– С какой стати?.. – начал я и остановился. – Не думаете же вы, что они действительно разговаривают, – сказал я, пораженный выражением его лица.
– Почему бы и нет?
– Но это же абсурд. Говорящие растения!
– Больший абсурд, нежели ходячие растения? – спросил он.
Джон Уиндем, «День триффидов»
Кого дать в противники игрокам? Кем заселить виртуальные просторы? И с кем предстоит пройти огонь, воду и медные трубы до финальных титров? Приглашаю поделиться воспоминаниями и знаниями о подобных обитателях.
В данной статье будут рассмотрены растения.
Казалось бы такие простые и знакомые — цветы, травинка, кустик, дерево. Ну, бывает собираем в ролевых приключениях их для алхимии или просто любуемся окрестной флорой игрового мира. Бывает, растения оказываются источником ресурсов, что особенно актуально для стратегий. Тем не менее с растениями не всё так просто: хоть и кажутся они обыкновенными, есть место диковинкам и чудесам. Начать можно с наиболее очевидных и известных примеров — хищных растений.
Одной из самых известных хлорофильных хищниц является венерина мухоловка — самый настоящий капкан с сенсором движения, захлопывающийся как только в её пасть неосторожно попадёт хотя бы часть добычи. В силу размеров растения — и на наше счастье — добычей ему служат всего лишь насекомые. Но кроме венерины мухоловки существует ещё множество иных видов растений, которым недостаточно одного лишь солнца да дождичка. Отметим, что все они добывают дичь по принципу ловушки, и есть растения как подобные венерине мухоловке, которые могут совершить активное действие для захвата, а есть полагающиеся на пассивное ожидание: например, при помощи своих клейких стеблей они плотно опутывают добычу, которая случайно задела ловушку и дальнейшие попытки вырваться на свободу приводят только к тому, что жертва ещё больше запутывается в коварных сетях. Клейкое свойство ловушки может достигаться, например, при помощи выступающих капель клейкого сока на кончиках специальных волосков, что можно наблюдать у растения росянки. Чтобы наверняка поймать свою добычу, такие растения приманивают к себе насекомых специфичным ароматом или цветками. Кроме того ловушки могут быть устроены и в виде некоторой емкости (чашечки или кувшина по форме). И вот такие растения могут вырасти до впечатляющих размеров, что позволит им поймать более крупную добычу, нежели насекомое. Так самый крупный известный вид подобных растений — Непентес Раджа с кувшином-ловушкой объёмом 3.5 литра, чего оказывается вполне достаточно для поимки грызунов и других мелких животных.
Вот такие чашечки у непентесов бывают
Даже если растение не оказывается хищником, всё равно мало приятного запутаться в лианах или получить впоследствии ожоги от растительного яда (борщевик уже из наших мест). Бурно разрастающиеся вьющиеся растения опутывает двери, калитки — мешают открывать их, затрудняют продвижение сквозь чащу. Вполне себе вдохновение для геймдизайнера, как создать уровень с негативными эффектами для продвижения персонажа!
Неудивительно, что на почве впечатлений от не слишком дружелюбных растений могли родиться и легенды о растениях-людоедах.
Широко распространены подобные легенды и истории были на острове Мадагаскар, на острове Филиппин, Минданао, а также в Центральной Америке и Южной Африке. Большинство подобных легенд рассказывает о деревьях, которые подстерегают неосторожное животное или человека: поймав их цепкими корнями, эти растения высасывают затем из добычи кровь. Как вариант, коварные растения могут сначала усыпить жертву ядом, и поэтому вокруг таких хищников расстилается плохая земля на которой больше ничего не растёт. Многие исследователи или эксцентричные путешественники занимались поисками этих растений, но в итоге изыскания заканчивались лишь сбором многочисленных свидетельств аборигенов, а об экспедициях напоминали записи в дневниках о далёких землях. Впрочем, подобные материалы и пересказы жутких легенд ещё больше будоражили умы жителей Старого Света, так что интерес к изучению белых пятен на мировой карте сохранялся ещё долго. Все искали богатства и славы. Вернуться с пустыми руками было не очень приятно, но можно же продавать свои истории о далёких землях! Вот только кому-то становилось мало рассказывать правду (тем более, если правда получалась скучной) и стали появляться фальсификации. Например, исследователь и губернатор Чейз Осборн (Chase Osborn), написавший книгу, в которой собрал множество легенд и мифов, также не постеснялся добавить собственные фантазии о племени мкодо и их человеческом жертвоприношении прекрасных девушек ужасному дереву, которое проглатывает своим стволом добычу, и покрывается после этого подозрительным красноватым соком. Дикарей это приводило в экстаз и они принимались слизывать его с дерева. К счастью для сохранения здравомыслия в 1955 году учёный и писатель Вили Лей в книге «Саламандры и другие чудеса» внёс ясность уже хотя бы тем, что показал — никакого племени мкодо не существует, а равно и всей этой истории и дерева тоже.
