«Мы должны понимать в какой жопе находятся игры, если за их свободу сражаются эротические визуальные новеллы»
6 июня 2018 года Valve Corporation объявили о том, что компания отныне будет пропускать в свой магазин Steam все видеоигры. Исключением стали проекты, которые нарушают законодательство либо созданы для троллинга. Valve больше не собираются решать какой проект достоин места в Steam. Теперь эта обязанность ложится на плечи игроков.
Казалось бы, победа. Разработчики эротических игр наконец-то обрели творческую свободу за которую они сражались годами. Вот только вместо ликования победители лишь разгорелись новым скепсисом. Годы сотрудничества с Valve научили их не доверять громким обещаниям гиганта.
12 июля авторы популярной серии адово хардкорных визуальных новелл Sunrider объявили о том, что Valve не пропускают в Steam их новое творение Shining Song Starnova. Двумя днями ранее об аналогичной ситуации сообщил автор шедевра Boobs Saga. Он также заявил о том, что его проект не допустили к продаже и попросил игроков «попросить Valve одобрить его новое творение».
Сотрудники Valve вскоре подтвердили эти заявления. Пока они работают над новыми инструментами для удобства пользователей, некоторые спорные видеоигры не попадут в Steam. Неужели это была мнимая победа и Valve в очередной раз смогли наеобыграть всех разработчиков «видеоигр для взрослых»?
Уж кто, а Valve уже давно не образец для подражания. Люди, столкнувшиеся с их двойными стандартами и неудачными решениями, прекрасно понимают какими двуличными могут быть Valve в отношении «отдельных категорий игр». Бесконечный поток коричневой жижы из помершего Greenlight, asset-флипы сделанные на Unity за пару часов, скандал с Джимом Стерлингом (Jim Sterling) и разработчиками The Slaughtering Grounds, манипулирование отзывами, не вышедшие из раннего доступа подделки, игры созданные для выбивания карточек и достижений, шапки в Team Fortress 2, кейсы в CS: Global Offensive и в конце концов просто пустые папки вместо игр — перечень всех сомнительных решений Valve слишком велик, чтобы здесь уместиться.
Казалось бы и этого уже хватает, но есть один гвоздь, который по итогам и стал последним украшением в красивенький гроб неоднозначной политики Valve — это подлое отношение компании к визуальным новеллам, как обычным, так и эротическим. Конечно Valve сделали много хорошего, но я здесь не строю из себя серьёзного игрожура, поэтому речь пойдёт непосредственно о том, что задело нас, гордых говноедовфанатов визуальных новелл и прочего японского ширпотрёба.
Наверняка в это тяжело будет поверить людям не в теме, но именно многолетняя борьба коммьюнити эротических визуальных новелл с Valve и сыграла ключевую роль в том, что Valve теперь собираются (ли?) пропускать абсолютно все видеоигры в Steam. Это значит что многим играм, как вышедшим, так и нет, подарена долгожданная свобода. Даже мы, игроки, также стали свободнее, ведь теперь нам Valve не будут навязывать что покупать.
Кое-что далее наверное вам будет непонятно, поэтому я взял себе очаровательную подругу, которая будет вам помогать. Познакомьтесь с Мелиссой и перейдём к делу.
***
Эротические видеоигры всегда боролись за право существовать. Первый серьёзный скандал спровоцировала Custer’s Revenge на Atari 2600. В 1982 году она наделала значительного шуму среди противников видеоигр, политиканов, феминисток и даже представителей коренного населения Америки. Ещё бы, ведь целью этой игры было совершение «сну-сну» по отношению к невинной девице из племени краснокожих — мечте каждого ковбоя.
И пока шквал критики обрушился на игру, любопытные игроки обрушились на магазины с самой игрой, скупив в общей сложности 80 тысяч копий. Вслед за ними, чего уж там, обрушилась и видеоигровая индустрия. Потеря контроля над издательством игр, из-за чего эротика и проникла на консоль Atari, стала одной из многих причин краха видеоигровой индустрии 1983-го года.
От расхитителя женских гробниц до стражника городка, ковбоя отделяла лишь одна неудачно пропущенная стрела
Впоследствии это привело к тому, что огромное количество непроданных копий самого громкого провала тех времён — E.T. пришлось похоронить на свалке около Аламогордо. Разумеется, это всё выдумки, которые недавно опроверг Джеймс Рольф (Angry Video Game Nerd). На самом деле там были похоронены осколки инопланетного корабля инопланетянина, который спасался от планетарного разрушителя СмертьМуозикса.
