18 августа 2018 18.08.18 14 55K

Зомби, Шрэк и целый мир! [Tony Hawk’s Underground 2]

+16

Спасибо тебе, мир, что мы на одной волне!

2004 год – это период планомерного развития игровой индустрии. Игроки со всего мира впервые открывают для себя World of Warcraft, наслаждаются новым движком Source в долгожданной Half-Life 2 и Vampire: The Masquerade – Bloodlines, догоняют чёртов поезд в GTA: San Andreas и много чего ещё.

Чего только не выходило в этот год – фильмы по играм, сиквелы, новые проекты – многое из этого мы вспоминаем до сих пор. Но сегодня речь пойдёт не просто об игре, а о важной вехе для целого поколения и определённой эпохи. И для этого нам надо обратить свой взор не только на игры.

Помните ли Вы «Звёздные Бои Насмерть» и «Тачку на прокачку»? «Чудаков»? Старые клипы Green Day, Avril Lavigne, Blink-182? Тогда Вы помните MTV 2004 года. Это был не просто канал, а целый символ молодёжи – как на западе, так и в РФ, была целая прослойка населения, которая каталась на скейтах, носила «тапки» (дутые кроссовки с высоким подъёмом), пила газировку и слушала всё, что крутили по крупнейшему музыкальному каналу в мире.

Старшее поколение часто ворчало о «бескультурных детишках и подростках», попросту не понимая эстетических ценностей своих детей, которые хотели немного трэша, угара и любимых образов – и чем сильнее это было сконцентрировано, тем лучше! Люди требовали хлеба и зрелищ, и Neversoft готовы были дать им это.

 

Мы идем покорять мир, детки!

Neversoft, ныне поглощённая компанией Infinity Ward – студия разработки, открытая в 1994 году в Калифорнии. Памятными проектами стали сольные игры студии – Apocalypse в 1998, Spider-Man в 2000 году и Gun в 2005. Но особенно ярко игрокам студия запомнилась серией из 10 игр про скейтбординг – Tony Hawks’ (без учёта игр, выпущенными другими компаниями под этим лейблом).

Кроме этого, Neversoft выпустили несколько номерных частей и спин-оффов Guitar Hero, Band Hero, а также участвовали в разработке Call of Duty: Ghosts. Но здесь речь пойдёт именно о флагманской серии.

Логотип Neversoft далеко не всегда выглядел так, как мы привыкли. В старых проектах студии, вышедших до 1999 года (Skeleton Warriors, MDK, Apocalypse) можно увидеть старый логотип в виде ястреба на фоне пирамиды. Забавно, что ястреб с английского – Hawk, — совпадает с фамилией того самого скейтбордиста, игры с которым станут флагманом компании на рынке.

Изначально Tony Hawks’ была серией игр только про скейтбординг, которая пожертвовала спортивно-симуляционной составляющей в пользу аркадной – это позволило игре выпускаться на большем количестве платформ и при этом быть достойным развлечением для игроков.

Хотя номинально игры на разных платформах могли называться одинаково, это были совершенно разные проекты. Только посмотрите на ПК- и GBA- версию Tony Hawk's Pro Skater – первой игры в серии. Одного взгляда достаточно, чтобы понять – опыт игрока от двух игр будет весомо различаться!
До подсерии Underground, Neversoft делало игры с приставкой Pro Skater – их суть была в полном отсутствии сюжета и фокусе на трюках, комбо и динамике. Игрок просто прокатывался уровень за уровнем, при этом помимо декораций получал небольшие задания – найти спрятанный на уровне объект или сделать определенный финт в специально отведённом месте.

В Underground нас ждало целое повествование – это была история двух друзей-мечтателей, которых разделил мир профессионального скейтбординга. Именно сюжет улучшил восприятие игры и сделал её интереснее, благодаря чему привлёк новую аудиторию к серии игр.

Все игры происходили в современности, но на этом внимание не заострялось. Сами Neversoft уже задумывались над тем, чтобы это исправить, ведь они понимали:

«Игры про скейтбординг – не только спортивные симуляторы про катание на скейтах!»