Джентльмены знали толк в щекотании нервов скучающих сограждан
Одной из причин появления подобных страшилок, впрочем, была и защита самими аборигенами своих тайн. Так в Малайзии туземцы берегли «военную тайну» — источник происхождения яда для своих стрел, и поэтому кормили колонистов отборной дезинформацией, в том числе и жуткого характера. Как всегда только время и дотошность исследователей расставила всё по полочкам.
Как бы там ни было, колониальные земли подарили в результате массу впечатлений скучающим жителям метрополии, что отразится вскоре в различных произведениях литературы и кино.
Таким станет, например, рассказ Герберта Уэллса «Странная орхидея», навеянный таинственностью земель, в которых были английские колонии и откуда поступали тревожные сведения об опасностях местной флоры и фауны. Впрочем для героев этого рассказа всё заканчивается хорошо: персонажи просто сталкиваются с доселе неизвестным науке видом растения и его особенностями.
А вот «День триффидов» Джона Уиндема будет интересен также и любителям постапокалипсиса и катастроф во всех проявлениях. Благодаря переводу братьев Стругацких это произведение было достаточно хорошо известно нашему читателю и в советские времена. Главный герой, Билл Мейсон, участвует в разведении таинственных растений триффидов (производное от англ. three feet — трехногие). В самом начале книги и далее по повествованию автор при помощи отвлеченных воспоминаний главного героя вводит читателя в курс дел местной альтернативной истории и живописно рисует образ гигантского растения, неизвестно откуда появившегося, но предположительно искусственно выращенного в тайных лабораториях русских (во время написания книги на дворе была «холодная война», как-никак, так что страшные эксперименты теперь списывали не на сумасшедших одиноких учёных). При этом растение оказалось весьма ценным: в качестве корма для скота; за уникальные свойства получаемых из него масел, и многими другими применениями. Потом вдруг увидели, что триффиды могут ходить с помощью трёх своих корней (пресловутые «три ноги» / «triffid»). Но куда большим потрясением оказалось, что они могут хлестать стрекалом со своей верхушки с ядовитым жалом на конце, убивая того, в кого попадут (ужалят). А затем терпеливо ждать разложения мяса для его дальнейшего впитывания. Впрочем, людей это не отпугнуло от продолжения эксплуатации триффидов: им просто стали подрезать хлысты, после чего растение можно даже заводить у себя в качестве забавного домашнего питомца и не бояться, что оно ужалит ребёнка. Главный герой книги, Мейсон, по собственной неосторожности получает удар по лицу и попадает в больницу. На его счастье он с детства получил «прививку» яда триффида и с тех пор приобрел к нему иммунитет. Глаза удалось спасти — была надета специальная маска, техника безопасности соблюдается. Пока он лежал в палате, то просмотрел прохождение мимо Земли зеленой красивой кометы. А на следующий день все, кто видел эту комету, ослепли. Так человек потерял преимущество, какое имел перед хищным растением — зрение.
Триффид. Рисунок Джона Уиндема
Далее Уиндем поднимает излюбленную тему — как остаться человеком в условиях хаоса и гибели прежнего мира, и другие остро-социальные вопросы, так что книга стоит внимания не из-за одних лишь причудливых триффидов. Добавлю в заключение только, что триффиды ещё преподнесут Мейсону пару сюрпризов.
По книге были сняты фильм и два минисериала, последний из них выходил на экраны в 2009 году. Но на мой взгляд внимания заслуживает только минисериал 1981 года, хотя бы за его большее следование первоисточнику.
Ещё одно известное произведение — фильм «Маленький магазинчик ужасов» (Little Shop of Horrors) снятый в 1960 году и его римейк 1986 года.