В 1992 году видеоигры вновь спровоцировали череду громких скандалов. Вышедшие в этом году Mortal Kombat и Night Trap стали объектами ярых дискуссий о вреде видеоигр. Первую обвинили в чрезмерном насилии, а вторую заклеймили «рассадником похоти». Ситуация накалилась настолько, что даже западным отделениям Nintendo и Sega пришлось обменяться «любезностями». Nintendo упрекали Sega в том, что «такой мерзости как Night Trap вообще нет места в социуме, а уж тем более на консолях», а SEGA кидали ответку в стиле «мы хотя бы додумались ввести подобие возрастной рейтинговой системы для таких случаев». Это привело к созданию организации ESRB, усилиями которой была введена уже настоящая, серьёзная рейтинговая система видеоигр для всех возрастов.
Все видеоигры с эротическими сценами получали высший рейтинг AO (Adults Only) прозванный не иначе как «поцелуй смерти». Производители консолей наотрез отказались иметь дела с владельцами такого рейтинга, поэтому любая откровенная сцена моментально делала игру гордым эксклюзивом для персональных компьютеров.
Никаких обходных путей для игр с эротикой не предвиделось, поэтому разработчикам приходилось нещадно резать контент, чтобы получить рейтинг M, позволяющей игре выйти на консоли. Например Дэвиду Кейджу (David Cage) пришлось вырезать все откровенные сцены из Fahrenheit, чтобы игру допустили к продаже на консоли.
Так продолжалось вплоть до 2007 года, пока однажды на горизонте игровой индустрии не замаячила Mass Effect. Ролевая игра/шутер/симулятор поездок на лифте от Bioware заработала себе скандальную репутацию ещё на этапе разработки. Шутка ли, на консоль от Microsoft создаётся AAA-игра, в которой можно заняться сексом не только с самкой человека, но и синепопой внеземной красавицей! И не смотря на это, игра умудрилась получить допустимый для консолей рейтинг M. Журналисты долго смаковали эту новость, но настоящий скандал разразился только после релиза игры.
21 января 2008 года в эфире телеканала Fox News вышла передача с названием «’SE’XBOX» в которой диванные аналитики обвинили игру в «развращении детей» и распространении «цифровой порнографии». «Приглашённая специалист» по психологии Купер Лоуренс (Cooper Lawrence) прибавила к этому ещё и «сексуальную объективацию женщин». Присутствующий там же старина Джефф Кейли (Geoff Keighley) поинтересовался тем, играла ли вообще девушка в Mass Effect, на что та ответила: «Конечно же нет».
Особо впечатлительным людям перед просмотром лучше запастись прохладительными напитками
Игроки, журналисты и даже руководство Electronic Arts выразили крайнее негодование по поводу всего, что было сказано в передаче. Последующие разборки с Fox News никак не повлияли на ситуацию. Только мисс Лоуренс, обвинившая игру в «сексуальной объективации женщин», впоследствии принесла свои извинения. Правда лишь после того как игроки смогли «вернуть даме бумеранг» опустив на дно рейтинг её новой книги с комментариями в стиле: «Мы книгу конечно же не читали, но она ужасная».
Mass Effect превратила скандальный случай в прецедент, тем самым разрушив устоявшуюся схему «игры с эротикой только на компьютеры». Это позволило таким будущим хитам как: Dragon Age, The Witcher 2, Heavy Rain и GTA V попасть на консоли вместе со всеми +18 сценами. Однако в это же время уже у компьютеров возникли трудности с эротическими играми.
Крупнейшая торговая площадка Steam вела ожесточённую борьбу с эротическими играми от малоизвестных студий. Те в свою очередь просто не могли что-либо противопоставить гиганту. Когда надежды на свободу распространения «видеоигр для взрослых» иссякли, неожиданно в борьбу вступили японские игры, состоявшие по большей части из визуальных новелл.
Япония издавна считается одной из самых развратных стран. До введения запретительного акта 1999 года страна лидировала по количеству распространяемой порнографии, в том числе и детской. Тамошняя борьба с порно напоминала сражение с гидрой — «отрубишь одну голову и на её месте вырастит две». Это вынудило японское правительство организовать жёсткую систему контроля за распространением эротических материалов. Контролировать местные «видеоигры для взрослых» поручили Ethics Organization of Computer Software впоследствии ставшей прообразом ESRB.