Они хотели передать дух времени, создать эту атмосферу лёгкого вандализма и безумия из таких шоу, как «Чудаки» и «Viva la Bam!». И, недолго думая, они взяли и справились с этим в Tony Hawks’ Underground 2.

Как я упоминал, игры серии выходили на разные платформы. Наша сегодняшняя героиня из этой серии – не исключение. T.H.U.G.2 вышла на PlayStation 2, Xbox, Nintendo GameCube, GBA, Microsoft Windows, PlayStation Portable и мобильные телефоны.

Мы рассмотрим только версию для PlayStation 2, Xbox, GameCube, PSP и Windows, т.к. остальные версии тоже представляют собой отдельные проекты. Ниже – видео геймплея версии GBA, которая подтверждает мои слова.

 

Ну давайте, алкаши. Да что, этот перец быстрее не может?

Чтобы как-то оправдать наследование слова «Underground» в названии, игра начинается в родном городе главных героев предыдущей игры – Нью-Джерси. Здесь на группу скейтеров, включая протагониста, нападают люди в хоккейных масках, похищают их и закидывают в тёмную комнату.

Оказывается, что похитители – всемирно известные скейтеры и медиаличности –Бэм Марджера, Боб Бёрнквист, Ви-Мэн и другие под руководством самого Тони Хоука. Не обходится и без комичного персонажа – Паули «Колёса Ярости» Райана – десятилетнего ребёнка в гипсе на всё тело на инвалидной коляске, отпускающего грязные шуточки, а также Эрика Спэрроу – главного антагониста и «так-себе-друга» из предыдущей части.

Тони и Бэм задумали безумно крутой Мировой Разрушительный Тур, в котором они разделят скейтеров на две команды и будут соревноваться, набирая очки за каждое задание из списка, что смогут сделать. Проигравшая команда скидывается и оплачивает всю поездку. Кроме того, в конце всех испытаний в каждом городе подводятся промежуточные результаты, после чего проигрывающая команда испытывает на себе действие «Колеса Фортуны».

Напугать человека классическим образом маньяка с бензопилой, заманить настоящего быка в спальню к своему отцу, или устроить фейерверк, способный взорвать целый парк? Бэм Марджера — один из лидеров сюжета игры – сделает всё, чтобы игроку не было скучно!
Героев ждут Бостон, Барселона, Берлин, Бангкок (только в ролике), Австралия, Новый Орлеан, легендарный парк Скейтопия и… Биверхаузен. Это не город, да и не страна, а просто безумно надоедливый репортёр, который преследует героев с определённого момента, пытаясь сделать репортаж обо всём происходящем и даже соглашаясь взять все расходы на себя, пытаясь подмазаться к славе и образу экстремалов.

Может, вы и правы.

На самом деле, образ Найджела Биверхаузена отлично описывает конфликт поколений, свойственный тому времени. Самой частой ролевой моделью, которую выбирали любящие родители, было подмазаться к ребёнку, бездумно нахваливая то, чем дитя занято, совершенно не вдаваясь в подробности. Круто потому, что круто, вот и всё.

Такое поведение является причиной того, что над Найджелом без устали издеваются Тони и Бэм – они уже сами взрослые, но при этом находятся внутри движения, что ставит их в один ряд с протагонистом и игроком. Играющие же родители могли увидеть себя со стороны и пересмотреть своё отношение к своим же детям, не переча подростковому максимализму.

Градус трешовости в игре просто фееричен и только усиливается с продвижением по сюжету:

  • Создать ад с ходящими зомби на земле, а затем с помощью трюка у церкви вернуть всё в норму? Есть!
  • Встретить йети и, вместо того, чтобы в ужасе убежать, убедить того покататься на доске с бензонасосом? Есть!
  • Гринд по оголенным проводам? Перелёт на скейте над зависшим вертолётом? Ограбление банка самим Бенджамином Франклином? Есть, есть, есть!