В оригинальной картине робкий продавец цветочного магазина обретает успешность тем, что его клиентов стало привлекать таинственное растение, выросшее из купленных им семян у некоего японца. Вскоре неизвестный цветочек начинает чахнуть, несмотря на все ухаживания за ним, но, случайно поранив палец, продавец замечает моментальный положительный эффект от упавших на растение капель крови. Оно начинает расти, посетители возвращаются… встаёт только проблема поддержания роста и крови из пальца для этого окажется явно мало. Так что посетителей ждёт жуткий конец ради того, чтобы продолжало цвести растение. Конечно, сюжет странный, но фильм не преподносится с серьёзным лицом — это чёрная комедия.
Римейк же пошел ещё дальше по пути весёлого балагана и черной комедии, вплоть до того, что хищное растение запело и влюбилось в девушку продавца, тоже робкого и стеснительного. Рик Моранис очень хорошо вписался в этот образ. Эти фильмы весьма своеобразные, но являются в определенном смысле классикой.
«Щас спою!»
Также отметим фильм «Нечто из иного мира» (более известный всем фильм Карпентера с Куртом Расселом в главной роли считается его римейком). В картине 1951 года по сюжету как раз идёт борьба на полярной станции с космическим гостем, являющимся другой формой жизни, аналогичной нашим растениям, но не в пример им активным и хищным.
Кроме того, можно упомянуть и таких персонажей, связанных с растениями, как Ядовитый плющ из комиксов о Бэтмене, Бушрут — противник диснеевского Черного плаща. Все они в какой-то степени либо мутанты, либо другие формы жизни. Фэнтези предлагает свой взгляд на природу разумных растений или полурастений-полулюдей: они появились в результате действия заклинания или такой народ был изначально сотворен высшими силами данного мира. Волшебство оказывается очень удобным объяснением.
Есть что-то общее...
В играх растения как правило служат массовкой или украшением игровых локаций. Полоть сорняки нам доводилось на просторах постъядерной пустоши в Fallout 2и в Fallout: New Vegas. Тамошние хищные растения напоминают мутировавшую венерину-мухоловку, но ещё вдобавок могут плеваться шипами. А в поселении Брокен Хиллс (Fallout 2) нам доведётся встретить разумного Сеймура и пообщаться с ним по душам. При желании, игрок может также пройти его квест.
По-настоящему интересна роль растений в Warcraft 3 у ночных эльфов. Живые постройки вообще любимая тема Blizzard Entertainment (см. Starcraft), но главное, что было реализовано оригинальное и интересное строительство у этой фракции, да и в сюжете игры роль растений раскрывается ещё очень здорово.
В других стратегиях мы так или иначе можем получить в своё распоряжение растения. Или в виде ресурсов — нарубить древесины, изготовить стройматериалы — или даже в армию. Например, серия Heroes of Might & Magic может предложить нанимать дендроидов, которые по сути очень похожи на энтов из «Властелина колец». Это настоящие ходячие дубины: медлительные и уязвимые к огню, зато если дойдут и ударят — мало не покажется! К тому же они могут опутывать противника лианами — это даст большой штраф к скорости отряда. Полезное качество для уничтожения скоростных отрядов противника.
Отечественные King's Bounty: Легенда о рыцареи следующие за ней части дают игроку пополнять армию похожими на растение из фильма «Маленький магазинчик ужасов» терниями, которые выступают в качестве стрелков. Тернии могут вызвать подкрепление, бросив семена на место гибели чьего-либо отряда и так вырастив пополнение вполовину от собственного числа особей. Также в серии King's Bounty можно встретить могучих энтов, исполняющих роль крепких бойцов.
Да и дриад в фэнтези играх частенько изображают родственными растениям: зеленокожими, украшенными листочками и прочими подобными элементами. В целом это согласуется с их первоначальным происхождением из древнегреческой мифологии, согласно которой они были покровительницами деревьев.
Ещё одного упоминания заслуживает весёлая игра из жанра tower defense, Plants vs. Zombies. Что будет приятно всем садоводам и ботаникам, в этой игре растения — основа всего геймплея и представляют настоящие силы добра. Разумно организуя посадку всяческих цветков и кактусов, и ухаживая за своим садом, игрок сможет успешно противостоять полчищам зомби.