Тем не менее, даже такой контроль не гарантировал «безопасность» игроков, особенно зарубежных. Неизвестно каким чудом, но вышедший в 2002 году файтинг Battle Raper умудрился проползти под радарами борцов за чистоту видеоигр. Не смотря на название, суть Battle Raper была не в сражении между рэперами (на что чёрт возьми было бы очень интересно посмотреть в отличие от Versus), а в изнасиловании девушек после сражения. Как только игрок выбивал всё дерьмо, а заодно и одежду, из красивых девушек ему предоставлялся шанс насладиться ещё тёплой 'ня'кающей тушкой.
Скорее всего игру спасла урезанная по самое не могу западная версия, в которой все пикантные моменты заменили на широкоформатные изображения героинь, однако следующему проекту так уже не повезло. Вышедший в 2006 году симулятор изнасилования RapeLay умудрился выползти за границы Японии в своём исконном виде, тем самым спровоцировав международный скандал.
Игру даже пытались защищать аргументами в стиле: «изнасилования — это не такие тяжёлые преступления как убийства, которые наблюдаются в каждой второй игре»
В 2009 году британский политик Киф Ваз (Keith Vaz) обнаружил пиратские копии игры на сайте Amazon. Британский парламент сразу же постановил изъять их из продажи. Вслед за этим к скандалу подключились феминистки из организации «Equality Now». Они пошли на отчаянные меры и обратились к премьер-министру Японии Таро Асо (Taro Aso) с просьбой запретить этот симулятор на территории самой Японии. Японцы отреагировали молниеносно — игру запретили, а любые упоминания о ней на официальном сайте разработчиков стёрли.
Такой скандал создал крайне негативный фон для всех японских визуальных новелл, которые в это же время штурмовали Steam. По словам Джонна Пикетта (John Pickett), директора крупного издательства эротических новелл MangaGamer, «все ранние попытки продвинуть визуальные новеллы в Steam заканчивались полным провалом». Подтвердил это в одном из интервью и Питер Расмуссен (Peter Rasmussen), глава студии-ветерана визуальных новелл Lupiesoft. «Визуальные новеллы хоть и занимали значительную долю японского рынка, однако в то время они были нишевой вещью для остального мира» — вспоминал он. Месяцы безуспешных переговоров практически поставили крест на популяризации визуальных новелл с элементами эротики.
В 2012 году Valve ввели известное поле для экскрементов инди-разработчиков — Steam Greenlight, которое и стало «золотым билетом» для разработчиков визуальных новелл. Ранее забракованные Valve новеллы без проблем получали «зелёный свет» от игроков. Как замечали участники тех событий: «Для Valve такая неожиданная поддержка эротических визуальных новелл оказалась неприятным сюрпризом». Вскоре компания начала удалять их, и по воспоминаниям разработчиков, делала она это с крайней избирательностью.
Со временем разработчики нашли выход и из этой ситуации. Они начали продвигать «лайт-версии» своих новелл, в которых отсутствовали все откровенные моменты. Однако, как только новеллы попадали в Steam, на их страницах размещались R18-патчи, возвращающие откровенные сцены. Подобный метод не нарушал правил Steam, а значит борьба продолжилась.
Такая хитрая схема успешно проработала до октября 2017 года. Тогда Steam нанёс ответный удар по визуальным новеллам, запретив размещать R18-патчи. Разработчикам, но не игрокам. Чем те позже и воспользовались. Глава студии Lupiesoft связал подобные репрессии с тем «что у их проектов не было столь же обширного коммьюнити как у GTA V или The Witcher, поэтому они не смогли оказать серьёзного давления на Valve». Уже тогда возникли вопросы в духе: “Почему таким играм как The Witcher 3 можно показывать откровенные сцены секса, а визуальным новеллам нельзя позволить себе даже небольшое изображение груди какой-нибудь вайфу?».
На ближайшей сессии вопросов «An Ask Me Anything Session» у самого Гейба Ньюэлла (Gabe Newell) потребовали разъяснений по поводу ущемления визуальных новелл, однако вразумительного ответа так и не получили.
К началу 2018 года, отношения Valve с авторами визуальных новелл напоминали натянутую струну которая вот-вот лопнет. 18 мая крупные издатели и разработчики эротических визуальных новелл сообщили о неожиданном ультиматуме Valve, которые потребовали «в течение двух недель удалить все спорные проекты содержащие эротику». И то, что сами Valve ранее допустили эти новеллы к продаже, делало ультиматум крайне абсурдным. Новость быстро подхватили игровые СМИ, что вызвало нужный разработчикам резонанс. Давление общества сработало и 19 мая Valve разослали письма с извинениями, пообещав пересмотреть своё отношение к новеллам.