Так или иначе, преодолев кучу испытаний и угроз для жизни, мы в составе команды Тони побеждаем в туре, совершая под конец невозможное, Найджел Биверхаузен остаётся с носом, а наше веселье только продолжается на бонусном уровне и в других режимах игры.

Надо понимать, что в хорошей аркаде история – больше дополнение к геймплею, она просто ведёт игрока за руку, меняя персонажей и локации, чтобы игра не успевала наскучить. И Tony Hawk’s Underground 2 – не исключение, жать на кнопки Вы будете куда как чаще, чем слушать диалоги. Так что самое время оценить…

Фига, ты меня нашёл! Вон какой у меня механический бык… Ну что, устроим родео?

Раз уж мы разбираем игру в узком жанре, тем более – представительницу серии, легче всего будет разобрать то, что и как она унаследовала от предшественниц, а что привнесла своего, и как это было воспринято.

Что-то старое:

  • Основной геймплей игры – конечно же, катание на скейтборде и выполнение трюков и комбо на локациях. В лучших традициях Tony Hawk’s, всё гиперболизировано – нереальная скорость, высоченные прыжки и выход за пределы человеческих возможностей.Но, с учётом аркадности происходящего и стилизации (о ней мы поговорим позднее), это выглядит даже лучше, чем раньше.
  • Из первого Underground была перенесена фича с возможностью слезть с доски и побегать ногами. Если в предыдущей части это влияло только на облегчение исследования уровней и прохождения некоторых заданий, в T.H.U.G.2 на этом сделан больший акцент – лестницы, граффити и другие элементы дизайна уровней наряду с квестами подразумевают необходимость бегать, прыгать и забираться на уступы.
  • Ну и, конечно, как всегда в серии, открываемые персонажи. Хотите поиграть за солдата из Call of Duty, отрубленную руку или добродушного огра Шрэка? Просто пройдите режим истории на соответствующем уровне сложности! Всего за прохождение сюжета Вы получите 18 персонажей, а за классику — ещё 6.

Забраться на дом или строительные леса, чтобы нарисовать графити, войти в двери дома, чтобы оказаться у него на крыше – Neversoft напоминают игроку, что герои не приклеены к доскам, а в Мировом Разрушительном Туре все средства хороши!

  • Помимо этого, из предыдущих частей перенесена шкала SPECIAL (позволяющая замедлить время и сделать один из особых трюков с забавной анимацией), редактор уровней, персонажей, трюков и т.д.
  • Без изменений перекочевал и Классический Режим – здесь, в противовес Истории, можно поноситься по уровням, выполняя задания на время. Что интересно – Neversoft, с любовью относящаяся ко всей серии, портировала некоторые уровни из старых частей Pro Skater для игры в Underground 2 в этом режиме.

Что-то новое:

  • Впервые за всю серию, нам дали альтернативные транспортные средства вместе с водящими их персонажами для полноценной игры и прохождения некоторых заданий (я не беру в рассмотрение покатушки на авто в Underground, потому что это была явно проба пера, которая была не очень хорошо реализована и больше напоминала мини-игру, чем элемент происходящего).Механический бык, машинка для картинга, инвалидная коляска, сегвей, бензиновый скейт и трехколёсный турбовелосипед – все они имели свои трюки, а управление каждым действительно чувствовалось по-разному.
  • Создание своего граффити и наклейки стало скорее дополнением к редактору персонажа, потому что сама возможность рисовать и лепить стикеры на стены служит ориентации на частично пешеходное прохождение и новой, яркой стилистике игры.
  • В наши дни уже стало привычным, что многие крупные проекты имеют недоработки в момент релиза, которые не были обнаружены при тестировании. Разработчики сидят в ожидании первых отзывов, чтобы начать работать над патчем первого дня, а игроки в нетерпении спамят на их форумах.


    Перед Вами – квест на время. Как Вы думаете, сколько ещё времени осталось на его прохождение? В отсутствие таймера на экране, это сложнее определить, чем кажется – особенно в динамике игры.


    В 2004 году это было менее частым явлением, да и T.H.U.G.2 не была сверхкрупным проектом, но участь сия её не миновала.