Что только не посадишь, лишь бы помешать врагам
Продолжая тему юмора, вспомним The Bard's Tale (2004 года вышла на приставках, и 2005 года добралась на ПК). Эта игра не имеет прямого отношения к серии ролевых приключений, первая часть которых появилась в 1985 году от студии Interplay Productions . Изрядно сдобренная пародиями на штампы героического фэнтези, The Bard's Tale в пятой главе выставит в качестве противников ораву буйных по нраву растений. Различаются они между собой цветками (фиолетовые, жёлтые) и манерой атаки: одни из них лезут в ближний бой и выпускают ядовитые испарения, другие предпочитают обстреливать шипами. Шипы неприятны тем, что при попадании отбрасывают барда и его напарников далеко назад. Также после гибели растения рассыпают семена и их надо поскорее собрать, иначе из них вырастет очередной противник (хотя молодое растеньице менее опасно, чем взрослые, но неприятно лишний раз возиться).
Mass Effect предложил древнюю расу разумных растений, в виде одинокого «последнего из могикан» Торианина, которого команда Шепарда обнаружит в колонии Надежда Чжоу с планеты Ферос. На случай, если кто-то ещё не знает подробностей сюжета первой части, не стану раскрывать все карты этой истории. Замечу только, что Торианин настолько древний, что жил ещё до появления протеанцев и успешно пережил последних. В ходе выполнения квеста на Феросе, Шепарду предстоит найти способ помочь колонистам, которые живут в весьма тяжелых условиях, но несмотря ни на что бросать свою колонию они всё-таки не хотят.
Торианин создаёт армию своих, похожих на хасков, модифицированных гуманоидов
Польский шедевр «Ведьмак» отметился своими опасными растениями — эхинопсами и археоспорами. Оба эти вида сходны по своей сути, только археоспоры более крупные и сильные… кхм… бестии. В мире Геральта чудовища не появляются просто так, поэтому и эти растения неслучайно вырастают. Они появляются на местах совершения страшных преступлений, таких как братоубийство. По поведению они очень коварны: прячутся под землей и затем атакуют, нанося удары как хлыстом.
Клинок и знак Игни — верное средство против этих растений
В стародавней стратегии War Windтакже была раса растений — эаггра (Eaggra). Причём они были в том мире инженерами и самой технологически продвинутой стороной. А казалось бы — к чему выдумывать сложности, когда у тебя есть хлорофил и можно с минимумом затрат подкрепиться, пустив корни на компостной куче?
Зелёные — в атаку!
Безусловно, если мы сталкиваемся с растениями в игре, то следует ожидать с их стороны регенерации своего здоровья — значит бить врага надо без пощады, так как у нас может не оказаться возможности поправить своё здоровье и пополнить боезапас. Растение может быть гигантом и сыграть роль босса. С подобным мы сталкивались и в недавних играх про Бэтмена из серии Arkham: ведь где Ядовитый плющ, там ожидайте и самый разнообразный агрессивный ботанический сад. Если нам дают руководить растениями, то игрок снова может пользоваться такими их качествами, как абсолютная силой, применить тактическую хитрость, чтобы брать врага измором, а самому залечивать потери.
Пожалуй, пока не хватает только проработанных играбельных персонажей с корнями, в прямом и переносном смысле слова, уходящими в царство растений. Ну если не считать сериала The Sims: очередной аддон добавлял в игру тематику садоводства, симы могли посвятить себя новому хобби, а потом самые-самые увлекающиеся симы-огородники так близко соприкасаются с природой, что зеленеют и становятся уже не совсем людьми.
Больше разных этносов и цветов кожи!
Как видим, растениям уже сейчас предоставлен большой простор возможностей: быть игроку врагами, друзьями или подчиненными; играть роль ресурсов или инструментов (например, заклинаний); служить украшением игрового мира или получить другое оригинальное применение в руках разработчиков.
Будем надеяться, в будущем нам доведётся увидеть ещё много оригинальных воплощений флоры в играх, какие и не снились нашим мудрецам и остроумцам.
Лучшие комментарии
Да, по этой теме ещё можно много всего вспомнить, про Oblivion очень удачно пасхалку в пример привел. Я в него давно играл и подзабыл уже детали. В любом случае, во многих фэнтези играх находятся волшебные живые растения.
Про игры с разумными растениями было тоже интересно узнать. Я так и не смог припомнить ни одной игры, в какие играл, где была бы интересная флора. Помню только TESIV: Oblivion, там много разных травок красивых было, увлекательно было их собирать и зелья готовить. Там же, кстати, есть отсылочка на «Маленький магазинчик ужасов», если я правильно понял: один ботаник в своем журнале вёл записи, как вырастил питающиеся животной кровью цветы. Когда растения захотели человеческой кровушки, учёный испугался и вынес их на солнце, там они погибли.