Сразу после скандального ультиматума от Valve, его жертвы начали искать выход из противоречивой ситуации. Издатель MangaGamer заявил о том, что они готовы сотрудничать со всеми, с кем не хотят работать Valve. В это же время крупнейший англоязычный издатель хентайной манги Fakku объявил о сотрудничестве с пострадавшими разработчиками и издателями. Вслед за ними свою помощь предложила независимая торговая площадка itch.io. В довершении, MangaGamer заручились поддержкой сервиса GOG, благодаря чему часть визуальных новелл теперь можно купить и в нём. Медленно, но неотвратимо наступал финал всей этой странной истории.
Сражение «видеоигр для взрослых» за свою свободу завершилось 6 июня 2018 года. Valve Corporation объявили о том, что компания отныне будет пропускать в свой магазин все видеоигры согласно новым правилам Steam Direct. Однако победители были слишком заняты распространением своих игр на другие торговые площадки. Вместо победных криков они выдали лишь несколько ироничных комментариев в Twitter.
12 июля авторы популярной серии визуальных новелл Sunrider сообщили о том, что Valve временно не пропускают в Steam их новое творение Shining Star Nova. Пока Valve вновь меняли правила игры (хоть и временно), авторы новеллы радостно сообщили, что совсем скоро Shining Star Nova появится в GOG.
«Не доверяйте Steam и не рассчитывайте только на него. Всем начинающим разработчикам визуальных новелл нужно словно осьминогам тянуться к любым доступным рынкам» — подытоживает не единожды пострадавшая от действий Valve студия Lupiesoft в своём Twitter.
***
Эротика продолжает захватывать умы игроков. По данным Pornhub, в 2017 году количество поисковых запросов только по персонажам Overwatch превысило планку в 10 миллионов. В этом году уже лидирует Fortnite, запросы по ней увеличились на 824%. Это уже не говоря про зашкаливающее количество порно-пародий по мотивам видеоигр, турнирам на раздевание, бесконечному числу NSFW-косплея и контента rule34. Было бы очень странно если сами игры не устремились бы в этот же ими и созданный поток.
На наших глазах происходит переломный момент, когда небольшие студии наконец-то перестанут ограничивать в свободе творчества. У каждого проекта, независимо от наличия эротики, появится шанс стать чем-то значимым для индустрии. Когда очередные инди-разработчики смогут продвинуть свою игру в Direct, они точно будут знать, что эту возможность им подарили те, кто годами сражались с Valve. Те, кто когда-то не побоялись использовать эротику в своих проектах.
А может и не смогут. Чёрт его знает, что ещё Valve там придумают…
Мы все умрём
Лучшие комментарии
Пропадал где-то две недели, а теперь вернулся с рыженькой подружкой и темой об эротике.
Интересно-интересно.)
Просили же больше так не делать.
Статья получилась хорошая. Надеюсь, что когда-нибудь визуальные новеллы в Стиме смогут обрести свободу (а заодно и популярность).
Ты уже настолько уверен в своём успехе, что специально байтишь людей на минусы? Не надо так :3
А вообще, так то эротические визуальные новеллы отстояли не эротику, а исключительно себя. Valve прежде всего корпорация, которая основной доход получает от торговой площадки а значит она не будет подкладывать себе жабу в виде общественного порицания, а врубать задний ход будет только в случае, когда это самое общественное порицание возникнет откуда не ждали. Независимые разработчики не имеют такого комьюнити за спиной, какое имеют визуальные новеллы и конкретно разроботчики/издатели визуальных новелл со стажем. А значит если они будут иметь нечто, что может спровоцировать скандал, то Valve запросто может это дело прикрыть, ибо, цитируя их июньское высказывание:
То есть под удар попадает всё, что может принести ей ненужный риск. Поэтому, повторюсь, визуальные новелллы спасли только сами себя, но никак не инди разработчиков(кроме инди-разработчиков визуальных новелл, конечно)
Тема эротики в играх, конечно, интересна. Безусловно — это абсурд, то что рейтинг М — может подразумевать откровенную расчленёнку, хоррор составляющую и пр, но не здоровое человеческое соитие, которое (в 17 лет то) никому психологическую травму не нанесёт(кроме отдельных случаев, конечно, которых хватит и на любой другой элемент в медиа). Но с другой стороны, если копнуть чуть глубже — то это наверное хорошо, что между эротическим контентом и всем остальным проведена некоторая черта. Эротика всегда была темой довольно эксплуатационной, это не какие-то там батлрояли — это всегда занимало значительную часть помыслов у человека во все времена и её и сейчас в некоторой степени эксплуатируют, НО если дать этой машине полную свободу доступа, то для творений на все остальные, порой немаловажные темы, — не останется места. Видимо понимание правильных приоритетов таится в человеческой натуре(или человеческой культуре), раз подобный декаденс ещё не захватил всё и вся. Или это только пока? Но это уже другой, более глубокий вопрос.