    Двумя главными багами оказались:

    1) Работа замедления времени при использовании шкалы SPECIAL – вместо снижения скорости происходящего, игра просто «проматывала» фрагмент, и вы не могли проследить, какие трюки вы сделали. Фанаты нашли способ обойти эту сложность – в момент нажатия кнопки активации SPECIAL надо было выйти в меню и вернуться обратно, но играть так было совершенно невозможно.

    2) Отсутствие таймеров на экране во время прохождения некоторых заданий на время – часть заданий в режиме истории требовала за строго отведённое время начать делать какое-то комбо или проехать определенные участки, сделав обозначенные трюки в пути. За несколько секунд до конца задания, игрок начинал слышать ускоряющееся тиканье часовых стрелок, но этого явно было недостаточно. Изначально в интерфейсе есть место под таймер, но до патча он просто не всегда отображался на экране.

    Neversoft залатали свои огрехи, но осадок у игроков, взявших игру на старте продаж, несомненно остался.

Как Вы можете представить, в начале 2000-ых годов любители видеоигр становились всё требовательнее день ото дня. Подавай всё более сочное, красивое, бесшовное. И трудно обвинять их в привередливости, вкусной конфетке – яркую обёртку. Так что время обратить внимание на внешность игры.

Хочешь, чтобы тебя здесь заметили — пробуй делать самые отбитые трюки!

Графику и анимацию хотелось бы обсуждать на контрасте. Думаю, что в этом разделе лучше рассмотреть THUG2 как часть серии и образца современников жанра.

Новенький среди своих:

Итак, среди других Tony Hawk’s, картинка не стала революционной. После первой Underground визуально не было почти ничего нового – и в этом не было ничего удивительного. Разница в релизе игр была всего в год, да и не на новинку в плане графики ориентировался проект. Про анимации тоже сказать нечего — они тоже не стали особо отшлифованными, но, в их защиту, не резали глаза при зуме в режиме SPECIAL.

Что было действительно приятно – так это новая стилистика. Слегка уменьшенный интерфейс благодаря стилистике трафарета для граффити и «разбитым» шрифтам не только стал выглядеть аккуратнее (как бы это ни было противоречиво с учётом стиля), но и отлично дополнял атмосферу хаоса и лёгкого вандализма самой игры.

Раньше я уже упоминал MTV и музыкальные видео, сопряженные с ветвями рок-культуры, а также их влияние на игру. Посмотрите на цветовую гамму и общий стиль – Ramones или Avril Lavigne могли бы обзавидоваться, пытаясь сделать очередной яркий и интересный клип.

Старик среди чужих:

А вот среди конкурирующих проектов у T.H.U.G.2 все было сложнее. Ясно, что в тот же год выходили игры с графикой того же уровня – но в случае, например, с World of Warcraft это было оправдано, т.к. в огромном MMO-проекте акцент был сделан на тонне механик, оставленных игрокам в изучение, да и темп игры не был так высок.

Жанром игры заявлена «Аркада/Спортивный симулятор», так что логичным будет сравнить игру с другими частично аркадными проектами того же года — Need For Speed Underground 2 и Tekken 5.

В случае с NFS ощущается значительное проседание Tony Hawk’s в графике (особенно при изучении текстур), потому что гоночный симулятор всегда подразумевает меньшее количество механик, да и Electronic Arts никогда не скрывали огромного акцента на графике в играх своей серии.

По стилистике – сложно сравнивать красное с большим. Неон против граффити, аккуратность против стрит-арта и хаоса – это просто разные вещи, и судить, что лучше, объективно невозможно.

И всё же в одном T.H.U.G.2 выигрывает. Если в NFS Underground 2 всё повествование визуально никак не подаётся, не считая пары катсцен, то в Tony Hawk's гораздо больше заставок, работающих на живость и темп истории.

Глядя на эти 3 игры, теряешься в количестве параметров для сравнения. Сколько бы ни было вышедших почти единовременно аркадных проектов – везде чувствуется почерк сформировавшийся создателей и оформление согласно законам жанра.

