавные.
Итоги
Rune Factory 2 действительно хорошая игра, в которую стоит поиграть, несмотря на её довольно страшный пиксельный внешний вид. Сюжет игры не является чем-то особенным, но его подача – безусловное достоинство. Когда кончается первый акт и начинается второй, ты берёшься за голову и кричишь, что тебя обманули, ты несколько часов играл в одну игру, а она оказалась совсем не тем, за кого себя выдавала. Всё просто переворачивается вверх дном, и игра показывает свой истинный облик. К сожалению, это и один из её недостатков, весь потенциал раскрывается только в середине игры, а многие просто бросают играть раньше.
Боевая система хороша, возможно даже лучшая в серии. Персонажи проработаны, их диалоги интересно читать, можно и всплакнуть и посмеяться от души. Сколько бы я не писал об однообразии, заняться всегда есть чем. Даже если вам надоело одно, никто не мешает бросить и пойти сделать что-нибудь другое, обычные дни сменяются фестивалями, днями рождениями, свадьбами и дождиком (это почти как праздник), а толпы монстров разнообразны и иногда дают прикурить тем, кто привык пользоваться одной кнопкой.
Я не специалист в музыке, но она меня не раздражала и даже могла передать эмоции, происходящие на экране, а мне кажется это всё-таки главное. Если вам вдруг стало не во что играть или захотелось чего-нибудь эдакого с фермерством и ролевой, не проходите мимо, эта игра однозначно стоит времени, затраченного на неё.
Ссылки:
therunefactory.wikia — спасибо этому ресурсу за картинки, которые я использовал для блога.
milkyFlandre's Alter Ego — спасибо этому каналу на ютубе за видео в высоком качестве.
P.S. Я специально не рассказал о школе и боссах, потому как не хочу спойлерить сюжет и портить впечатления от боёв, но для тех кто хочет придраться, оставил на скриншотах несколько несоответствий, причём как простых так и сложных.
Лучшие комментарии
С удовольствием прочитал))
Конечно, объективно — Stardew похожа на Harvest Moon. хех
Спасибо за подробную статью! Продолжайте в том же духе)
С нетерпением жду следующих тем.
Интересно узнать, чем жила консоль, которую ни разу не держал в руках.