Ну, кстати, кто-то мог бы интерпретировать эти теги так, будто тебе наоборот совсем не всё равно :) Ну а так моё замечание по тегам было шуточным, что должен был подчеркнуть этот ":3" смайлик, но он видимо не справился со своей задачей
или я не справился с шуткой.Так вот эта вот
Как раз, как по мне, и даёт им возможность пресекать всё что им будет удобно и ссылаться на эту строчку «тут мы увидели экстремизм, а тут настолько откровенная порнография запрещена по законам США, здесь явно троллинг, здесь разжигание и нетерпимость» и пр. Ясен пень они больше не поднимут руку на визуальные новеллы, но на что-то независимое и не имеющее за собой большой известности и большого сообщества — легко. В теории за это предъявить им можно, проблема в том, что предъявлять будет некому, если только этот самый независимый разработчик не сможет грамотно устроить вокруг себя бучу. Что с учётом его неизвестности — довольно сложная задача.
Так я рассуждал не про опасность, не про провокацию и не про новеллы, а просто на тему эротики и её места в творчестве и культуре.
Ниер это, максимум, игра с нынешним уровнем эксплуатации эротики, которой везде хватает(а вообще, судя по высказываниям Ёко Таро, он не задумывался о намеренной эксплуатации — ему просто нравилось как героиня выглядит :D). То есть в его сторону можно кинуть только претензии уровня феминисток новой волны, но мы сейчас не об этом. И основная тема игры не на соитии завязана. Под полной свободой доступа я имел ввиду нечто вроде допущения на все торговые площадки порнографических игр, прокат порнофильмов, порномультильмов в кинотеатрах на большом экране и прочее подобное. Правда сейчас я понял, что ошибся и даже если наступит период, когда машина заработает на полную — её, ввиду перенасыщения и, как следствие, явной демонстрации бездумной эксплуатации, потребители живо загонят обратно, пускай и не в такие рамки, как сейчас, но всё равно выдвинут вперёд творчество, воздействующее на более «высокие» чувства. То есть само предположение о подавляющей конкурентноспособности такого контента при отсутствии рамок — ошибочно.
Пойду посплю.
Про эту тему слышал лишь поверхностно в начале года, не придав этому большого значения, хотя еще тогда я удивился тому, что Ведьмака или ГТА с их обнаженкой и многими другими вкусностями пихают во все рекомендации и хиты, а безобидные ВН-ки унижакают и гнобят за то, что там 2Д-сисю нарисовали. Но, как я думаю, ответ в том, что Ведьмак и ГТА несут бабло, а этого визуалки, в силу своей «нишевости» предложить не могут.
лайкодобряю.Ну значит я не справился с шуткой — впредь постараюсь быть аккуратней :)
*зануда мод он* Да, но «идеалы мужской/женской красоты» я бы не отнёс к данному проявлению. Камасутра — это скорее бытовой гайд :) А римские оргии, города в честь любовников и инцест имели разную степень порицания — просто высокопоставленным такое позволяли, но не одобряли(хотя, если не путаю, инцест среди правителей в некоторых культурах имел религиозные основания или политические мотивы). *зануда мод офф*
Как ты и сказал — эротика всегда занимала особое место в культуре, со всеми вытекающими последствиями. Я не имею ничего против её существования и распространения и думаю, что её драконовское ограничение, отправка на задворки подозрительных сайтов
— только навредят всем. Я даже за демонстрацию этой части человеческих взаимоотношений в играх. НО, если даже сейчас, многие компании осознанно паразитируют на эротике(если толькоих «социал джастис вориорс» ещё не запалил), представь что было бы, если бы она из своего особого места — перешла в свободное пользование наравне со всем остальным. Как я уже я сказал — я скорее всего ошибся и такого не произойдёт и даже если произойдёт, то быстро угаснет, но паразитирование на этом элементе приняло бы весьма ужасающие масштабы. То есть я не против использования откровенной эротики в играх и других произведениях искусства — я против откровенного паразитирования на этой теме, которое бы непременно последовало, если бы все крупнейшие поставщики медиа, по какой-то причине, открыли для неё свои двери.
Ай да кого мы обманываем, сиськи любят все. Нарисованные, настоящие, маленькие, большие, какая разница.