Tekken 5 находится на одном уровне с NFS Underground 2 в вопросе графики, но идёт на шаг вперёд в другом. Анимация ударов, тел, сочетание нескольких стилей заставок для повествования – сложно придраться к продукту, совершенствующемуся в своей нише, который, при этом, с одного взгляда легко отличить от аналогичных проектов. И пусть файтинг проседает перед гонками, и тем более – спортивным симулятором в разнообразии геймплейных особенностей, к картинке на момент выхода здесь придираться просто грешно.

Ну что ж, основную информацию мы воспринимаем через глаза, но недаром у всех любителей этой игры при её упоминании в голове играет Джонни Кэш, The Doors или Фрэнк Синатра – отдельного внимания заслуживает…

Как тебе звук? Мне так хочется испытать свою ракету!

Роль саундтрека в Underground 2 стала немного интереснее, чем в других играх серии и жанра в целом. Не имея собственной музыкальной темы, игра использует свой саундтрек не только для фона, но и для передачи событий в игре. После определенного события может включиться специально подобранная тема.

Крайне удобно ещё и то, что прямо в меню можно выбрать, музыку каких жанров вы хотели бы слушать в процессе игры.

Особенно, если речь идёт о таком разнообразии жанров. В саундтреке тебе и гранж, и металл, и хип-хоп, и ещё несколько жанров – всего более 50 песен не дадут Вам заскучать. А OST ниже, представленный аж в 3 частях, да ещё и со всеми подписанными песнями, Вам в этом поможет!

P.S.: Если не включили саундтрек в самом начале обзора — начните с 1 видео, а если всё уже послушали — переходите дальше :)

 
 
 

Стоит нам только стратегически облагородить один из билбордов своим искусством, как в колонках заиграет Disturbed – Liberate.
Насчёт актеров озвучки сказать почти нечего. Все скейтеры озвучили сами себя, а NPC, главного героя/героиню и случайных прохожих озвучил каст, среди которого нет известных в РФ актёров.

Обычно, я выделяю целый блок на то, чтобы рассказать о локализации. Но для этого нужно, чтобы было, о чём рассказывать. А здесь нет аудио-локализации, только текстовая, да и о той мало можно сказать.

«1С» явно решила, что сюжет – это милое дополнение к аркадному катанию, а вовсе не его основная часть, и довольно вольно перевела диалоги в сценах и смс-сообщения. В их защиту можно отметить, что игровая составляющая от этого не так сильно потеряла, но, на мой взгляд, просела эстетика.

Помните, сколько усилий было вложено в дубляж передач по MTV? Контекстные переводы шуток, подбор голосов на дубляж для трансляции зрителю интонации, а не только текста. Здесь же этого не сделано – и кто знает, возможно, игра была бы ещё теплее воспринята, будь этот момент проработан лучше.

Перед тем, как мы уйдём, я хочу показать тебе ещё один финт ушами.

Критики приняли игру смешано, хоть и с высокими отзывами. Надо понимать, что в рамках истории серии пиком вообще был Pro Skater 4, а подсерия Underground, как бы это ни было грустно, стала началом конца.

Многие отметили, что геймплей не особенно изменился со времён первого T.H.U.G. (о причинах я писал ранее), новые трюки не производили особенного впечатления. Портал GameSpot согласился с экспертами, при этом отмечая, что «хоть и не все изменения замечательны, основной игровой процесс всё ещё достаточно хорош».

В противовес, портал 1UP.com отмечает, что некоторые новые трюки и нашлёпывание стикеров отлично дополняют происходящее на экране, а возвращение Классического Режима, которого не было в первой части подсерии, «вызовет слезу ностальгии у старых фанатов, а новички узнают, с чего начинались эти игры».

Вы чувствуете тенденцию? Все хором говорят разное – но про геймплей. Всё потому, что игра заявлена в том жанре, где весь акцент падает на игровой процесс. Со своей стороны, считаю, что Tony Hawk’s Underground 2 справедливо оценена на 8-9,75 из 10 разными изданиями, потому что была действительно хороша, но не стала игровым откровением.

Но я совершенно точно рекомендую игру для ознакомления, как «героя своего времени». Культурный феномен T.H.U.G.2 неоспорим, и буквально с первых минут игры Вы и сами это ощутите.


Лучшие комментарии

Ещё в 2004 году Прокачивали тачКи, Happy Tree Friends творили чудесные непотребства, а мы были моложе :)
Спасибо за статью. На полке до сих пор стоит лицензионный бокс с игрой на 2-х CD-дисках. Саму игру проходил, наверное, более 20 раз на всех уровнях сложности, изъездил вдоль и поперек.
Жду материал по American Westeland!
Играл я и U2 и в Pro Skater 4. Выцепил в свое время диск у двоюродного брата (намного позже после релиза) и гонял до посинения. Причем не кампанию (скила не хватало, не понимал я как все эти трюки делать), а свободную игру. Не помню уже почему, но PS4 мне понравился значительно больше, чем U2.

А по поводу оста — да, он клевый, разнообразный, но мне лично Sum 41 не хватило в саундтреке. У них на то время были клевые альбомы.
Ну, на вкус и цвет вснм свои фломастеры подавай)))
А про Sum 41 — помним, любим)))) думаю, про любимую музыку можно очень много написать, да не тот тут тред)
Максим, спасибо за отклик)))
По American Wasteland, возможно, сделаю позже — пока стараюсь брать именно те игрушки, которые сам люблю с детства крайне сильно — причины очевидны в статье))
Спасибо за статью. Одно время долго-долго поигрывал в неё.
Помнится, именно благодаря этой игре я познал на себе «увлекательный» мир пиратских локализаций: где-то нельзя выполнить задание (не засчитывался трюк), где-то игра просто вылетала при загрузке уровня (то ли на Австралии, то ли на Берлине). А потом ломаешь голову: «Как же так? Как с этим разобраться?». В итоге установка английской версии с того же диска вроде как всё исправляла. Весёлое было время=)
Не были, все верно, прохождение именно этой версии до сих пор можно посмотреть на Ютубе — там всё есть.
В Про-Скейтерах на ПК, как помнится, 90% багов с принятием/ходом/сдачей заданий лечились через многочисленные сохранения/загрузки.
Спасибо за классную статью) Прям вспомнил — почти прослезился. Верните мне мой 2004-й, как говорится =)
Замечательная статья!
Каюсь, сам не играл, лишь смотрел за игрой друзей, но всегда интересно узнать про достойные вещи)
Спасибо за потраченное время))
Ну, как я и упомянул, от багов было некуда деться и в официальном релизе — так что не так много и потеряно)
У меня была другая история — взял у друга версию на диске от 1С, заинсталил и… Она не стартану. Не цепляла какую-то библиотеку. В настроенных чувствах, я полез рыться в папках компа, и каково же было моё удивление, когда я нашел нужный файл, а потом (уже не без помощи родителей) указал к нему путь и стартану игру. Ещё пару дней ходил приятно довольный «я у мамы программист» :D
Вот THUG2 от 1С ни разу не ставил, да и не видел тогда в магазинах. Видимо, в какой-то мере мне даже повезло =D
Кстати, в версии от 1С вроде не были вырезаны заставка и остальные ролики, да?
Вообще, в то время даже в официальных локализациях сомневался. Взять того же THPS4 на PC от 1С. Вроде и не вылетает нигде, и видеоролики есть, но на 100% пройти игру не выйдет. А всё потому, что в одном из pro-заданий (вроде бы на Алькатрасе у Руна Глифберга) не засчитывался один трюк.
Ааа, вот оно что.
Спасибо, не знал =)
Спасибо за отклик)))
Да, дела, до сих пор игра очень хорошо реминисцирует события того времени))
Спасибо!)
Достаточно легко и без возни запустилась на ноутбуке 2012 года под Win10, так что было бы желание — попробовать можно и сейчас))
Читай также